Формирование умения ориентироваться в пространстве в соответствии с ФГОС ДО
статья

Миклина Марина Андреевна

В статье описываются особенности формирования умения ориентироваться в пространстве в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Миклина Марина Андреевна

Воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ №  21 «Искорка»

Новосибирская область, г.Бердск

Формирование умения ориентироваться в пространстве в соответствии с ФГОС ДО

Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребенок развивает математические способности и получает первоначальные представления о значении для человека счета, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах. Испытывая положительные эмоции от обращения с формами, количествами, числами, а также с пространством и временем, ребенок незаметно для себя начинает еще до школы осваивать их математическое содержание.

Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентировка в пространстве имеет большое значение для всех сторон деятельности человека, оказывает влияние на развитие его самосознания, личности в целом. Развитие у дошкольников различных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве выступает одной из важнейших задач дошкольного образования.

Свободное оперирование пространственными образами – это то фундаментальное умение, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно является необходимым условием успешного познания и активного преобразования действительности. Если эти представления сформированы у ребенка недостаточно, у него нередко возникают трудности при овладении чтением и письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

Таким образом, пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности.

Раздел “Ориентировка в пространстве” занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста. Представления о пространстве у детей развивают в процессе непосредственной образовательной деятельности не только по математике, но и в процессе музыкального и физического воспитания, при выполнении различных видов изобразительной деятельности, во время режимных процессов, в дидактических и подвижных играх и т.д.

Большая роль в формировании ориентировки в пространстве принадлежит подвижным играм, в которых детям необходимо пройти или пробежать в определённом направлении, найти в пространстве предмет, своё место. Важно постепенно учить ребёнка действовать не только самостоятельно, но и совместно с другими детьми, находить место в колонне, шеренге, кругу. Ориентировка в пространстве осуществляется при помощи зрительных или звуковых сигналов, указаний и команд педагога.

Особое внимание уделяется индивидуальным занятиям. Такая работа проводится в утренний отрезок времени, а так же во вторую половину дня. Индивидуальные занятия проводятся с теми дошкольниками, которые в силу особенностей своего развития не усваивают новых знаний наравне со всеми, а также с одаренными детьми и с детьми, пропустившими более одного занятия.

При построении работы в своей группе мы опираемся на общеобразовательную программу дошкольного образования от рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.  Данные авторы выделяют следующие периоды в формировании ориентировки в пространстве:

Младшая группа (3 – 4 года):

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.

Средняя группа ( 4 – 5 лет):

Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).  Познакомить с пространственнымиθ отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Старшая группа (от 5 до 6 лет):

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».  Учить ориентироваться на листе бумагиθ (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет):

Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).  Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.  Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.  Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Следует отметить, что предлагая детям математическое содержание по формированию умения ориентироваться в пространстве, нужно также иметь в виду, что их индивидуальные возможности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания данного раздела носит сугубо индивидуальный характер.  

 Список литературы:

1.Метлина А.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1994. – 255с.

2.От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Симез, 2013. – 336с.

3.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга: Адель, 1998. – 118 с.

4.Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников». – Москва: «Просвещение», 2000. – 303с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»

Умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движени...

Проект по ФЭМП «Формирование умений ориентироваться в пространстве детей старшего возраста» в подготовительной группе № 4

Проект по ФЭМП «Формирование умений ориентироваться в пространстве детей старшего возраста» в подготовительной группе № 4...

Система дидактических игр и упражнений ,способствующих формированию умений ориентироваться в пространстве.

Умение ориентироваться в пространстве – важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребенку важно свободно ориентироваться в пространстве, владе...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Ориентировка в помещении детского сада» (формирование умений ориентироваться в пространстве: умения «читать» план, проводить маршрут пути)

Тип и название занятия:Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группыТема: «Ориентировка в помещении детского сада»(формирование умений ориентироваться в пространстве: умения &l...

занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Ориентировка в помещении детского сада» (формирование умений ориентироваться в пространстве: умения «читать» план, проводить маршрут пути)

Занятие направлено на формирование у детей с нарушением зрения умения ориентироваться по плану, проводить маршрут пути от места нахождения до заданной точки, упражнении детей в использовании пространс...