Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников.
консультация по математике на тему

Познавательный интерес - основа учебной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников.

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №119»

Глушкова А.Н.

««Приохотить» ученика к учению
  гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его»
                        К. Д. Ушинский
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного увлекательнее»
Б. Паскаль
«Ум в порядок приводит математика»
М.В. Ломоносов

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Познавательный интерес - основа учебной деятельности. Он способствует накоплению глубоких знаний, мотивирует умственную активность, создает благоприятный эмоциональный фон для развития психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.). Они в свою очередь являются предпосылками к учебной деятельности, а следовательно, и дальнейшему успешному обучению ребенка в школе.

Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений.
Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул.

Особенности познавательных интересов у дошкольников:

1. Стремление к познанию заложено у ребенка самой природой

2. Без специального обучения познавательный интерес к математике у дошкольников характеризуется неустойчивостью, ситуативностью, поверхностным, неглубоким восприятием и познанием математических понятий и закономерностей.

3. У детей формируется только эмоционально-познавательное отношение к предметам и явлениям и заключается оно в стремлении ребенка узнать как можно больше новой информации. Ребенок интересуется тем или иным явлением или предметом до тех пор, пока он эмоционально занимает его.

4.Главная особенность интереса дошкольника состоит в его игровом характере (первоначально интерес включен в игровую и практическую деятельность детей и
возникает лишь эпизодически).

5. Только деятельность, носящая проблемный характер, вызывающая активность, умственное напряжение и развивающая кругозор, ведет к развитию познавательного
интереса

Следует помнить, чтобы научить детей     дошкольного возраста «любить» математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность приемов, развивающих игр и упражнений.

Условия развития познавательного интереса к математике:

1.Наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях

2.Учет возрастных психологических и индивидуальных особенностей

3.Личностно-ориентированный подход к обучению:

-создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя;

-опора на имеющийся опыт самого ребенка,

-создание условий для активного учения дошкольника, для его самостоятельного познания;

-диалог не только в системе "педагог - дети", но и "ребенок - дети", "ребенок – ребенок"

4. Развивающая предметно-пространственная среда:

-одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы

-активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности;

-занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса.

5. Развитие познавательного интереса в деятельности

   «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Традиционные формы работы с детьми по ФЭМП:
- настольно-печатные игры
- логические таблицы
- лабиринты
- игры для развития логического мышления (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, различные головоломки, ребусы)
- игры на составление целого из частей, домино и др.
- игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагор», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг» (Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты из двух-трех наборов к игре и составлять один и тот же силуэт из разных наборов)
- счетные палочки (для счетных операций, составления геометрических фигур и предметов)
- задачи-головоломки
- использование фланелеграфа, учебной и магнитной доски, атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Ателье», «Бизнесмены», «Кондитерская фабрика», «Школа» и др.

Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:
- моделирование
- элементарные опыты
- занимательные проблемные ситуации
- математические сказки,
- вопросы
- наглядные методы
- занятия-соревнования
- занятия КВН
- театрализованные занятия
- занятия - сюжетно-ролевые игры
- занятия-сомнения (поиска истины),
- занятия-путешествия.
- занятия-сказки.
- занятия-диалоги
- занятия типа «Следствие ведут знатоки»
- занятия типа «Поле чудес»
- занятие «Интеллектуальное казино»
- занятия с использованием ИКТ и др.

Интеграция педагогического процесса.

Интеграция – это состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

- сочетание различных форм организации детей на занятиях (фронтальной, групповой) с учетом дифференцированного обучения

- своевременная смена видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания

- разнообразие выполняемых заданий

Взаимодействие с семьями воспитанников:

-альбомы- тетради

-родительское собрание «Нужна ли малышам математика?»;

-лекция «Ох уж эта математика: как ребенок постигает науку»;

-устный журнал «Изучаем математику. Как и где?»;

-консультации «Чем и как занять ребенка дома», «Домашняя игротека, или Как правильно выбирать игрушки»;

-круглый стол «Как развивать математические способности детей»;

-просмотр видео­фрагментов образовательных ситуаций с детьми

-фотосалоны «Юные математики»;

-информационные стенды

-привлечение родителей к совместному твор­честву: к созданию тематических газет «Путешествие в мир математики», «В стране геометрических фигур» в рамках недели математики,

-к совместным детско-родительским проектам «Математика и природа», «Математика и музыка» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников

Консультация для педагогов«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»

Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом ...

Педагогический совет №3. Консультация для воспитателей «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»

   Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математи...

Консультация для воспитателей Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников

Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом ...

«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»

Консультация для педагоговна тему«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»...