Главные вкладки

    Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников.
    консультация по математике на тему

    Познавательный интерес - основа учебной деятельности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников.

    Подготовила:

    Воспитатель МБДОУ «Детский сад №119»

    Глушкова А.Н.

    ««Приохотить» ученика к учению
      гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его»
                            К. Д. Ушинский
    «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного увлекательнее»
    Б. Паскаль
    «Ум в порядок приводит математика»
    М.В. Ломоносов

    В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

    Познавательный интерес - основа учебной деятельности. Он способствует накоплению глубоких знаний, мотивирует умственную активность, создает благоприятный эмоциональный фон для развития психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.). Они в свою очередь являются предпосылками к учебной деятельности, а следовательно, и дальнейшему успешному обучению ребенка в школе.

    Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений.
    Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул.

    Особенности познавательных интересов у дошкольников:

    1. Стремление к познанию заложено у ребенка самой природой

    2. Без специального обучения познавательный интерес к математике у дошкольников характеризуется неустойчивостью, ситуативностью, поверхностным, неглубоким восприятием и познанием математических понятий и закономерностей.

    3. У детей формируется только эмоционально-познавательное отношение к предметам и явлениям и заключается оно в стремлении ребенка узнать как можно больше новой информации. Ребенок интересуется тем или иным явлением или предметом до тех пор, пока он эмоционально занимает его.

    4.Главная особенность интереса дошкольника состоит в его игровом характере (первоначально интерес включен в игровую и практическую деятельность детей и
    возникает лишь эпизодически).

    5. Только деятельность, носящая проблемный характер, вызывающая активность, умственное напряжение и развивающая кругозор, ведет к развитию познавательного
    интереса

    Следует помнить, чтобы научить детей     дошкольного возраста «любить» математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность приемов, развивающих игр и упражнений.

    Условия развития познавательного интереса к математике:

    1.Наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях

    2.Учет возрастных психологических и индивидуальных особенностей

    3.Личностно-ориентированный подход к обучению:

    -создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя;

    -опора на имеющийся опыт самого ребенка,

    -создание условий для активного учения дошкольника, для его самостоятельного познания;

    -диалог не только в системе "педагог - дети", но и "ребенок - дети", "ребенок – ребенок"

    4. Развивающая предметно-пространственная среда:

    -одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы

    -активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности;

    -занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса.

    5. Развитие познавательного интереса в деятельности

       «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

    Традиционные формы работы с детьми по ФЭМП:
    - настольно-печатные игры
    - логические таблицы
    - лабиринты
    - игры для развития логического мышления (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, различные головоломки, ребусы)
    - игры на составление целого из частей, домино и др.
    - игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагор», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг» (Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты из двух-трех наборов к игре и составлять один и тот же силуэт из разных наборов)
    - счетные палочки (для счетных операций, составления геометрических фигур и предметов)
    - задачи-головоломки
    - использование фланелеграфа, учебной и магнитной доски, атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Ателье», «Бизнесмены», «Кондитерская фабрика», «Школа» и др.

    Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:
    - моделирование
    - элементарные опыты
    - занимательные проблемные ситуации
    - математические сказки,
    - вопросы
    - наглядные методы
    - занятия-соревнования
    - занятия КВН
    - театрализованные занятия
    - занятия - сюжетно-ролевые игры
    - занятия-сомнения (поиска истины),
    - занятия-путешествия.
    - занятия-сказки.
    - занятия-диалоги
    - занятия типа «Следствие ведут знатоки»
    - занятия типа «Поле чудес»
    - занятие «Интеллектуальное казино»
    - занятия с использованием ИКТ и др.

    Интеграция педагогического процесса.

    Интеграция – это состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

    - сочетание различных форм организации детей на занятиях (фронтальной, групповой) с учетом дифференцированного обучения

    - своевременная смена видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания

    - разнообразие выполняемых заданий

    Взаимодействие с семьями воспитанников:

    -альбомы- тетради

    -родительское собрание «Нужна ли малышам математика?»;

    -лекция «Ох уж эта математика: как ребенок постигает науку»;

    -устный журнал «Изучаем математику. Как и где?»;

    -консультации «Чем и как занять ребенка дома», «Домашняя игротека, или Как правильно выбирать игрушки»;

    -круглый стол «Как развивать математические способности детей»;

    -просмотр видео­фрагментов образовательных ситуаций с детьми

    -фотосалоны «Юные математики»;

    -информационные стенды

    -привлечение родителей к совместному твор­честву: к созданию тематических газет «Путешествие в мир математики», «В стране геометрических фигур» в рамках недели математики,

    -к совместным детско-родительским проектам «Математика и природа», «Математика и музыка» и др.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников

    Консультация для педагогов«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»...

    Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников

    Познавательный интерес - основа учебной деятельности....

    Консультация для воспитателей «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»

    Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом ...

    Педагогический совет №3. Консультация для воспитателей «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»

       Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математи...

    Консультация для воспитателей Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников

    Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом ...