«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»
консультация по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Смолина Анастасия Владимировна

Консультация для педагогов

на тему

«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sformir_poznav_inter.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Консультация для педагогов

на тему

«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»

Подготовила:

Смолина Анастасия Владимировна, воспитатель

Рубцовск, 2020

Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом не превратить занятия с ними в школьный урок? Наполните группу материалами математического содержания и используйте традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Одна из задач педагогов ДОО — создать условия для развития у детей познавательной активности и интереса к окружающему миру. Для этого необходимо формировать познавательный интерес.

Познавательный интерес — основа учебной деятельности. Он способствует накоплению глубоких знаний, мотивирует умственную активность, создает благоприятный эмоциональный фон для развития психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.). Они в свою очередь являются предпосылками к учебной деятельности, а следовательно, и дальнейшему успешному обучению ребенка в школе.

Познавательный интерес к математике проявляется в умственной и эмоциональной активности детей, желании получать больше знаний, использовать их в самостоятельной деятельности и быту.

М.В. Ломоносов говорил, что «ум в порядок приводит математика». По утверждению советского педагога В.А. Сухомлинского, «умственный труд на уроках математики — пробный камень мышления».

Педагоги должны быть внимательными к каждому ребенку, уметь подмечать степень его заинтересованности умственной деятельностью, создавать условия для того, чтобы превратить познавательный интерес к математике в тягу к знаниям.

Создать предметно-пространственную среду для математического развития детей

Для формирования у детей познавательного интереса в детском саду должны быть созданы условия, при которых они могли бы проявить самостоятельность в выборе игры и игрового материала, исходя из развивающихся у них потребностей.

В каждой возрастной группе ДОО должны быть развивающие игры и игровые материалы математического содержания разной степени сложности. В такой среде педагог может одновременно включать в активную деятельность всех детей группы.

Математические игры — эффективное средство развития познавательного интереса дошкольников к математике. Игровые материалы занимательны по содержанию, направлены на развитие внимания, памяти, воображения, стимулируют проявление детьми познавательного интереса и умственной активности.

Игровой материал подобран в соответствии с возрастными особенностями и уровнем развития детей каждой группы. Это настольно-печатные игры, логические таблицы, лабиринты, игры для развития логического мышления (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, различные головоломки, ребусы), игры на составление целого из частей, домино и др.

В специальные папки и альбомы педагоги собирают материалы из детских журналов, популярных сборников, книг по занимательной математике. Большие возможности для творчества содержат игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагор», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг». Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты из двух-трех наборов к игре и составлять один и тот же силуэт из разных наборов.

Дошкольники любят заниматься со счетными палочками. Они используют их для счетных операций (количественного и порядкового счета, составления чисел из двух меньших и др.), делают из них разные геометрические фигуры и предметы. Такие занятия служат началом углубленной работы по развитию у дошкольников творческих способностей и подводят их к самостоятельному придумыванию задач-головоломок.

Чтобы стимулировать дошкольников к коллективным играм, творческой деятельности, педагоги используют фланелеграфы, учебные и магнитные доски, атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Ателье», «Бизнесмены», «Кондитерская фабрика», «Школа» и др. В течение года педагоги меняют игры по мере их освоения, добавляют новые, более сложные; расширяют занимательный игровой материал. Развивающие игры и упражнения они проводят как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

Важно, чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира. Для этого педагоги используют наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. К ним относятся:

  • игровые проблемные ситуации;
  • математические сказки;
  • проектная деятельность;
  • элементарные опыты;
  • моделирование и др.

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни.

Что сделает занятия по математике эффективными?

  • Нетрадиционная форма.
  • Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.
  • Задания развивающего, проблемно-поискового характера.
  • Игровая мотивация.
  • Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.
  • Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания.

Чередование видов деятельности

Важную роль в развитии познавательного интереса дошкольников к математике играет специально организованная педагогами деятельность. Большой интерес вызывают занятия в нетрадиционной форме: по мотивам сказок, в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, викторин, сюжетно-ролевых игр, КВН, «Поля чудес», занятия с использованием ИКТ и др.

Чтобы обмениваться опытом, воспитатели проводят открытые занятия по ФЭМП в нетрадиционной форме, среди них:

  • математическая игра по мотивам сказки «В гостях у Белоснежки и гномов»;
  • игра-путешествие «В гостях у сказки»;
  • сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Путешествие к загадочным математическим планетам»;
  • игры-путешествия «Волшебная страна» (с использованием блоков Дьенеша), «Путешествие в страну Оригами».

Занятия строятся на современных подходах: деятельностном, развивающем, личностно-ориентированном. В ходе них педагоги применяют игровые, проблемно-поисковые, практические методы, проблемно-практические игровые ситуации. Необычная игровая ситуация с элементами проблемы, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает познавательный интерес у детей.

Организовать работу с педагогами

Чтобы повысить заинтересованность педагогов в самосовершенствовании, развитии профессионализма, компетентности в вопросах формирования у дошкольников познавательного интереса к математике, необходимо организовать методическую работу по следующим направлениям:

оказывать помощь в создании условий для формирования у детей познавательного интереса;

контролировать деятельность педагогов;

изучать, обобщать, распространять инновации, успешный педагогический опыт.

Чтобы привлечь педагогов к участию в методической работе, следует использовать различные формы:

  • педагогический совет;
  • семинары, семинары-практикумы,
  • консультации;
  • педагогические мастер-классы;
  • педагогическую мастерскую;
  • творческие группы;
  • смотры-конкурсы;
  • наставничество;
  • проектную деятельность;
  • решение педагогических ситуаций;
  • активно-игровые методы, деловые игры;
  • выставки и ярмарки педагогических идей;
  • педагогические гостиные;
  • взаимопосещение открытых мероприятий с последующим анализом.

Формы методической работы с педагогами определены в годовом плане. Одна из наиболее популярных — педагогический совет. В ходе них педагоги обсуждают проблемы:

как интегрировать математическое и речевое развитие;

познакомить детей с математикой посредством художественной литературы, развивающих математических игр, занимательных задач и головоломок, моделирования, сюжетных игр-занятий на основе универсального дидактического материала;

создать и использовать мультимедийные презентации математического содержания.

Взаимодействовать с семьями воспитанников

Работу по формированию у детей познавательного интереса к математике следует вести в тесном контакте с семьями воспитанников, рекомендовать родителям использовать занимательный математический материал во время занятий с детьми дома. Это будет способствовать всестороннему развитию дошкольников.

Необходимо использовать коллективные и индивидуальные формы: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, деловые игры, анкетирование и др. Применять наглядно-информационные средства: родительские уголки, папки-передвижки, фотовыставки и фотостенды, памятки-рекомендации, материалы по математическому развитию дошкольников на сайте ДОО.

Наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов показали, что у большинства выпускников ДОО сформирован устойчивый интерес к математике и познанию окружающего мира в целом. Дети без принуждения и с удовольствием занимаются самостоятельной поисково-познавательной деятельностью. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на школьном обучении и общем интеллектуальном развитии, в т. ч. на формировании познавательных процессов личности.

Правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность развивает у детей умственные  процессы, творческое воображение, воспитывает интерес, волевые черты, формирует желание учиться, привычку к умственному напряжению и труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников

Консультация для педагогов«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»...

Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников.

Познавательный интерес - основа учебной деятельности...

Консультация для воспитателей «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»

Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом ...

Педагогический совет №3. Консультация для воспитателей «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»

   Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математи...

Консультация для воспитателей Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников

Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом ...