Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математических игр и развивающих технологий.
консультация по математике (старшая группа) на тему

Усик Олеся Викторовна

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математических игр и развивающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx23.74 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 5 «Родничок»

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математических игр и развивающих технологий.

     

Воспитатель: Усик Олеся Викторовна

Константиновка

2018

(Слайд 1) Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации, когда математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Основная форма работы с дошкольниками- игра. (слайд 2)

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки

полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко

проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его

эмоциональность, активность. Огромную роль в развитии    интеллекта  играют математические игры и упражнения.

Развивающие игры делают учение интересным занятием для дошкольников,

снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к

приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих

игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную

деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной

игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.

Слайд 3

Развитие интеллекта – это целенаправленный и  организованный процесс передачи и усвоения знаний, приѐмов и способов умственной деятельности.

Поэтому цель моей работы заключается не только в подготовке детей  к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннему развитию.

Основными задачами по развитию интеллекта являются:

1. Формирование приемов умственных операций дошкольников: анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие и познавательные способности, развитая доказательная речь.

2. Развитие у детей вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами  окружающих.

В соответствии с поставленными целями и задачами  я использую разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие. Я считаю, что для развития интеллектуальных способностей очень важно применение игр и игровых упражнений, поэтому обучение детей организую в форме игры. В ходе игр осуществляется взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками.

слайд 4. В своей работе я использую :

• Математические, развивающие, логические игры;

• Игры-развлечения;

• Дидактические игры, упражнения.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся.

Например:

-  счетные палочки - с их помощью я знакомлю детей с геометрическими формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по заданию.

- игры «Что лишнее»,

 «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы», «Логические таблицы» -

схематизация и моделирование простейших математических  объектов, свойств. (слайд 5)

- игры-головоломки: Блоки Дьенеша», «Танграм» (слайд 6)

3.В своей работе я использую загадки математического содержания  (слайд 7)

Квочка

Квочка решила

Цыплят посчитать.

Три петушка,

Да курочек пять.

А сколько их вместе?

Трудно узнать.

Она до пяти лишь

Умела считать.

(8 цыплят)

Котлеты

Папа, мама, братик, я -

Вот и вся у нас семья. 

Все мы любим на обед

Съесть по парочке котлет. 

Сколько маме, каждый раз,

Нужно жарить их для нас?

(8 котлет)

Карандаши

Я беру

Карандаши.

Ты считай,

Но не спеши.

Вот смотри,

Не будь разиней:

Красный,

Черный,

Желтый,

Синий.

Отвечай -

В руке моей

Сколько всех

Карандашей?

(4 карандаша)

и  задачи-шутки: (слайд 8)

  1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое).

 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).

3) Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)

 При совместной деятельности с детьми использую задачи в стихах, упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций, подвижные игры по математическому развитию, физминутки, считалки, задачи на сообразительность. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.) 

7.Детям нравиться играть с  палочками Кюизенера. Они осваивают умения соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Например, предлагаю детям построить числовую лесенку от 1 до 5, и наоборот от 5 до1, или построить «Волшебную дорожку» (по схеме). (слайд 9-10)

Для развития у детей сообразительности, логического мышления  в своей работе я использую разные виды головоломок: арифметические (угадывание чисел); геометрические (называние геометрических фигур и форм ).

В процессе использования различных видов несложных логических игр и упражнений у детей развиваются последовательность умственных действий, умение анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Работу по данной теме я буду продолжать и усовершенствовать.

Список литературы (слайд 11)

1. Гурьянова Ю. Ю. Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов.

2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: 

Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры.

3. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет. Кн. для воспитателей дет. сада и родителей.

4. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.

5. Соловьева Е. В. Учимся считать: в мире чисел: для ст. дошк. возраста.

Благодарю за внимание. (слайд 12)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Слайд 2

Основная форма работа с дошкольниками - игра

Слайд 3

Развитие интеллекта дошкольников через математическую деятельность Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приѐмов и способов умственной деятельности. Основная его цель –не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Основными задачами по развитию интеллекта являются: 1. Формирование приемов умственных операций дошкольников: анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие и познавательные способности, развитая доказательная речь. 2. Развитие у детей вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Слайд 4

В своей работе я использую: -математические ,развивающие и логические игры; -игры развлечения; -дидактические игры; -упражнения.

Слайд 5

Игры: «Что лишнее» «Найди фигуру»

Слайд 6

Игры-головоломки: «Блоки Дьенеша » « Танграмм »

Слайд 7

Загадки математического содержания: Карандаши Я беру Карандаши. Ты считай, Но не спеши. Вот смотри, Не будь разиней: Красный, Черный, Желтый, Синий. Отвечай - В руке моей Сколько всех Карандашей? Квочка Квочка решила Цыплят посчитать. Три петушка, Да курочек пять. А сколько их вместе? Трудно узнать. Она до пяти лишь Умела считать. Котлеты Папа, мама, братик, я - Вот и вся у нас семья. Все мы любим на обед Съесть по парочке котлет. Сколько маме, каждый раз, Нужно жарить их для нас?

Слайд 8

Задачи-шутки: 1 ) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое ). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола). 3 ) Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)

Слайд 9

Палочки Кюизерена :

Слайд 11

Список литературы: 1 . Гурьянова Ю. Ю. Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов. 2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. 3 . Давайте поиграем : Математические игры для детей 5-6 лет. Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. 4. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. 5 . Соловьева Е. В. Учимся считать : в мире чисел : для ст. дошк . возраста.

Слайд 12

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством развивающих игр Дьенеша"

Важным средством мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра.Развивающие игры Дьенеша дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умен...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством использования занимательного математического материала.

Интеллектуальное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные технологи...

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича В. В. позволяет полностью построить п...