Консультация на тему: "Игры для развития логического мышления в детском саду и дома"
консультация по математике (старшая, подготовительная группа) на тему
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.), эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой».
В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Игры для развития логического мышления в детском саду и дома" | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик»
Консультация на тему:
«Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»
Подготовила
воспитатель
Резник З.А.
г. Гаджиево
2018г.
Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов.
Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление?
Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.
У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Но это не значит, что развитием логического мышления детей нужно заниматься только в старшем дошкольном возрасте.
Наглядно-действенное мышление – когда ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом – это основной вид мышления ребенка раннего возраста.
Наглядно-образное мышление – когда ребенок мыслит с помощью образов предметов – такое мышление является основным видом мышления ребенка дошкольного возраста.
Что же такое логическое мышление?
Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей.
Сейчас я познакомлю вас с игровым материалом, который вы можете использовать в детском саду.
С помощью таких игр дети научаться классифицировать, обобщать предметы. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.
Игра «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы – грузовик.
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни – дерево.
Игра «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребёнку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее», - шкаф, кастрюля, кресло, диван и т.д.
Игра «Один – много»
Сорока – сороки, берёза – берёзы, машина – машины и т.д.
Игра «Назови ласково»
Синица – синичка, кошка – кошечка и т.д.
Игра «Какой? Какая?»
Подобрать как можно больше признаков к предмету (согласование прилагательных с существительными).
Лиса (какая?) ……, белка (какая?) и т.д.
Игра «Весёлый счёт»
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья. Листья, лужи и т.д.) Давай их посчитаем.
Игра «Кто или что может это делать?»
Взрослый называет действие, а ребёнок подбирает предмет.
Например, слово идёт, ребёнок подбирает: девочка идёт, мальчик идёт, кошка идёт, снег идёт и т.д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит….
Игра «Что для чего»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
Хлеб – в хлебнице и т.д.
Игра «Вместе веселей»
Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.
Мама, сын (дочь) – что делают?
Летит, клюёт – кто?
Дерево, цветы – что делают?
Шумит, дует – что?
Игра «Подружки слова»
Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолёт, пыль сосёт – пылесос….
Игра «Всё сделал»
(образование глаголов совершенного вида)
Скажи, как будто ты уже всё сделал (сделала).
Мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался…
Игра «Как можно…»
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?»
Ребёнок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…»
- Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…)
- Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…)
Игра «Исправь предложение»
Взрослый произносит неправильное предложение, а ребёнок исправляет.
- Жук нашёл Сашу. (Саша нашёл жука)
- Пол бежит по кошке. (Кошка бежит по полу) и т.д.
Игра «Цветы на клумбах»
Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы.
Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы - круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»
Логические задачи.
Описание: воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.
1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)
2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.)
3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)
4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах)
5) Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
6) Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
7) Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
8) Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой?
9) Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
10) Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?
Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае воспитатель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.
Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:
- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
- Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
- Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
- Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).
Чередование
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
Сравнение предметов (понятий)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?". После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
Игра «Я загадала...»
Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.
- Этот предмет летает? (Да.)
- У него есть крылья? (Да.)
- Он высоко летает? (Да.)
- Он одушевленный? (Нет.)
- Он сделан из пластмассы? (Нет.)
- Из железа? (Да.)
- У него есть пропеллер? (Да.)
— Это вертолет? (Да.)
Игра «Выбери нужное»
Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например:
• у сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы;
• в теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд;
• месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май;
• в году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца;
• отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда;
• время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник;
• у дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень;
• времена года: август, осень, суббота, каникулы;
• пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз;
Игра «Я беру с собой в дорогу»
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями одиночных предметов.
Описание: выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но для того, чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.
Игра «Ассоциации»
Описание: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются ведущим.
Игра «Придумай предложение»
Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг-понга.
Описание: воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.
Отгадывание небылиц
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
Представленные игры — это лишь малая часть из существующего разнообразия игр для развития умственных способностей. Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша». Разработано множество пособий по их использованию как в помощь педагогам, так и в помощь родителям. На сегодняшний день существует огромное количество печатных изданий с упражнениями на развитие логического мышления, где приводятся всевозможные задания для развития детей. Не забывайте о классике логических игр: крестиках-ноликах, морском бое, шахматах, уголках и нардах.
Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»
Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»...
Консультация для родителей "Игры для развития логического мышления в детском саду и дома".
Цель данной консультации: привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умение организовывать с ребёнком игры по развитию математических способностей....
Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»
Консультация для родителей«Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»...
Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»
Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей....
Консультация для родителей: "Игры для развития логического мышления в детском саду и дома"
Примеры игр на развитие логическое мышление....
Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»
Консультация для родителей "Игры для развития логического мышления в деском саду и дома"...
консультация для родителей Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»
Важно воспитать и привить интерес к математике.Очень важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным явлением окружающего мира....