«Проблемы формирования пространственной ориентации у детей дошкольного возраста»
статья по математике (младшая группа) на тему

Пахомова Татьяна Викторовна

Аннотация:  работе раскрывается современный взгляд на проблему ориентации человека в пространстве. Проблема эта, включает в себя пространственное различение и восприятие пространства, пространственные представления и понимание различных пространственных отношений: по форме, по размерным отношениям и различным протяженностям объектов, по пространственным направлениям, по местоположению объектов в пространстве и др. Форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между ними, направления пространства – все это различные пространственные категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пахомова Татьяна Викторовна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 388»

«Проблемы формирования пространственной ориентации у детей дошкольного возраста»

Аннотация:  работе раскрывается современный взгляд на проблему ориентации человека в пространстве. Проблема эта, включает в себя пространственное различение и восприятие пространства, пространственные представления и понимание различных пространственных отношений: по форме, по размерным отношениям и различным протяженностям объектов, по пространственным направлениям, по местоположению объектов в пространстве и др. Форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между ними, направления пространства – все это различные пространственные категории.

В педагогике и психологии, а также в других областях знаний термины «пространственная ориентировка», «пространственная ориентация», «ориентировка в пространстве», «ориентация» являются общепринятыми. Однако различными авторами они понимаются и определяются по-разному.

Люблинская А.А., Степаненкова Э.Я. понимают под пространственной ориентировкой способность человека определять свое местоположение и других объектов в пространстве, а также дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем.

Дошкольный возраст является периодом освоения предметно-практического ориентирования и словесной системы отсчета по основным направлениям пространства. Однако, пространственные представления характеризуются высокой степенью абстрактности, и их усвоение вызывает у дошкольников определенные трудности.

Развитие пространственных представлений у детей является важной частью умственного развития, так как на их основе формируется умение практически ориентироваться в пространстве, развивается пространственное мышление, способность понимать пространственные отношения.

В дошкольном возрасте у детей в основном складываются элементарные представления о пространстве. Они необходимы ребенку для успешного овладения знаниями при изучении природоведения, географии, рисования, черчения и других предметов. Понимание детьми отношений предметов и объектов в пространстве проходит через несколько последовательных этапов, характеризующихся различной степенью осознанности пространственных признаков, свойств и отношений.

В дошкольном возрасте ребёнок осваивает словесную систему отсчёта по основным пространственным направлениям: вперёд – назад, вверх – вниз, направо – налево. В период дошкольного обучения дети овладевают новой системой отсчёта – по сторонам горизонта (север, запад, юг, восток).

Дифференцировка основных направлений пространства на второсигнальном уровне их отражения представляет известные трудности для ребёнка. Исследование показало, что различаемые направления ребёнок соотносит с определёнными частями собственного тела. Так, упрочиваются связи типа «вверху, где голова, а внизу – где ноги», «впереди, где лицо, а сзади – где спина», «направо – там, где правая рука, а налево – где левая». Ориентировка на собственном теле служит исходным в освоении ребенком пространственных направлений.

Из трёх парных групп основных направлений, соответствующих различным осям человеческого тела (фронтальной, вертикальной и сагиттальной), раньше выделяется одно из них – верхнее, что обусловлено, видимо, преимущественно вертикальным положением тела ребёнка. Вычленение же ничего направления, как противоположной стороны вертикальной оси, также как и дифференцировка парных групп направлений, характерных для горизонтальной плоскости («вперёд – назад» и «направо – налево»), происходит позднее. Таким образом, точность ориентировки на горизонтальной плоскости в соответствии с характерными для неё группами направлений является, по-видимому, более сложной задачей для дошкольника, нежели дифференцировка различных плоскостей (вертикальной и горизонтальной) трёхмерного пространства.

Выделив все группы парно-противоположных направлений, маленький ребёнок ещё ошибается в точности их различения внутри каждой группы. Об этом убедительно свидетельствуют факты смешения детьми «правого» с «левым», «верхнего» с «нижним», пространственного направления «вперед» с противоположным ему – «назад». Следовательно, ребёнок лишь постепенно овладевает пониманием парности пространственных направлений, адекватным обозначением и практическим их различением.

Известны также особые трудности освоения дошкольниками пространственных направлений «направо – налево», в основе различения которых лежит процесс тонкой дифференцировки однородных условных связей противоположного значения.

Всё это свидетельствует об определенных трудностях, длительности и своеобразии процесса освоения дошкольниками словесной системы отсчёта по основным пространственным направлениям.

Как же ребёнок овладевает умением применять или использовать освоенную им систему отсчета при ориентировке в окружающем пространстве?

Умение пользоваться ею начинается с «практического примеривания», выражающегося в реальном соотнесении окружающих объектов с исходной точкой отсчета – 1 этап. Позднее появляется соотнесение на расстоянии, т.е. путем зрительной оценки расположения объектов относительно исходной точки – 2 этап. Исключительно велика при этом роль двигательного анализатора, характер участия которого в пространственном различении постепенно изменяется.

Вначале весь комплекс моторно-двигательных связей представлен весьма развернуто. Например, ребёнок прислоняется спиной к предмету и только после этого говорит, что он расположен сзади; касается рукой предмета, расположенного сбоку и лишь затем говорит, с какой стороны от него, с правой или с левой, расположен данный объект и т.п. иначе говоря, ребёнок практически соотносит объекты с чувственно данной ему системой отсчета, каковой являются различные стороны его собственного тела.

Непосредственное передвижение к объекту с целью установления контактной близости с ним заменяется позднее поворотом корпуса, а затем указательным движением руки в нужном направлении. Далее на смену широкому указательному жесту приходит менее заметное движение руки. Указательный жест сменяется легким движением головы и, наконец, - только взглядом, обращенным в сторону определяемого предмета. Так от практически-действенного способа пространственной ориентации ребёнок переходит к другому способу, в основе которого лежит уже зрительная оценка пространственной размещенности предметов относительно друг друга и определяющего их субъекта. Но в основе такого восприятия пространства, как писал еще И. П. Павлов, лежит опыт непосредственного передвижения в нем. Только через двигательные раздражения, связавшись с ними, зрительные – приобретают свое «жизненное» или сигнальное значение.

Так с приобретением опыта пространственной ориентации у детей происходит интеллектуализация внешне выраженных двигательных реакций. Процесс постепенного их свертывания и переход в план умственных действий, есть проявление общей тенденции развития умственного действия из материализованного или практического действования.

Кандидатом педагогических наук, Т.Мусейибовой, было проведено исследование, которое показало, что установленные в психологии этапы пространственной ориентации «на себе», «от себя», и «от объектов» не сменяют друг друга, но сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Ориентировка «на себе» не только определенная ступень, но непременное условие ориентировки в окружающем пространстве как «от себя», так и «от объектов». Дело в том, что, ориентируясь в пространстве, ребенок постоянно соотносит окружающие его объекты с собственными координатами. Так, чтобы определить «правое» и «левое» от человека, стоящего напротив, ребенок, прежде всего, определяет данные стороны «на себе». Затем он совершает мысленный поворот на 1800 и, встав в позицию напротив стоящего человека, определяет его правую и левую стороны. Только после этого ребенок сможет определить пространственное расположение «справа» и «слева» от другого человека. Исходным, следовательно, является ориентировка «на себе».

Ориентировка «от себя» предполагает умение пользоваться системой, когда точка отсчета локализуется в самом субъекте. Ориентируясь «от объектов», необходимо уже пользоваться системой, когда точка отсчета локализуется в различных предметах. Но для этого необходимо уметь ориентироваться на объектах и, прежде всего, вычленять различные их стороны: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю. В связи с этим появляется возможность отвлечения от своего реального положения в пространстве.

Таким образом, развитие пространственной ориентации у детей в период дошкольного детства может обнаруживаться не только в изменении способа соотнесения определяемых объектов с исходной точкой отсчета. Показателем такого развития может служить постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета; переход от локализации точки отсчета в самом субъекте к локализации ее в любых объектах.

С развитием пространственной ориентации непрерывно изменяется, совершенствуется и характер отражения воспринимаемого пространства.

Восприятие внешнего мира, указывал еще И.М.Сеченов, пространственно расчленено. Такая расчлененность навязана нашему восприятию объективным свойством пространства – его трехмерностью. Соотнося расположенные в пространстве предметы к различным сторонам собственного тела, человек как бы расчленяет его по основным направлениям, т.е. воспринимает окружающее пространство как местность, соответственно расчлененную на различные зоны: переднюю, правостороннюю, левостороннюю и заднюю, тоже правостороннюю и левостороннюю.

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, требующий специального педагогического руководства.

Литература.

  1. И. Ломпшер. О развитии понимания детьми некоторых пространственных отношений. Канд дисс. ЛГПИ имени А. И. Герцена, 1958.
  2. Т. А. Мусейибова. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста. Канд. дисс. ЛГПИ А. И .Герцена, 1964.
  3. Ф. Н. Шемякин. Ориентация в пространстве. «Психологическая наука в СССР», т.1.М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
  4. https://search.rsl.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.

Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста....

Формирование некоторых пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста

Работая с детьми на протяжении 30 лет, я пришла к выводу, что наиболее сложный и трудоемкий процесс развития для детей дошкольного возраста имеет пространственная ориентация. Первостепенная роль в фор...

Перспективный план работы по формированию пространственной ориентации у детей старшего возраста с ТНР.

Перспективный план составлен для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. В плане отражены этапы работы по формированию простанственной ориентации, предложено описание хода каждой игры, необходимые ...

Проблемы в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойс...

Методика формирования пространственной ориентации у детей пятилетнего возраста

Пространственная ориентация осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отноше...

Комплекс игровых упражнений с мячом, направленный на развитие пространственной ориентации у детей дошкольного возраста

Данный комплекс упражнений с мячом является одним из наиболее эффективных методов развития пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста....