Формирование некоторых пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста
статья на тему

Олейникова Татьяна Анатольевна

Работая с детьми на протяжении 30 лет, я пришла к выводу, что наиболее сложный и трудоемкий процесс развития для детей дошкольного возраста имеет пространственная ориентация. Первостепенная роль в формировании у дошкольников умения ориентироваться в предметно – пространственном окружении «по схеме тела» и в соответствии с основными пространственными направлениями отводится различению «правого –левого». И не случайно, так как это необходимо детям с первых же дней обучения в школе и для успешного усвоения программного материала на уроках чтения, письма, математики, на уроках труда, рисования и физкультуры. Различение направлений «правого – левого» помогают ориентироваться в пространстве тетрадного листа и страницы книги. Учителя начальных классов с первых учебных дней очень много внимания уделяют совершенствованию пространственных представлений детей и ориентировки в целом. Ведь первоклассник должен уметь правильно организовать своё рабочее место, рационально размещать учебные принадлежности, ориентироваться в классе, школе и на улице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_internet.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование некоторых пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста

       Работая с детьми на протяжении 30 лет, я пришла к выводу, что наиболее сложный и трудоемкий процесс развития для детей дошкольного возраста имеет пространственная ориентация. Первостепенная роль в формировании у дошкольников умения ориентироваться в предметно – пространственном окружении «по схеме тела» и в соответствии с основными пространственными направлениями отводится различению «правого –левого». И не случайно, так как это необходимо детям с первых же дней обучения в школе и для успешного усвоения программного материала на уроках чтения, письма, математики, на уроках труда, рисования и физкультуры. Различение направлений «правого – левого» помогают ориентироваться в пространстве тетрадного листа и страницы книги. Учителя начальных классов с первых учебных дней очень много внимания уделяют совершенствованию пространственных представлений детей и ориентировки в целом. Ведь первоклассник должен уметь правильно организовать своё рабочее место, рационально размещать учебные принадлежности, ориентироваться в классе, школе и на улице.

       Свою работу в средней группе я начала с того, что выяснила, насколько хорошо дети  различают части тела, определяют стороны на себе. Оказалось, что дети испытывают определенные трудности при ориентировке в «левом и правом».Осознание различий между правой и левой рукой невозможно без установления связей между двумя сигнальными системами, без уяснения ребёнком характерных действий, каждодневно выполняемых той или иной рукой. Именно эти два фактора – сенсорный (действия, характерные для правой и левой руки) и речевой (обозначение рук, как правой и левой) – и являются определяющими.  В своей работе с детьми я постоянно фиксирую внимание детей не только на ведущей правой, но и левой. Сопоставляю их между собой по названию и по характеру действий, специфичных для каждой руки. Я считаю, что приём сопоставления рук с указанием критерия их развлечения (характер выполняемого действия) весьма эффективен.                 Считаю, что если  постоянно обозначать правую руку, как ведущую в деятельности, то затормаживается развитие пространственной ориентации.       Объяснения воспитателя, конечно важны, но главное-многократные упражнения, которые дают возможность овладеть таким весьма нелегким умением-распознавать, какие из двух, вроде бы совершенно одинаковых рук, будет правая и какая-левая. Стараюсь фиксировать внимание детей на различении  своих рук в той обстановке, где ребенок выполняет действия: во время умывания, завтрака, обеда, ужина, на занятиях по изодеятельности,на физзанятиях. Это дает хороший педагогический эффект, потому что во время деятельности дети непосредственно выполняют действия, наиболее характерные для каждой руки. И это облегчает их распознавание.                 На этой же основе далее учу детей уже различать свою правую и левую ногу, глаза, уши, щеки и т.д. Использую игровые упражнения, цель которых- практическое различение рук по названию ( «Где твои руки?», «Где шарик?»,  «Возьми флажок», «В какой руке игрушка?», «Переложи каштан в другую руку», «Какой рукой дальше» и т.д)                                                                Такой системный подход  дает положительный результат и к старшей группе  большее количество детей без труда определяют правую и левую руку.

Для закрепления умения определять правую и левую стороны предлагала детям занимательные упражнения типа:  «В правую руку возьмем карандаш, пусть нарисует он нам пейзаж», «В правую руку платок вы возьмите, в правую сторону дружно махните!». Предложила детям вместе с родителями придумать небольшие стихотворения о «правом и левом». Использовала упражнения на занятиях, включала их в разные режимные моменты (одевание, подготовка к прогулке), во время проведения подвижных игр и физкультурных упражнений. Для того чтобы не забыть, какая рука правая, предложила детям сплести из разноцветных ниток браслет и надеть его на правую руку. Умение указывать направление вперед, вниз, налево, направо закрепляла с помощью упражнений типа «Куда показывает флажок», «Волшебная палочка», «Найди игрушку по заданию воспитателя».

Научив детей ориентироваться на себе, перешла к упражнениям в определении расположения предметов от себя (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Использовала дидактические игры «Угадай, где что находится», «Узнай, где что спрятано». Во второй половине дня вместе с детьми рассматривала иллюстрации к русским народным сказкам. Давала детям задание типа «Покажи и расскажи, кто, где находится».

Умение передвигаться в заданном направлении закрепляла при помощи дидактических игр «Куда пойдешь, что найдешь?». Сначала я предлагала ребенку выбирать направление из двух предложенных. Затем постепенно задание усложняла. Значение слов ближе, дальше, близко, далеко дети усваивали, производя различные действия с игрушками и предметами во время прогулок, на физкультурных занятиях. Задала детям вопросы типа «Чей мяч покатится дальше?», «Кто дальше бросил снежок?», «Кто стоит ближе к воспитателю?».

      В старшей возрастной группе учу детей ориентироваться по направлению      ( «направо-налево») на ограниченной плоскости. Дети учатся отбирать счетный материал правой рукой, раскладывать его на карточке в направлении слева направо.

      С целью формирования  умения ориентироваться на листе бумаги и на поверхности стола проводила с детьми специальные упражнения. Например, предлагала детям рассмотреть образец в определенном порядке («Расскажи, как расположены элементы узора на карточке», «Расскажи, где художник нарисовал животных»). Использовала  настольно – печатные игры типа «Парные карточки», «Домино».

     На протяжении  учебного года систематически продолжала  закреплять умение различать левую и правую руку, определять местоположение предметов по отношению к себе. Использовала игровые упражнения «Где звенит колокольчик», «Угадай, что где находится!». Систематически упражняла детей в различении противоположных направлений, постепенно усложняла задания. Увеличивала количество предметов, местоположение которых детям предстояло определить. Кроме того, постепенно увеличивала расстояние между ребенком и предметами. Предлагала детям новые игровые ситуации, когда они должны были не только определять местоположение предметов, но и самостоятельно создавать ситуации: «Встань так, чтобы Даша стояла впереди, а Ваня – сзади тебя».

      Большое внимание уделяла закреплению умения двигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. Использовала игры с правилами – подвижные и дидактические. В начале года проводила с детьми игры типа «Куда пойдешь и что найдешь», но в более усложненном варианте, когда задание могут выполнять одновременно несколько детей. Далее проводила игры «Найди предмет», «Путешествие», «Разведчики» с игровыми заданиями типа: «Миша дойди до стола, поверни направо, дойди до окна, поверни налево, дойди до угла групповой комнаты и там найди спрятанную машинку». Сначала такие игры я проводила в пределах групповой комнаты, а затем и на участке детского сада. На занятиях по ознакомлению с окружающим я знакомила детей с правилами дорожного движения, правилами поведения пешеходов на улице. Для усвоения детьми этих правил проводила игры «Правильно улицу пройдешь – в новый дом придешь, ошибешься – в старом останешься»,  «Передай пакет» и т.п. Подводя предварительные итоги своей работы в данном направлении, и в качестве обмена опытом, я провела открытое занятие «Маша и медведи».

Предлагала детям старшей группы игры, в которых нужно воспроизвести направление движения с закрытыми глазами. Например, «Найди свой домик».

        На основе умения ориентироваться на себе основывается умение ориентироваться от другого предмета. Я учила детей мысленно представлять себя в положении предмета. Сначала упражняла в определении направления положения предметов от себя (при поворотах: стол был впереди, повернулся ребенок – и стол оказался справа). Далее учила детей определять стороны тела друг друга, затем стороны туловища куклы, мишки и т.д. Предлагала детям самим создавать соответствующие ситуации или найти их  в окружающей обстановке. Использовала дидактические игры «Где что стоит», «Прятки», «Что изменилось»,  «Устрой Маше комнату». Закрепляла навыки ориентировки от другого предмета во время проведения игры-драматизации, инсценировок, показа настольного театра. Формированию умения ориентироваться способствует игровое упражнение «Найди такую же картинку».

       Согласно программным требованиям в старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, на листе бумаги. Предлагая детям задание типа «Найди середину листа, верхний левый или правый, нижний левый и правый углы», обратила внимание на то, что многие из них испытывают трудности при выполнении задания. Поэтому я решила использовать такой метод, как работа в парах. В пары старалась объединить ребенка, который не испытывает трудности при ориентировке на листе и ребенка, у которого это вызывает затруднение. Дети по очереди давали друг другу задания, поправляли друг друга. Такая организация оказалось не только интересной для детей, но и дала положительные результаты.

        Хотелось бы порекомендовать воспитателям, которых интересует данное направление работы, осуществлять свою деятельность в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, логопедом, родителями воспитанников. Эти умения очень пригодятся нашим детям и при обучении в школе, и в дальнейшей «взрослой» жизни.

      Особенно следует подчеркнуть необходимость формирования пространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги - специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности.                                                                                                                                   Овладение в период дошкольного детства такими способами пространственной ориентации, как ориентировка «по схеме тела», « по схеме предметов », по направлениям пространства « от себя » и с изменением точки отсчета (т.е. от любых предметов), служит первоосновой для успешного усвоения в школе элементов геометрии, элементарных знаний о геометрическом пространстве.

       Освоение специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки – немаловажный этап в освоении детьми пространства. Освоение пространственного словаря в дошкольном возрасте надо рассматривать в единстве с развитием пространственных восприятий, представлений и ориентировок детей, оно должно опираться на прочную основу. Словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях.

       Умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движения, так и не достигнув автоматизма в пространственной ориентации.                         Умение ориентироваться в предлагаемой обстановке необходимо людям различных профессий. Без элементарных знаний о пространстве невозможно освоение Правил дорожного движения. Поэтому обучение этому фундаментальному навыку необходимо начинать с раннего возраста.

                                                                       Воспитатель МДОУ «ДС№28»

                                       Олейникова Татьяна Анатольевна

Литература:

1) М.К. Сай, Е.И. Удальцова “Математика в детском саду” /Минск “Народная Асвета” 2000.

2) О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева “Чего на свете не бывает?” /Москва “Просвещение” 2001.

3) З.А. Михайлова “Игровые занимательные задачи для дошкольников” /Москва “Просвещение” 1995.

4) А.С. Метлина “Математика в детском саду” /Москва “Просвещение” 1994.

5) А.А. Смоленцева “Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием” /Москва “Просвещение” 2001.

6) Г.Н. Годинай, Э.Г. Пилюгиной “Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 1998.

7) Журнал “Дошкольное воспитание“ №8 1998.

8) В.В. Данилова “ Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях ” /Москва “Просвещение” 1997.

9) А.А. Столяр ”Формирование элементарных математических представлений у дошкольников” /Москва “Просвещение” 2000.

10) Л.А. Леушина ”Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 2002.

11) Е.В. Сербина “Математика для малышей” /Москва “Просвещение” 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.

Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста....

«Проблемы формирования пространственной ориентации у детей дошкольного возраста»

Аннотация:  работе раскрывается современный взгляд на проблему ориентации человека в пространстве. Проблема эта, включает в себя пространственное различение и восприятие пространства, пространств...

Роль коррекционно-развивающих музыкальных игр в формировании навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зр...

Комплекс игровых упражнений с мячом, направленный на развитие пространственной ориентации у детей дошкольного возраста

Данный комплекс упражнений с мячом является одним из наиболее эффективных методов развития пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие пространственной ориентации у детей дошкольного возраста

Презентация "Развитие пространственной ориентации у детей дошкольного возраста" направлена  на знакомство воспитателей детского сда с алгоритмом и приёмами работы по развитию пространст...

Комплекс игровых упражнений с мячом, направленный на развитие пространственной ориентации у детей дошкольного возраста

- «Вратарь». Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. - «Точно...