Проект по ФЭМП для детей средней группы "В стране математических фигур"
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект в средней группе по ФЭМП
«В стране геометрических фигур»
Вид: краткосрочный, групповой, информационно-творческий.
Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми в форме бесед, наблюдений, настольно – печатные игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, работа с родителями, специально – организованная деятельность.
Продолжительность: март- апрель 2018 года
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, воспитатели
Актуальность: Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Это объясняется, прежде всего бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением ее в различные области знаний. Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном человеческом обществе. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой, любой малый знает, много или мало у него игрушек, сколько машиной или кукол у его друга или подружки и т. д. Кроме того, математика очень развивает умственные способности ребенка: научно доказано, что чем больше информации проходит через мозг ребенка, тем он быстрее развивается и лучше функционирует. Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Задача воспитателей – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности.
Цели:
- Систематизация знаний воспитанников о геометрических фигурах.
- Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «В стране геометрических фигур».
Задачи:
- для детей:
•продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, четырехугольник);
•познакомить детей с понятиями «многоугольник»;
•развитие у детей конструктивных способностей, умения преобразовывать один математический объект в другой, развитие аналитической деятельности, умение классифицировать;
•развивать интерес к аппликации;
•формировать навыки рассказывания, используя альбом своими руками «в мире геометрических фигур»;
•развивать коммуникативные навыки.
- для взрослых:
•обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
•помочь своим детям запомнить стихотворения о геометрических фигурах;
Продукт проекта: творческие работы и выставка «В мире геометрических фигур»
План-схема реализации проекта
1.Подготовительный
Консультация для родителей:
1. «Использование ИЗО–деятельности и художественного слова при изучении геометрических фигур и обучению счета»
2. Консультация для родителей:
Что должен знать и уметь ребенок в возрасте от 4 до 5 лет
Пополнить картотеку математических игр:
«Сложи квадрат», «Круг, квадрат, треугольник», «Сделай узор», «Покажи одинаковые предметы», «Цветное домино», «Сложи узор», «Выложи сам»
Пополнить картотеку наглядного материала (геометрические картины для рассматривания
разучивания стихотворений,
оформить «полку избыточной информации» по теме проекта
(художественная и энциклопедическая литературу для чтения и рассматривания, иллюстрации, предметные картинки и т.д.)
12.03 –28.03
2. Основной
НОД «Путешествие в страну Геометрия»
Конструирование из геометрических фигур
Чтение
сказок: «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Три поросенка», заучивание стихов, считалок, загадок о геометрических фигурах, пальчиковых игр со счетом.физкультминуток, задачи в стихотворной форме.
Дидактические игры
«Большие и маленькие», «Найди лишнюю фигуру», «Чудесный мешочек», «Построим фигуру», «Найди предмет овальной формы», «На что похоже». «Магнитная мозаика», головоломка «Геометрические фигуры», лото «Цвета и фигуры», настольные развивающие игры «Подбери по цвету и форме», «Леля и Сережа в мире фигур», «Цвета и форма», «Составь фигуру».
Сюжетно-ролевые игры
«Магазин», «Почта», «Детский сад».
Головоломка «Геометрические фигуры», «Сложи узор»
лото «Цвета и фигуры»
Решение логических задач на поиск недостающих фигур
Подвижные игры
«Найди свой домик», «Ловишки из круга», «Ловишки с мячом», «Найди, где спрятано? », «Свободное место» «Волк и зайцы», «Третий лишний», «На одной ножке по дорожке», «Ловишки на одной ноге», «Найди свой домик». Дидактические игры с математическим содержанием: «Угадай вид спорта», «Скажи сколько».
Ручной труд
Изготовление поделок и аппликаций «В мире геометрических фигур».
Рисование
«Нарисуй и построй»
Аппликация
«Поезд», «Ракета», «Робот»
28.03-18.04
3. Заключительный
Итоговое мероприятие 25.04:
- Выставка совместных творческих работ «В стране
геометрических фигур».
25.04-28.04.
Результат проекта:
- дети закрепили знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, четырехугольник);
- сформировались конструктивные способности, умения преобразовывать один математический объект в другой, умение классифицировать;
- развился интерес к аппликации;
- сформировались навыки рассказывания
- изготовлен альбом «В мире геометрических фигур»
Все результаты проекта оформлены в виде презентации и представлены на педсовете
Список литературы.
1. З. А. Михайлова. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. «Детство – пресс» 2002г.
2. З. А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. Санкт-Петербург 1997г.
3. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» 2008г.
4. С.Е. Гаврина. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь. «Росмен» 2001г.
5. Т.И. Ерофеева. Математика для дошкольников Москва «Просвещение» 1992г.
6. З. А. Михайлова. Математическое развитие дошкольников. «Детство-пресс». 2000г.
«Использование ИЗО–деятельности и художественного слова при изучении геометрических фигур и обучению счета»
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Математическое развитие дошкольника-это развитие способности нестандартного мышления, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов (форме, цвете, размере, количестве, числе, пространстве и времени).
Развитие математического мышления дошкольников - это умение рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познание» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка.
Через познавательную деятельность реализуются практически все интегрированные области и программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе.
Осознанное овладение элементами математического знания возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, приобретение которого всегда связана с непосредственным восприятием окружающей действительности. Наиболее эффективное средство для этого- изобразительная деятельность. В процессе рисования, лепки и аппликации ребенок приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали. Известно, что внимание детей 4 лет непроизвольное и неустойчивое. Знания полученные на ФЭМП закрепляются в разных видах деятельности. На непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира, мы обращаем внимание на их форму, учим сравнивать предметы по форме. Благодаря ИЗО- деятельности ребенок учится видеть структуру объекта-эта черта творчества формируется у дошкольников при выполнении аппликаций, создаваемой из геометрических фигур. Создавая изображения ребенок осмысливает качество воспроизводимого предмета, запоминает характерные особенности. Включение в работу нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Совместная математическая и изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствуют развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, внимания и усидчивости.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.
. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала (стихи, знания из истории математики, задания на развитие логического мышления, математические праздники и развлечения).
Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
На НОД по ФЭМП стихи, рассказы о цифрах, фигурах и т. д. оказывают влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Интеграция логико-математического, ИЗО- деятельности и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.
Именно через использование элементов Изо-деятельности и математики, отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях по ФЭМП, воспитывается интерес к предмету.
Консультация для родителей
Что должен знать и уметь ребенок в возрасте от 4 до 5 лет
1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
Пособия для занятий:
1. Карточки Учим ребенка счету
2. Соедини цифры и раскрась рисунок
3. Игра изучаем геометрические формы
4. Знакомим ребенка с Геометрическими формами
5. Карточки с цифрами от 0 до 10
6. Карточки "какая цифра лишняя"
7. Игра для изучения Геометрических фигур
8. Пропись Цифры
9. Цифры прописью
10. Карточки с Цифрами-раскраски
11. Пазлы-тройные геометрические фигуры
12. Пазлы-тройные Цифры и Счет
13. Геометрические фигуры. Развиваем память
14. Геометрические фигуры. Развиваем мелкую моторику
15. Изучаем Геометрические фигуры
16. Пропись по Математике
17. Учусь Считать.Рабочая тетрадь
18. Учимся писать Цифры от 1-9
19. Математические примеры для дошкольника
20. Игры с Геометрическими фигурами
21. Развиваем память с Геометрическими фигурами
22. Соотносим количество с цифрой
23. Занимательные задания по математике
24. Ориентируемся в пространстве. До и После
25. Карточки с Цифрами
26. Пазл Счет от 1 до 10
27. Математика с Игральными Костями
28. Дидактические игры по математике
29. Пазл Счет от 1 до 10
Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
2. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
6. Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
9. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
10. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
11. Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Пособия для занятий:
1. Карточки из серии найди лишний предмет
2. Карточки из серии найди лишний предмет. Часть 2
3. Карточки из серии найди пару
4. Найди тень у картинки
5. Развиваем Логическое мышление
6. Карточки Большой-маленький
7. Пазлы
8. Головоломка Красноухова
9. Логические раскраски
10. Развитие Внимания
11. Развитие Мышления
12. Развитие Памяти
13. Развитие Памяти.Часть 2
14. Подбери заплатку
15. Добавь недостающий предмет
16. Игра в противоположности (Антонимы)
17. Занимательные занятия с ребенком
18. Ориентируемся в пространстве. Направо и Налево
19. Игра - "Что есть Что?"
20. Игра Поймай рыбку
21. Игра Ассоциации: Найди пару
22. Игра на Развитие Памяти и Внимания
23. Журнал-раскраска для детей про Лошадок
24. Угадай Чья Тень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ФЭМП для детей средней группы Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»
Конспект НОД по ФЭМП для детей средней группы Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»...
Непосредственная образовательная деятельность по ФЭМП для воспитанников средней группы «Страна песочных фигур»
Цель: Создание условий для формирования математических представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)...
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Страна геометрических фигур"
средняя группа...
Проект по ФЭМП для детей средней группы на тему: «Маленькие умники и маленькие умницы»
Актуальность. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако, запас заученных знани...
Проект по ФЭМП для детей средней группы на тему: «Маленькие умники»
Проект по овладению детьми умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух....
Конспект занятия по физической культуре для детей средней группы "Страна геометрических фигур"
Конспект занятия...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Город математических фигур».
Математика - наиболее нужный и в тоже время сложный предмет. Даже дети средней группы знакомятся с величиной, формой, пространственными ориентирами, образованием чисел и соответствующей цифрой. Естест...