Проект по ФЭМП для детей средней группы на тему: «Маленькие умники и маленькие умницы»
проект по математике (средняя группа)

Виктория Викторовна Котова

Актуальность.

 

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако, запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". Но математика, это не только цифры и действия с ними. С математическими характеристиками окружающего ребенок знакомится с раннего возраста. Каждый объект окружающего мира, с которым встречается дошкольник, характеризуется цветом, формой, величиной, расположением в пространстве, изменениями во времени — признаками, которые позволяют ему познать мир вокруг себя. Везде есть счет, числительные, названия величин.

Познавая мир и его математические характеристики, ребенок выполняет различные действия, в результате которых различает свойства и отношения предметов и явлений, формируя элементарные математические представления.

Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать совместно с родителями проект по овладению детьми среднего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

 

Постановка проблемы:

На занятиях по формированию элементарных математических представлений у многих детей быстро терялся интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, решили использовать занимательный материал: головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, различные мультимедийные презентации. С этой целью привлекли родителей для изготовления дидактических пособий к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_femp_-malenkie_umniki_i_malenkie_umnitsy.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» с. Кневичи Артемовского городского округа

Проект по ФЭМП

для детей средней группы

на тему:

«Маленькие умники и маленькие умницы»

Подготовила воспитатель: Котова В.В.

Артем 2020г.

Актуальность.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако, запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". Но математика, это не только цифры и действия с ними. С математическими характеристиками окружающего ребенок знакомится с раннего возраста. Каждый объект окружающего мира, с которым встречается дошкольник, характеризуется цветом, формой, величиной, расположением в пространстве, изменениями во времени — признаками, которые позволяют ему познать мир вокруг себя. Везде есть счет, числительные, названия величин.

Познавая мир и его математические характеристики, ребенок выполняет различные действия, в результате которых различает свойства и отношения предметов и явлений, формируя элементарные математические представления.

Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать совместно с родителями проект по овладению детьми среднего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Постановка проблемы:

На занятиях по формированию элементарных математических представлений у многих детей быстро терялся интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, решили использовать занимательный материал: головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, различные мультимедийные презентации. С этой целью привлекли родителей для изготовления дидактических пособий к занятиям.

Тип проекта: познавательно – игровой

Сроки проведения: краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта:

создание условий для развития математических представлений, любознательности у детей среднего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал.

Задачи:

  • Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
  • Содействовать развитию умения считать в пределах 10, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  • Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
  • Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
  • Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
  • Развивать речь, мыслительные операции, внимание, зрительную память, моторику руки

Предполагаемые результаты:

  • Повышение уровня математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
  • Дети проявляют интерес к занимательным играм по математике.
  • Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
  • Родители активно участвуют в подборе занимательного материала к занятиям, в изготовлении дидактических пособий.
  • Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей, расширение знаний родителей о игровых формах и методах в обучении.

Первый этап – подготовительный:

  • постановка цели и задач проекта;
  • разработка конспектов НОД;
  • составление плана основного этапа проекта;
  • подбор методической, художественной литературы по теме проекта;
  • подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта;
  • создание картотеки развивающих игр, ребусов, загадок по математике;
  • привлечение родителей к совместной работе над проектом;
  • помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.
  • Оформление для родителей папки – передвижки «Математика для дошкольников».
  • консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

Второй этап – основной

С детьми:

  • Чтение сказок и стихов с элементами счета: «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик – семицветик», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Козленок, который умел считать до десяти».
  • Просмотр компьютерной презентации «Паровозик Чух – Чух учит цифры», «Паровозик Чух – Чух учит фигуры».
  • Раскрашивание математических раскрасок (по номерам, рисование цифр, раскрашивание цифр).
  • Конструирование: «Ракета» из кубиков, «Домик».
  • Работа со счетными палочками.
  • Дидактические игры с математическим содержанием: «Поезд из кубиков», «Что изменилось?», «Покажи столько же», «Жуки», «Вазы с цветами», «Шишки и желуди», «Построй дорожку», «Лото», «Круг», «Собери вместе», «Геометрическое лото», «Четвертый лишний», «Наведи порядок», «Посчитай тигрят», «Счет пальцами», «На что похожа цифра», «Ступеньки», «Сравни величины», «Разноцветные квадраты», «Юный геометрик», «Веселые рыбки», «Яблоневый сад», «Цветочная поляна».
  • Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
  • Подвижные игры: «Найди себе пару», «Математическая дорожка», «Математический ёжик», «Математическое одеяло».
  • Пальчиковые гимнастики.
  • Физкультминутки: «Один - два», «Угадай сколько», «Назови три предмета», «Большие и маленькие», «Зарядка».

Взаимодействие с родителями:

  • Выставка рисунков и коллажей: «Веселая математика».
  • Консультация для родителей: «Математические игры для детей»

Третий этап заключительный.

  • Создание математического уголка, привлечение родителей, к созданию сказок про геометрические фигуры в альбомах.
  • Развитие предметно пространственной среды:

          Игротеки;

          Лаборатории;

           Центры науки;

  • Викторина для детей «Путешествие в страну Математика»

Вывод:

Проект реализован.

В ходе работы над проектом родители воспитанников стали активными и непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное содружество. Проект позволил им реализовать свои способности и таланты, обогатить знания и умения в воспитании детей новым опытом семейного воспитания. У детей появилась потребность в систематической мыслительной деятельности, и умение самостоятельно творить, переживая радость. Каждый ребёнок вышел на свой более высокий уровень развития.

Таким образом, разработанный и апробированный проект действительно отвечает основным принципам развивающего обучения, является инновационным и может быть рекомендован для использования педагогами ДОУ

Для самостоятельного изучения цифр и фигур, мы расположили в «Математическом центре» энциклопедию, направленную на развитие математических представлений. Дети с удовольствием просматривали каждую страничку.

 В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Список используемой литературы:

1. В. П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2014г.

2. З. А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 2013 г.

3. Е. А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2013 г.

4. И. А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2015 г.

5. А. А. Смоленцева. Математика до школы. Н. -Новгород 2014 г.

6. З. А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2014 г.

7. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 2013 г.

Приложение

Консультация для родителей

«Математику мы дома учим весело!».

«Учиться можно только весело!»

Французский романист Анатоль Франс.

В детском саду ребята осваивают элементарные математические представления  с младшего дошкольного  возраста.

Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное, привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. 

Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома. 

Стоит до школы научить ребенка различать:

  • пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.);
  • узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • величину предметов;
  • понятия "больше", "меньше", "часть", "целое".


Формы обучения элементарным математическим представлениям - игра.

Игра "Наоборот" (толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий - узкий).

«Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.

Игра "Назови соседей" (взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».

Игра "Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.

Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет у в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.

Игра "Найди пару" (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.

Игра "Какое число пропущено?" Называется пропущенное число.
Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?


«Сколько вокруг машин?» Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.

«Мячи и пуговицы». Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

«Далеко ли это?» Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

«Сложи квадрат». Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

 
«Угадай, сколько в какой руке». В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.


«Счет на кухне». Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.

Все это хорошо подготовит ребенка к школе и будет для него интересным и познавательным шагов.

Викторина

на тему

«Путешествие в страну Математика».

Цель:

Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве 2х групп предметов на основе счета. Продолжать учить сравнивать предметы по 2м признакам величины (длине, ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, н-р: длинная и широкая - большая дорожка, короткая и узкая- маленькая дорожка. Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

Демонстрационный материал: машинки (5 шт.), куклы (5 шт.), 4 корзины, 2 набора фигур- с шарами, 2 набора – с кубами, количество шаров и кубов равно количеству детей.

Раздаточный материал: круги по 5 шт., квадраты по 5 шт., «ледяные дорожки» из картона разной длины и ширины (по 2 шт.),» снежные комочки» разного размера (по 2 шт.)

Ход викторины.

Дети делятся на 2 команды: команду мальчиков и команду девочек.

Команда мальчиков – «Умники»

Команда девочек – «Умницы»

1часть.

Воспитатель предлагает Умникам отсчитать 5 машин и поставить их на стол, а Умницам- 4 куклы и расположить их рядом (друг за другом). Затем выясняет, что надо сделать, чтобы узнать, сколько на столе машин и кукол. Дети по очереди пересчитывают игрушки и уточняют их количество. Воспитатель предлагает расположить игрушки так, чтобы было видно поровну кукол и машин или нет. Дети обсуждают знакомые способы сравнения (наложение и приложение). Ребенок из одной команды располагает игрушки выбранным способом: сажает кукол в машины или рядом с машинами.

Воспитатель уточняет:» 5 машин и 4 куклы – сравните, что больше (5 машин больше, чем 4 куклы). 4 куклы и 5 машин - сравните, что меньше (4 куклы меньше, чем 5 машин). Как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну». Дети обсуждают 2 способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета. Вызванный ребенок из другой команды уравнивает предметы одним из способов.

«По сколько стало кукол и машин?»- выясняет воспитатель. Затем восстанавливает неравенство и просит ребенка равенство другим способом. Воспитатель уточняет образование чисел 4 и 5.

2 часть. Аналогичная работа проводится с раздаточным материалом (круги и квадраты). Воспитатель обсуждает с детьми способы уравнивания кругов и квадратов. Обе команды уравнивают предметы одним из способов.

3 часть. Игровое упражнение «Разложи фигуры».

На полу стоят 4 корзины, рядом лежат наборы шаров и кубов. Каждая из команд отбирает шары и кубы из своих наборов и раскладывает в корзины: в одну - шары, в другую - кубы. Воспитатель уточняет названия фигур.

4 часть. У каждого ребенка по 2 «ледяные дорожки» и по 2 «снежных комочка». Воспитатель предлагает сравнить «ледяные дорожки» знакомыми способами по длине и ширине: «Что можно сказать о длине дорожек? Покажите длинную дорожку. Покажите короткую дорожку. Что можно сказать о ширине дорожек? Покажите широкую дорожку. Покажите узкую дорожку. Как можно назвать, одним словом длинную и широкую дорожку? (Большая дорожка). А короткую и узкую?» (Маленькая дорожка). Воспитатель предлагает Умникам найти большую дорожку и прокатить по ней большой» снежный комок», а Умницам показать маленькую дорожку и прокатить по ней маленький «снежный комочек».

В конце встречи воспитатель хвалит обе команды за старание, умение дружно работать в команде. Обе команды получают призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по ФЭМП для детей средней группы на тему: "Сказочная математика"

В презентации показана НОД по Формированию Элементарных математических представлений у детей средней группы. Охвачены разные области математических представлений детей средней группы. Использованы раз...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП для детей средней группы на тему «Путешествие по сказке «Гуси - лебеди»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 6 «Светлячок»        Конспект образовательной деятельностипо ФЭМП...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для детей средней группы на тему: «В гости к Мухе - Цокотухе»

Цель:Развивать и активизировать у детей умственную деятельность, применяя полученные знания при выполнении заданий;Закрепить цифры и порядковый счёт в пределах пяти, названия геометрических фигур, а т...

Конспект занятия по ФЭМП для детей средней группы на тему: Число «три». Цифра 3. Число сказок»

Конспект занятия по формирования элементарных математических представлений для детей средней группы на тему:Число  «три». Цифра 3. Число сказок»...

Проект по ФЭМП для детей средней группы на тему: «Маленькие умники»

Проект по овладению детьми  умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух....

Конспект по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста. Тема: Круг, квадрат. Большой, маленький

Тема: Круг, квадрат. Большой, маленький.Цель: Развивать память, внимание, логическое мышление.                              ...