Социальный проект "Шахматы без границ"
проект по математике

Федорова Светлана Николаевна

Данный проект был реализован в старшей группе с целью познакомить дошкольников с игрой в шахматы, развить интерес к данной интеллектуальной игре среди дошкольников и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Шахматы без границ"58.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ - 2018

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени Г. Ф. Атякшева»

/дошкольные группы/

Шахматное образование воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся начальных классов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «Шахматы без границ»

Автор проекта:

Федорова Светлана Николаевна

воспитатель

Югорск

2018

Оглавление

Аннотация        3

Введение                                                                                                                                         5                                                                                                                                                          

Актуальность.        6

Цель проекта:        7

Задачи проекта:        7

План реализации проекта        9

Ожидаемые результаты:        13

Заключение        13

Список использованной литературы

Приложение


Аннотация

В связи с развитием шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе

– Югре, особенно актуальным становится обучение игре в шахматы детей дошкольного

возраста. Сегодня шахматы - это и активный культурный отдых, и спорт, и искусство, и наука. Каждый находит в них что-то свое. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, воображение, концентрацию внимания, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, целеустремленность, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах, познаёт дух соперничества и соревнования. Удивительная любознательность детей позволяет увлечь их игрой в фигуры.

Цель проекта: Познакомить  дошкольников с игрой в шахматы, как видом спорта; развивать интерес к данной интеллектуальной игре среди дошкольников и их родителей.

Актуальность темы проекты состоит в его востребованности, в требованиях современного общества к личности, которая должна быть всесторонне развита, чему и способствуют игры в шахматы. В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только интеллектуальный.

Практическая значимость.

Возможность применения технологии проекта в практике дошкольных учреждений с целью развития познавательного интереса у старших дошкольников посредством обучения игре в шахматы; наличие практического материала для использования в работе с детьми.  В рамках работы над проектом дети познакомятся с историей шахмат, узнают имена знаменитых гроссмейстеров. А также будут учиться играть, осваивать тактику игры, изучать различные способы ведения игры, пополнят словарный запас специальными шахматными терминами.

Задачи проекта:

- узнать где и когда впервые появились шахматы;

- что означает слово  «шахматы»;

- познакомиться с шахматной доской и шахматными фигурами;

- узнать какие бывают виды шахмат;

- выяснить, возможно ли своими руками изготовить шахматы.

- побуждать родителей и детей к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы.

Принципы реализации проекта:  

- Принцип систематичности и последовательности («от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»).

 -Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

-Принцип творчества: процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

-Принцип интегративности и сотрудничества с  социальными партнерами.

-Мотивация деятельности детей, используя игровые методы и приемы.

-Учет возрастных особенностей.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основ шахматной игры. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать план действий, развивать пространственное воображение, настойчивость в достижении цели.

Способы, методы и приёмы.

-Сбор информации.

-Словесный метод обучения (Беседы, объяснение, рассказ, пальчиковая гимнастика, консультации)

- Метод игры (дидактические игры, игры на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы).

-Наглядный (показ мультимедийных материалов, наглядных материалов).

-Практический метод (продуктивная деятельность детей, совместно с родителями и педагогом.)

-Вовлечение родителей в проектную деятельность.

Вывод: Сотрудничество с семьями детей по шахматному образованию, привлечение родителей к совместной работе по воспитанию у дошкольников интереса к игре в шахматы не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать интеллектуально грамотного, логически мыслящего и увлеченного человека. А умение играть в шахматы способствуют всему этому.

Введение.

Зовется Шахматной страной двухцветная страна,

Ведется в ней упорный бой – двухцветная война.

Там обе армии смелы, борьбой увлечены,

В одной из них бойцы белы, в другой бойцы черны.

Но разве цвет всего важней? Выигрывает бой,

Тот, кто решительней, умней, а не светлей или темней –

Вот там закон, какой!

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Чтобы помочь нашим воспитанникам, будущим первоклассникам мы решили познакомить их с шахматами в процессе реализации  проекта «Шахматы без границ»

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Удивительная любознательность малышей позволяет увлечь их игрой в фигуры. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает духовный мир. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения.

Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют дошкольникам освоить правила шахматной игры. Начать обучение необходимо с игры, но не в шахматы, а в знакомство с историей шахмат и с шахматными фигурами.

Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме необходимо вводить детей в мир шахмат: знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах доски.

Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Сказки, истории, загадки, о шахматах могут придумывать и педагог и родители совместно с детьми. Пусть не всегда складные, но зато яркие и понятные они дадут гораздо больше результата в знакомстве с игрой. Ребенок в игре не замечает, что его обучают, и постепенно заинтересуется шахматами и в обучении наступит уже новый этап – основы теории.

На основании выше изложенного мы решили с воспитанниками старшей группы реализовать проект на тему: «Шахматы без границ».

Проблема.

В октябре месяце была проведена беседа «Знакомство с народными играми». Дети знают подвижные народные игры, знают пальчиковые игры, игры-хороводы, игры с мячом, а вот старинных интеллектуальных игр не смогли назвать. Дети называли только компьютерные игры. Я показала детям шашки, шахматы. Оказалось, некоторые дети умеют играть – они играли дома с родителями, со старшими братьями, сёстрами. Дети сами поставили проблему – надо научиться играть в шахматы.

Обоснование.

-Преобладание в нашей жизни большого количества компьютерных игр;

-Не все родители знакомят детей с интеллектуальными играми (в силу своего незнания или неумения)

А в наше современное время, в связи с развитием шахматного образования в Ханты-Мансийском  автономном округе– Югре, особенно актуальным становится обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста. Шахматы – интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта  и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение и ответственность.

Актуальность.

В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только интеллектуальный. Во все времена шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание, как детей, так и взрослых.

В связи с развитием шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе

– Югре, особенно актуальным становится обучение игре в шахматы детей дошкольного

возраста. Сегодня шахматы - это и активный культурный отдых, и спорт, и искусство, и наука. Каждый находит в них что-то свое. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, воображение, концентрацию внимания, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, целеустремленность, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах, познаёт дух соперничества и соревнования.

Цель проекта:

Познакомить  воспитанников старшей группы с игрой в шахматы, как видом спорта; развивать интерес к данной интеллектуальной игре среди дошкольников и их родителей.

Задачи проекта:

- узнать где и когда впервые появились шахматы;

- что означает слово  «шахматы»;

- познакомиться с шахматной доской и шахматными фигурами;

- узнать какие бывают виды шахмат;

- выяснить, возможно ли своими руками изготовить шахматы;

- побуждать родителей и детей к совместному творчеству.

Новизна проекта:

Новизна проекта заключается в дополнении содержания существующих методик обучения дошкольников игре в шахматы, направленного на развитие познавательного интереса; возможности раннего обучения игре в шахматы в непринуждённой игровой форме с использованием интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного учреждения.

Новизна данного опыта заключается, в осознании необходимости системного включения занятий по шахматам  в ДОУ для обучения детей начиная с 5-летнего возраста.

Объект проектной деятельности: шахматы, как игра.

Воспитательный образовательный процесс в ДОУ с использованием организационных форм и методик обучения дополнительного образования, способствующих шахматному образованию у детей дошкольного возраста через знакомство с историей возникновения шахмат, изучение шахматных фигур, развитие творческих способностей детей посредством создания продуктов реализации проекта.

Предмет проектной деятельности

Влияние шахмат на развитие интереса у детей дошкольного возраста к самой игре.

Методы, использованные для достижения цели.

-сбор информации: просматривание презентаций, работа с энциклопедией, просмотр мультфильмов с шахматной тематикой;

- поиск информации в сети Интернет

- метод теоретического исследования (анализ исторического материала);

- наглядный метод: рассматривание картинок, иллюстраций;

-словесный метод  (беседы, викторины, консультации)

- практический  метод (изготовление шахмат своими руками, оформление альбома  «Мы рисуем шахматы», альбома «Мы изучаем шахматы», альбома «Выдающиеся гроссмейстеры, оформление огорода на окне в шахматном стиле, проведение шахматного  бала)

Шахматное образование детей предполагает использование разнообразных форм работы:

-работа с художественной и научно-популярной литературой,

-работа в сети интернет,

-работа с родителями,

-просмотр видео материала,

-оформление альбома

-выставка рисунков «Мы рисуем шахматы»,

-изготовление лепбука «Шахматы без границ»

-дидактические игры и задания;

-решение шахматных задач, комбинаций,

-практическая игра.

Тип проекта – долгосрочный (учебный год), коллективный, практический.

Участники реализации проекта:

- педагог  – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;

- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях (оформление альбомов, совместное изготовление шахмат своими руками)

- воспитанники старшей группы «Почемучки»

План реализации проекта

Проект по шахматному образованию «Шахматы без границ» расширяет кругозор детей, возможности полноценного самовыражения, открывает дорогу к творчеству воспитанников. Это работа, которая вызывает у детей живой интерес, побуждает их к размышлениям, позволяет на практике познавать законы игры в шахматы.  

1 этап   Организационно-подготовительный:  ноябрь-декабрь  2017 года

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.       

Содержание работы

Сроки исполнения

Организаторы

Планируемый результат

1

Беседа диагностического характера с детьми на тему: «Что такое шахматы?»

1неделя ноября

Федорова С.Н.

Выяснить, что знают дети о шахматах, кто умеет играть, кто не умеет.

2

Подбор методического материала к проекту. Разработка тематического планирования проекта. 

2-3 неделя ноября

Федорова С.Н.

Составление тематического плана работы.

3

Обогащение развивающей среды группы наборами шахмат, настенной  шахматной доской.

В течение месяца

Федорова С.Н., родительский комитет

Оформление в группе центра шахматного образования

4

Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой

В течение месяца

Федорова С.Н.

Картотека игр по шахматам.

5

Прохождение курсов повышения квалификации по программе «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет-технологий»

Декабрь 2017

Федорова С.Н.

Повысить свой педагогический уровень в области шахматного образования.

2 этап: Практический: ноябрь  2017 года - март 2018 года.

Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта.  

Содержание работы

Сроки исполнения

Организаторы

Планируемый результат

1

Презентация «О, этот яркий черно-белый мир!»;

ноябрь

Федорова С.Н.

Неволина С.С. (родитель)

Расширить  знания детей о шахматном поле и шахматных фигурах.

2

Деятельность, осуществляемая в режимных моментах:

- чтение художественной литературы, тематические беседы;

-просматривание презентаций;

-знакомство с многообразием шахмат.

- подбор сказок и загадок о шахматах

Ноябрь-январь

Федорова С.Н

Развитие интереса к шахматам,   совершенствование навыков поисковой деятельности, творческой работы у воспитанников.

3

Участие в городском фестивале «Юный шахматист»

ноябрь

ДЮЦ «Прометей»,

Федорова С.Н.

Повысить интерес к шахматам через игровую деятельность.

4

Участие в городском конкурсе «Юный шахматист» в  номинации «Рисунок»

ноябрь

ДЮЦ «Прометей»,

Федорова С.Н.

Повысить интерес к шахматам через изобразительную деятельность

5

Участие в городском конкурсе рисунков «Юный шахматист» в  номинации «Стихотворение»

ноябрь

ДЮЦ «Прометей»,

Федорова С.Н.

Повысить интерес к шахматам через художественное слово.

6

Участие в шахматной олимпиаде среди воспитанников старших групп.

Групповой шахматный турнир.

декабрь

Федорова С.Н.,

Выявить детей, которые хорошо играют в шахматы и могут помочь другим ребятам в освоении шахматных азов.

7

«Шахматная копилка»

декабрь

Участники проекта

Создание Альбома «Мы изучаем шахматы»

8

Беседа с использованием мультимедийного оборудования  «Известные гроссмейстеры»

декабрь

Федорова С.н.

Создание мини Альбома «Великие гроссмейстеры»

9

Творческая мастерская: рисование  «Этот удивительный шахматный мир»

декабрь

Участники проекта

Создание альбома «Мы рисуем шахматы»

10

Изготовление шахмат из различных подручных материалов

Январь-февраль

Федорова С.Н., родители, воспитанники группы

Выставка продуктивного творчества «Шахматы без границ»

11

Проведение Шахматного бала «В королевстве шахмат»

Февраль

Федорова С.Н., Круглова Т.М., участники проекта

Доставить детям радость от выступления. Закрепить представления о шахматной доске и шахматных фигурах.

12

Изготовление лэпбука «Шахматы без границ»

Март-апрель

Федорова С.Н., воспитанники старшей группы.

Изготовить дидактические игры по формированию у детей интереса к шахматам.

13

Участие в интернет конкурсах.

Февраль-май

Федорова С.Н., Воспитанники группы. их родители

Занять призовые места, тем самым поднять интерес к изготовлению шахмат своими руками.

14

Участие в смотре-конкурсе «Огород на окне»

Март-апрель

Федорова С.Н., родители, воспитанники

Оформление огорода на окне в шахматном стиле «Шахматное царство»

3 этап.   Заключительный:  апрель  2018 года.

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе, обобщение результатов работы, анализ деятельности.

Содержание работы

Сроки исполнения

Организаторы

Планируемый результат

1

Семейный спортивный праздник «Папа, мама, я – шахматная семья»

апрель

Федорова С.Н., инструктор по Физической культуре.

Развитие  интереса к игре в шахматы среди дошкольников и их родителей.

2.

Подготовка и оформление выставки о работе в рамках реализации проекта.

Апрель

Федорова С.Н.

Познакомить воспитанников других групп с многообразием шахматных игр.

3.

Выставка детских рисунков

Апрель

Федорова С.Н.

Развитие познавательного интереса к шахматам через изобразительную деятельность.

4.

Трансляция опыта работы по теме проектной деятельности посредством выступления на городском семинаре (МКУ «ЦМТиИМО»), публикации методических материалов.

Март - май

Федорова С.Н.

Обобщение и распространение накопленного опыта по проектной деятельности

Работа с социальными партнерами:

Югорская библиотека г.Югорска:

- Познавательный час «Знакомство с выдающимися гроссмейстерами»

- Викторина «Шахматы - это интересно»

ДЮЦ «Прометей»:

- участие в городском фестивале  «Юный шахматист»

- участие в городском конкурсе рисунков  «Юный шахматист»

Ожидаемые результаты:

-Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста о шахматах.

-Привлечение родителей к совместной работе по воспитанию у дошкольников интереса к игре в шахматы.

-Обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях города.

Заключение

Успешность любого занятия по шахматам зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет понятен и интересен  детям. В рамках проекта  были созданы различные продукты, которые помогут развить интерес к шахматам среди детей дошкольников, они помогут использовать прием обыгрывания заданий на занятиях, создавать игровые ситуации с использованием дидактических игр и пособий.

Итак, цель работы была достигнута. Нам удалось заинтересовать детей этой интересной игрой и обогатить развивающую среду группы.

Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша главнейшая цель – прививать интерес к мудрой игре. Важным достижением проекта можно считать возросший у детей и их родителей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту интеллектуальную игру. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться


Список использованной литературы

1.Закон Российской Федерации "Об образовании"

2.Приказ № 655 от 23. 11. 2009г. Минобрнауки РФ  «Об утверждении и введении в действие  ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

3.Приказ МО РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ"

4.Гришин В., «Малыши играют в шахматы» Г 85 Просвещение, 1991.- 158с.

5.Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972. 59, [1] с., с цв. рис. в тексте. Тираж 200 000 экз. 29,1 х 21,9. В издат. илл. обл.

6.Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Издательство: Феникс (2004 г.) 320 стр.

7.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.) 287 стр.

8.Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

9.Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992

10.Интернет источники:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста "На границе"

Рассмотрены педагогические возможности игровой деятельности в патриотическом воспитании старших дошкольников....

Роль презентаций в расширении границ познания детей в образовательной области «Художественное творчество».

в статье рассказывается о типах презентаций, их использовании в НОД (из опыта работы)...

«Что нужно знать родителям при установлении границ дозволенного»

Правила для родителей при установлении границ дозволенного...

Образование без границ и барьеров

Статья на тему "Образование без границ и барьеров", посвещенная использованию нестандартных методов в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Консультация для родителей "Самостоятельность ребёнка. Её границы".

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные ...

Социальный проект "Шахматы без границ"

Социальный проект "Шахматы без границ"...

Социальный проект "Детство без границ"

Социальный проект "Детство без границ" реализуется совместно с АНО "Оздоровительный центр иппотерапии"...