Картотека дидактических игр по ФЭМП
картотека по математике (средняя группа) на тему

развиваем логическое мышление детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po.docx243.87 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  дидактических игр по ФЭМП

Составила воспитатель Турчина Н.И.

Составление геометрических фигур

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
  2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
  4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
  5. Составить 3 равных квадрата из10 палочек
  6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
  7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
  8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники

Составление геометрических фигур

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

  1. Составить квадрат и треугольник маленького размера
  2. Составить маленький и большой квадраты
  3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
  4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

Цепочка примеров

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

                                                                 

     Помоги Чебурашке исправить ошибки                             

Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.

Только одно свойство

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Найди и назови

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Назови число

Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

Сложи квадрат

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.
Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Задания к игре:

  1. Разложить кусочки квадратов по цвету
  2. По номерам
  3. Сложить из кусочков целый квадрат
  4. Придумать новые квадратики.

картинки для фотошопа в растровом формате для детей

        

  «Почини одеяло»

                Цель: Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

               Игровой материал: Фигуры.

               Правила игры:  С помощью фигур закрыть белые «отверстия».

         Жил – был Буратино, у которого на кровати лежало  красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса – Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.

D:\Мои документы\САД\сад1\игрушки\s2a.gif

«Рассеянный художник»

Цель: Развитие наблюдательности и счет до шести.

Игровой материал: Цифры 1,2,3,4,5,6; игровое поле.

Правила игры: Нужно взять необходимые цифры и исправить  ошибки  рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов. На картинке отсутствует пять предметов. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке?D:\Мои документы\САД\сад1\игрушки\s1a.gif

На улице Бассейной

Один художник жил,

И иногда рассеянный

Неделями он был.

Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Нужно взять из набора нужные цифры и исправить ошибки  рассеянного художника.

Теперь сосчитайте до шести. Какое число птиц пропущено на картинке?

«Торопись, да не ошибись».

Цель: закрепить знания состава чисел первого десятка.

Игровой материал: Набор карточек с числами.

Правила игры.

Игру начинают с того, что в центральный круг помещают карточку с числом, большим пяти.

Каждому из двух играющих необходимо заполнить клеточки на своей половине рисунка, положив на знак «?» карточку с таким числом, чтобы при сложении его с записанным в прямоугольнике получилось то число, которое помещено в круг. Если нельзя подобрать числа, удовлетворяющие данному условию, то игрок должен перевернутой карточкой закрыть «лишний» пример.

«Где они живут?»

Цель: Научить сравнивать числа по величине.

Игровой материал: Цифры.

Правила игры.  Нужно разместить числа по их  «домикам». В домик А могут попасть только числа меньше 1 (0); в домик Б – из оставшихся -числа меньше 3 (1 и2); в домик В – из оставшихся – числа меньше 5 (3 и 4); в домик Г – числа больше 6 (7 и 8) и в домик Д – число, которое осталось без домика (6).

«Найди предмет такой же формы»

Дидактическая задача. Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы), квадратной (строительный материал, платок, карточки), треугольной (строительный материал, флажок), овальной (яйцо, огурец).

Правила игры. Геометрические фигуры лежат на одном столе, предметы – на другом. Сначала  воспитатель показывает фигуру и  предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить ее рядом.  

«Выкладывание орнамента»

Дидактическая задача. Выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур в пространстве. Дети составляют орнамент из отдельных геометрических фигур, используя прием наложения каждой фигуры на ее контурное изображение.

Материал. Карточки с изображением орнамента геометрических фигур. Наборы вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур.

Правила игры. Воспитатель показывает детям карточки, предлагает кому – либо из детей обвести контур каждой фигуры, назвать ее, описать словами положение фигуры на карточке, затем объясняет задание. Составить орнамент из геометрических фигур. Задание считается выполненным, если цветные фигуры полностью закрывают контурные линии орнамента.

«Склеим чайник»

Дидактическая задача.  Учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять форму предмета.

Материал. Разрезные картинки (ведерко, барабан, чайник)

Правила игры. Воспитатель показывает детям, как из двух – четырех частей сложить картинку, обращает внимание на цвет и форму предметов, предлагает назвать эти предметы и их форму.

«Упражнение с кругами»

Дидактическая задача.  Дать  детям представление об отношениях трех предметов по величине; научить обозначать эти отношения словами («больше», «меньше», «самый большой» «самый маленький»).

Материал. Наборы из кругов постепенно увеличивающегося размера.

Правила игры. Воспитатель раздает детям наборы кругов, предлагает внимательно рассмотреть их, разложить на столе, обвести круги по контуру. После этого воспитатель вызывает одного ребенка  и просит определить величину одного из кругов, учитывая его соотношение  с другим.  Ребенок называет величины всех кругов.

«Что там?»

Дидактическая задача. Закрепить умение устанавливать соотношения трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении действия с предметами.

Материал. Деревянная трехместная матрешка.

Правила игры. Воспитатель предлагает детям загадку: «Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка». Затем разбирает матрешку, обращает внимание на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом от самой большой к самой маленькой. Сначала воспитатель сам собирает игрушку, затем его действия повторяют дети.  Вкладывая одну матрешку в   другую, они определяют, какая из них меньше, какая больше.

«Башня из кубов»

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине.

Материал. Набор из пяти кубов разных размеров.

Правила игры. Дети рассматривают кубы, накладывают меньший куб на большой. «На большой кубик поставлю маленький, потом еще меньше…». Обращает внимание на то, что, если башенка собрана правильно, она устойчива.

«Цветные круги»

Дидактическая задача. Учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины.  В начале при накладывании кругов они ориентируются на цвет. Затем их внимание фиксируется на основном свойстве ряда – его односторонней направленности (круги становятся все больше или все меньше).

Материал.  Набор, состоящий из четырех серий кругов, 5 кругов постепенно убывающих

размеров, ободки кругов каждой серии окрашены в один из основных цветов, при правильном накладывании кругов получается сплошной фон.

Правила игры.  Воспитатель раздает детям  наборы кругов и обращает внимание на то, что  материал контролирует каждую ошибку: «Самый маленький круг красного цвета. Если мы положим его на большой, то получится один круг красного цвета.  Посмотрите, дети, мы закрыли розовый цвет. Ободки круга совпали по цвету. А если мы неправильно подберем круг, не той величины, то не будет общего красного круга».

После этого дети снимают круги по порядку, раскладывая их на столе, и рассматривают получившийся ряд, называют величину кругов, отмечают направление ряда (от большого к меньшему или от меньшего к большему).Картинка 102 из 3813577

«Башенка из колец»

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

Материал. Башенки из пяти колец.

Правила игры.  «Давайте вместе поиграем», - обращается воспитатель к детям и предлагает детям снять колечки с башенки.  «А теперь найдите такое же кольцо». Когда ребенок выполнит задание, воспитатель предлагает сравнить кольца путем накладывания.

        

 «Найди такое же колечко»

Дидактическая задача. Учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания и на глаз.

Материал. Башенки из колец.

Правила игры. Воспитатель снимает кольца с башенки и раскладывает их в разные места, затем раздает детям по одному кольцу от такой же башенки и говорит: «Найди такое же большое

 кольцо.  Найди такое же маленькое».

«Сбор фруктов»

Дидактическая игра. Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Материал. Яблоки – образцы разной величины (трех размеров – больше, поменьше,  маленькие), три корзины – большая, поменьше, маленькая, дерево со вставными яблоками трех размеров.

Правила игры. Воспитатель показывает детям дерево с яблоками, вырезанными из картона, корзины, обращает внимание детей на разную величину яблок, затем вручает яблоко – образец одному ребенку и предлагает найти на дереве такое же яблоко. Ребенок находит нужные  яблоки  на глаз, проверяя путем примеривания  к образцу. Дети сортируют яблоки по величине и раскладывают их соответственно в корзины.

«Назови правильно»

Задача. Дети должны назвать предметы, которых по одному.

Правила игры. Воспитатель зачитывает стихотворение:

Нос один и рот один,

Я один у мамы сын.

Солнце в небе луна

И земля на всех одна.

Дети продолжают список предметов, которых по одному.

«Когда это бывает?»

Цель. Учить детей определять части суток, называть их.

Правила игры. Воспитатель зачитывает стихотворение, а дети должны сказать,  когда это бывает?

Говорит Зайчиха – мать:D:\Мои документы\САД\Папка\картинки\картинки все\Новая папка (2)\1769.gif

-Ну –ка, дети! Все в кровать.                                                                                                        

Спать пора давным-давно

На дворе уже темно.

Спят медведи и слоны

И лиса и ежик.

Все вокруг спать должны,

Наши дети тоже.

 «Назови, сколько предметов?»

Цель.  Дети должны определять много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке.

Материал. Цветы в вазе, карандаши в стакане, матрешки, поезд.

Правила игры. Воспитатель указывает на группы предметов и задает вопросы.

-Сколько цветов в вазе? D:\Мои документы\САД\Папка\картинки\Новая папка\karanda14.jpg

- Сколько карандашей в стакане?            

- Сколько матрешек на столе?

-Сколько вагончиков у поезда?

                                                                     

«Подберите колеса для поезда»

Цель. Учить детей различать круг и квадрат.

Материал.  Поезд, круги, квадраты.

Правила игры. Поезд стоит без колес. Из чего можно сделать колеса для поезда?

Можно ли сделать колеса из квадратиков? Почему?  Дети подбирают для поезда колеса.

«Когда это бывает?»

Цель. Учить детей  определять времена года.

Правила игры. Воспитатель зачитывает стихотворение.

Наступили холода

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает?

Воспитатель объясняет детям, что наступила зима, на улице холодно, земля покрыта снегом, люди ходят в теплой одежде.

«Соберем букет»

Цель. Закреплять понятия: - много, поровну, столько же.

Материал. 2 полоски разной ширины, мелкие цветы, листья.

Правила игры. На широкой полоске положить много цветов, под каждый цветок положить листок.

Что можно сказать? Поровну ли цветов и листиков?

«На что похож предмет?»

Цель. Закрепление знаний геометрических фигур, умение сравнивать с окружающими предметами.

Материал. Геометрические фигуры, предметные картинки.

Правила игры. Воспитатель показывает картинку, дети поднимают геометрическую фигуру «На которую похож предмет»

«Чудесный мешочек»

Дидактическая задача. Учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно  воспринимаемому образцу.

Материал. Наборы геометрических фигур, мешочек.

Правила игры. Воспитатель, показывая детям геометрические  фигуры, складывает их в мешочек. Ребенок на ощупь достает геометрическую фигуру называет ее.

«Разрезные картинки»

Дидактическая задача. Учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять не только форму предметов, но и  форму части картинки.

Материал. Разрезные картинки (ягоды, грибы, игрушки).

Правила игры. Сначала воспитатель сам показывает детям, как из двух – четырех частей сложить картинку, обращает внимание на цвет и форму предметов, предлагает назвать эти предметы и их форму. При самостоятельном выполнении задания воспитатель следит, чтобы ребенок больше ориентировался на общий вид предмета, а не многократно подставлял то одну, то другую часть картинок, находя нужную.

«Неразбериха»

Дидактическая задача. Учить детей зрительно расчленять геометрическую фигуру на равные части, составлять ее из таких же частей.

Материал. Образцы – плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). В конвертах находятся такие же фигуры, разрезанные на две и на четыре части.

Правила игры.  Воспитатель показывает геометрические фигуры, дети называют их. Затем воспитатель раздает детям конверты, и они  выкладывают геометрические фигуры. Когда дети научатся правильно складывать из карточек  каждую отдельную фигуру, воспитатель смешивает все геометрические фигуры и предлагает им  найти и сложить как можно больше фигур.

«Что там?»

Дидактическая задача.  Закреплять умение устанавливать отношение между пятью объектами по величине; учить детей выделять высоту как особое измерение величины.

Материал. Деревянная разборная матрешка из пяти вкладышей.

Правила игры. Воспитатель показывает красочную книжку о матрешках, затем привлекает внимание детей к игрушке и, последовательно разбирая игрушку и отмечая увеличение  количества матрешек, предлагает сравнить части по общей величине и по одному измерению – высоте. Дети ставят их в ряд и называют величину каждой матрешки.

«На, над, под»

Задача. Учить различать и называть пространственные отношения:  на, над, под;

Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под.

Материал. Дерево, солнышко, листочки, грибочки, яблоки.

Правила игры. Стоит одинокое дерево. Нужно сделать так, чтобы дереву не было одиноко.

Нужно разместить предметы солнышко, листочки, грибочки, яблоки на дереве, под деревом, над  деревом. Что еще бывает на, под, над деревом?

«Наш день»

Задача.  Сформировать умение различать и называть последовательность дней;  учить различать понятия вчера, сегодня, завтра.

Правила игры.  Дети конкретизируют те действия, которые они выполняют каждый день. Рассказывают про вчерашний день. Что будут делать завтра.

«Число и цифра»

Задача. Учить  соотносить цифры с количеством предметов.

Материал. Карточки с кружочками (один, два, три кружочка), набор цифр.

Правила игры. Воспитатель показывает цифры 1, 2, 3, 4, а дети показывают карточку, на которой столько кружочков, сколько обозначает эта цифра.

«Зайчик и морковь»

Задача. Учить отсчитывать столько предметов, сколько фигур на образце.

Материал. Четыре зайчика, четыре морковки.

Правила игры. На доске четыре зайчика, нужно отсчитать столько морковок , сколько зайчиков на доске.

«Сосчитай кружочки»

Задача. Учить видеть равное количество предметов, расположенных по-разному.

Материал. Четыре желтых кружочков, четыре синих кружочков.

Правила игры. Четыре желтых кружочков расположены в ряд. Четыре синих кружочка расположены по кругу. Сосчитайте кружочки. Сколько желтых? Сколько синих?

«Разложи правильно»

Задача. Учить устанавливать соотношения между предметами по ширине.

Материал. Полоски разной ширины.

Правила игры. Разложить полоски от самой широкой, до самой узкой. От самой узкой, до самой широкой.

«Расставь деревья»

Задачи. Учить устанавливать соотношения между предметами по толщине. Обозначать словами толстый, самый толстый, толще.

Материал. Четыре дерева разных по толщине.

Правила игры. Нужно расставить деревья от самого тонкого до самого толстого, и от самого толстого до самого  тонкого.

«Посади елочки»

Задача. Учить расставлять предметы в направлении справа налево.

Материал. Пять елочек.

Правила игры. Нужно посадить елочки. Слева посадить одну елочку, справа много.

Сколько посадили слева елочек? Сколько посадили елочек справа?

«Стук – стук»

Цель.

Материал. Карточки, на которых нарисованы разные предметы от одного до четырех.

Содержание игры.

Воспитатель стучит в бубен или по столу. Дети считают «про себя» и ищут карточку, на которой столько предметов, сколько ударов сделал воспитатель. Дети дают словесный ответ. Например: «Вы ударили три раза, у меня нарисовано три груши».

j0351965

«Кто больше увидит?»

Дидактическая задача. Учить детей последовательному зрительному обследованию и словесному описанию формы предметов. При  проведении обследования и описания дети должны научиться правильной последовательности этого процесса:

1.выделить общую форму предмета, его контур;

2. выявить основные части предмета и назвать их свойства (овальное туловище, круглая голова):

3. определить пространственное взаимоотношение предметов;

Материал. Парные игрушки, отличающиеся друг то друга отдельными деталями: две обезьяны, два мишки,  две куклы.

Правила игры. Дети дают общую характеристику игрушки, основных ее частей, затем описывают мелкие детали (например, при описании обезьяны: овальное туловище, круглая голова, тонкие длинные лапы, полукруглые уши, длинные тонкие губы, крупные глаза).

«Большая башня»

Дидактическая задача. Учить детей последовательному расположению элементов разной величины. Элементы подбираются от большого к маленькому.

Материал. 10 кубов постепенно изменяющегося объема.

Правила игры. Воспитатель предлагает построить большую башню из кубов и ставит при этом условие:  каждый раз выбирать нужный по размерам куб. Воспитатель вводит правило: «Выбирай каждый раз самый большой из всех оставшихся» j0232107

«Палочки в ряд»

Дидактическая задача. Учить детей последовательному расположению в ряд элементов разной длины.

Материал. 10 палочек разной длины. Каждая палочка отличается от стоящей рядом на 2 см.

Правила игры. Дети должны построить ряд из 10 палочек разной длины по убывающим размерам.  «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд».

«Сложи дощечки»

Дидактическая задача. Учить детей последовательному расположению дощечек от самой узкой до самой  широкой, затем от самой широкой до самой узкой.

Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10см.

Правила игры.  Дети выкладывают дощечки по убывающей ширине,  затем по возрастающей.

«В какую коробку?»

Дидактическая задача. Учить устанавливать соответствие между несколькими предметами, упорядоченными по величине.

Материал.5 коробок, постепенно уменьшающихся. Наборы игрушек: 5 матрешек, 5 колец от пирамидки, 5 шариков, 5 кубиков, 5 медведей. Размеры игрушек в каждом наборе постепенно уменьшаются.

Правила игры.  Дети должны распределить  пять вводов игрушек по пяти коробкам. Самые большие предметы надо положить в самую большую коробку, предметы немного поменьше – в коробку поменьше, наконец, самые маленькие – в самую маленькую коробку.

«Подбери столько же кружков»

Цель.

Материал. У детей геометрические фигуры и числовые карточки. У воспитателя набор карточек с предметными рисунками, игрушки.

Содержание игры.

1 вариант. Воспитатель  выставляет на полочку 3 куклы, дети на столах – три кружочка.

2 вариант. Воспитатель показывает карточку, на которой нарисованы 2 птицы, дети называют карточку с соответствующим числом кружков.

3 вариант. (работа парами) ребенок выкладывает на столе 3 треугольника. Сосед по столу в ответ показывает карточку с таким же количеством кружков.

«Каких чисел не достает?»

Содержание игры. Воспитатель называет два числа, дети должны назвать число, которое находится между ними. Например: «Три, пять». Дети «Четыре».

«Наведем порядок!»

Цель. Упражнять детей в подборе пар предметов одинаковой длины, закрепить умение упорядочивать предметы по длине; активизировать словарь детей: Длинный, короткий, длиннее, короче, подлиннее, покороче, равные по длине.

Материал. У каждого ребенка в конверте по 5 пар лыж, длина лыж – 12, 14, 16, 18, 20см.

Содержание игры.  Дети собирают лыжи по парам.  Поставить лыжи в ряд по длине, от самых длинных до самых коротких.

«Угадай, в каком порядке?»

Цель. Учить детей оценивать размер предметов с точки зрения 2 -3 измерений: длины и толщины; развивать представления о том, что место, занимаемое каждым предметом среди других, изменяется в зависимости от того, по какому признаку предметы сравниваются.

Материал. У каждого ребенка по 2 карточки из картона. К карточкам прикреплены нитки разной длины и толщины. На одной из карточек они постепенно увеличиваются по длине. Нитки разной толщины расположены вперемешку. На другой карточке нитки прикреплены от самой тонкой, до самой толстой.

Содержание игры. Детям предлагается рассмотреть, ощупать нитки и догадаться, в каком порядке они прикреплены к каждой из карточек, если считать слева направо. Дети называют по порядку, какой длины или толщины нитки прикреплены к карточкам. Говорят, на котором месте самая тонкая (толстая), самая короткая (длинная) нитка на каждой из карточек.

«Угадай, где пропущено!»

Цель. Закрепить представление о равенстве различий между соседними членами упорядоченного ряда величин, развивать глазомер.

Материал. 5 полосок разных размеров, одной полоски не хватает.    

Содержание игры. Воспитатель спрашивает: «Сколько у меня полосок? Ровная ли получилась лесенка? Почему?» Дети должны  поместить в ряд недостающую полоску. Воспитатель показывает полоску и спрашивает, есть ли у вас такая полоска и на каком она месте.  Найдите у себя четвертую полоску.

Далее воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает полоску дети должны отгадать, какой полоски не стало.

«Что где находится»

Цель. Учить детей находить местоположение: слева, справа.

Материал. Набор картинок.

Содержание игры. Детям по очереди предъявляют картинки, на которых нарисовано от 3 до 5 игрушек, расположенных в ряд

«Какое слово подходит?»

Цель: Упражнять детей в ориентировке во времени.

Ход игры: Воспитатель задает детям различные вопросы, например: «Месяц зимы – (перечисляет ряд  любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц) – октябрь, сентябрь, ноябрь, февраль». «Февраль»

Время года… (утро, вечер, день, осень);

Месяц лета… (апрель, март, май, июнь);

Время суток… (зима, лето, осень, ночь);

Месяц осени… (июнь, июль, август, сентябрь).

«Двенадцать месяцев»

Цель: Уточнить знания детей о годе, месяцах.

Материал: Карточки с цифрами от 1 до 12.

Ход игры:  Воспитатель раскладывает карточки с цифрами от 1 до 12 (изображениями вниз) и перемешивает их. Дети берут карточки и «превращаются в двенадцать месяцев». Воспитатель задает вопросы:

Первый месяц, как тебя зовут? 

Двенадцатый месяц, назови себя?  

«Который час?»        

Цель: Учить узнавать время по часам.

Материал: Часы у воспитателя и у детей.

Ход игры: Воспитатель называет определенный час. Дети на своих часах показывают соответствующее время. Дети устанавливают на циферблатах своих часов то же время, отвечают, который час, и показывают свои часы.

«Отгадай, что на моей картинке?»

Дидактическая задача. Упражнять детей в умении зрительно обследовать и давать словесное описание формы предметов.

Материал. Набор картинок  с изображением игрушек, цветов, животных

Правила игры. Воспитатель раздает картинки детям (не более пяти). Выбирается водящий, который начинает игру – по своему желанию он выбирает картинку, рассматривает ее и, не показывая остальным детям, дает словесное описание картинки.  Дети должны найти такую же картинку среди своих.

«Отгадай игрушку»

Дидактическая задача. Закреплять полученное умение обследовать форму предметов, давать и понимать словесное описание, узнавать по нему предмет. Игра подводит детей к  осязательному обследованию формы, так как, держа игрушку в руке, ребенок может одновременно осматривать и ощупывать ее.

Материал. Мелкие парные деревянные, пластмассовые или металлические игрушки.

Правила игры. Воспитатель раздает детям игрушки. Дети рассматривают свои игрушки, затем прикрывают их ладонями, чтоб никто не видел. Каждый ребенок по очереди дает описание своей игрушки, дети должны угадать, о какой игрушке идет речь. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого  больше фишек.

«Найди на ощупь»

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предметов.

Материал. Несколько одинаковых наборов  мелких игрушек. В наборе 15 игрушек.

Правила игры. Воспитатель ставит один предмет на стол, ребенок должен в мешочке на ощупь найти такую же игрушку.

«Сломанная лестница»

Дидактическая задача. Замечать нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины, включать недостающие элементы в ряд.

Материал.10 призм постепенно изменяющихся по высоте.

Правила игры. Строится лестница.  Воспитатель убирает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», и может ее починить получает фишку.

«Что в руке?»

Цель: Закрепить понятия:  длинный – короткий, толстый – тонкий, большой – маленький, правая – левая;  закрепить пространственные представления, развивать моторику, тактильные ощущения.

Материал. Природный материал (камешки, желуди, орехи, палочки).

Содержание игры.  Ребенок отводит руки за спину. Воспитатель вкладывает в руки ребенку 2 однородных предмета различных по величине, например: два камешка – большой и

маленький. Ребенок не глядя должен сказать, что в правой руке большой камень, а в левой – маленький. Затем два карандаша одинаковой длины, но разной толщины и т.п.

«Разложи полоски»

Цель. Учить различать полоски по цвету и по длине.

Материал. Каждому ребенку дать полоски различной длины и цвета (например, 2 красных, 1зеленая, 2 желтых, самая длинная – желтая, самая короткая – красная, одинаковой длины – красная, зеленая, желтая).

Содержание игры.

 1-е задание. Воспитатель предлагает детям сложить слева от себя все красные полоски, справа – желтые, а посередине – все зеленые.

2 –е задание. Положить друг под другом одинаковые полоски.

3 –е задание. Слева от себя положить самую короткую полоску, справа – самую длинную.

4 –е задание. Расположить в ряд полоски от самой короткой до самой длинной.

«Положи такую же фигуру»

Цель. Уметь отобрать геометрическую фигуру по образцу.

Материал. У воспитателя и детей  наборы квадратиков, треугольников, кругов (по 3-5 штук каждой фигуры).

Содержание игры.

   1.Воспитатель выставляет треугольник и говорит:

«Положите такую же фигуру». Дети должны положить на середину стола все треугольники, независимо от их цвета и размера.

  2. Воспитатель называет фигуру, но не показывает. Дети по названию должны найти и положить названную фигуру.

 «Угадай, какая это фигура?»

Цель: Уметь называть геометрическую фигуру на ощупь.

Материал: Геометрические фигуры: деревянные, пластмассовые, мешочек.

Содержание игры.

У воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Ребенок называет фигуру, ее свойства и находит эту фигуру в мешочке на ощупь. За правильный ответ получает фишку.

«Найди свое место»

Цель. Закрепить понятия о частях суток.

Материал. Карточки из бумаги с изображением частей суток, окрашенные в цвета, соответствующие каждой части суток, например, утро – бледно-розовый; день – оранжевый; вечер – синий; ночь – черный.

Содержание игры.

Воспитатель показывает карточку с определенным цветом, дети должны продолжить выкладывать цвета в правильной последовательности.

«Найди похожее!»

Цель: Развивать умение находить предметы похожие на квадрат

Материал: предметные картинки.

Ход игры.

На свете все на все похоже:

Змея – на ремешок из ножки;

Луна – на круглый глаз огромный;

Журавль на тощий кран подъемный:

Кот полосатый – на пижаму:

Ты на меня, а я – на маму.

_ Ребята, вокруг нас много предметов, похожих на квадрат, найдите их.

- А сейчас посмотрите на мои картинки и найдите, где там спрятались квадраты.

-Сложите из своих палочек квадрат.

- Скажите, а можно ли из палочек сложить круг? Почему?  (У него нет углов)

«Конверты»

Цель: Закрепить представления детей о свойствах плоскостных геометрических фигур

Материал: Конверты с геометрическими фигурами

Ход игры.

- Какие фигурки изображены на каждом конверте? (треугольник, круг, квадрат)

- Посмотрите в конверты, там у вас все фигурки перепутаны.

- Разложите фигурки по конвертам.

- Сколько кружков в конверте?

- Сколько треугольников?

- Чего больше, меньше?                                                                                  

- Сколько квадратов?

                                                                                                                                               

«Орешки для белочки»        

Цель: Упражнять в счете предметов.

Материал: Набор белочек, корзиночек, карточки с цифрами.

Ход занятия.

- Посчитайте сколько белочек?

- Сколько корзиночек?

В каждой корзинке - орешки для белочки. Я буду доставать цифру из корзиночек, а вы должны хлопать в ладоши столько раз, сколько орешков в корзине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Для каждой игры указаны цель, материалы и ход ее проведения.  Файл содержит картотеку дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей дошк...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в ДОУ

В данной картотеке представлены дидактические игры по ФЭМП на все возрастные группы детского сада...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы

картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы ДОУ...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений с описанием дидактических задач, оборудования, хода игры...

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Дидактические игры, направленные на формированиеэлементарных математических представлений у детейстаршей группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Методическая разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной группе

Дидактическиеигры по ФЭМП в  подготовительной  группе 1. Ориентировка  во времени1.1. Дидактическая игра «Успей вовремя»Цель: Продолжать закреплять понятие времени.Развивать чувств...