НОД "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Фриккель Елизавета Викторовна

                           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

      «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»

 

 

 

 

 

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

 в средней группе

на тему: «Воздух-невидимка»

 

 

 

 

 

 

Подготовили воспитатели:

Фриккель Е.В.

 

 

ноябрь  2017 год

Тема НОД: «Воздух-невидимка»

   Возрастная группа: средняя

   Тема: «Воздух-невидимка»                        

  Направление образования и развития (образовательная область): «Познавательное развитие»

Цель: Формировать представление детей о воздухе и его свойствах через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

Учить проводить эксперименты (опыты).

Способствовать формированию у детей познавательного интереса к экспериментированию с предметами окружающего мира и познанию их свойств. Познакомить с причинами загрязнения воздуха, мероприятиями по защите его от загрязнений; формировать понятие о том, что в природе всё взаимосвязано и человек не должен нарушать эту взаимосвязь.

Развивающие:

Развивать связную речь, активизировать словарь детей;

Развивать любознательность, мыслительную деятельность, умение наблюдать и анализировать.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воздуху, интерес к окружающему миру и желание расширять свой кругозор.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Обогатить словарь детей словами: лаборатория, эксперимент, исследование, прозрачный, невидимый, упругий.

 

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, развитие восприятия художественной литературы.

 

Формы реализации детских видов деятельности:

• Сюрпризный момент

• Физкультминутка

. Дидактическая игра 

. экспериментирование (опыты)  

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование: доска, мольберт, магнитофон с записью ветра ткань для парашюта, шапочки ученых по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха.

Материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, мыльные пузыри

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: технология музыкального воздействия, исследовательская технология, физкультурная минутка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: наблюдение на прогулке за неживой и живой природой, чтение книг, разучивание стихотворений по данной теме.

 

Ход непрерывной образовательной деятельности:

 

  1. Вводная часть.

Все в сборе, взрослые и дети.

Мы можем начинать, но сначала нам нужно здравствуйте сказать.

                            Дети здороваются.

  - Ну, а теперь давайте улыбнемся друг другу и поделимся друг с другом хорошим  настроением.

 Ребята у меня сегодня тоже прекрасное настроение, потому что в детском саду со мной произошла удивительная история — захожу я к нам в группу, а на моём столе стоит интересная коробочка.

— Как вы думаете, что там может быть? (предположение детей)

— А как узнать, что лежит в коробке? (открыть ее)

Открываем коробку ( — звук ветра)

Показываю, что в коробке (пустота ничего нет)

Но коробка эта не простая, а, чтобы узнать, что всё таки в этой коробке отгадайте загадку!

Загадка:

Через нос проходит в грудь, и обратный держит путь.

Он невидимый, но все же без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час, но невидим он для нас!                  (воздух)

Правильно, и сегодня мы свами будем говорить о воздухе.

Посмотрите, у меня для вас приготовлен сюрприз, большой кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная.

-Вы знаете, кто такие парашютисты?

-Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета?

Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

- Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)

- Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не удариться о землю.

2. Основная часть.

- Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети надевают шапки)

- Реб., как вы думаете, где ещё находится воздух?

Дети: Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас).

Правильно, воздух окружает нашу Землю.

Воздухом дышат люди, животные и растения.

 

- Почему мы не видим воздух? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».

Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы?

Воздух нельзя увидеть, зато мы его можем ощутить.

Опыт: помашем ладошкой в лицо.

- Что вы чувствуете? Чувствуем, как воздух движется.

Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.

А) Опыт «Воздух-невидимка»

  Я предлагаю вам поймать воздух с помощью пакетов.

(раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).

- Что произошло с пакетами? (они надулись, стали упругими, похожи на подушку)

- Что в них находится? (воздух)

- Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух?

     (мяч, колесо машины, надувной круг, воздушный шарик, надувная игрушка.)

- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух?

Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек.

Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух)

                       Ветер – это движение воздуха.

- Правильно: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

 Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают.

Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

Вот мы и открыли первый секрет воздуха:

- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой.  («зачеркнутое цветное пятно»)

                                                                   (на доску выставляется карточка - символ)

- А сейчас пройдем и займем свои места в нашей лаборатории.

б)Опыт «Что в стакане?»

- Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан)

- Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой)

- Давайте проверим.

 Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду.

                                           (нужно держать ровно).

- Попадает ли вода в стакан? (нет)

- Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан)

Дети: Сухой!

- Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух, и он не пустил воду).

- А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду.

  Что происходит?  (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).

- Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

  Молодцы, открыли и второй секрет воздуха:  

                    (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух).

- Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки. («пустой стакан»)

 

- Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)

в)Опыт «Воздух в человеке»

(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее.

  Что происходит? (выходят пузырьки)

- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)

Вот видите, значит, воздух есть внутри нас.

Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

     Вот мы и узнали третий секрет воздуха.

- Запишем результаты опыта с помощью карточки. («изображение человека»)

 

- А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

(взмахи руками)

Закачалось деревцо

(качаемся)

Ветерок все тише, тише,

(приседаем)

Деревцо все выше, выше

(поднимаемся на носочки).

г) Опыт  «Имеет ли воздух запах?»

- Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?»

 (варианты ответов детей)

- Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)

 Дыхательное упражнение «Насос»

- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? (3 раза)

Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха. («нос»)

Предложить детям закрыть глаза, распылить туалетную воду.

- Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет?

- Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха?

Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. -Чем может пахнуть воздух?

(цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком, и т.д).

д) Опыт  «Движение воздуха?»

 Ребята, мы свами уже говорили, что воздух может двигаться и мы его можем ощутить.

- А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов)

- Правильно, движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха.

(качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру).

  Мы узнали пятый секрет: воздух может двигаться.

- Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)

- Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

- Сможет ли человек жить без воздуха?

д)Опыт «Не дышу»

- Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами. (пауза)

- Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

- Чего вам не хватало? (воздуха)

- Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

Д/и «Кому нужен воздух»

-Ребята, давайте подумаем и вспомним, кому еще нужен воздух?

(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).

- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом?

                               (живой природе или всему живому)

-Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).

Шестой секрет воздуха:   «Воздух нужен всему живому».

 

 - В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину. (показать)

 - Почему девочка закрыла нос платком? (ответы детей)

 - Посмотрите, что происходит с воздухом?

(воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух- устраивая различные свалки).

- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? Как?

(не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).

- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

3. Заключительная часть.   

Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:

- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе:

         1. Воздух – прозрачный, бесцветный, невидимый.

         2. Внутри предметов есть воздух.

         3. Воздух есть в человеке.

         4. Воздух – не имеет запаха.

         5. Воздух может двигаться.

         6. Воздух нужен всему живому.

- Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарок.

- Что это? (надувает пузырь)

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.

- Что внутри них? (воздух)

- Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vozduh-nevedimka.docx28.53 КБ
Файл nod_vozduh-nevedimka.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

      «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»

 

 

 

 

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

 в средней группе

на тему: «Воздух-невидимка»

 

 

 

 

 

 

Подготовили воспитатели:

Фриккель Е.В.

 

 

ноябрь  2017 год

 

Тема НОД: «Воздух-невидимка»

   Возрастная группа: средняя

   Тема: «Воздух-невидимка»                      

  Направление образования и развития (образовательная область):                                                                                  «Познавательное развитие»

Цель: Формировать представление детей о воздухе и его свойствах через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные: 

Учить проводить эксперименты (опыты). 

Способствовать формированию у детей познавательного интереса к экспериментированию с предметами окружающего мира и познанию их свойств. Познакомить с причинами загрязнения воздуха, мероприятиями по защите его от загрязнений; формировать понятие о том, что в природе всё взаимосвязано и человек не должен нарушать эту взаимосвязь.

Развивающие: 

Развивать связную речь, активизировать словарь детей;

Развивать любознательность, мыслительную деятельность, умение наблюдать и анализировать.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воздуху, интерес к окружающему миру и желание расширять свой кругозор.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Обогатить словарь детей словами: лаборатория, эксперимент, исследование, прозрачный, невидимый, упругий.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, развитие восприятия художественной литературы.

Формы реализации детских видов деятельности:

• Сюрпризный момент

• Физкультминутка

. Дидактическая игра  

. экспериментирование (опыты)  

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование: доска, мольберт, магнитофон с записью ветра ткань для парашюта, шапочки ученых по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха.

Материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, мыльные пузыри

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: технология музыкального воздействия, исследовательская технология, физкультурная минутка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: наблюдение на прогулке за неживой и живой природой, чтение книг, разучивание стихотворений по данной теме.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

  1. Вводная часть.

Все в сборе, взрослые и дети.

Мы можем начинать, но сначала нам нужно здравствуйте сказать.

                              Дети здороваются.

  - Ну, а теперь давайте улыбнемся друг другу и поделимся друг с другом хорошим  настроением.

 Ребята у меня сегодня тоже прекрасное настроение, потому что в детском саду со мной произошла удивительная история — захожу я к нам в группу, а на моём столе стоит интересная коробочка.

— Как вы думаете, что там может быть? (предположение детей)

— А как узнать, что лежит в коробке? (открыть ее)

Открываем коробку ( — звук ветра)

Показываю, что в коробке (пустота ничего нет)

Но коробка эта не простая, а, чтобы узнать, что всё таки в этой коробке отгадайте загадку!

Загадка:

Через нос проходит в грудь, и обратный держит путь.

Он невидимый, но все же без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час, но невидим он для нас!                  (воздух)

Правильно, и сегодня мы свами будем говорить о воздухе.

Посмотрите, у меня для вас приготовлен сюрприз, большой кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная.

-Вы знаете, кто такие парашютисты?

-Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета?

Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

- Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)

- Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не удариться о землю.

2. Основная часть.

- Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети надевают шапки)

- Реб., как вы думаете, где ещё находится воздух?

Дети: Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас). 

Правильно, воздух окружает нашу Землю.

Воздухом дышат люди, животные и растения.

- Почему мы не видим воздух? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».

Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы?

Воздух нельзя увидеть, зато мы его можем ощутить.

Опыт: помашем ладошкой в лицо.

- Что вы чувствуете? Чувствуем, как воздух движется.

Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.

А) Опыт «Воздух-невидимка»

  Я предлагаю вам поймать воздух с помощью пакетов.

(раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).

- Что произошло с пакетами? (они надулись, стали упругими, похожи на подушку)

- Что в них находится? (воздух)

- Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух?

     (мяч, колесо машины, надувной круг, воздушный шарик, надувная игрушка.)

- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух?

Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек.

Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух)

                       Ветер – это движение воздуха.

- Правильно: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

 Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают.

Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

Вот мы и открыли первый секрет воздуха:

- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой.  («зачеркнутое цветное пятно»)

                                                                 (на доску выставляется карточка - символ)

- А сейчас пройдем и займем свои места в нашей лаборатории.

б)Опыт «Что в стакане?»

- Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан)

- Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой)

- Давайте проверим.

 Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду.

                                           (нужно держать ровно).

- Попадает ли вода в стакан? (нет)

- Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан)

Дети: Сухой!

- Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух, и он не пустил воду).

- А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду.

  Что происходит?  (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).

- Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

  Молодцы, открыли и второй секрет воздуха:  

                    (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух).

- Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки. («пустой стакан»)

- Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)

в)Опыт «Воздух в человеке»

(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее.

  Что происходит? (выходят пузырьки)

- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)

Вот видите, значит, воздух есть внутри нас.

Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

     Вот мы и узнали третий секрет воздуха.

- Запишем результаты опыта с помощью карточки. («изображение человека»)

- А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

(взмахи руками)

Закачалось деревцо

(качаемся)

Ветерок все тише, тише,

(приседаем)

Деревцо все выше, выше

(поднимаемся на носочки).

г) Опыт  «Имеет ли воздух запах?»

- Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?»

 (варианты ответов детей)

- Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)

 Дыхательное упражнение «Насос»

- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? (3 раза)

Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха. («нос»)

Предложить детям закрыть глаза, распылить туалетную воду.

- Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет?

- Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха?

Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. -Чем может пахнуть воздух?

(цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком, и т.д).

д) Опыт  «Движение воздуха?»

 Ребята, мы свами уже говорили, что воздух может двигаться и мы его можем ощутить.

- А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов)

- Правильно, движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха.

(качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру).

  Мы узнали пятый секрет: воздух может двигаться.

- Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)

- Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

- Сможет ли человек жить без воздуха?

д)Опыт «Не дышу»

- Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами. (пауза)

- Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

- Чего вам не хватало? (воздуха)

- Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

Д/и «Кому нужен воздух»

-Ребята, давайте подумаем и вспомним, кому еще нужен воздух?

(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).

- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом?

                               (живой природе или всему живому)

-Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). 

Шестой секрет воздуха:   «Воздух нужен всему живому».

 - В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину. (показать)

 - Почему девочка закрыла нос платком? (ответы детей)

 - Посмотрите, что происходит с воздухом?

(воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух- устраивая различные свалки).

- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? Как?

(не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).

- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

3. Заключительная часть.   

Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:

- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе:

        1. Воздух – прозрачный, бесцветный, невидимый.

        2. Внутри предметов есть воздух.

        3. Воздух есть в человеке.

        4. Воздух – не имеет запаха.

        5. Воздух может двигаться.

        6. Воздух нужен всему живому.

- Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарок.

- Что это? (надувает пузырь)

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.

- Что внутри них? (воздух)

- Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок.



Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

      «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»

 

 

 

 

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

 в средней группе

на тему: «Воздух-невидимка»

 

 

 

 

 

 

Подготовили воспитатели:

Фриккель Е.В.

 

 

ноябрь  2017 год

 

Тема НОД: «Воздух-невидимка»

   Возрастная группа: средняя

   Тема: «Воздух-невидимка»                      

  Направление образования и развития (образовательная область):                                                                                  «Познавательное развитие»

Цель: Формировать представление детей о воздухе и его свойствах через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные: 

Учить проводить эксперименты (опыты). 

Способствовать формированию у детей познавательного интереса к экспериментированию с предметами окружающего мира и познанию их свойств. Познакомить с причинами загрязнения воздуха, мероприятиями по защите его от загрязнений; формировать понятие о том, что в природе всё взаимосвязано и человек не должен нарушать эту взаимосвязь.

Развивающие: 

Развивать связную речь, активизировать словарь детей;

Развивать любознательность, мыслительную деятельность, умение наблюдать и анализировать.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воздуху, интерес к окружающему миру и желание расширять свой кругозор.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Обогатить словарь детей словами: лаборатория, эксперимент, исследование, прозрачный, невидимый, упругий.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, развитие восприятия художественной литературы.

Формы реализации детских видов деятельности:

• Сюрпризный момент

• Физкультминутка

. Дидактическая игра  

. экспериментирование (опыты)  

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование: доска, мольберт, магнитофон с записью ветра ткань для парашюта, шапочки ученых по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха.

Материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, мыльные пузыри

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: технология музыкального воздействия, исследовательская технология, физкультурная минутка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: наблюдение на прогулке за неживой и живой природой, чтение книг, разучивание стихотворений по данной теме.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

  1. Вводная часть.

Все в сборе, взрослые и дети.

Мы можем начинать, но сначала нам нужно здравствуйте сказать.

                              Дети здороваются.

  - Ну, а теперь давайте улыбнемся друг другу и поделимся друг с другом хорошим  настроением.

 Ребята у меня сегодня тоже прекрасное настроение, потому что в детском саду со мной произошла удивительная история — захожу я к нам в группу, а на моём столе стоит интересная коробочка.

— Как вы думаете, что там может быть? (предположение детей)

— А как узнать, что лежит в коробке? (открыть ее)

Открываем коробку ( — звук ветра)

Показываю, что в коробке (пустота ничего нет)

Но коробка эта не простая, а, чтобы узнать, что всё таки в этой коробке отгадайте загадку!

Загадка:

Через нос проходит в грудь, и обратный держит путь.

Он невидимый, но все же без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час, но невидим он для нас!                  (воздух)

Правильно, и сегодня мы свами будем говорить о воздухе.

Посмотрите, у меня для вас приготовлен сюрприз, большой кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная.

-Вы знаете, кто такие парашютисты?

-Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета?

Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

- Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)

- Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не удариться о землю.

2. Основная часть.

- Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети надевают шапки)

- Реб., как вы думаете, где ещё находится воздух?

Дети: Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас). 

Правильно, воздух окружает нашу Землю.

Воздухом дышат люди, животные и растения.

- Почему мы не видим воздух? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».

Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы?

Воздух нельзя увидеть, зато мы его можем ощутить.

Опыт: помашем ладошкой в лицо.

- Что вы чувствуете? Чувствуем, как воздух движется.

Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.

А) Опыт «Воздух-невидимка»

  Я предлагаю вам поймать воздух с помощью пакетов.

(раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).

- Что произошло с пакетами? (они надулись, стали упругими, похожи на подушку)

- Что в них находится? (воздух)

- Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух?

     (мяч, колесо машины, надувной круг, воздушный шарик, надувная игрушка.)

- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух?

Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек.

Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух)

                       Ветер – это движение воздуха.

- Правильно: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

 Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают.

Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

Вот мы и открыли первый секрет воздуха:

- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой.  («зачеркнутое цветное пятно»)

                                                                 (на доску выставляется карточка - символ)

- А сейчас пройдем и займем свои места в нашей лаборатории.

б)Опыт «Что в стакане?»

- Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан)

- Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой)

- Давайте проверим.

 Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду.

                                           (нужно держать ровно).

- Попадает ли вода в стакан? (нет)

- Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан)

Дети: Сухой!

- Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух, и он не пустил воду).

- А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду.

  Что происходит?  (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).

- Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

  Молодцы, открыли и второй секрет воздуха:  

                    (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух).

- Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки. («пустой стакан»)

- Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)

в)Опыт «Воздух в человеке»

(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее.

  Что происходит? (выходят пузырьки)

- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)

Вот видите, значит, воздух есть внутри нас.

Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

     Вот мы и узнали третий секрет воздуха.

- Запишем результаты опыта с помощью карточки. («изображение человека»)

- А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

(взмахи руками)

Закачалось деревцо

(качаемся)

Ветерок все тише, тише,

(приседаем)

Деревцо все выше, выше

(поднимаемся на носочки).

г) Опыт  «Имеет ли воздух запах?»

- Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?»

 (варианты ответов детей)

- Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)

 Дыхательное упражнение «Насос»

- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? (3 раза)

Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха. («нос»)

Предложить детям закрыть глаза, распылить туалетную воду.

- Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет?

- Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха?

Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. -Чем может пахнуть воздух?

(цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком, и т.д).

д) Опыт  «Движение воздуха?»

 Ребята, мы свами уже говорили, что воздух может двигаться и мы его можем ощутить.

- А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов)

- Правильно, движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха.

(качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру).

  Мы узнали пятый секрет: воздух может двигаться.

- Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)

- Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

- Сможет ли человек жить без воздуха?

д)Опыт «Не дышу»

- Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами. (пауза)

- Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

- Чего вам не хватало? (воздуха)

- Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

Д/и «Кому нужен воздух»

-Ребята, давайте подумаем и вспомним, кому еще нужен воздух?

(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).

- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом?

                               (живой природе или всему живому)

-Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). 

Шестой секрет воздуха:   «Воздух нужен всему живому».

 - В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину. (показать)

 - Почему девочка закрыла нос платком? (ответы детей)

 - Посмотрите, что происходит с воздухом?

(воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух- устраивая различные свалки).

- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? Как?

(не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).

- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

3. Заключительная часть.   

Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:

- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе:

        1. Воздух – прозрачный, бесцветный, невидимый.

        2. Внутри предметов есть воздух.

        3. Воздух есть в человеке.

        4. Воздух – не имеет запаха.

        5. Воздух может двигаться.

        6. Воздух нужен всему живому.

- Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарок.

- Что это? (надувает пузырь)

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.

- Что внутри них? (воздух)

- Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок.