Рабочая программа кружковой работы по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

ОСИПОВА ВЕРОНИКА ВЛАДИМИРОВНА
Содержит паспорт программы и перспективное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_matematika.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МЦЕНСКА «ДЕТСКИЙ САД №11»

        

Рабочая программа кружковой работы  по подготовке детей к школе

«Ступеньки в математику  » для детей 6-7 лет на 2017 – 2018 обр. год.

Раздел: ФЭМП

                                                            Воспитатель: Осипова В.В.

Мценск, 2017

Паспорт программы

Наименование программы

Кружковая работа «Ступеньки в математику»

Разработчик программы

Воспитатель высшей квалификационной категории Осипова В.В.

Цель программы

Формирование устойчивого интереса детей к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.

Нормативно-правовые основы

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (статья 75, статья 12, часть 4, пункт 5);

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Авторская программа Л. Г. Петерсон «Раз ступенька, два ступенька»

Срок реализации

1 год

Основные направления программы

Дополнительная образовательная программа «Раз ступенька, два ступенька» имеет социально-педагогическую направленность.

Планируемый результат

 1)В простейших случаях выделять и объяснять признаки сходства и различия двух предметов (по цвету, форме, размеру).

2) Продолжать ряд, составленный из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком, самостоятельно составлять подобные ряды.

3) Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости.

4) В простейших случаях находить общий признак совокупности предметов, состоящей из 4—5 элементов, найти в совокупности "лишний" элемент.

5) Соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком элементов.

6) Сравнивать совокупности предметов путем составления пар и на основе этого - сравнивать числа в пределах 10.

7) Устанавливать пространственно-временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности.

8) Распознавать простейшие геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

9) Познакомиться с количественным и порядковым счетом в пределах десяти.

10) Познакомиться с идеей сохранения количества.

Пояснительная записка

Рабочая программа к дополнительной образовательной программе «Раз – ступенька, два – ступенька» является программой социально-педагогической направленности. Программа разработана в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования детей. В предлагаемой программе заложены возможности создания условий для совершенствования содержания и технологий образования, формирования у воспитанников обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Математическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекают из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность. Каждое направление наполняется конкретным, доступным для детей содержанием и позволяет формировать представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира; упорядочивать представления об отношении объектов по отдельным параметрам (характеристикам): форме, величине, количеству, пространственному расположению, временной зависимости. В результате математического образования дошкольник не только совершенствует счетную и измерительную деятельность, получает элементарные представления, но и становится умнее, сообразительнее, увереннее в своих рассуждениях, комбинировании различных способов при решении нестандартных вопросов.

 Основной целью рабочей программы является оказание помощи дошкольникам в овладении содержанием первоначальных математических представлений и понятий в соответствии с основными категориями, составляющими математическую действительность (формирование представления о числе, количестве, отношениях, величине, пространстве и способах их познания, измерения и оперирования ими; формирование вычислительных и аналитических навыков), создания условий для совершенствования содержания и технологий образования и намечены основные направления реализации программных мероприятий, что требует решения нескольких задач:

• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей данного возраста;

• отбор содержания образования для предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития,

 • отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

 • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

 • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

    Механизмы реализации программы

Данная образовательная программа рассчитана на один учебный год в объёме 30 часов. Формы и режим занятий проводятся 1раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 25 минут. Группа детей профильная, имеет постоянный состав. Наполняемость 17 человек, которые разделены на подгруппы,  что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Основной формой работы с детьми является занятие.

Ожидаемый результат

  1. Уметь выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
  2. Уметь объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
  3. Уметь находить части целого и целое по известным частям;
  4. Уметь считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  5. Уметь называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
  6. Уметь соотносить цифру с количеством предметов;
  7. Уметь измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
  8. Уметь в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
  9. Уметь выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, по середине);
  10. Уметь называть части суток, последовательность дней в неделе, месяцы в году.

СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Подготовка к сравнению предметов и совокупностей (10 часов)

Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер и др. Выделение признаков сходства и различия. Непосредственное сравнение по длине, ширине, высоте, объему (вместимости).Объединение предметов в совокупность по общему признаку. Выделение части совокупности, нахождение "лишних" элементов.Сравнение совокупностей по количеству предметов путем составления пар.Равенство совокупностей.Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Подготовка к изучению чисел 1-10 (12 часов)

Знакомство с понятиями "один" и "много". Образование последующего числа путем прибавления единицы. Формирование представлений о сохранении количества. Количественный и порядковый счет от 1 до 10.Знакомство с наглядным изображением чисел 1—10, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Подготовка к формированию пространственно-временных представлений (5 часов)

Формирование пространственных отношений: на — над — под, слева — справа - посередине, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др. Ориентировка в пространстве с помощью элементарного плана.

Временные отношения: раньше — позже, вчера — сегодня — завтра. Установление последовательности событий.

Знакомство с геометрическими фигурами (3 часов)

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование раздела

Количество занятий

1.

Подготовка к сравнению предметов и совокупностей.

10

2.

Подготовка уизучению чисел 1-10

12

3.

Подготовка к формированию пространственно-временным представлений

5

4.

Знакомство с геометрическими фигурами

5

ИТОГО:

30

 

Перспективное планирование КР «Ступени в математику»

Тема

Задачи

1-2 Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1-го года обучения.

Повторить числа 1-5: образование, написание, состав.
Закрепить навыки количественного и порядкового счета.

Повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки "=",">", "<".
Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения раньше - позже.
Ввести в речевую практику термин задачи.

3-4 Число 6 и цифра 6.

Познакомить с образованием и составом числа 6, с цифрой 6.
Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления.

Закрепить геометрические представления и познакомить с новым видом многоугольников - шестиугольником.
Закрепить счет до 6, представлния о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке.

5-8 Пространственные отношения: длиннее – короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Формировать умение сравнивать длины предметов "на глаз" и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова "длиннее", "короче".
Закрепить взаимосвязь целого и частей, знаниесоставачисел1-6, счетные умения в пределах 6.

Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень.
Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, тренировать счетные умения в пределах 6.

Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой.
Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.
Закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.

Закрепить умение практически измерить длину отрезков с помощью линейки.
Раскрыть аналогию между делением на части отрезков и групп предметов, ввести вречевую практику термины "условие" и "вопрос" задачи, познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи.

9-11 Число 7 и цифра 7

Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7.
Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие  многоугольника.

Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7, знание состава числа7.
Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, примы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке.

Закрепить представления о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей, умение изображать эти взаимосвязи с помощью отрезка.
Закрепить пространственные отношения, умение измерять длину отрезков с помощью линейки, приемы присчитывания и отсчитывания единиц на числовом отрезке.

12-14 Отношения: тяжелее, легче. Представления о массе. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки

Формировать представление о понятиях тяжелее - легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.
Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, состав числа 7.

Формировать представление о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг.
Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.

Закрепить представления об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов.
Закрепить геометрические и пространственные представления, взаимосвязь целого и частей, умение составлять задачи по рисункам и соотносить их со схемами.

15-17 Число 8 и цифра 8.

Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8.
Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей.

Формировать счетные умения в пределах 8.
Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке.

Повторить прием сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар.
Закрепить представления о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.

18-19 Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Сформировать представления об объеме (вместимости), сравнении сосудов по объему с помощью переливания.
Закрепить счетные умения в пределах 8, взаимосвязь целого и частей.

Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата от выбора мерки.
Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнени чисел на предметной основе, счетные умения в пределах 8.

20-22 Число 9 и цифра 9

Познакомить детей с образованием и составом числа 9, цифрой 9.
Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке.

Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.
Закрепить счет в пределах 9, представлении о цифре 9 и составе числа 9, взаимосвязи целого и частей.

Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.
Повторить прием сравнения чисел на предметной основе (составлении пар), сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

23-24 Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка – маленькая клетка)

Сформировать представления о площади фигур, сравнении фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки.
Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, состав чисел 8 и 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей.

Закрепить прием сравенния фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой единицей измерения площади - квадратным сантиметром.
Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, смысл сложения и вычитания, умение переходить от действий с предметами к действия с числами.

25-26 Число 0 и цифра 0

Сформиро вать представления о числе 0 его свойствах.
Закрепить счетные умения в пределах 9, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

Закрепить представление о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9.
Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам и, наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам.

27 Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе

Сформировать предствление о числе 10: его образовании, составе, записи.
Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.

28 Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда (коробки, кирпичика).
Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

29 Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра.
Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

30 Работа с таблицами

Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер).
Закрепить представления о составе чисел 8, 9 и 10, умение ориентироваться по плану.

31-32Повторение

Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимсвязи целого и частей, геометрические представления.
Повторить количественный и порядковый счет, цифры 0-9, состав чисел в пределах 10.

Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел  в пределах 10.
Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Список используемой литературы:

Л.Г. Петерсон, Н.С. ХолинаУчебное пособие. « Раз – ступенька, два – ступенька» Части  2.

Методические рекомендации :«Раз – ступенька, два – ступенька» Части 1 – 2.авторы Л.Г. Петерсон, Н.С. Холина

Тетрадь :« Раз – ступенька, два – ступенька» Часть 1- 2.авторы Л.Г. Петерсон, Н.С. Холина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

 Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЫМКОВСКИМИ ИГРУШКАМИ

Выявление начального уровня сформированности представлений у детей о дымковском промысле . Организация работы по формированию представленийу детей старшего дошкольного возраста о дымков...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи и преодоление недостатков в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Данная программа определяет содерж...

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫ

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖ...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...