ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЫМКОВСКИМИ ИГРУШКАМИ
методическая разработка (старшая группа) по теме

Ильина Татьяна Борисовна

Выявление начального уровня сформированности представлений у детей о дымковском промысле .

 Организация работы по формированию представлений

у детей старшего дошкольного возраста о дымковском народном промысле.

Определение эффективности проведенной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opytno-eksperimentalnaya_rabota.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЫМКОВСКИМИ ИГРУШКАМИ

2.1. Выявление начального уровня сформированности

представлений у детей о дымковском промысле

Экспериментальное исследование мы проводили на базе дошкольного образовательного учреждения N 2 «Ёлочка» города Камешково Владимирской области в первой логопедической группе «Ромашка» с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Сначала мы проводили констатирующий эксперимент в сентябре 2013 года с целью выявления уровня знаний детей о дымковской игрушке.

Мы определили 6 основных показателей, по которым можно определить начальный уровень представлений детей:

      - знания о народном декоративно-прикладном искусстве;

      - знания характерных особенностей народных промыслов (дымковского);

      - умение рисовать орнамент, используя элементы дымковской росписи;

      - умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью;

      - умение лепить дымковскую глиняную игрушку;

      - умение расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями дымковского народного промысла.

В нашей работе мы использовали следующие контрольные задания [4].

      Задание 1. «Вернисаж».


Цель: определить уровень знаний о народном декоративно-прикладном искусстве (дымковская игрушка).

Оборудование: дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки.

Методы: игра, беседа, запись действий и ответов детей.

Ход. Педагог (обращаясь к ребенку). Сегодня я попрошу тебя помочь организовать «Вернисаж» - выставку-продажу предметов декоративно-прикладного искусства. Для этого ты должен разложить предметы по промыслам.

После того, как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему стать продавцом, а на себя берет роль покупателя.

Педагог. Продавец должен знать все о своем товаре, должен уметь рассказать о нем так, чтобы покупатель захотел приобрести предметы народного искусства.

      Далее педагог задает следующие вопросы:

      - Как называются эти изделия (дымковские)?

      - Чем они отличаются от филимоновских?

      - Как называется эта игрушка? А эта? (Барыня, кавалер, козлик, баран, индюк и т.д.).

      - Как они расписываются?

Педагог. Мне очень понравилась ваша выставка. Я бы хотела приобрести красивую дымковскую игрушку в подарок. Что вы мне посоветуете?

В конце педагог благодарит ребенка за оказание помощи в выборе покупки.

Анализ результатов.

      Высокий уровень (3 балла).

Ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и вступает в игру. Знает характерные особенности  разных народных промыслов (акцент на дымковские игрушки). Аргументирует выбор того или иного изделия. В основном правильно называет виды дымковских игрушек. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку.

      Средний уровень (2 балла).

Ребенок проявляет незначительный интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, но с удовольствием вступает в игру. Иногда путает и не всегда правильно называет народные промыслы. Не всегда правильно называет характерные особенности дымковского промысла. Не всегда аргументирует свой выбор изделии. При восприятии предметов декоративно-прикладно го искусства может дать им эстетическую оценку.

      Уровень ниже среднего (1 балл).

Ребенок проявляет слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступает в игру. Путает и не всегда правильно называет народные промыслы. С трудом выделяет характерные особенности дымковской игрушки. Затрудняется аргументировать свой выбор изделий. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку.

 Задание 2. «Нарисуй дымковский узор».

Цель: определить уровень сформированности умения рисовать орнамент дымковского промысла.

Материал: прямоугольник (8х22 см) из бумаги белого цвета, мягкие кисти, печатка – тычок, гуашь, подставка для кисти, салфетка, баночка с водой.

Ход. Педагог предлагает украсить полоску бумаги так, как расписывают узором дымковские игрушки, предлагает ребенку вспомнить элементы дымковского узора и цвета. В конце модно спросить ребенка, что у него получилось.

Анализ результатов.

     Высокий уровень. Ребенок самостоятельно составляет дымковский узор, используя ритм и симметрию при выстраивании композиции. В процессе рисования без труда выполняет декоративные элементы: точки, кружки, прямые и волнистые линии, овалы и т.д., использует яркие цвета дымковской росписи.

      Средний уровень. При составлении узора иногда обращается за помощью к педагогу. Допускает незначительные ошибки при украшении полосы дымковским орнаментом. При выполнении декоративных элементов затрудняется изображать некоторые из них (тонкие линии, волнистые линии, сочетание декоративных элементов). Иногда ошибается в  выборе цвета.

      Уровень ниже среднего. Ребенок при составлении узора постоянно обращается за помощью к педагогу. Допускает значительные ошибки при украшении бумажной полосы дымковским орнаментом. Показывает слабые навыки кистевой росписи. Испытывает затруднения при выполнении декоративных элементов (прямая и волнистые линии, точки, кружки ит.д.). Затрудняется в выборе цвета.

      Задание 3. «Укрась бумажный силуэт».

Цель: определить уровень сформированности умения украшать бумажные силуэты в соответствии с его формой и особенностями дымковского народного промысла. Уточнить знания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Оборудование:  дымковские  игрушки (кони, козлики, бараны, индюки, уточки, барыни-франтихи, няни, водоноски, кавалеры, наездники). По три бумажных силуэта дымковских игрушек на каждого ребенка (конь, козлик и барышня), гуашь, подставка для кисти, мягкие кисти, салфеточка, баночка с водой.

Ход. Педагог предлагает рассмотреть дымковские игрушки, а также бумажные силуэты коня, козлика и барышни. Затем предлагает их украсить так, как это делали дымковские мастера.

Анализ результатов.

      Высокий уровень. Рассматривая дымковские игрушки, ребенок безошибочно называет их. Предложенные педагогом бумажные силуэты соотносит с реальными предметами и украшает (без помощи взрослого) в соответствие с народным промыслом. Самостоятельно подбирает цветовую гамму. Украшает коня кругами и точками, козлика узором из колец в сочетании с точками, кругами и штрихами, закрашивая кончики морды ,ног черной краской (хвост). У барышни сочетает однотонные детали (жакет, шляпу, сумку и т.д.) с узорчатыми (юбка).

      Средний уровень. Рассматривая дымковские игрушки, ребенок иногда забывает их название. Предложенные педагогом бумажные силуэты соотносит с реальными предметами и украшает в соответствие с дымковским промыслом, изредка обращаясь к помощи взрослого. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы.

      Уровень ниже среднего. Рассматривая предметы, ребенок затрудняется назвать и показать их. Бумажные силуэты ребенок не всегда соотносит с реальными предметами и украшает по своему усмотрению, без учета характерных особенностей дымковской росписи. Часто обращается за помощью к взрослому. Затрудняется в самостоятельном подборе цветовой гаммы для украшения.

      Задание 4. «Вылепи и распиши дымковскую глиняную игрушку».

Цель: определить уровень сформированности умения лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями дымковского народного промысла.

Оборудование: глина, стеки, досочки, вода в розетке, салфетки, гуашь, кисти, подставки для кистей.

Ход. На первом занятии педагог предлагает вылепить из глины дымковские игрушки (козлика и  барышню). После высыхания педагог предлагает на последующих занятиях расписать их, как это делали дымковские мастера.

Анализ результатов.

      Высокий уровень. Ребенок правильно передает форму дымковской игрушки. Учитывает характерные особенности народного промысла. При лепке козлика использует скульптурный способ, а при лепке барышни – конструктивный (ленточный) способ. Расписывает игрушки в соответствии с характерными особенностями дымковской росписи (цвет, декоративные элементы, узор и т.д.). Самостоятельно лепит и расписывает игрушки из глины .

      Средний уровень. Ребенок в основном правильно передает форму дымковской игрушки. Учитывает характерные особенности промысла. При лепке дымковской игрушки использует разные способы лепки. При росписи глиняных игрушек допускает незначительные ошибки в передаче особенностей дымковской народной росписи. Иногда обращается за помощью к педагогу.

      Уровень ниже среднего. Ребенок затрудняется в передаче формы дымковской игрушки. Не всегда учитывает характерные особенности народного промысла. При росписи глиняных игрушек допускает значительные ошибки в передаче особенностей дымковской росписи. Постоянно обращается за помощью к педагогу.

Эту работу мы проводили с детьми двух подгрупп (экспериментальная и контрольная), чтобы определить начальный уровень сформированности знаний и умений каждого ребенка. Результаты работы мы заносили в таблицу (см. Приложение 9).

В первом задании «Вернисаж» мы столкнулись с большими  трудностями. Дети неохотно вступали в игру (10 человек из 14), проявляли слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, путали и неправильно называли народные промыслы. Только четверо из 14 детей группы (двое из экспериментальной и двое из контрольной) с удовольствием вступали в игру, иногда правильно находили дымковские игрушки и совсем не называли филимоновские и каргопольские. Но и эти дети не могли правильно назвать характерные особенности дымковского промысла.

Во втором задании «Нарисуй дымковский узор» большинство детей (также 10 из 14) показали очень слабые навыки росписи кистью, испытывали большие затруднения при выполнении декоративных элементов (прямая и волнистые линии, точки, кружки и т.д.), затруднялись в выборе цвета, постоянно обращались за помощью к воспитателю. А те же четверо детей, что и в первом задании, немного лучше своих сверстников выполняли эту работу: иногда ошибались в выборе цвета, затруднялись в рисовании тонких и волнистых линий, ошибались в сочетании декоративных элементов, реже обращались за помощью к педагогу.

В третьем задании «Укрась бумажный силуэт» те же четверо детей имели средний уровень сформированности знаний и умений о дымковском народном промысле. При рассматривании дымковский игрушек эти дети иногда забывали их названия, предложенные воспитателем бумажные силуэты соотносили с реальными предметами и украшали в соответствии с дымковским промыслом, иногда затруднялись в выборе цвета, нечасто обращаясь к помощи взрослого. Остальные дети, рассматривая дымковские игрушки, затруднялись назвать их и показать. Бумажные силуэты не соотносили с реальными предметами и украшали их по своему усмотрению, без учета характерных особенностей дымковской росписи, затруднялись в самостоятельном подборе цветовой гаммы, постоянно обращаясь за помощью к педагогу.

В четвертом задании «Вылепи и распиши дымковскую глиняную игрушку» дети и педагоги испытали еще большие затруднения, чем в предыдущих заданиях. В лепке ни один ребенок не приблизился к среднему уровню. Все 14 детей затруднялись в передаче форм дымковской игрушки, не владели способами лепки, не могли лепить мелкие детали (оборки), постоянно обращались за помощью к педагогу. При росписи глиняных игрушек допускали значительные ошибки в передаче особенностей дымковской росписи.

На основании результатов проведения контрольных заданий мы пришли к следующему выводу: у детей преобладает уровень сформированности представлений о дымковском народном промысле ниже среднего. Четверо детей из четырнадцати обследуемых (28,5 %) приближаются к среднему уровню (~1,8 баллов), а остальные (71,5%) имеют уровень сформированности знаний и умений по дымковскому народному промыслу ниже среднего (см. Приложение 9).

Вывод: низкий уровень сформированности знаний и умений детей старшего дошкольного возраста выявил необходимость проведения специально организованной работы по ознакомлению с дымковским народным промыслом.


2.2. Организация работы по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о дымковском народном промысле

Исходя их всего этого, мы решили организовать работу по ознакомлению детей с дымковской игрушкой в форме кружка. Наш кружок мы решили назвать «Чудесная Дымка». Одной из главных особенностей организации работы кружка является добровольность его посещения (см. пункт 1.4). Семеро детей изъявили желание заниматься в кружке «Чудесная Дымка». Таким образом наша группа разделилась на две подгруппы детей: первая подгруппа – экспериментальная, с которой будет проводится кружковая работа, вторая – контрольная. Дети контрольной подгруппы будут заниматься свободными вилами деятельности под присмотром помощника воспитателя во время работы кружка. После проведенного эксперимента можно будет определить эффективность кружковой деятельности путем сравнения знаний, умений и навыков детей из этих двух подгрупп.

Кружковую работу мы решили проводить в свободные от занятий вечерние часы, в кабинете логопеда.

Цель экспериментальной работы кружка «Чудесная Дымка» заключается в подробном ознакомлении детей старшей группы с дымковским народным промыслом.

Задачи кружка:

  1. Знакомство с дымковским народным промыслом: с его историей, техникой изготовления игрушек, народными умельцами, с особенностями дымковской росписи, ее элементами, их сочетанием, композицией и цветосочетанием.
  2. Помочь овладеть рисованием дымковских узоров, умением распознавать и называть элементы узора.
  3. Учить расписывать силуэты дымковских игрушек в определенной последовательности, сочетая гладко окрашенные части с узорами.
  4. Учить группировать цвета: яркие, темные и светлые. Использовать эти знания при рисовании дымковских узоров.
  5. Развивать умение самостоятельно составлять узоры на основе знаний о характерных особенностях росписи дымковской игрушки на разных по содержанию изделиях (животные, куклы).
  6. Помочь овладеть способами лепки дымковских игрушек: конструктивный, ленточный, скульптурный (лепка животных).
  7. Учить расписывать вылепленные изделия.
  8. Развивать творческие способности детей, эстетический вкус, чувства ритма и цвета.
  9. Воспитывать интерес к быту и обычаям России.

Перспективный план работы кружка «Чудесная Дымка».

Экспериментальная работа проводилась в октябре, ноябре 2008 года. Занятия организовывались 2 раза в неделю в вечернее время.

      Октябрь.

      - 1-ая неделя:

Занятие 1. Предварительная (вводная) беседа «Знакомство с дымковской игрушкой» (см. Приложение 1).

Занятие 2. Рассматривание дымковских игрушек (см. Приложение 2).

      - 2-ая неделя:

Занятие 3. Дидактические игры «Узнай элемент», «Найди пару», «Домино».

Занятие 4. Рисование силуэтов «Коняшки» и их роспись (см. Приложение 3.).

      - 3-я неделя:

Занятие 5. Рисование элементов дымковской росписи – колец в сочетании с кругами, точками, штрихами (см. Приложение 4).

Занятие 6. Рисование «Козлик» (см. Приложение 5).

     - 4-ая неделя:

Занятие 7. Лепка «Дымковские животные» (см. Приложение 6).

Занятие 8. Лепка «Дымковский индюк».

      Ноябрь.

      - 1-ая неделя:

Занятие 9. Рисование «Расписные птицы».

Занятие 10. Рисование «Ткань на юбку дымковской кукле».

      - 2-ая неделя:

Занятие 11, 12. Лепка – конструирование, рисование «Барыня, няня (водоноска)» (см. Приложение 7).

      - 3-я неделя:

Занятие 13. Лепка «Барыня-франтиха».

Занятие 14. Рисование «Моя любимая дымковская игрушка».

      - 4-ая неделя:

Развлечение «Веселая ярмарка» (см. Приложение 8).

Вот таким образом мы определили цель, задачи работы кружка «Чудесная Дымка» и наметили в перспективном плане пути работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с дымковским народным промыслом.

При знакомстве с дымковской игрушкой (см. Приложение 1) дети проявили большую заинтересованность, с желанием рассматривали игрушки, отвечали на вопросы воспитателя. Индивидуальную работу после первого занятия мы проводили с Алешей Л., Машей Ю. и Илюшей Ш., так как у этих детей наблюдаются затруднения в восприятии, внимании и запоминании. Рассматривая изображения дымковских игрушек на папках-раскладушках мы уточняли их названия и выделяли элементы росписи дымковских мастеров. Это позволило испытать этим детям ситуацию успеха на последующем занятии «Рассматривании дымковских игрушек» (см. Приложение 2) и поверить в свои силы. На втором занятии мы уже стали отмечать положительные сдвиги: рос интерес к дымковскому промыслу, у детей появились первые представления о нем, названия игрушек, элементов росписи. Дети с интересом отмечали характерные особенности дымковских игрушек: круто изогнутая шея коня, ветвистые рога оленя, загнутые кольцом большие рога барана и т.п. Ребята отмечали из каких элементов состоит узор того или иного животного, птицы, человека, выкладывали его на фланелеграфе. После занятия мы выносили папки-раскладушки «Дымковские игрушки» и элементы дымковской росписи для фланелеграфа в группу, и дети из экспериментальной подгруппы делились впечатлениями со своими друзьями и учили правильно выкладывать узор того или иного животного. Девочкам нравилось рассматривать фигурки дымковских кукол: барышень, нянь, водоносок. Они обсуждали разные фасоны шляп, зонтиков, сумочек, муфт, воротников, кокошников, фартучков, юбочек. В дидактических играх мы закрепляли знания детей о названиях игрушек и элементов узора дымковского народного промысла [11].

В рисовании силуэтов коняшек затруднение  у детей вызвало изображение игрушки (коня) слитной линией, не отрывая карандаша от бумаги. Особенно затруднялись Алеша Л., Маша Ю. и Настя М., так как у этих детей слабо развита мелкая моторика кисти руки. С ними проводилась индивидуальная работа в этом направлении. Детей заинтересовал тот факт, что расписывать силуэты коняшек они будут как дымковские мастера, сначала загрунтовав силуэт, нарисованный на цветной бумаге, белой гуашью. После занятий дети рассказывали своим сверстникам об особенностях росписи зверей: черной краской нужно закрашивать конец морды и ног, хвост и гриву, узор наносить вдоль ног, шеи и на теле, можно чередовать круги и точки, расположенные в ряд. Детям и родителям понравились яркие, нарядные дымковские коняшки.

Постепенно мы подошли к рисованию более сложных орнаментов дымковской росписи, учили детей сочетать в узоре крупный элемент – кольцо с мелкими точками, кружками, штрихами. Помогали детям осмыслить, что разнообразия узоров можно добиться через изменение расположения мелких элементов относительно крупного (см. Приложение 4). Индивидуальную работу на этом этапе проводили  с Мишей К. и Настей Х., помогали располагать крупные элементы (кольца) на полосе равномерно. Машу Ю. и Настю М. учили рисовать кончиком кисти, Алеше И. помогали выбирать яркие краски. Дети остались довольны своими узорами, сравнивали их с дымковскими. Далее мы пользовались этой таблицей (несколько вариантов сочетания колец с мелкими точками, кружками, штрихами) для рисования узора на дымковском козлике (см. Приложение 5). В этом занятии мы использовали задания на внимание и на закрепление предлогов на, вокруг, между. В ходе занятия мы помогали детям последовательно доносить узор. В ходе занятия мы помогали детям последовательно наносить узор. Советовали, чтобы дети сначала рисовали крупные элементы (кольца) одного цвета, потом элементы другого цвета (это поможет избежать лишнего промывания кисточки).

Детскому воображению на занятиях кружка способствовали музыка, потешки, сказки, загадки, мы подводили ребят к осмыслению русского песенно-игрового фольклора. Стремились, чтобы игрушки «оживали» в руках ребенка: «пели», «говорили», «танцевали».

Далее началось изучение пластической формы «дымки». Учили детей передавать в лепке характерные особенности дымковских животных, их позы, лепить ноги и туловище животных из одного куска, голову и шею из другого (см. Приложение 6). На занятии мы рассказывали, что у каждого дымковского животного есть свои характерные признаки: у оленя – это ветвистые рога и короткие хвостик; у козлика – загнутые назад рога, бородка, короткий хвостик, а на ногах – «штанишки» и прочее. Мы подводили детей к  выделению сходства дымковских животных. «У них одинаковая форма головы, шеи, туловища и ног», - говорили дети. И к пониманию того, что лепить любое дымковское животное надо начинать одинаково. Мы помогали освоить прием лепки ног и туловища животных из одного куска. Индивидуальную работу проводили с Илюшей Ш. и Машей Ю., учили сгибать цилиндр дугой и стекой делать надрезы впереди и сзади, раздвигать их слегка и пальцами оформлять передние и задние ноги животного. Алешу Л. и Мишу К. учили тщательнее примазывать место скрепления туловища с шеей. Мы обращали внимание на выразительность позы дымковских животных, по которой сразу видно, что животное гордое и веселое. И дети подправляли свои изделия, сравнивая их с выполненными дымковскими мастерами.

Далее мы учили лепить и расписывать дымковского индюка (туловище, голову, ноги, декоративные детали из пластилина, а хвост – из крышечки от пластиковой рамки маргарина «РАМА»), Покрывали изделие раствором мыла, грунтовали водоэмульсионными белилами («как делали это дымковские мастера») и расписывали  яркими красками [4]. Дети с большим интересом работали с нестандартными современными материалами, с большим нетерпением ждали каждого нового этапа работы, очень старались, расписывая своих птиц. При расписывании объемных игрушек мы учили детей меньше набирать воды на кисть, чтобы не было подтеков краски; расписывать изделие сверху – вниз, аккуратно поворачивая на подставке. По такой же технологии мы проводили лепку – конструирование и роспись дымковской барышни, няни (водоноски) (см. Приложение 7). Использовали вместо юбки верхнюю часть пластиковой бутылки, все остальные детали лепили из пластилина. Знакомились с характерными особенностями содержания и росписи кукол, формировали у детей умение передавать различия в наряде водоноски, няни и барыни, делать фигуры кукол выразительными за счет их осанки и деталей одежды, развивали творческие способности детей. Как и на прошлых занятиях дети с большим интересом и вниманием работали над изготовлением куклы. Индивидуальную работу проводили с Машей Ю., Настей М. и Алешей Л. по изготовлению воланов на юбке (фартучке), их тщательному примазыванию. С Настей Х. и Мишей К. - в подборе узора для юбки и сочетании цвета узора с блузкой и шляпой куклы. При рассматривании готовых игрушек дети и педагог отмечали разнообразие их нарядов, находили среди барынь самую важную и гордую, среди водоносок самую стройную, а среди нянь самую красивую и заботливую (как держит младенца).

На занятии по рисованию «Моя любимая дымковская игрушка» мы предложили детям силуэты из картона различных видов игрушек. Дети выбирали нужную, самостоятельно обводили ее карандашом и расписывали уже известными мотивами орнамента, почти не обращаясь за помощью к воспитателю. Затем мы устроили выставку «Дымковские игрушки». К нам приходили дети из других групп нашего детского сада. И родители, и дети с интересом рассматривали и обсуждали работы детей – кружковцев. А «дымковские мастера» из детского сада N 2 «Ёлочка» первой логопедической группы «Ромашка» выступали в роли консультантов на этой выставке, с гордостью и достоинством рассказывали они об особенностях росписи той или иной игрушки, о технологии ее изготовления. Некоторые свои работы дети забрали домой, некоторые подарили друзьям, а часть работ выставили на продажу на «Веселой ярмарке» (см. Приложение 8).

Таким образом, нам удалось повысить интерес к дымковскому народному промыслу, повысить уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста в этом направлении. На наш взгляд с поставленными задачами дети справились. После окончания работы кружка «Чудесная Дымка» дети в свободное время продолжали рисовать, лепить дымковские игрушки, вовлекая в эти занятия и сверстников, не посещавших кружок, и обучая их своему мастерству.  


2.3. Определение эффективности проведенной работы

Контрольный эксперимент мы проводили с целью выявления сформированности знаний и умений детей о дымковском народном промысле после проведения  специально организованной работы с детьми (в кружке «Чудесная Дымка») по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с дымковской игрушкой.

 Мы проводили эту работу в декабре 2013 года, в обследовании принимали участие обе подгруппы (экспериментальная и контрольная) детей. Работу проводили по тем же контрольным заданиям, что и в констатирующем эксперименте (см. пункт 2.1). Что позволило далее сравнить эффективность проведенной работы в кружке «Чудесная Дымка». Результаты работы мы также занесли в таблицу (см. Приложение 10).

 Результаты обследования показали, что в экспериментальной группе у одного ребенка наблюдается высокий уровень сформированности знаний и умений, у 4 – уровень выше среднего (2,7 балла), у 2 детей – средний уровень, то есть уровень выше среднего (5 человек из 7) 71%, средний – 29%.

В контрольной группе тоже улучшились результаты, благодаря повседневной работе ДОУ N 2 «Елочка»: у двух детей – низкий уровень сформированности знаний и умений о дымковском народном промысле (Семен К., Саша К. – но у этих детей – диагноз ЗПР), у четверых детей – ближе к среднему уровню, у одного ребенка – чуть выше среднего (2,2 балла).

Таким образом, после проведенной работы дети стали проявлять больший интерес к предметам декоративно-прикладного искусства, правильно называть дымковский помысел и его виды (названия игрушек), редко обращаться за помощью к педагогу, составляя узоры самостоятельно, используя ритм и симметрию в выстраивании композиции. Ребята стали правильно называть характерные особенности изделий дымковского народного промысла, элементы орнамента, подбирать нужные цвета. Без особого труда дети стали расписывать бумажные силуэты и вылепленные игрушки в соответствии с особенностями дымковского орнамента. Правильно передавать форму дымковских игрушек, используя различные способы лепки (ленточный, конструктивный, скульптурный).

Лучше виден рост уровня знаний и умений детей на графиках (см. Приложение 11,12).

Таким образом, можно видеть эффективность проведенной работы в кружке «Чудесная Дымка» и высокий уровень знаний, умений детей о дымковском промысле в экспериментальной группе.


Краткие выводы

Низкий уровень сформированности знаний и умений детей старшего дошкольного возраста выявил необходимость проведения специально организованной работы по ознакомлению с дымковским народным промыслом. нам удалось повысить интерес к дымковскому народному промыслу, повысить уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста в этом направлении. На наш взгляд с поставленными задачами дети справились. После окончания работы кружка «Чудесная Дымка» дети в свободное время продолжали рисовать, лепить дымковские игрушки, вовлекая в эти занятия и сверстников, не посещавших кружок, и обучая их своему мастерству. После проведенной работы дети стали проявлять больший интерес к предметам декоративно-прикладного искусства, правильно называть дымковский помысел и его виды (названия игрушек), редко обращаться за помощью к педагогу, составляя узоры самостоятельно, используя ритм и симметрию в выстраивании композиции. Ребята стали правильно называть характерные особенности изделий дымковского народного промысла, элементы орнамента, подбирать нужные цвета. Без особого труда дети стали расписывать бумажные силуэты и вылепленные игрушки в соответствии с особенностями дымковского орнамента. Правильно передавать форму дымковских игрушек, используя различные способы лепки (ленточный, конструктивный, скульптурный).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дымковский народный промысел берет свое начало в глубокой древности. Глиняная игрушка постепенно становилась не только предметом игры и забавы, но и украшением жилья. В 1920-30-е годы общее внимание привлекала яркое и индивидуальное творчество таких известных мастериц дымковских игрушек, как Мезрина А.А., Кошкина Е.А., Пенкина Е.И. Их приемницами в 1940-е годы стали Коновалова О.И., Косс-Деньшина Е.И. и другие. Они вносили в Дымковский промысел новые формы и сюжеты, развивая лучшие его традиции. Большой вклад в развитие этого промысла внес А.И.Деньшин – первооткрыватель дымковской игрушки. По-прежнему, работы дымковских мастериц, и глубоко традиционные, и новаторские, восхищают тех, кто любит народное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве, а значит оно актуально и в наши дни в современных дошкольных образовательных учреждениях. Это находит свое отражение в современных комплексных программах воспитания, обучения и развития детей в детском саду.

Проблемы ознакомления детей с дымковским народным промыслом волновали многих ученых  и педагогов и продолжают разрабатываться до сих пор (Берсенева Л., Саккулина Н.П., Комарова Т.С., Халезова Н.Б., Тихонова О., Швайко Г.С., Вершинина Н., Горбова О., Соломенникова О. и многие другие).

Исходя из этого, мы решили организовать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с дымковской игрушкой в форме кружка «Чудесная Дымка». Мы определили цель, задачи работы, наметили в перспективном плане пути работы по ознакомлению с дымкой. Провели опытно-экспериментальную работу и выявили ее эффективность и целесообразность, добившись повышения уровня сформированности знаний и умений детей о дымковском народном промысле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по реализации проекта «Преемственность в работе МБДОУ №64 «Пингвиненок» и МБОУ № 24 с детьми старшего дошкольного возраста седьмого года жизни на 2014-2015 учебный год

План работы по реализации проекта «Преемственность в работе МБДОУ №64 «Пингвиненок» и МБОУ № 24  с детьми старшего дошкольного возраста седьмого года жизни на 2014-2015 учебный год...

Кружковая работа по развитию ручной умелости и речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

  Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию, поэтому необходимы разнообразные формы коррекционно-развивающей работы с детьми, в которых бы соче...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»

Данный план поможет педагогам в работе по ознакомлению детей с дымковской народной игрушкой.способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, воспитывать интерес к народно...

Рабочая программа кружковой работы художественно-эстетического направления «Оч-умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели...

Углубленная работа «Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».«Если ребенок мол...