Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр
консультация по математике (младшая группа) на тему

Белова Оксана Александровна

Опыт работы по даной теме представлен системой игр, направленных на развитие сенсорных способностей детей с использованием различных дидактических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

 .

         Одним из важнейших направлений развития ребенка ранего  возраста является  сенсорное развитие.

        Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка , формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира

Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения.

        С восприятия ребенком предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Восприятие – это непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

        Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств, чтобы сенсорное развитие проходило полноценно , необходима тренировка их с самого рождения.

В каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного воспитания.

        В работе  с детьми 1 младшей группы   я решаю следующие задачи

1. Создать предметно-развивающую среду, дающую детям разнообразные сенсорные впечатления

2.Сформировать у детей перцептивные действия – осматривание, ощупывание и тд.

3.Сформирование начало процесса усвоения систем сенсорных эталонов –  общественно -исторически сложившихся обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов

5 Включить сенсорный опыт в различные виды деятельности детей

4. Способствовать эстетическому развитию детей – умению видеть красоту и разнообразие окружающего мира

        Игра является ведущей деятельностью детей. Дидактическая игра представляет собой  и игровой метод обучения и форму обучения Является самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры  возможно использовать как в индивидуальной, так и в подгрупповой и фронтальной работе  .

        Традиционно в  раннем и дошкольном возрасте педагогами наибольшее внимание уделяется дидактическим играм, направленным на развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины, расположения в пространстве. Кроме такого рода игр, я провожу игры для развития слуховых, осязательных ощущений малышей.

         Наиболее значимым для человека является зрительное восприятие. И начинать знакомство с цветом возможно со знакомства малышей  со светом.

        Со светом и тьмой дети сталкиваются каждый день, воспринимая как данность. Специально обратив внимание  на свет и тьму, тени возможно обогатить представления детей о мире вокруг. Кроме того, такие игры помогут малыщам не бояться темноты. Конечно, полностью свет в группе не выключается. Создаются сумерки .

 - Игры «Гуляем в темноте с фонариком» - «День-ночь» - «Солнечный зайчик» - «Тени на стене»

          Цвет нельзя выделить практическим путем, его нужно обязательно увидеть. Хотя от  цвета напрямую не зависят свойства предметов.  Но именно цвет придает жизни человека яркость , несет эмоциональную окраску.

        Знакомство с цветом начинается с 4 цветов- красный, желтый, зеленый, синий. Затем можно добавить белый и черный, оранжевый , розовый, голубой. коричневый.

         Восприятие ребенком цвета развивается от простого к сложному

 - 1. Различение цветов по принципу «такой-не такой». Зрительное сравнение предметов по цвету при непосредственном их сближении – прикладывание, примеривание. Взрослый произносит название цвета, но не стремится к запоминанию цвета ребенком

 - 2. Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу ( без наложения и приложения)  

 - 3.Закрепление представлений о цвете в слове-названии.

Ребенок различает цвета по слову-названию, без необходимости прикладывания или сопоставления на глаз с образцом цвета.  На последнем этапе малыш самостоятельно может назвать основные цвета

        Разнообразие дидактических игр, , направленных на изучение цвета велико. Я хочу предложить вашему вниманию пособие Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Издательский  центр Владос 2016 г В пособии предоставлены игры-занятия по всем направлениям развития восприятия ребенка, как настольные, так и словесные и подвижные игры

          В магазинах сейчас можно приобрести множество игр и пособий, направленных на развитие сенсорных способностей ребенка, мелкой моторики  Они  незаменимы, но не могут вытеснить самодельных авторских игр.

        Форма- это внешнее очертание, которое можно выделить посредством и зрения и осязания.

         Знакомство детей с геометрическими формами я начинаю с круга, затем  добавляю  квадрат, треугольник, прямоугольником. Малышей можно знакомить с геометричекими телами., называя их шарик, кубик, кирпичик .

        Последовательность восприятия ребенком формы

 1. Практические действия, направленные на изучение формы предмета.

На данном этапе используются игрушки –сортеры.  Сличение предметов по форме происходит по принципу «такой-не такой».

Детям очень нравятся игры типа «Чудесный мешочек» «Катится-не катится»

  2. Зрительное восприятие формы Сравнение при непосредственном сближении предметов. Педагог называет геометрическую фигуру, но не требует запоминания названия от ребенка  

3. Закрепление представлений в слове –названии . Происходит различении предметов по форме по слову. Например, собрать все кубики в одну корзинку, шары - в другую.

           Знакомство малыщей с величиной происходит посредством сравнения предметов. без использования метрической системы мер  В младшем возрасте для сравнения дается только один параметр, например высота или ширина. На первых этапах знакомства с величиной  сравниваемые предметы должны быть одинаковы. Например, матрешки, кубики .

          В начале я обозначаю величину с помощью слов «большой-маленький»  К концу года я использую в речи слова «высокий-низкий», «длинный-короткий»,не требуя заучивания детьми.  

        Дидактические игры по ознакомлению с величиной разнообразны

 « Сравни пирамидки»,  «Большая-маленькая башня», «Матрешки

 Моим детям очень нравится игра « Волшебная шляпа» (под маленькую прячутся маленькие игрушки, под большую – большие

         Наряду с развитием зрительного восприятия цвета, формы, величины,

Я провожу игры, направленные на  развитие слухового восприятия.

Развитие слуха у ребенка идет в двух направлениях - физический слух и фонематический слух.

        При обучении детей различению на слух неречевых звуков я активно использую аудиозапись

1. Звуков природы ( шум дождя, гром во время грозы, шелест листьев)

2. голоса животных и птиц

3. Звуки, которые издают предметы и материалы( тиканье часов, стук молотка, шум закающего чайника т и тд.

4. транспортные шумы (звук мотора, стук колес поезда)

5. звуки звучащих игрушек и игрушечных музыкальных инструментов ( погремушки, свистки, колокольчики и тд)

5. Звуки профессиональных музыкальных инструментов и аудиозаписи музыки для детей.

 Дидактические игры , которые возможно использовать с малышами

« Звуки дома»  «Звуки улицы» «Громко-тихо «

«Чей голос» (животные)«Найди такую же шумелку»

        Осязание – это ощущение давления, тепла, холода и прочее при прикосновении кожи к чему либо.

 Свойства предметов и материалов, которые дети могут воспринимать с помощью осязания

 - температура ( горячее-теплое-холодное)

 - Плотность ( мягкое – твердое)

 -Структура поверхности ( гладкое, шершавое, пушистое, колючее и тд.)

 - степень влажности ( мокрое-сухое)

 - форма ( округлое-угловатое)

 - Приблизительный вес (тяжелое-легкое)

- гибкость материалов ( монолитное- гибкое-сыпучее)

 - свойства жидкости ( жидкое-густое)

 Проводя дидактические игры по развития осязания , основной целью я ставлю развитие тактильных ощущений. Одна из задач таких игр – знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами.

         Я активно использую пособия , изготовленные родителями группы – тактильные кружочки, тактильные мешочки .  

        Маленький ребенок, исследуя предметы окружающего мира воспринимает все сенсорные ощущения в комплексе, целостно.

Стимулировать развитие у ребенка зрительное, слуховое восприятие, осязание, обоняние помогает сенсорная комната.

В нашем детском саду игры-занятия с в сенсорной комнате проводит педагог –психолог, с которым мы тесно сотрудничаем

        Активными помощниками в работе по сенсорному воспитанию являются родители группы, с которыми я как воспитатель провожу консультации, беседы, делюсь информацией посредством интернет ресурсов. Неравнодушными родителями были изготовлены пособия для дидактических игр

        В заключении, я могу сказать, что совместная и систематическая работа с детьми, взаимодействие с родителями и специалистами детского сада оказали  положительное влияние на развитие сенсорных способностей малыщей моей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двиг...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

quot;Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Консультация для родителей: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот п...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственногопознания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всехвидов восприятия – зрительного, тактильно – двигательног...