Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
консультация (младшая группа)

Сухих Людмила Анатольевна

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного

познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех

видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

Одной из важнейших особенностей развития детей этого возраста является

развитие ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного

познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех

видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

Одной из важнейших особенностей развития детей этого возраста является

развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого.

Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь,

появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме,

так и по содержанию. Активный словарь стал шире.С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и

необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в

раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,

накопления представлений об окружающем мире.

Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения.

В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают

обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами,

они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве.

Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной

инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки

под контролем глаза – это открывает новые возможности при выборе

дидактического материала.

Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный

опыт детей значительно расширяется. Дети во второй половине третьего года

начинают употреблять слова – названия цвета.

Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети

приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им

необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает

восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес

(лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность

поверхности (гладкий – шершавый).

Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность

правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус

мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются

познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный

словарь.

Игры с водой («Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в

колечко», «Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д.)

помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук,

повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что

создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.

Пальчиковые игры («Сорока – белобока», «Семья», «Пальчики

здороваются», «Идёт коза рогатая», «На поляне дом стоит», «Замок» и т. д.)

помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне

соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».

Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность

«прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного

тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют

развитию не только мелкой моторики, но и речи.

Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку)», «Собери

бусы», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение

самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с

предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки,

коробки, нанизывать кольца на стержень и др.

Игры на выкладывание (пазлы, кубики – картинки) развивают щипковый

захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука –

глаз», развивают воображение; обогащают словарный запас;

совершенствуется зрительное восприятие.

В настоящее время достаточно игр на развитие мелкой моторики рук

(шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).

Эти игры выполняют следующие функции:

 развивают мелкую моторику рук;

 развивают пространственное ориентирование, способствуют

усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа;

 формируют навыки шнуровки;

 способствуют развитию речи;

 развивают творческие способности.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему "Зима чудес полна" в ДОУ для младшего возраста.


Цель: Создание условий для всестороннего развития детей младшего возраста в культурно-досуговой деятельности.
Задачи: Развивать познавательные интересы детей, связанные с жизнедеятельностью животного мира в зимний период и свойствами снега, воды, льда; развивать интерес к окружающему миру, обогащать игровой опыт детей.
Формировать желание наблюдать за живой и неживой природой, с помощью взрослого кормить птиц.
Развивать моторику рук и ног, координацию движений, ловкость, быстроту, воображение и творческую активность; навыки безопасного поведения в играх со снегом.
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Воспитывать наблюдательность, терпение, желание принимать участие в играх.

Зима пора чудес.

Зима самая веселая пора для детей. Это всегда активный отдых на свежем воздухе. Когда, как ни в это время года открывается простор зимних развлечений и игр, проявлениям фантазии.
Прогулка зимой очаровывает своей красотой, приносит настоящее удовольствие, дарит сказочное настроение. У Вас есть замечательная возможность подарить радость вашему ребенку. Поход по магазинам, и даже просмотр любимых мультфильмов можно отложить, и уделить всего 1-1,5 часа на прогулку, где разнообразие игр будет полезно вашему малышу.
Для детей любая погода хороша, ежедневная прогулка необходима для здоровья любого ребенка. Прежде чем выйти гулять задумайтесь, правильно ли вы его одели. Слишком много одежды, не принесет радость от прогулки, если ребенок вспотеет, то большая вероятность того, что он скорее простудится. А этого не хотелось бы никому, ведь завтра в детский сад и на работу. Бывает, что после морозных дней, температура воздуха поднимается едва ли ни до 0 градусов. Придерживайтесь золотого правила: Одеваем ребенка по погоде, а не по календарю.
Одеваясь на прогулку, некоторые дети доставляют немало хлопот своими капризами. Вспомните и прочитайте стишок или потешку, и процесс одевания превратится в увлекательную игру.
Маша варежку надела:
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:

- Поглядите-ка нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь!
Здравствуй, пальчик, как живешь?

На улице приятный морозец. Прихватив санки или ледянку, отправляйтесь на горку. Для такой прогулки больше всего подойдет непромокаемая одежда, чтобы не пришлось возвращаться домой для переодеваний. Чтобы ваш ребенок не заскучал по дороге, предложите ему везти санки самому. Если вы гуляете в парке, идите меняя (от медленного до быстрого) темп ходьбы, эмоционально прочитайте слова зимнего стихотворения. Ребенок с удовольствием вам подыграет, и вероятно попросит повторить еще раз, чтобы запомнить.

Зима, зимушка, зима
Снежные избушки.
Нам веселье принесла,
Снежки и покатушки.
(А. Мальцева)

Обратите внимание малыша на солнце, на дым, выходящий из трубы, на красоту и разнообразие живой природы, расскажите о птицах, которым трудно добыть корм зимой, и они нуждаются в заботе.
Изготовьте кормушки для птиц, этот процесс принесет радость и вам и вашему малышу. Для этого можно использовать картонную упаковку от молока или сока прорезать в ней окошечко и повесить на ветке дерева, или за окном. Вместе с ребенком подкармливайте птиц крошками хлеба и наблюдайте, обсуждая этот процесс. Увидите, как у ребенка будут блестеть глаза от счастья.
Зимой можно встретить много чудесного и интересного.
Увидели на снегу следы птицы, рассмотрите их, и минута вашего увлекательного рассказа останутся в памяти ребенка навсегда.

Кто расхаживал по снегу?
Догадайся-ка по следу!
Каждый снежный птичий след
Затаил в себе секрет.
Вот трехзубчатые вилы —
Это голуби ходили.
Мелких строчек вереница —
Это прыгала синица.
Каждый снежный птичий след
Рассказал мне свой секрет.
(Муллабаев Сулейман)

Осмотрите детскую площадку, предложите ребенку оживить однотонно-белый пейзаж, примените свои художественные способности. Залейте в пластиковую бутылку с прорезанным отверстием в крышке, растворенную в воде акварельную краску и раскрасьте горку или снеговика. А можно нарисовать летнюю поляну с цветами и яркими бабочками.
Будет интересно вместе с ребенком изготовить ледяные фигурки, заморозив цветную воду в формочках для выпечки, заранее вложив в них петельки из ниток. Ледяные пряники можно повесить на куст или елку. Выберите подходящую ветку и помогите ребенку украсить ее самостоятельно.
Творите вместе с малышом, используйте свою фантазию и фантазию своего малыша при этом вам помогут любые подручные материалы: пуговицы, шишки, ветки, камешки, стаканчики из-под йогурта, и т.д.
Снег мокрый и липкий, пора слепить что-то необычное и не сложное, а потом можете обыграть эти постройки в подвижных играх. Если не хотите лепить снеговика, то из небольших комочков можно вылепить длинную, извилистую гусеницу. Глаза украсить льдинками, а спинку разноцветными крышечками от сока или пюре.
Постройте снежный тоннель, сделайте маленького клоуна. Глазки - пуговицы, рот – красные нитки, на голову можно надеть шляпу из пластикового стаканчика, костюм можно украсить шишками. Ребенку могут пригодиться запасные варежки или непромокаемые рукавички.
Чтобы зима стала для ребенка незабываемой, возьмите на прогулку фотоаппарат. Снимайте ребенка когда он что-то лепит, наблюдает, играет в снежки или просто лежит в сугробе. Распечатайте снимки и повесьте в комнате на стене, они будут напоминать о веселых, забавных моментах зимних прогулок.
Зима хороша тем, что развлечения лежат у ваших ног, бери и твори. Любое из них доставят радость вам и вашим детям, все зависит от желания и настроения. 
Желаю Вам приятных и незабываемых зимних прогулок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двиг...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственногопознания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всехвидов восприятия – зрительного, тактильно – двигательног...

Районное методическое объединение Тема «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» от 29.11.2022г.

Районное методическое объединение   Тема «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двиг...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Консультация для родителей на тему:  «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного  возраста посредством дидактических игр»...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Консультация для родителей на тему:«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольноговозраста посредством дидактических игр»...