Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
статья (младшая группа)

Ильницкая Альбина Владимировна

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного

познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех

видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

Одной из важнейших особенностей развития детей этого возраста является

развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого.

Речь теперь является для них регулятором поведения.

Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный

опыт детей значительно расширяется. Дети во второй половине третьего года

начинают употреблять слова – названия цвета.

Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети

приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им

необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает

восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес

(лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность

поверхности (гладкий – шершавый).

Игры с водой 

Пальчиковые игры 

Упражнения на нанизывание 

Упражнения на нанизывание 

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

1. Является основой для интеллектуального развития.

2. Развивает наблюдательность.

3. Готовит к реальной жизни.

4. Позитивно влияет на эстетическое чувство.

5. Является основой для развития воображения.

6. Развивает внимание.

7. Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной видов

памяти,

8. Влияет на расширение словарного запаса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по сенсорному

воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

посредством дидактических игр

Подготовила:

Ильницкая Альбина Владимировна- воспитатель ГБДОУ детский сад №6 Красносельского р-на, Санкт- Петербург

Консультация для родителей на тему:

«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного

возраста посредством дидактических игр»

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного

познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех

видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

Одной из важнейших особенностей развития детей этого возраста является

развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого.

Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь,

появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме,

так и по содержанию. Активный словарь стал шире.

С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно,

так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные

качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и

необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в

раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее

благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,

накопления представлений об окружающем мире.

Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они

постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом

проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети

совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа

«проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения.

В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают

обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами,

они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве.

Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной

инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки

под контролем глаза – это открывает новые возможности при выборе

дидактического материала.

Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный

опыт детей значительно расширяется. Дети во второй половине третьего года

начинают употреблять слова – названия цвета.

Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети

приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им

необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает

восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес

(лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность

поверхности (гладкий – шершавый).

Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность

правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус

мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе

по развитию тактильного восприятия значительно активизируются

познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный

словарь.

Игры с водой («Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в

колечко», «Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д.)

помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук,

повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что

создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.

Пальчиковые игры («Сорока – белобока», «Семья», «Пальчики

здороваются», «Идёт коза рогатая», «На поляне дом стоит», «Замок» и т. д.)

помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне

соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».

Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность

«прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного

тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют

развитию не только мелкой моторики, но и речи.

Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку)», «Собери

бусы», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение

самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с

предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки,

коробки, нанизывать кольца на стержень и др.

Игры на выкладывание (пазлы, кубики – картинки) развивают щипковый

захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука –

глаз», развивают воображение; обогащают словарный запас;

совершенствуется зрительное восприятие.

В настоящее время достаточно игр на развитие мелкой моторики рук

(шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).

Эти игры выполняют следующие функции:

 развивают мелкую моторику рук;

 развивают пространственное ориентирование, способствуют

усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа;

 формируют навыки шнуровки;

 способствуют развитию речи;

 развивают творческие способности.

Консультация для родителей на тему:

«Сенсорное развитие с помощью дидактических игр».

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

Самое любимое занятие у детей – это игра, где бы они не были, в гостях, дома,

на улице, в детском саду. Любое увлекательное занятие обозначается для них

словом «игра». Детство у детей будет счастливым тогда, когда главное место

в их жизни занимает игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в

игре и ее нужно удовлетворять, потому что, играя, ребенок развивается,

учится, познает мир.

Дошкольный возраст самый благоприятный период для сенсорного

воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего

мира. Все это способствует умственному, физическому, эстетическому

развитию детей. Лучший способ закреплять и развивать сенсорные навыки у

ребенка - превращать любые занятия и обязанности в игру. Главное в этом

возрасте- обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного

восприятия окружающего мира, и в первую очередь - пополнение

представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении

в пространстве.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в

значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т е от того

насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Основная задача занятий по сенсорному воспитанию - накопление

сенсорного опыта. На следующих этапах позволит систематизировать

накопленные знания и использовать их в разнообразных ситуациях.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

1. Является основой для интеллектуального развития.

2. Развивает наблюдательность.

3. Готовит к реальной жизни.

4. Позитивно влияет на эстетическое чувство.

5. Является основой для развития воображения.

6. Развивает внимание.

7. Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной видов

памяти,

8. Влияет на расширение словарного запаса.

Уважаемые родители, я хочу познакомить вас с дидактическими играми, в

которые мы играем в детском саду и в которые вы можете поиграть дома.

Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении

познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании.

Они развивают внимание, зрительную память, слух, что дает возможность

полнее воспринимать мир сенсорики. Дидактическая игра упорядочивает не

только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя,

свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может

проявить инициативу и творческую активность. И в тоже время именно в игре

ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и

учится правильно действовать.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают

умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят

решения, преодолевая при этом определенные трудности.

Задание для родителей.

Возьмите игру, внимательно рассмотрите ее, попытайтесь поиграть и

сделать вывод, что развивает эта игра, какие задачи можно решить с помощью

этой игры.

Игры для родителей.

1. «Геометрические фигуры».

2. «В мире животных».

3. «Транспорт».

4. «Мамы и дети».

5. «Собери букет».