Картотека дидактических игр по ФЭМП для младшего дошкольного возраста
картотека по математике (младшая группа) на тему

Дьяконова Елена Сергеевна

Представлена картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по ФЭМП

для младшего дошкольного возраста

      Дидактическая игра «Утро вечера мудренее».

      Дидактическая задача. Формировать понятие времени, представление о частях суток.

      Игровая задача. Вовремя разбудить ежика.

      Игровые правила. Рассказывая о частях суток, создавать соответствующую картинку на панно.

      Ход игры.

Педагог показывает детям картинки, на которых изображены эпизоды истории про ежика Топа.

     Педагог. Пришло утро, встало солнышко и осветило комнату ежика Топа, но ежик еще спал. Солнышко стало будить ежика, но он не просыпался. Все ежики уже давно вышли из своих домиков, но ежик Топ все спал. Ежики сделали зарядку, позавтракали, а ежик Топ все еще спал. Солнышко встало высоко на небе, и на улице началась такая жара, что все ежики ушли в дом и стали плавать в бассейне, а ежик Топ все спал.

Наступил вечер, все ежики поужинали, умылись и легли в кроватки спать. Тут ежик Топ проснулся, стал зевать и смотреть по сторонам: «Что, уже утро?» Ежик вышел на улицу, но кругом было так темно, что ничего не было видно. «Почему так темно?» — подумал ежик Топ. Но ему никто не ответил —все спали. Так ежик проспал весь светлый день и не увидел его.

Педагог предлагает детям вспомнить, сколько ежик спал, и чего он не увидел: он проспал утро, день, вечер и проснулся только ночью. Дети находят соответствующие картинки и рассказывают, что в это время суток можно делать: утром—делать зарядку, умываться, завтракать; днем —играть, купаться в бассейне; вечером — гулять; ночью —спать.

Утром выйдем мы гулять,

Полежать на травке,

Станем дружно приседать,

Прыгать на зарядке.

 

А потом придем домой,

Будем умываться,

И холодною водой

В душе обливаться.

 

После завтрака идем

На лужайку бегать,

Будем мы играть с мячом,

И скакать, и прыгать.

 

Днем бежим мы на обед,

И мячи уносим,

Суп съедим и винегрет

И добавки спросим.

 

Днем ложимся отдыхать,

Быстро засыпаем,

А потом идем гулять,

В салочки играем.

 

Только вечер подойдет,

Солнышко заходит,

Мама нас домой зовет —

Вот и день проходит.

 

Ночью спит вся детвора,

В маленьких кроватках,

И до самого утра

Спит спокойно, сладко.

Можно разыграть с детьми содержание этого стихотворения. Затем дети и педагог советуют ежику успевать за день и гулять, и играть, и трудиться. Ежик обещает ложиться спать вовремя, чтобы на следующее утро, выспавшись, встать на зарядку.

Дидактические игры по развитию количественных представлений

Дидактическая игра «В лес за грибами».

Цель игры. Формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Ход игры. Приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).

Дидактическая игра «Малина для медвежат».

Цель игры. Формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

     Ход игры.

     Педагог: - Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.

Дидактическая игра «Угости зайчат».

Цель игры. Формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

Ход игры.

Педагог: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».

Дидактическая игра «Угостим белочек грибочками».

Цель игры. Формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

Ход игры.

Педагог: «Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Рыженькие, пушистые, с красивым хвостиком. Конечно, это белочки. Давайте мы их угостим грибками. Я белочек поставлю на стол. Поставлю одну белочку, оставлю окошко, еще поставлю одну белочку и еще одну. Сколько всего белочек? А теперь мы их угостим грибками. Одной белочке дадим грибок, еще одной и еще одной. Всем белочкам хватило грибков? Сколько грибков? Как еще можно сказать? Правильно, белочек и грибков поровну, их одинаково. А теперь вы угостите белочек грибками. Белочкам очень понравилось с вами играть».

Дидактическая игра «Жучки на листиках».

Цель игры. Формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Ход игры.

Педагог: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.

Дидактическая игра «Бабочки и цветы».

Цель игры. Формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

     Ход игры.

     Педагог: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть».

Дидактические игры по развитию представлений о величине

Дидактическая игра «Домики для медвежат».

     Цель игры. Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

     Ход игры.

     Педагог говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какой ты возьмешь кирпичик, чтобы возвести стену, большой или маленький? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку? Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть».

    Дидактическая игра «Подбери дорожки к домикам».

     Цель игры. Развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

     Ход игры.

     Педагог рассказывает детям о том, что зверюшки построили себе домики. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какая дорожка ведет к домику зайчика, длинная или короткая? Какую дорожку вы проложите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек.

     Дидактическая игра «Мостики для зайчат».

     Цель игры. Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий».

Ход игры.

Педагог рассказывает: «Жили – были в лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут, кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики одинаковые по величине или разные? Чем отличаются дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зайчику? Какую - маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли».

Дидактическая игра «Сбор урожая».

Цель игры. Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры.

Педагог рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Педагог спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим?» В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.

      Дидактическая игра «Подбери фигуру».

     Цель игры. Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

     Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.

     Ход игры.

     Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

     Дидактическая игра «Мишка спрятался».

     Цель игры. Развивать зрительное внимание и запоминание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы.

     Оборудование. Игрушка – мишка.

     Ход игры.

     Педагог показывает детям мишку и говорит, что он хочет поиграть в прятки, ему нужно найти место, где спрятаться. Педагог ведет детей вдоль одной из стен комнаты, останавливается возле отдельных предметов: «Вот шкаф. Он большой, мишка, наверное, не залезет. Это полка, в ней много книг мишке будет тесно». Наконец находит подходящее место - обязательно открытое, расположенное на уровне глаз ребенка. Педагог сажает туда игрушку, отводит детей в противоположный конец комнаты. Все вместе 5 раз хлопают в ладоши, и педагог спрашивает, кто может найти игрушку. Если ребенок затрудняется выполнить задание, он помогает вспомнить, куда они шли, чтобы спрягать мишку, просит снова вспомнить этот путь.

     При повторном проведении игры мишку прячут в другое место и комнату обходят по другой стороне. Можно также сменить и игрушку. Когда дети научаться быстро находить предметы, расположенные на уровне их роста, можно усложнить задание - спрятать предмет на высоте выше или ниже уровня глаз, В этом случае следует обратить внимание детей, что мишка хочет высоко (низко) спрятаться, чтобы его было труднее найти. Во время поиска игрушки, педагог предлагает им посмотреть вверх (вниз).

    Дидактическая игра «Картина».

     Цель игры. Обучать располагать предметы на панно (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.

     Оборудование. Панно «Математическая полянка», крупные детали с липучками (солнце, полоса земли, дом, птица, цветы, капельки, тучки.

     Ход игры.

     Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину. Предлагает выбрать место для каждого объекта. Затем кратко описывает содержание получившегося изображения, закрепляя пространственное расположение предметов: «Мальчик вышел на улицу. Посмотрел - внизу земля, наверху - небо. На небе солнце. Внизу, на земле, дом и дерево. Мальчик стоит около дома с одной стороны, а дерево - с другой стороны. На дереве сидит птица».

     Дидактическая игра «Разложи по цвету и форме».

     Цель игры. Развитие проективного видения.

     Материал. Картонные карты 2 – х цветов, с прорезями геометрической формы, любой строительный набор, в котором есть различные геометрические тела: кубики, кирпичики, шары, конусы, цилиндры, призмы.

     Ход игры.

     Педагог предлагаем ребенку расставить по цвету и форме объемные тела соответствующего размера. Использование объемных тел делает это задание неоднозначным, то есть на круглую прорезь можно поставить шар, цилиндр, конус, на квадратную – куб, параллепипед, пирамиду. Обсудить с детьми различные варианты расстановки фигур.

     Дидактическая игра «Геометрическая полянка».

     Цель игры. Закрепить названия геометрических фигур, применение умения распознавать форму. Развитие конструктивных умений.

     Материал. Геометрические фигуры разных цветов и размеров.

     Ход игры.

Инсценировка «Как геометрические фигуры подружились».

Жили в городе у нас,   всем известные фигуры: круг, квадрат и треугольник.

Жили, не тужили,

Потому что все дружили,

Где никто не ссорится,

Там и дело спорится.

Только раз

Все дело

Стало

Из-за страшного скандала:

Круг сказал:

- Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда.

Значит главная - я!

И ответил треугольник:

- На мою фигуру ты  - посмотри –

Три угла, три стороны.

Вот какой красивый  -

Значит главным буду -  я!

А квадрат прошёл вперед и проговорил:

- Народ,

Все углы во мне равны

И четыре стороны,

Кубик – мой любимый брат,

Значит главный – я, квадрат!

Так поссорились они.

- Чтобы разрешить ваш спор, вы попробуйте,

постройте из фигур хоть что-нибудь.

Целый час они

Пыхтели,

И кряхтели,

И потели, -

Но построить не сумели - ничего.

А когда вновь подружились,

Сразу все в игру включились,

Получилось интересно!

     Детям предлагается рассмотреть образцы и назвать, из каких геометрических фигур они сделаны.

Например:

  • солнышко – круг и лучи треугольники,
  • ёлочка – треугольники и ствол квадрат,
  • дом – квадрат, крыша треугольник, окно квадрат,
  • машина  и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений с описанием дидактических задач, оборудования, хода игры...

картотека дидактических игр по ФЭМП для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игрпо формированию элементарныхматематических представленийу детей дошкольного возраста ка...

Картотека дидактических игр по ЗОЖ для младшего дошкольного возраста.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это &nd...

картотека дидактических игр по ФЭМП для старшего дошкольного возраста

картотека дидактических игр по ФЭМП для старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по ФЭМП детей младшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по ФЭМП детей младшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей дошкольного возраста

Дидактические игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения помогут воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка применять имеющиеся знани...