Картотека дидактических игр по образовательной области "Познавательное развитие" раздел РЭМП в средней группе
картотека по математике (средняя группа) на тему

В картотеке представлены математические игры  по темам "Форма", "Величина", "Количество и счёт", "Ориентировка в пространстве", "Ориентировка во времени".

Цели: - учить детей определять часть суток, ориентируясь на особенности жизни животных;

- уточнить и углубить знания о временах года;

- упражнять в определении пространствнного расположения предметов по отношению к себе (впереди, сзади, слева, вверху, внизу);

- закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 г. Челябинска»

Юридический адрес: Улица С.Кривой 33-а, г. Челябинск, 454091, тел/факс  263-11-91

  Фактический адрес: Улица С.Кривой 33-а, г. Челябинск, 454080, тел/факс  263-11-91,  

                                     Улица: Энгельса, 51,    г. Челябинск, 454080, тел/факс  263-47-11

E-mail: detsad7chel@mail.ru

Картотека дидактических игр

по образовательной области

«Познавательное развитие»

раздел «РЭМП»

в средней группе

Подготовил:  воспитатель

Болдырева О.А.

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

КАРТЫ

Цель: научить детей быстро схватывать одно и тоже число, данное в различных числовых фигурках.

Материал: карточки с изображениями на них игрушками. На одной – 2 игрушки, на другой – 3, и т.д.

Содержание: дети попарно объединяются в игре. Карточки распределяются между играющими поровну. Один из детей кладет на стол какую-либо числовую фигуру (например 3). Те из детей, у которых имеются еще тройки, выкладывают их на стол, сброшенные карточки откладываются в сторону. Затем второй по очереди выбрасывает какое-либо число, остальные тоже сбрасывают свои карточки. После каждого хода дети проверяют их правильность. Сделавшему ошибку возвращают его карточку и записывают ему ошибку. Игра заканчивается, когда использованы все карточки, выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки.

КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?

Цель: закреплять порядок следования чисел натурального ряда, определять соседей; учить обосновывать свои действия.

Содержание: в натуральном ряду чисел до 10 меняются местами или убираются цифры. Играющие должны не только заметить изменения, но и рассказать о том, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

ГДЕ ВОЖАТЫЙ?

Цель: закрепить счетные умения в пределах 5, научить распознавать цифры в условиях подвижной игры.

Содержание: дети разбиваются на группы (до5). У каждой группы есть свой вожатый, которому вешают на веревочку карточку с изображением цифры. Все дети встают в кружок вокруг вожатого. Дети должны запомнить цифру своего вожатого. Затем по сигналу дети закрывают глаза, а вожатые в это время меняются цифрами и занимают свои места. Когда дети открывают глаза, они начинают искать свою цифру и перебегают к тому вожатому, у которого она находиться в данный момент. Выигрывает группа, которая быстрее найдет свою цифру.

МОЛЧАНКА

Цель: формировать умение соотносить количество и цифру.

Материал: учебные вещи (тетради, ручки, книги, карандаши и т.д.); предметные картинки на данную тему; разрезная касса с цифрами от 1 до 10; числовые карточки; мелкий счетный материал, игрушки.

Содержание: дети считают учебные вещи или предметы на картинках, результат показывают цифрой из разрезной кассы или поднимают соответствующую числовую карточку.

Вариант: воспитатель показывает цифру, дети молча откладывают на столе такое же количество предметов.

ЛОТО

Цель: повторить нумерацию первых пяти чисел.

Материал: карточки с изображениями на них предметами в пределах пяти и карточки с цифрами.

Содержание: картинки и цифры распределяются между играющими поровну. Начинающий выбрасывает, например, карточку, на которой изображено два яблока. Тот из детей, у которого есть карточка с цифрой 2, кладет ее поверх картинки и отбрасывает эту пару в сторону. Игра заканчивается тогда, когда все пары карточек сброшены.

ПУТАНИЦА

Цель: закреплять порядок следования чисел натурального ряда.

Содержание: цифры раскладываются на столе или выставляются на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, воспитатель меняет их местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места.

«ВЕЛИЧИНА»

КТО СКОРЕЕ СВЕРНЕТ ЛЕНТУ

Цель: учить детей при сравнении двух предметов выделять параметр длины, использовать в речи «длиннее», «короче».

Материал: две ленты, закрепленные на палочку, одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета (красная - 1 м, голубая – 50 см).

Содержание: дети сидят полукругом. Перед ними стол, на котором лежат ленты. Воспитатель предлагает провести соревнование «Кто скорее свернет ленту». Он показывает, как нужно свертывать ленту. Вызывает двоих детей. По сигналу дети начинают свертывать ленты. Выигрывает тот, у кого лента была короче. Объявляется победитель. Предлагает повторить соревнование, но здесь дети сами выбирают себе ленту. Они стремятся взять короткую. После этого надо выяснить, почему они хотят взять короткую. Соревнование можно повторить с одинаковыми длины лентами.  

ГАРАЖИ

Цель: учить различать предметы по их размеру: длине, короче, широкий, узкий. Развивать конструктивные способности. Учить устанавливать соответствие между размерами при сооружении постройки.

Материал: автомобили разного размера, конструктор.

Содержание: воспитатель сообщает, что машинам пора в гараж, который надо построить из строительного материала: кирпичиков и дощечек. Дети определяют величину машины и размер гаража для нее, отбирают соответствующий материал, кирпичики для стен, дощечки для перекрытий. Дети пытаются ставить большую машину в маленький гараж и наоборот. Выясняют зависимость.

МЕДВЕДЬ И ПЧЕЛЫ

Цель: осваивать умения различать предметы по длине, выделять один предмет из большого количества.

Материал: игрушка-медведь, эмблемы для домиков, шапочки-маски пчел (большие и маленькие).

Содержание: воспитатель приносит шапочки, предлагает поиграть. Уточняет количество пчел (детей). Дети отвечают, что их много, среди них большие пчелы и маленькие. Большие пчелы живут в больших домиках, маленькие в маленьких. Выбирается один медведь. Дети-пчелы бегают по комнате. Как только медведь выходит из берлоги, они разбегаются по своим домикам. Воспитатель отмечает, что на поляне нет ни одной пчелы, сравнивает количество больших и маленьких домиков.

ЧТО СПРЯТАНО В МЕШОЧКЕ?

Цель: учить детей мускульно различать большие и маленькие предметы, сравнивать, сопоставлять и контролировать себя.

Материал: в мешочек складываются большие и маленькие шары, кубики, пуговицы, монеты и т. д. Образцы таких же предметов соответствующих размеров разложены на столе.

Содержание: ребенку предлагается достать из мешочка большой кубик. Он не глядя в мешок, на ощупь отыскивает в нем большой кубик и достает его. Затем сравнивает по величине этот кубик с кубиком, который лежит на столе (предметы на столе предназначены для контроля).

Игру следует проводить систематически, можно связать ее с различием геометрических фигур.

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ ПРЕДМЕТЫ

Цель: закреплять представления о размерах: большой-маленький, а также дальнейшее формирование представлений о пространстве, учить дифференцировать большие и маленькие предметы.

Материал: картинки с изображением различных предметов-мебели, животных, фруктов, овощей и т. д.

Содержание: дети по очереди вытаскивают карточки с изображением предметов и ставят их в наборное полотно в два столбика: в левый и в правый. Например: на карточке слон (большой) – ребенок должен поставить карточку слева; на карточке ежик (маленький) – карточка ставится справа и т. д. Выигрывает тот ряд, в котором было меньше всего ошибок.

БОЛЬШИЕ КРУГИ

Цель: закреплять представление о величине предметов, учатся различать цвета, запоминают образцы геометрических фигур. Игра способствует развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, внимания, наблюдательности.

Материал: деревянная доска с углублениями в форме кругов различной величины. Вкладки-круги такой же величины и разного цвета.

Содержание: дети, подбирают круги определенной величины, вкладывают их в соответствующие углубления. После того, как все круги разложены по местам, ребенок говорит, какого самый большой круг, какого цвета самый маленький.

«ФОРМА»

НАЙДИ ПАРУ

Цель: развивать кинестетику  и воображение, учить определять форму на ощупь, развивать счетные навыки.

Материал: мешочек и несколько небольших предметов.

Ход игры: в мешочек кладут несколько деталей конструктора или каких-либо мелких предметов. Воспитатель показывает одну деталь и просит найти такую же на ощупь. По мере того, как дети вынимают детали, следует добавлять туда другие.

Вынутые детали ставят в ряд, называют еще раз и пересчитывают.

СМЕНИ ПРИЗНАК

Цель: учить выделять и заменять одни признаки фигур на другие.

Материал: набор геометрических фигур и геометрических тел.

Ход игры: ребенок по указанию педагога выставляет на магнитной доске ряд фигур. «Возьми большой красный квадрат. Возьми такую же фигуру, но другого цвета; такую же, но другого размера; измени фигуру, но цвет и размер оставь прежние. Какие у вас фигуры? Ребенок называет все фигуры, которые выставил на доске.

Игра продолжается еще один раз на плоских фигурах, а затем на объемных телах. Педагог помогает детям вспомнить слова: куб, кирпич, шар, конус, цилиндр.

«ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ»

УПРАЖНЕНИЕ «УГАДАЙ, КТО ГДЕ СТОИТ!»

Цель: упражняться в определении пространственного положения впереди-сзади, слева-справа.

Ход упражнения:

1.Вызванные дети (5 чел.) становятся друг за другом. Каждому из них предлагают назвать, кто стоит впереди и кто сзади него.

2.Вызванные дети (4-5 чел.) становятся в шеренгу. Каждый из них должен назвать (угадать), кто слева и кто справа от него.

УПРАЖНЕНИЕ «СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ!»

Цель: закреплять умение определять стороны на самом себе (правая, левая рука, нога, плечо, колено).

Ход упражнения: воспитатель предлагает детям встать и опустить руки вниз. Правой рукой дотронуться до правого колена, левой до левого; правой рукой коснуться правого плеча, левой-левого плеча и т. д.

Воспитатель может предложить показать правой рукой вверх, левой вниз, двумя руками-вперед, повернуться и показать правой рукой назад, затем левой рукой-назад, правой рукой-направо, левой-налево.

ВВЕРХУ-ВНИЗУ. КТО ВЫШЕ?

Цель: закрепить и уточнить понятия вверху-внизу, выше-ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться.

Материал: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река. В разных местах таблицы пришиты крючки. Вырезанные из картона фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверушек и т.д.

Содержание: фигурки закрыты. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет вытянутый предмет и прикрепляет его на таблицу так, чтобы было отображено реальное положение его в пространстве. Ребенок говорит: «Самолет летит вверху. Рыба плывет внизу». После того, как все предметы расположены на таблице, дети определяют кто выше, кто ниже.

УПРАЖНЕНИЕ «КТО ДАЛЬШЕ»

Цель: закреплять представления о пространственных отношениях «близко-далеко».

Материал: домик, игрушки-зайчик, лисичка.

Ход упражнения: на столе у воспитателя слева домик, а справа две игрушки-зайчик и лисичка. Они находятся на разных расстояниях от домика. Дети выясняют, кто ближе, а кто дальше от домика. Затем дети закрывают клаза, а воспитатель меняет местами игрушки. Открыв глаза, дети снова определяют, кто теперь ближе, а кто дальше от домика. Упражнение повторяют.

УПРАЖНЕНИЕ «ВСТАНБ ТАК, КАК Я СКАЖУ»

Цель: упражнять в определении пространственного расположения «к себе».

Ход упражнения: вызывая детей, воспитатель указывает, где каждый должен встать: «Сережа, встань рядом со мной. Коля, встань так, чтобы я была впереди тебя! Наташа, встань так, чтобы я была сзади тебя (за тобой)» и т. д. Дети находят и называют соответствующее местоположение.

УГАДАЙ, ЧТО ГДЕ НАХОДИТСЯ!»

Цель: упражнять в определении пространственного расположения предметов по отношению «от себя» (впереди, сзади, перед, слева, вверху, внизу).

Материал: игрушки.

Ход игры: воспитатель размещает игрушки на 2 (4) стульях, стоящих впереди и сзади или слева от предполагаемого положения ребенка. Вызванный ребенок становится между стульями и называет, где что находится. Далее воспитатель предлагает ребенку повернуться налево или направо и назвать, что и где теперь находится.

По рекомендации Тихеевой Е.И., обстановку можно не готовить. Ребенок останавливается в определенном месте комнаты и перечисляет предметы, находящиеся впереди, сзади, слева, справа.

«ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ»

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Цель: закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.

Ход игры: дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила: «Камешек у меня есть, кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать». Воспитатель говорит: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке, а что было потом?» Дает камушек какому-либо ребенку, ребенок должен ответить на вопрос и т. д., пока дети не назовут уход домой.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.

Ход игры: воспитатель спрашивает у нескольких детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года. «А сейчас мы поиграем. Я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время года и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» и положу камушек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Передает камушек рядом сидящему, тот вспоминает еще что-нибудь о весне. Когда все дети усвоили правила можно начинать игру.

УПРАЖНЕНИЕ «КТО ГДЕ СПИТ?»

Цель: учить детей определять часть суток, ориентируясь на особенности жизни животных.

Материал: картинки с изображениями на них животными, которые различаются своей жизнедеятельностью в соответствии с частями суток.

Содержание: дети рассматривают картинки. Определяют, какие животные на низ изображены. Распределяют картинки на две группы, в первой-животные, которые спят днем, во второй-которые спят ночью.

УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ»

Цель: упражнять в названии частей суток, в определении их последовательности.

Задание: воспитатель просит ребенка: «Назови соседей утра». За каждый неправильный ответ или ошибку с играющего берется фант. Воспитатель спрашивает всех по очереди, если ребенок ошибается, другие дети исправляют ошибку. И тот, кто правильно ответил- получает дополнительное очко.

УПРАЖНЕНИЕ «ДОМИК ДНЕЙ»

Цель: закреплять представление детей о категориях суток «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал: трех этажный домик из картона. В каждом этаже окошко, в котором «живут» сутки (вчера, сегодня, завтра). Карточки на которых написаны стихи об этих сутках.

Задание:

  1. Рассмотрите картинки и ответьте на вопросы:

-Как называются сутки, которые недавно прошли? (вчера). Они поселились в нижнем окошке.

-Как называются сутки, в которых мы живем в настоящий момент? (сегодня). Они заняли среднее окно.

-Как называются сутки, которые скоро наступят (завтра). Они поселились в верхнем окошке.

    2. Прочитайте детям стихи. Предложите поселить каждое стихотворение в соответствующее окошко.

ЧАСТИ СУТОК

Цель: упражнять слушать стихотворение внимательно, понимать его смысл и определять о какой части данный стих.

Материал: 4 картинки (с частями суток), на которых изображена природа; подборка стихов, кусочек мела.

Ход игры: взрослый на полу или на асфальте чертит 4 домика, позади каждого домика ставится картинка. Взрослый начинает читать стихотворение, а дети, в соответствии с его чтением и сигналом, занимают нужный домик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями в средней группе.

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями в средней группе....

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе.

№1 «Правильный счет» Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета. Материал: мяч. Описание: дети встают в круг. Перед началом догова...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...

Картотека дидактических игр по развитию умственных способностей детей в средней группе.

Картотека дидактических игрпо развитию умственных способностей детей в средней группе....

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Дидактические игры являются одной из основных форм закрепления знаний у детей среднего дошкольного возраста. Использование дидактических игр на занятиях по формированию элементарных математически...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по развитию познавательной деятельности для детей средней группы.

Картотека дидактических игр  по развитию познавательной деятельности  для детей средней группы...

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями в средней группе.

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиямив средней группе....