Консультация для педагогов ДОУ.
консультация по математике (подготовительная группа) на тему

Татьяна Георгиевна Дедкова

Совершенствовать и систематизировать знания педагогов ФЭМП детей 6-7 лет

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Количество и счет

Слайд 4

Величина

Слайд 6

Форма

Слайд 8

Ориентировка в пространстве

Слайд 9

План карта

Слайд 10

Ориентировка во времени



Предварительный просмотр:

Подготовительная группа — особый возраст. Её воспитанники осознают себя самыми старшими в детском саду, готовятся переступить порог школы. Воспитатель же, в свою очередь, должен воспитывать в детях уверенность в своих силах, самостоятельность мышления, целеустремлённость. Что касается занятий математикой, которые так важны для интеллектуального развития, то задача педагога — систематизировать накопленные у дошкольников знания, научить их оперировать абстрактными понятиями.

Задачи обучения математике в подготовительной группе охватывают те же разделы, что и в старшей. При этом знания дошкольников расширяются и обобщаются.

 Количество и счёт.

  Дети упражняются в объединении множеств, их дополнении, удалении из них отдельных частей, знакомятся с числами второго десятка, упражняются в прямом и обратном устном счёте, изучают состав числа в пределах 10, решают простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Для решения поставленных задач педагоги могут использовать следующие дидактические упражнения:

 1слайд.Соотношение количества предметов с цифрой.

 2 слайд Составление и решение арифметических  задач (практическое задание)

Составление примеров. С числами второго десятка знакомятся с помощью счетных палочек, разных предметов, игрушек.

 3 слайд.Для изучения состава  числа в пределах 10 можно использовать палочки Кюизенера (показ).

Величина.

Дети учатся делить предмет на 2–8 равных частей, закрепляют понятие условной меры, измеряют длину, ширину и высоту; отрезков (с помощью бумаги в клеточку), объём жидкости и сыпучего вещества, сравнивают предметы по весу.

4 слайд. Дети учатся делить на части геометрические фигуры – квадраты, круги, прямоугольники. Плоскостные предметы – ленты, блины. Объемные предметы – яблоки, хлеб, пироги и т.д.

- Ориентировка в предметах по массе входит составной частью в разделе программы. Довольно сложный для детей способ обследования массы осуществляется путем «взвешивания» предметов на ладонях рук. Дети руками имитируют движения весов вверх-вниз, происходит взвешивание предмета «на руке». Предметы перемещаются с одной ладони на другую, при этом их положение может меняться несколько раз. Такая «проверка» способствует более точному определению отношений между тяжестью двух предметов.

Для сравнения веса предметов можно применять одинакового размера мешочки, наполненные разными сыпучими веществами. Специально подбираются предметы, сделанные из разных материалов: металла, дерева, резины, пластмассы, поролона, ваты и т.д. В условиях детского сада нетрудно изготовить необходимые пособия: резиновые, пластмассовые игрушки, различные коробочки, в бочонки насыпать песок в определенном количестве, чтобы масса предметов была от 50 до 300 граммов. 

5 слайд. Большинство старших дошкольников располагает сведениями о взвешивании на весах, как способе определения массы. Это связано с теми впечатлениями, которые они получают при самостоятельной покупке продуктов или просто при посещении магазина с родителями. Дети 5-7 лет знают, что определить массу тела сколько в мешке крупы, в пакете сахара и т.д. можно на весах. «Надо отвесить на весах», «Смерить на весах», «Положить на весы», - говорят они. Иногда в ответах отражается бытовой опыт измерения сыпучих веществ: «Можно измерить чашками» и др. Однако в этих случаях имеются знания, что в магазинах все продукты взвешиваются на весах. Дошкольникам известно также, что взвешивание производится с помощью гирь или «на стрелку смотрят».

С помощью весов формируется также представление об инвариантности массы. Например, из куска глины или пластилина предлагается вылепить два одинаковых по размеру шарика. Их равенство по массе проверяется на чашечных весах. Затем из одного из шариков дети делают длинную морковку, палочку или колбаску. На одну чашу весов помещают вылепленный предмет, на другую — шарик. Равновесие чаш покажет детям равенство масс. Можно несколько раз менять форму предмета и, используя весы, убеждаться в неизменности (инвариантности) массы. «Одинаково, потому что к куску глины мы ничего не прибавляли и ничего не убавляли»,— говорят дети. Воспитатель уточняет - «Кусок глины остается тем же, только форма предметов меняется: то шарик, то палочка, то морковка». Определение массы предметов на весах можно с помощью условной мерки (кубиков, шариков, желудей, пуговиц и т. д). Делается вывод: масса одинакова у тел, уравнивающих друг друга на весах.

-Для измерения длины, ширины, высоты, толщины предметов используют разные условные мерки (ленточки, веревочки, полоски бумаги и т. д.)  (Сравнение одинаковых елочек разными мерками),(овощи по толщине).  

– Дети учатся измерять объем жидких и сыпучих веществ. Например: для занятий по рисованию с помощью мерного стаканчика они наливают воду в баночки.

– В 2 одинаковых стакана кладут по 1 горошине правой и левой рукой, сравнивают;    затем из одного стакана горошины пересыпают в другой, более узкий стакан и тоже сравнивают,  где больше  (одинакого, потому что горошин не добавляли и не убирали, а стакан узкий и высокий).

Дети должны знать, что результат измерения длины, объема, веса предметов зависит от величины условной меры.

Форма.

 Дошкольники уточняют знания о геометрических фигурах, моделируют их (составляют из треугольников многоугольник, из квадратов  прямоугольник

 и т. д.), воссоздают по образцу или представлению предметы сложной формы.

6 слайд. Создание по образцу или представлению предметов сложной формы (показ игр  «Блоки Дьеныша», «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо».

7слайд Какие фигуры относятся к многоугольникам?

Будущие школьники учатся различать и называть многоугольники, называть и показывать их элементы ( стороны, углы, вершины).  Особое значение приобретает работа по изображению и воссозданию геометрических фигур: выкладывание из палочек,  полосок бумаги, при  этом дети показывают стороны, углы, вершины получившихся фигур.

7слайд. Нахождение недостающей фигуры. При сравнении геом.фигур обращается внимание  детей на независимость формы от величины и цвета фигуры.

Ориентировка в пространстве.

Дети знакомятся с понятием «план», «карта», «схема», сами моделируют пространственные отношения, совершенствуют умение ориентироваться на листе бумаги, доске.

8 слайд  Ориентировка на листе (математический диктант)

9 слайд План – карта. (по обозначениям дети находят дорогу)

Ориентировка во времени.

Воспитанники подготовительной группы углубляют свои представления о времени (текучесть, необратимость, последовательность дней недели, времён года), учатся регулировать свою деятельность по времени, различать длительность отдельных временных интервалов (минута, 10 минут, час и т. д.); пользоваться в речи словами – понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Для закрепления дней недели дид. игра «Узелки – загадки»; стихи.

Слайд с 10-12

В старшем дошкольном возрасте начинаем развивать чувство времени сначала на интервал 1 и 10 минут. Используются такие приемы:

- Определить окончание срока деятельности по песочным часам. ( сделать что- то  контролируя время по песочным часам)

- Проследить за секундомером: сколько кругов сделает стрелка.

- Рисовать на листе круги в течение 1 мин., сосчитать, сколько кругов успели нарисовать  

- Просчитать сколько вещей можно снять с куклы за 1 минуту.

- Посидеть 1 минуту, когда покажется, что минута прошла. Поднять руку.

- Сколько вещей успеют одеть на прогулку за 1 минуту.  Такие задания помогают детям наглядно увидеть и пережить, почувствовать. Что можно сделать за

1 минуту.

 Ознакомление с 10 минутным интервалом:

- Предложить за 10 минут нарисовать узор на вазе.

– Выполнить физические упражнения и посчитать, сколько упражнений успели сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....