экологическое воспитание в детском саду
статья на тему

Ошроева Любовь Валерьевна

экологическое воспитание в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekol.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание в детском саду»

Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.   Источником знаний о природе являются наблюдения. «Начало познания должно всегда начиняться с осязания, потому что ничего не существует в познании, чего раньше не было в ощущениях, поэтому и ученье необходимо воспринимать не словесным объяснением вещей, а предметным наблюдением их», писал он. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике отечественного дошкольного воспитания.

В экологическом словаре экологическое воспитание определяется как целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на: развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы .

Понятие «экологическое воспитание детей дошкольного возраста» рассматривается в научных работах С.Н. Николаевой , Н. А. Рыжовой , О.А. Соломенниковой  и др., где оно интерпретируется как целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы, основанный на синтезе эмоционально-чувственного, интеллектуального и деятельностно-практического компонентов.

Е.И. Волкова рассматривает экологическое воспитание  дошкольников как  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций .

В условиях современного социума особую актуальность приобретает научная позиция С. Н. Николаевой, которая определяет цель экологического воспитания как  становление начал экологической культуры у детей, развитие их экологического сознания, мышления, то есть  формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие  .

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с   точки зрения Л. М. Маневцовой и  П. Г. Саморуковой, предполагает:   воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание),    формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие),   развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) .  

ФГОС дошкольного образования  предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации экологического воспитания и образования  детей  дошкольного  возраста. На   взгляд В.М. Ворошиловой, экологически направленную деятельность дошкольников можно  определить  как  форму  активности  личности,  обуславливающую  развитие  экологического сознания .

Экологическое воспитание дошкольников В.И. Ядешко и Ф.А. Сохин рассматривают, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д. .

Наблюдению -  как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания:  Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А.А. Быстров, П. М. Басе, Э.И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.   Исследования Э.И.Залкинд, А. И. Васильевой,   П.Г. Саморуковой,  Г.С. Филиппюк и др.  показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

Э.И.Залкинд, А.И.Васильева, П.Г. Саморукова и другие подчеркивают, что наилучшим условием формирования познавательной деятельности в дошкольном возрасте  является специальная организация, наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога. Они рассматривали  наблюдение с точки зрения содержания и смысла наблюдаемых явлений, отражающих различные связи живого организма с внешней средой.

П. Г. Саморукова отмечает, что  наблюдение - оптимальный метод экологического воспитания  на трех линиях развития - чувство, познание, творчество.  Опосредованное познание природы, считает она,  (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.), имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от наблюдения в ходе непосредственного контакта с объектами природы .  

 Таким образом, актуальность вопросов экологического воспитания путём использования наблюдений обусловлена тем, что   систематическое использование наблюдений в ознакомлении с природой в наибольшей мере обеспечивает достижение  целей экологического воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду № 11

Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....

Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.

В этом  докладе  изложен  мой  опыт  работы по экологическому  воспитанию , представлены формы и методы  работы с детьми и их родителями....

Экологическое воспитание в детском саду

Доклад  для  родительского  собрания...

Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду

Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....