Консультация для педагогов "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с помощью лепки"
консультация по математике (подготовительная группа) на тему

Всегда говорю о том, что особая роль отводится математике - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В процессе решения поставленных перед ребятами задач, они используют материал из соленого теста изготовленный ими заранее (Это и цветные палочки и геометрические фигуры и другой рабочий материал часто придуманный самими детьми). Детям это приносит удовольствие, они проявляют интерес на занятиях, активно заменяют или придумывают новые предметы для работы, а также составляют  свои задачи.

Все эти навыки пригодятся ребенку в его дальнейшей жизни. И помогут ему стать интересной, творческой, самодостаточной и интеллектуально развитой личностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с помощью лепки»

Всегда говорю о том, что особая роль отводится математике - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Важно научить ребенка мыслить. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения воспитателя и родителей, на мой взгляд, здесь просто опасны. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Воспитатель оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества несомненно  пригодятся детям в дальнейшей жизни.

Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это прежде всего  развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Всегда знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Для достижения наилучшего результата использую нестандартные дидактические средства. Для ребят дошкольного возраста лепка имеет исключительное значение. Лепка для них и учеба, и труд. А для меня это    серьезная форма воспитания.

«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

 

                                                                                  В. А. Сухомлинский

 Нельзя не согласиться со словами этого мудрого человека

Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна. Для работы я выбираю соленое тесто - один из самых доступных и дешёвых материалов. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Солёное тесто легко приготовить самим.

 Рецепт: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла, для придания цвета гуашь или пищевой краситель. Хорошо перемешать. Хранится долго в целлофановом пакете в холодильнике.

 Стека: для передачи выразительности образа. Трафареты и формочки для выдавливания различных фигур. Пластиковая подкладка для лепки. Влажная ткань для вытирания рук. Вот все, что нам потребуется.

   Но не будем забывать, что перед нами стоит задача развивать математические способности дошкольника. Ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие дошкольника находится на «кончике его пальцев». «Рука – это вышедший наружу мозг человека» - говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его математических способностей. Кроме того, занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью

     Воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Лепка в игре ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

В нашем случае дети не получают готовый материал для обучения (Счетные палочки, фигуры и т. п.), а изготавливают их самостоятельно для дальнейшего использования.

В процессе работы использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую   помощь   в   развитии   самостоятельного   мышления,   умений доказывать  правильность  суждения,   владения  умственными  операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.) Отгадывая   задачи   математического   содержания   -  дети   радуются,  если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок - это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

Часто предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу.  

 Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах не обычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу.          Сущность   задачи,   т.е.   основное,   благодаря   чему   можно   догадаться   о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. В процессе решения этих задач ребята используют материал изготовленный ими заранее.

По моему мнению такой метод развития математических способностей может принести свои плоды. О результатах пока говорить рано (я использую этот метод первый год). Но детям это приносит удовольствие, они проявляют интерес на занятиях, активно заменяют или придумывают новые предметы для работы, а также составляют  свои задачи.

Все эти навыки пригодятся ребенку в его дальнейшей жизни. И помогут ему стать интересной, творческой, самодостаточной и интеллектуально развитой личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи лепки»

Консультация для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи лепки»...

Мастер-класс для воспитателей « Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр »

Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – один из самых сложных предметов, но нащи воспитанники не долж...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»Цель:Повысить уровень знаний педагогов по методике формиро...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью занимательного математического материала»

Цель. Вооружить воспитателей практическими навыками для изготовления дидактической игры совместно с детьми....

Стендовый доклад «Развитие математической грамотности детей дошкольного возраста с помощью Лего – игр»

Конструкторы LEGO можно использовать во всех образовательных областях. Применение LEGO-конструирования на занятиях предоставляют шанс каждому ребенку развить логическое и пространственное мышление, во...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр» Подготовила воспитатель Первой младшей группы: Федосеева А.А.

Мастер-класс для воспитателей«Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»Подготовила воспитательПервой младшей группы: Федосеева А.А...