Тема: «Высокий, низкий. Выше, ниже».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Борисова Елена Александровна

Цель: Закрепить у детей представление о высоте предметов, развивать логическое мышление, уметь отвечать на вопросы полным предложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_matematike1.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие (с 6-7)

Тема: «Высокий, низкий. Выше, ниже».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Цель: Закрепить у детей представление о высоте предметов, развивать логическое мышление, уметь отвечать на вопросы полным предложением.

Задачи:

  • Упражнять детей в сравнении предметов по высоте
  • Закрепить умение выделять из группы предметов самый высокий и самый низкий.
  • Составлять ряд предметов от самого высокого до самого низкого
  • Закрепить названия геометрических фигур.  

Материалы и оборудование:

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

Раздаточный материал: набор полосок, разных по высоте на каждого ребенка.  

Ход занятия:

  1. Игра «Постройся по росту»

Воспитатель предлагает детям сыграть в игру и построиться по росту. Кто самый высокий? Где стоит Никита? Кто самый низкий? Где стоит Лева?

  1. Работа в тетрадях

Воспитатель предлагает детям найти на странице картинку с клоунами. Читает задание. Дети выполняют его: раскрашивают клоунов в нужный цвет, находят самую высокую лестницу, отмечают ее галочкой

  1. Закрепление знаний о геометрических фигурах

Дети рассматривают в тетради рисунок настольной лампы. Рассуждают, из каких геометрических фигур она состоит. Раскрашивают лампу по образцу, показанному на рисунке.

  1. Физкультминутка

Все захлопали в ладошки

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

Мы в ладоши «Хлоп-хлоп-хлоп»

Мы ногами «Топ-топ-топ».

Руки мы поднимем выше

И легко-легко подышим.

  1. Работа в таблице

Воспитатель предлагает выполнить задания в таблице вверху страницы. Нарисовать в свободных клетках предметы так, чтобы в каждом столбце был предмет большой и маленький. Дети рисуют, объясняют правильность выполнения задания. Воспитатель проверяет, хвалит детей.

  1. Игра с пальчиками

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

По дорожке белой, гладкой (пальцами по другой руке)

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок-чок-чок-чок

Скачет резвый табунок. (повтор другой рукой).

Дети рассматривают  рисунок, отвечают на вопросы воспитателя:

Сколько медвежат на рисунке?

Сравни их. Какой из медвежат самый высокий?

Кто из медвежат съел варенье?

Раскрасьте медвежат так, чтобы первый слева был в синих штанишках а последний - в зеленых.

  1. Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы считали,

Глазки у ребят устали. (поморгать глазками)

Посмотрите все в окно (посмотреть влево-вправо)

Ах как солнце высоко (посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками)

В группе радугу построим.

Вверх по радуге пойдем

Влево-вправо повернем (посмотреть по дуге вверх-впрвао; вверх-влево.)

А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

  1. Игра «Разложи полоски»

Детям предлагается взять конверты с полосками и выложить их в ряд: от самой высокой до самой низкой. Дети проверяют правильность выполнения задания друг-другом.

  1. Итог занятия:

Вам понравилось сегодня наше занятие? Какие задания мы выполняли? Что оказалось самым сложным? А что сделать было легко? За что вам хотелось бы себя похвалить?      

  

Занятие (10-11)

Тема: «Больше. Меньше. Столько же»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Цель: Продолжать учить детей понимать количественные отношения между предметами и числами в пределах 10.

Задачи:

  • Упражнять в счете до 10
  • «Записывать» при помощи знаков «>», «<».
  • Воспитывать производное внимание, усидчивость

Материалы и оборудование:

Рабочая тетрадь, цветные карандаши, карточки со знаками «>», «<», картинки яблок.    

Раздаточный материал: набор карточек с цифрами, счетные палочки.

Ход занятия:

  1. Знакомство со знаками «>», «<»,

На доске картинки. Справа 4 зеленых яблока, слева – 5 красных. Дети сравнивают, каких больше – меньше. Воспитатель объясняет, что сегодня познакомимся с новыми знаками, которые называются «больше», «меньше», объясняет, для чего нужны эти знаки, и как правильно «записывать» их. Предлагает кому-то из детей поставить знак между яблоками. Предлагает объяснить, почему поставили этот знак. Сколько зеленых яблок? А красных?

Покажите карточку с цифрой, равной количеству яблок.

  1. Работа в тетради

Упражнение на внимание: Воспитатель задает вопрос «Для каждой ли бабочки есть цветок?» Как можно это узнать? Сколько бабочек? Сколько цветов? Чего больше? Чего меньше? Давайте раскрасим бабочек.

  1. Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы считали,

Глазки у ребят устали. (поморгать глазками)

Посмотрите все в окно (посмотреть влево-вправо)

Ах как солнце высоко (посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками)

В группе радугу построим.

Вверх по радуге пойдем

Влево-вправо повернем (посмотреть по дуге вверх-впрвао; вверх-влево.)

А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

  1. Чего больше?

Воспитатель предлагает посмотреть на рисунок и определить, не считая, чего больше, кубиков или столов. Закрасить 2 карточки с правильными ответами. Выложить из счетных палочек знаки «>», «<».

  1. Физкультминутка

Лисья осенние тихо кружатся

Листья нам под ноги тихо ложатся (присели).

И под ногами шуршат, шелестят (руками по полу влево-вправо).

Будто опять закружиться хотят (повороты влево-вправо)

  1. Дорисуй

Воспитатель предлагает посмотреть на рисунок и дорисовать листьев столько, чтобы их стало больше, чем орехов, а грибов столько же, сколько орехов. Дети выполняют задание. Снова выкладывают знаки «>», «<»из счетных палочек. Воспитатель проверяет правильность.

  1. Составь равенство

Детям предлагается найти правый край страницы рабочей тетради. Что нарисовано на полях? Каких фруктов меньше, а каких больше? Что надо сделать, чтобы их стало поровну, по 3? Дети дорисовывают 1 яблоко.  Определяют, что теперь фруктов поровну.

  1. Игра с пальчиками

«Мы писали, рисовали

Наши пальчики устали

Вот сейчас мы отдохнем

Их в порядок приведем».

  1. Итог занятия

Что нового вы сегодня узнали? Вы запомнили, как называются знаки? Что они обозначают? Что было самым интересным? Какое задание было для вас сложным и с каким вы легко справились? Хочу поблагодарить вас за хорошую работу.     

Занятие (с 16-17)

Тема: ориентировка в пространстве.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Цель: закрепить умение у детей ориентироваться на странице рабочей тетради и в пространстве.

Задачи:  

  • Упражнять в использовании слов «слева», «справа», «вверху», «внизу», «на», «над», «под», «в», «между».
  • Продолжать учить употреблять слова «ближе», «дальше»
  • Упражнять в счете.

 

Материалы и оборудование: Рабочая тетрадь, цветные карандаши, ножницы, клей, картинки из приложения «детали комнаты», мяч, набор игрушек.

Раздаточный материал: Комплект карточек с цифрами

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Дети встают в круг, воспитатель бросает всем по очереди мяч и предлагает назвать, что находится в группе: вверху, внизу, слева, справа, над ними, под ними, и.т.д.

  1. Работа в тетради

Воспитатель предлагает рассмотреть картину на странице, определив, что это детская комната. Затем, детям дается задание: вырезать из приложения картинки, наклеить их в нужные места, чтобы закрыть пустые места.

  1. Физкультминутка

Руки на пояс поставим вначале.

Влево и вправо качнем мы плечами.

Ноги на пятку поставим вперед,

Сделаем дружно мы поворот.

Ну а теперь глубоко все вдохнем

Дружно присядем и отдохнем.

  1. Игра «Скажи, где находится»

Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок и назвать на нем мебель, игрушки, детские рисунки, учебные принадлежности. Просит посчитать, сколько чего нарисовано. Дети считают, показывают правильный ответ цифрой на карточке, затем, объясняют, какой предмет где находится, закрепляя ориентировку в пространстве с использованием в речи слов: вверху, внизу, слева, справа, над ними, под ними, и.т.д.  

  1. Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы считали,

Глазки у ребят устали. (поморгать глазками)

Посмотрите все в окно (посмотреть влево-вправо)

Ах как солнце высоко (посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками)

В группе радугу построим.

Вверх по радуге пойдем

Влево-вправо повернем (посмотреть по дуге вверх-впрвао; вверх-влево.)

А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

  1. Д/и «Что изменилось?»

Дети рассматривают выставленные в ряд игрушки, считают их, закрывают глаза. Воспитатель меняет их местами или совсем убирает какую-либо игрушку. Дети, открыв глаза, определяют, что изменилось, используя слова: за, перед, после, между.

  1. Итог занятия

Чем мы сегодня занимались? Какое задание было для вас самым интересным? Самым сложным? Самым простым? Что нового вы узнали? Все сегодня молодцы, хорошо поработали!

Занятие (с 18)

Тема: ориентировка в пространстве (продолжение)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество».

Цель: Развитие логического мышления, умения рассуждать, доказывать. Формировать вопросы, отвечать на них.

Задачи:

  • Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
  • Продолжать учить устанавливать равенства и неравенства, объяснять свои действия.
  • Сравнивать предметы по величине.

Материал и оборудование: рабочая тетрадь, цветные карандаши, мяч.

Раздаточный материал: квадраты и треугольники.

Ход занятия:

  1. Игра «Кто где стоит?»

Воспитатель  расставляет детей в разные места: около окна, возле стола, у двери, между стульями. Спрашивает детей: «Где ты стоишь?», «Кто стоит у окна?», «Кто у двери?», «Кто находится ближе всех к доске?» и.т.д.

  1. Работа в тетради

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку вверху страницы. Кто нарисован? К кому пришли звери? Как называют врача, который лечит зверей? Расскажите, что изменится, если белка сядет между тигром и медведем (их станет поровну). Покажите цифру, обозначающую количество зверей.

  1. Игра «Сколько зверей?»

Сколько диких зверей пришло к доктору? Положите квадрат возле животных леса, а треугольник – возле животных жарких стран. Каких животных больше? Каких меньше? Что сделать, чтобы их стало поровну?

  1. Физкультминутка

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись.

Повороты посчитай

1,2,3 не отставай!

Начинаем приседать 1,2,3,4,5.

Тот, кто делает зарядку.

Может нам сплясать вприсядку (приседание).

  1. Игра «Сосчитай»

Кто нарисован на картинке внизу страницы? Где выступают обезьянки? Сосчитайте, сколько их. Покажите карточку с цифрой. Покажите стрелкой, какая обезьянка будет следующей

  1. Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы считали,

Глазки у ребят устали. (поморгать глазками)

Посмотрите все в окно (посмотреть влево-вправо)

Ах как солнце высоко (посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками)

В группе радугу построим.

Вверх по радуге пойдем

Влево-вправо повернем (посмотреть по дуге вверх-впрвао; вверх-влево).

А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

  1. «Рассмотри, угадай»

Рассмотрите  картинку на полях страницы с левой стороны. Кто там нарисован? Что делают котята? Чего больше, клубков или котят? Что сделать, чтобы котят и клубков было поровну? (дорисовать 1 клубок).  Дети рисуют.

  1. Итог занятия

Скажите, чем мы сегодня занимались? Что вам особенно понравились? Все ли задания были легкими? Что вызвало затруднение, все ли вы смогли сделать? За что вам хочется себя похвалить?

Занятие (с 20-21)

Тема: «Легкий, тяжелый. Легче, тяжелее».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Цель: Учить решать задачи на сообразительность. Способствовать освоению пространственных отношений.

Задачи:

  • Учить находить признаки отличия одной группы предметов от другой.
  • Учить соотносить количество предметов с цифрой.
  • Развивать внимание, элементы логического мышления.

Материалы и оборудование: Рабочая тетрадь, цветные карандаши,

Раздаточный материал: комплект карточек с цифрами.

Ход занятия

             1.Вначале занятия детям предлагается решить логические задачи и показать правильный ответ, подняв карточку с цифрой.

  • Сколько хвостов у семи ослов?
  • Сколько носов у двух псов?
  • Сколько ушей у трех малышей?
  • Сколько лап у двух лисят?

             2.Работа в тетради

Рассмотрите рисунок. Кто на нем нарисован? Кто легкий, а кто тяжелый? Правильно ли нарисовал весы художник?

            3. Посмотрите на следующие 2 рисунка. Раскрасьте тот, на котором все правильно. Объясните, почему вы так думаете.

            4. Из какой сказки эти герои? Сколько их? Покажите цифру. Куда они ходили ? Что они делали в лесу? Кто идет первым? Кто вторым? Кто третьим? У кого самая тяжелая корзина? Раскрасьте того медведя, у которого корзина самая легкая, если во всех лежат только грибы.

            5. Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы считали,

Глазки у ребят устали. (поморгать глазками)

Посмотрите все в окно (посмотреть влево-вправо)

Ах как солнце высоко (посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками)

В группе радугу построим.

Вверх по радуге пойдем

Влево-вправо повернем (посмотреть по дуге вверх-впрвао; вверх-влево).

А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

            6. Сколько нарисовано ежиков? Покажите цифру. Нарисуйте столько же яблок, сколько ежей. Что можно сказать про ежей и яблоки? (что их поровну).

            7.Физкультминутка

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – В ладоши три хлопка.

Головою три кивка

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть

            8.Рассмотри рисунки. Карточку с ответом на каждый вопрос закрась цветным карандашом.

             А) у каждой ли птицы может быть по одному скворечнику? (да)

             Б)У каждой ли собачки может быть по одной тумбе? (нет)

             В)На всех ли детей хватит лыж? (нет)

 

  1. Рассмотрите картинку с правой стороны листа на полях. Что там нарисовано? Продолжи строку рисунков.

  1. Итог занятия

Что нового вы узнали сегодня на занятии? Какое задание понравилось выполнять больше других? С чем справиться было трудно? Вы довольны сегодня своей работой?

Конспекты НОД к рабочей тетради

«Математические ступеньки»

С.И. Волкова

        

 

   

 

                            Воспитатель: Борисова Е.А.

                          2014-2015 уч.г. село Каразей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике на тему "Высокий-низкий, выше-ниже".

Данное занятие включает в себя комплекс игровых заданий и упражнений которые помогают детям овладеть способами и приёмами познания,применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности,ч...

Конспект НОД по ФЭМП «Высокий – низкий, выше – ниже» для детей второй младшей группы по теме недели «Мамочка моя»

Цель: Знакомство детей с понятиями «высокий - низкий», «выше - ниже».Задачи:  Обучающие-Познакомить с приёмами сравнения двух предметов по высоте, ...

Конспект НОД по познавательному развитию (математика) на тему: «Высокий — низкий, выше - ниже» для детей второй младшей группы

Конспект  НОД по познавательному развитию  (математика)на тему: «Высокий — низкий, выше - ниже»для детей второй младшей группы...

Конспект занятия по ФЭМП для второй младшей группы. Тема: «Высокий - низкий, выше - ниже».

Конспект занятия по ФЭМП для второй младшей группы. Тема: «Высокий - низкий, выше - ниже»....

Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Понятия: «высокий» -«низкий», «выше»-«ниже», «одинаковые по высоте»

Коррекционно-образовательные задачи: дать детям понятия «высокий» -«низкий», «выше»-«ниже», «одинаковые по высоте».Коррекционно- развивающие...

Тема: Высокий- низкий, выше- ниже.

Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе Тема: Высокий- низкий, выше- ниже.   Цель: Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, в...