Проект "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"
проект по математике (старшая группа)

Кутрухина Ольга Владимировна

Формировать представления о времени у детей дошкольного возраста во всей его объемности (сутки, неделя, месяц, год, часы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremya.docx116.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Формирование временных представлений у детей

дошкольного возраста»

Обоснование необходимости проекта.

В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и усваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд базовых понятий, на основе чего строится вся система знаний об объективной действительности. Одним из них является понятие времени.Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям дошкольного возраста.Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.Интерес детей к временным отношениям возникает очень рано. Время воспринимается ребенком непосредственно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем возникают у них сравнительно поздно. Освоение детьми времени осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развитое «чувство времени» предполагает знание системы единиц его измерения.

Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории. Высокое качество учебно-воспитательного процесса - это, прежде всего, результат деятельности, которой можно чем-то измерить, подтвердить и оценить. Именно желание увидеть результат своей деятельности, и стало основой для выбора проекта.

Актуальность проекта. Данный проект обусловлен необходимостью развития процесса формирования временных представлений у детей дошкольного возраста. Практика работы показывает, что формирование временных представлений у детей - одна из трудных задач раздела ФЭМП. Этот вопрос очень важен при подготовке детей к школе. Формирование временных представлений является частью математической подготовки дошкольников, а также ознакомления с окружающим. У детей дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о его смене и периодичности.Знакомство детей недостаточно конкретно и систематизировано. Формирование у детей о способах и приборах измерения времени, знакомство с календарём важно для развития логического мышления и познавательной активности, расширения кругозора детей, воспитания самостоятельности. Проект включает в себя: конспекты занятийной деятельности по формированию представлений о времени, дидактические игры, упражнения, консультаций, как для воспитателей, так и для родителей. Как дети научаться регулировать и планировать свою деятельность во времени создаст основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых при обучении в школе и в повседневной жизни

Цель проекта: формировать представления о времени у детей дошкольного возраста во всей его объемности (сутки, неделя, месяц, год, часы).

Задачи для работы с дошкольниками:

  • Способствовать развитию познавательных способностей детей: логического и абстрактного мышления, памяти, восприятия, внимания.
  • Способствовать развитию интегративные качеств.
  • Развивать познавательный интерес к окружающей действительности.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.
  • Дать представление родителям о содержании работы, приемах и методах формирования у детей временных представлений с целью становления социальной, информационной, коммуникативной и здоровьесберегающей компетентностей.

Формирование устойчивого познавательного интереса возможно при создании и соблюдении определенных условий - это расширение и углубление знаний каждого ребенка, включение детей в активный поиск знаний, организация их разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, учебной, поисковой, наблюдения, общения), использование наглядных пособий, игр, игровых приемов.

Ознакомление детей со временем должно проходить через различные формы взаимодействия педагога и детей:

  • специально организованная занятийная деятельность,
  • совместная деятельность вне занятий,
  • самостоятельная деятельность детей.

Для реализации проекта использую следующие методы:


Игровой метод - (игры с правилами - сюжетно-ролевые, словесные, дидактические, режиссерские, подвижные, музыкальные; театрализация) предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании со словесным методом: пояснениями, указаниями, вопросами, чтением художественной литературы, общением, беседой и т.д.. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует деятельность детей.

Метод моделирования - (придумывание моделей, использование символов- схем, анализ и моделирование ситуаций) познание абстрактных понятий, представлений о скрытых, непосредственно не воспринимаемых свойствах, явлениях жизни.

Метод упражнения - это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий.

Наглядный метод - (использование наглядных пособий, технических средств, визуализация) это форма усвоения знаний, умений и навыков с использованием наглядности.

Практический метод - (проблемная деятельность, поиск решений, наблюдения; продуктивная деятельность: аппликация, конструирование, лепка, тематическое рисование) для развития представлений о времени у детей разного возраста, но чаще всего планирую использовать в работе со старшими детьми. По содержанию они чрезвычайно разнообразны.

Ресурсы.

Организация предметной среды в группе, способствует успешной реализации данной темы, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным особенностям и потребностям. Имеются разнообразные технические средства обучения (компьютер, телевизор, аудио и

видеомагнитофон). Организация в группе мини-музея времени«Тик- так» позволяет активизировать деятельность по формированию представлений времени у детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого. В музее собраны коллекция часов, альбом истории часов, картотека дидактических игр и упражнений, наглядный материал, художественная литература для чтения детям, пособия для индивидуальной работы, позволяющие детям правильно ориентироваться во времени. В реализации проекта акцентируется внимание на использование метода моделирования, поэтому в центре представлены наглядные модели «Частей суток», «Дней недели», условные обозначения «Времен года».

Работа, которой я занимаюсь, вызывает у меня большой интерес. Я точно знаю, что дети, идущие в наш детский сад, попадают в теплый дом, где царит семейная обстановка, где их ждут и любят, где они чувствуют себя защищенными. Возможности улучшения своей деятельности я вижу в планомерной работе в том же направлении, что ведет к накоплению базы данных, и повышение квалификации.

Партнеры.

Для полноценного осуществления проекта в образовательном процессе детского сада необходимо сотрудничество педагога с родителями. Они выступают основными партнерами. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень компетентности родителей и их заинтересованность в предложенной тематике.

Формы работы с родителями:

  • беседы,
  • родительские собрания,
  • консультации,
  • открытые мероприятия,
  • анкетирование,
  • практикумы.

А также в реализации проекта необходимо и сотрудничество со специалистами детского сада.

Педагог-психолог: предлагает рекомендации по установлению межличностных отношений в коллективе, подбирает игры, и упражнения направленные формирование представлений о времени у детей, самооценки, развития чувства времени, социально-ролевые игры, игры с правилами, проблемные ситуации, направленные на развитие у детей чувства временных представлений.

Музыкальный руководитель: разучивает песни и танцы, связанные с временами года, дает прослушивать детям произведения известных композиторов о временах года, привлекает родителей к подготовке праздников и развлечений.

Педагог дополнительного образования (изобразительная деятельность): рисует с детьми времена года, знакомит с репродукциями и иллюстрациями картин известных художников.

Инструктор физической культуры: подбирает и проводит игры, и упражнения направленные на формирование представление о времени у детей, дает рекомендации по организации активного отдыха детей в разное время года.

Такое тесное сотрудничество позволяет качественно и системно подходить к решению поставленных задач по формированию времени с учетом физических и психических особенностей и возможностей каждого ребенка. Участники проекта: дети, воспитатель группы, специалисты, родители.

Возраст детей: дети группы №5 «Гномики».

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

При целенаправленном обучении, активном формировании представлений о времени, систематическом руководстве познавательной деятельностью детей,они приобретают способность усвоения представлений о времени и ориентировке на время.

Задачу по ориентировке во времени я планирую, как составную часть занятийной деятельности во всех возрастных группах.

В течение дня в средней группе у меня есть возможность неоднократно определять различные временные отрезки и характер занятий детей в данный период. Например: « Утром мы делаем зарядку и завтракаем. Днем мы обедаем. Днем мамы и папы работают, а мы занимаемся, рисуем, лепим, ходим на прогулку. Вечером родители забирают вас, и вы идете домой. Вечером вы ложитесь спать».

Связывая со временем переход от одного вида деятельности к другому, можно постепенно сформировать и само понятие «время».

Огромную роль в ознакомлении детей со временем играет дидактическая игра. Используются дидактические игры с картинками, со словами, с поэтическими произведениями, подвижные игры.

В дидактических играх с картинками отражаются события во времени. Использование картинки позволяет вернуться к ее содержанию неоднократно.

В словесно-дидактических играх особое место занимают произведения устного народного творчества, в которых в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени и т.д. Пословицы, загадки (отгадки) обращены к уму ребенка, развивают сообразительность, способность доказать правильность своего объяснения или суждения.

Большое воспитательно-развивающее влияние на детей имеют дидактические игры, основу которых, составляют поэтические произведения. Многие поэты посвятили свои стихотворения временам года, воспели картины природы, красоту созидательного труда. Формируя представление о времени, я учу детей выражать мысли содержательным и образным словом. Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Обучая детей, надо насыщать части суток конкретными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Ознакомление с частями суток начинаю с бесед о личном, конкретном опыте детей. Задаю такие вопросы: «Дети, что вы делаете дома утром? Когда вы приходите в детский сад? Что вы делаете утром в детском саду?» В конце беседы обобщала: «В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводятся занятия. Все это происходит утром. Сейчас утро мы занимаемся». Такие беседы проводила на занятиях по математике, особое внимание уделяю упражнению детей в правильном обозначении словами частей суток. И в повседневной жизни упражняю детей в использовании названий частей суток.

Закрепление умений определять части суток осуществляла и на занятиях, показывая детям картинки, с режимными моментами обсуждая вопрос: «Когда это бывает?» дальше задание усложняю, предложив выбрать из нескольких картинок те, на которых нарисовано, что бывает в какой-либо один из периодов суток (утром, днем, вечером, ночью.) Проводятся дидактические игры, закрепляющие знания детей о последовательности частей суток: «Сутки», «Назови соседей», «Назови все части суток»«Кто когда спит?», путешествия-прогулки, «Загадки-отгадки» и др.

Для закрепления знаний детей читала и далее планирую читать рассказы, стихотворения, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия: «Приглашение в лес», И. Антонов, «Верхом на облаке» М. Газиев, «Трусливый огурчик» Н. Подлесова, «Сказка про вчерашний день», Е.Я. Ильина, «Завтра», Б.М. Федоров, «Хороший день» С.Я. Маршак и другие.

В играх использовала цветные квадратики: для утра - розовый, для дня - желтый, для вечера - голубой, для ночи - черный. Цветные знаки можно использовать и как раздаточный материал: показываю картинки или читаю стихи, а дети определяли, в какую часть суток,это бывает, и поднимали соответствующий знак. В процессе этой работы у детей средней группы начинали складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени. Я систематически знакомлю детей с календарем. Это дает им возможность легче ориентироваться в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.

Знакомство с календарем помогает осознавать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. Знакомство с календарем необходимо и в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.

Дети в средней группе уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Планирую детям в старшей группе в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, о месяцах. В подготовительной группе, продолжить эту работу: хочу дать знания о календарном годе.

Знакомя детей с календарем, необходимо так строить работу, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени. Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительный промежуток времени, месяц и даже год. Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Отрывной календарь рекомендуется использовать как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок - это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. На лицевой стороне каждый листок содержит цифру (число), название дня недели и месяца. Для детей старшей группы недели с обозначение цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

В средней группе я провела с детьми, открытое занятия «Времена года», а часть итогового занятия посветила временам года и времени суток.

Планирую провести два организованных занятия для детей в старшей и подготовительных группах, на которых сообщить необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить и в повседневной жизни

Умение определять дату по календарю и называть дни недели формируется у детей постепенно. Этому способствует и проведение разных дидактических игр с карточками (основанными на соответствии цветов дням недели) с целью закрепления знаний детей о порядке следования дней недели. Игры могут быть разные: «Незнайкина неделя»; «Найди пару»; «Какой день недели спрятался?», «Живая неделя», «Чья неделька быстрее соберется», «А ну-ка, угадай», «Дни недели», «Лови, бросай, дни недели называй».

Можно почитать стихи: «Емелина неделя»; «Муха - чистюха» Я. Бжехва; "Неделя" (считалка), «Объявление» В. Орлова, «Новая столовая» 3. Александровой, «Дни недели» П. Башмакова, «Как пятница долго тянется»

И. Токмакова, «Лежебока» Дж. Родари и другие. Прочитать сказки и рассказы «Двенадцать месяцев» (С.Маршак); «Старик -

годовик» (В. Даль); «Четыре желания» (К.Ушинский); «В гостях у гнома -

часовщика» (Т.Ерофеева); «Сказка про вчерашний день» (Е.Ильина); «Сказка

о потерянном времени» (Е.Шварц). Отгадывать загадки из цикла «Время

года»; «Часы».

Внимание детей ежедневно нужно фиксировалось на текущей дате. В конце каждого месяца необходимо проводить небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это можно сравнить с предыдущим месяцем. Определить количество прошедших месяцев с начала года и уточнить название и порядковый номер нового месяца.

В подготовительной к школе группе, планирую продолжать работать с календарем, и познакомить с циферблатом часов.

Работа с календарем и моделью календарного года в виде круга поделенного на 4 части разных цветов (белого, зеленого, красного и желтого). Каждый сектор поделен ещё на 3 части соответствующих цветов, обозначающий месяцы. Думаю, на много облегчит мою задачу и поможет сформировать четкие представления у детей о длительности года и эталонах его измерения.

Этапы реализации проекта.

Реализация проекта рассчитана на три этапа:

этапы

Содержание

результат

Первый этап Информационноаналитический (Февраль 2014г.- май 2014г.)

  1. изучение методической литературы
  2. беседа с детьми
  3. анкетирование родителей
  4. определение основ направления 5.оборудование, оснащение ПРС

-Родители получили рекомендации по формированию у детей чувства времени на консультации, «Формирование у ребенка представлений о времени.

-По результатам анкетирования родителей умение ориентироваться во времени детей один из важных вопросов.

-В группе создан уголок времени, куда входят:

  • модели (частей суток, дней недели, времен года и т.д.) и детские календари;
  • приборы для определения времени детьми (песочные и механические часы, секундомеры);
  • настольно - печатные («Веселые часы»; «Времена года»; и т.д.) и дидактические игры («Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкинанеделя», «Времена года», «Найди ошибку», «Не

ошибись!», «День и ночь», «Части суток», «Неделя стройся!», «Когда это бывает» и т.д.);

  • репродукции картин художников (И. Шишкин «Утро в сосновом бору», И Остроухов «Золотая осень», а также работы И. Левитана, Н. Рериха и др.);
  • художественная литература (произведения С. Маршака, А. Барто, Е. Трутневой, Я. Акима, С. Баруздина В. Бирюков, Е.Я. Ильина и др.);
  • альбомы с временами года и художественным словом (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки);

Второй этап Организационный (июнь 2014г.- апрель2016г.)

1 Разработка

перспективного

плана

  1. Комплекс обучающих презентаций на закрепление представления детей о временах года «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Времена года»
  2. конспекты занятия
  3. Комплексы упражнений на формирования временных представлений «Измерение

-обучающие презентации по темам «Зима», «Весна», «лето», «Осень»

  • конспект занятия «12 месяцев».
  • Итоговое занятие в старшей группе «Потерянное время»
  • изготовлены дидактические игры «время года». «12 месяцев», «Время суток» «Дни недели»

времени: календарь», «измерение времени: часы», «Представление о частях суток и дней недели», «Сутки» и «Дни недели» 5.консультации для родителей и воспитателей.

Третий

заключительный

  1. Итоговые занятия на закрепления умения

ориентироваться во времени

  1. Выставки детских работ
  2. Конкурс «Мои любимые часы»
  3. Фоторепортажи занятий
  4. исследовательский эксперимент «Изготовление часов»

Трудности, с которыми я столкнулись в ходе организации процесса формирования временных представлений, как со специфическими особенностями времени, так и с индивидуальными особенностями детей:

  • . Время текуче и не может быть воспринято сразу;
  • Время - необратимо; нельзя вернуть тот момент, который прошел. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами;
  • Время недоступно непосредственному созерцанию: его «не видно», «не слышно»; оно не имеет наглядных форм;
  • Со временем нельзя совершать какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить.
  • Словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер (утро становится днем, а день, в свою очередь, вечером).

Новизна проекта

  • Применение инновационных образовательных технологий.
  • Систематизация материала с использованием модулей.
  • Проведение опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности по теме проекта

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку, она послужит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени даст детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

В перспективе ставлю перед собой следующие задачи:

  • совершенствовать использование в деятельности воспитателя современные технологии;
  • познакомить детей с многообразием дидактических игр по формированию представлений о времени
  • вызвать желание детей применять разнообразные игры в самостоятельной деятельности;
  • развивать самостоятельность, чувства времени, воображение.
  • воспитывать аккуратность, интерес ко времени, умение доводить начатое дело до конца;
  • продолжать работу по самообразованию;
  • принимать участие в различных конкурсах и выставках разного уровня.

Нужно так организовать жизнь, чтобы она была содержательна, интересна и полезна для развития детей.

У детей в процессе воспитания и обучения складывается привычка ценить время, не тратить его бесполезно. Я последовательно учу детей замечать время, соотносить со временем игры, занятия, повседневную жизнь, режимные моменты.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкетный опрос

Цель: Выяснить у родителей уровень осведомленности о формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задание:

Внимательно прочитайте вопросы, и отметьте (знаю; знаю немного; не имею представления).

Вопросы

1.

Что вы знаете о формировании у детей представлений о временах года?

2.

Что вы знаете о формировании у детей представлений о признаках времен года?

3.

Что вы знаете о формировании у детей представлений о частях суток?

4.

Что вы знаете о формировании у детей представлений о днях недели?

5.

Должен ли ребенок уметь пользоваться календарем?

6.

Что вы знаете о формировании у детей представлений о процессе измерения временного интервала?

7.

Что вы знаете о формировании у детей умения ориентироваться в показаниях часов со стрелками (с точностью до часа)?

8.

Знаете ли вы как научить ребенка планировать свою деятельность?

Спасибо за участие в анкетировании!

Приложение 2

Консультация для родителей
«Формирование у ребенка представлений о времени»

К моменту поступления в школу дети должны располагать целым комплексом математических знаний. Ребёнку необходимо иметь представление о множестве, числе, форме, величине; уметь ориентироваться во времени и пространстве.

Время и пространство - наиболее трудные категории для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание.

Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, дети не могут его «увидеть». В связи с этим необходимо помочь дошкольникам усвоить временные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость), меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и научить оперировать этими понятиями.

Пространственное ориентирование - это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового и кинестетического анализаторов. В дошкольном возрасте важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.

Упражнения, задания и вопросы какие можно предложить детям для развития ориентировки во времени?

Сутки: (утро, день, вечер, ночь)- Что наступит после ночи? Какое время суток перед днём? Между утром и вечером, какое время суток? Что раньше утро или вечер? Что позже вечер или ночь?

Неделя: - Называем дни недели по порядку. Понедельник, - который по счёту в неделе?

Как называется пятый (третий, шестой, второй) день недели? Как называются выходные (рабочие) дни? Если сегодня вторник, то завтра будет ...? Если сегодня суббота то вчера была...? Назови дни недели после четверга? Назови день недели между воскресеньем и вторником? Назови день недели перед средой?

Месяцы: - Называем месяцы по порядку. Как называется первый месяц года? Второй? Седьмой? Сколько месяцев в году? Назови зимние месяцы? Осенние, весенние, летние? В каком месяце твой (мамин, папин) день рождения? Помогут детям запомнить всё это приметы, пословицы, стихи, загадки о месяцах года.

Времена года: - Называем времена года по порядку. Какое время года перед зимой? После осени? Какое время года любимое? В какие игры мы играем зимой? Летом? Какую одежду мы носим зимой, летом, осенью, весной?

Ориентироваться в данных понятиях помогут приметы, пословицы, стихи, загадки, др.

Пословицы и поговорки о времени

-Всему свое время.

-Долог день до вечера, коли делать нечего.

-Солнце низко - вечер близко.

-Худо лето, когда солнца нету.

-Лето идет вприпрыжку, а зима - вразвалку.

-В августе осень с летом борются.

-В октябре на одном часу и дождь и снег.

-Декабрь год кончает, зиму начинает.

-Новый год - к весне поворот.

-Январь - году начало, зиме середка.

Загадки о времени

-Что возвратить нельзя? (Время)

-Братьев этих ровно семь

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом Ходят братья друг за другом. Попрощается последний Появляется передний.

(Дни недели)

-Вчера было,

Сегодня есть И завтра будет.

(Время)

-Есть семь братьев:

Годами равные, именами разные.

(Дни недели)

-Стоит дуб,

На дубе двенадцать веток,

На каждой ветке по четыре гнезда,

В каждом гнезде по семь птенцов,

У каждого птенца одно крыло белое Другое - черное.

(Год, 12 месяцев, 4 недели,

7 дней, день и ночь) -Двенадцать братьев друг за другом

Бродят, друг друга не обходят.

(Месяцы)

-В году у дедушки четыре имени.

(Времена года)

-Кто двенадцать раз в году родится? (Месяцы)

-Двенадцать братьев Разно называются И разными делами Занимаются.

(Месяцы года)

Для развития пространственных ориентировок можно предложить детям такие задания:

- Покажи левую руку? Правое ухо? Левую ногу? Правый глаз? Какие предметы в комнате находятся слева от тебя? Справа? Сверху? Снизу?

Рассматривая иллюстрации в любой книге, можно задавать вопросы: что находится слева от..., справа, сзади, за, над, перед, под, между, рядом, около, возле?

Можно выполнить с детьми рисуночный диктант

Например, дать ребёнку лист бумаги с нарисованной посередине листа ёлочкой и сказать ему: «Нарисуй: под ёлкой гриб (пауза - ребёнок рисует), над ёлкой солнце (пауза), справа - пенёк (пауза), слева - цветок (пауза), перед ёлкой зайца (пауза), на ёлке - птичку.


Можно предложить ребёнку «игру в хоккей».Дать ему лист бумаги с обозначенными воротами (это хоккейная площадка), кружок, вырезанный из картона (шайбу) и предложить поиграть в «хоккей». Даём задания: шайба в правом верхнем углу площадки (ребёнок двигает кружок, выполняя команду), шайба у правого бортика, шайба посередине площадки, в левом нижнем углу площадки, возле нижнего бортика, рядом с верхним бортиком, шайба в воротах.C:\Users\E019~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpeg

Большую роль в развитии пространственных ориентировок играет выполнение детьми графических упражнений на листе бумаги в клетку.

Дошкольники рисуют фигуры, узоры по образцу или под диктовку взрослого. Например: одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо, и т.д. Все задания даются с паузами, оставляя время на их выполнение. Узоры могут быть различными.C:\Users\E019~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image2.jpegC:\Users\E019~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image3.jpeg

Уважаемые взрослые! Успехов Вам и терпения!


Приложение 3

Занятие «Времена года» для детей средней группы

Задачи:

  1. Определить уровень сформированности впечатлений о

временах года        

  1. Систематизировать представления об изменении в природе по временам года...
  2. Закрепить у детей знания о природных изменениях по- сезонно , через непосредственное исследование в поведении животных и птиц, развивать логическое мышление.
  3. Выявить умения устанавливать элементарные причинноследственные связи между изменениями в природе и животным миром в процессе игры, развивать сообразительность, быстроту реакции в процессе игры
  4. Выявить умения находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?», счёт в пределах пяти
  5. Определить полученные знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.
  6. Формировать целостную картину окружающего мира

Предварительная работа Материал:

Картинки - слайды о временах года(осень, зима, весна, лето) Картинки - слады с птицами (синица, воробей, снегирь, голубь ) Картинки - слайды (медведь, барсук, еж, белочка, заяц, лиса, волк) Картинки - слады (зимние забавы)

Картинки - слайды (летний отдых)

Геометрические фигуры (треугольник, круг, овал)

Орешки

Корзинка.

Календарь погоды

Записи музыкального сопровождения.

-Ребята, Старик - годовик, прислал видеописьмо и волшебный круг. Он хочет нас пригласить в необыкновенное путешествие по временам года. Что бы узнать, куда он нас приглашает, посмотрите на экран (Слайд Погода). Когда это бывает? (модели)

В какое время года он нас хочет пригласить? (ответы детей)

Правильно - это Осень.

-А что вы можете рассказать об осени? (ответы детей)

  • Посмотрите, как природа осенью нарядна и красива. (Слайд Осень.)

Старик - годовик прислал задание, и хочет узнать, как звери готовятся к зиме. Какие звери впадают в зимнею спячку, а какие нет? (Индивидуальная работа по рисункам соединить линией картинки зверей кто спит зимой, а кто нет).

  • У Старика - годовикаесть помощница белка (Слайд белка).

Сейчас Маша прочтет стишок про белку.

Далеко ещё зима,

Но не для потехи Тащит белка в закрома Ягоды, орехи...

Знает маленький зверёк запасаться надо в срок.

  • Как белка готовиться к зиме? (ответы детей)
  • Она делает запасы, осенью она собирает орешки, шишки ,грибы и складывает их в дупло.

Давайте с белочкой поиграем! Поможем собрать орешки.

«Игра «Собери орешки».

Каждый из вас соберёт столько орешек, сколько белке нужно, чтобы хватило на всю зиму. (Детям раздаются карточки со счетом от 1 до 5)

(Под музыкальное сопровождение)

Молодцы! Мы сложим орехи в эту корзинку и подарим белочке, они ей очень пригодятся зимой...

  • В каком времени года мы побывали?
  • Каким цветом мы обозначим осень? (жёлтым) Почему?

Отправляемся дальше в путь...

  • Какое время года идет за осенью (ответы детей).

Ксюша сейчас нам прочитает стихотворение.

-В ледяной карете мчится зимушка-зима Ветер крыльями стучится в сонные дома

Расцветают скверы, парки снежной белизной И мороз возводит арки над тропой лесной.

(Слайд №4 - зима).

Какая зима красивая, все деревья и земля укутаны белым снегом.

  • А вы любите зиму? Старик - годовик придумал вам задание.

Игра «Четвертый лишний» (Зимние и летние виды спорта)(Слайд №5 Виды спорта). Конечно, мы любим зиму за то, что можно кататься на лыжах, кататься на коньках, кататься с горки, на санках, играть в снежки, строить снежные крепости.(Слайд №5 игры-забавы).

-Скажите ребята, кому трудно приходится зимой? (Ответы детей) (Слайд №6 снегирь, синица, воробей, голубь)

Конечно же, зимующим птицам.

Как мы можем помочь птицам? (подкармливать их).

СЛАЙДЫ: Например, снегири, чем они любят полакомиться? Правильно, рябиной. А воробьи. Чем этих птиц можно угостить? (ответы детей) - хлебными крошками. Синицы. Что любят? (ответы детей) Синички любят сало. А вот чем можем угостить голубей. Давайте угостим их семечками, они очень их любят. Мы обязательно накормим птиц на прогулки, ведь мы знаем, как трудно им приходится зимой. (Мешочек с угощением для птиц)

  • Каким цветом мы обозначим зиму? (белым) Почему?

-Наше путешествие продолжается.

Музыкальное сопровождение

-Куда же теперь приглашает нас Старик -годовик. Какое время года наступает после зимы? (ответы детей)

(Слайд №7 Весна)

Семен прочитает стихотворение.

-Пришла весна - красна и вот Свои подарки раздаёт:

Лесным деревьям и зверям,

Пушисто белым облакам.

Кому-то лист и траву,

Кому-то неба синеву,

Кому-то звонкую капель,

Кому-то птиц весёлых трель,

Кому-то шубки поменяет,

Кого-то ветром приласкает.

И тёплым солнечным лучом,

И первым ласковым цветком.

И мы выйдем с вами на весеннюю полянку и поиграем.

Какие измененияпроисходит весной? (ответы детей). Весной вся природа просыпается от зимнего сна. Тает снег, текут ручьи, с юга прилетают перелетные птицы, просыпаются после зимней спячки медведь и барсук. Появляются первые цветы.

Физкультминутка (Музыкальное сопровождение)

Медвежата в чаще жили Головой своей крутили,

Вот так, вот так, (круговые движения головой)

Головой своей крутили Медвежата мед искали

Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали,

А потом они ходили (ходьба по медвежьи)

И из речки воду пили Вот так, вот так

И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

А потом они плясали (пружинки с поворотом туловища влево и вправо) Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так лапы выше поднимали.

-Каким цветом мы обозначим весну? (зеленым) (Почему?)

-И снова мы в пути. Наш друг Старик - годовик приглашает нас дальше. Какое время года начинается после весны? (ответы детей)

(Слайд №8 Лето)

Маруся прочитает стихотворение.

-Если в небе ходят грозы Если травы расцвели,

Если рано утром росы Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной В плоть, до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета,

Вся вода в реке до дна- Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

А чем вам нравится лето? (ответы детей) Летом можно загорать, купаться, ходить в лес по ягоды и грибы.

  • Ещё летом много зелени, цветут цветы. Давайте с вами нарисуем весенний узор.

Д/и «Узор» - ориентировка на листе бумаги»

Каким цветом мы обозначим лето? (красным) Почему?

Давайте вспомним, по каким временам года мы путешествовали? (ответы детей) (картинки на экране).

Старик - годовик решил вас проверить, хорошо ли вы все запомнили, предлагает вам игру «Когда это бывает?» (дети показывают карточки красного, белого, желтого и зеленого цветов)

-тает снег, бегут ручьи

  • желтеют листья
  • медведь спит в берлоге
  • дети купаются в речке
  • перелетные птицы улетают в теплые края
  • дети катаются на коньках
  • тает лед на реках -поспевает земляника.

Вы были молодцы, вы хорошо отвечали и были дружными.

Вам понравилось путешествие? (ответы детей)

Спасибо вам! Вы показали свои знания!

Приложение 4

Итоговое занятие «Дорога в старшую группу» для детей средней группы Программные задачи:

-Продолжать работу по активации и уточнению словаря у детей.

-Закрепить количественный счет в пределах 5, и название цифр от 1 до 5.

-Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам (цвету и величине), определять каких предметов больше, а каких меньше.

-Закрепить умение сравнивать, группировать и классифицировать предметы по группам.

-Упражнять в умении отгадывать сказки по опорным словам.

-Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

-Развивать память, логическое мышление.

-Закрепить название времен года и частей суток.

-Учить понимать схематичное изображение животного, развивать воображение.

-Воспитывать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных интересов.

Оборудование: Мягкая игрушка «сердечко», лототрон предметные картинки на звук -з, - с, -ш., цветные карточки: желтый, зеленый, белый, красный, карточки с цифрами от 1 до 5, мяч, модели геометрических фигур: квадрат, круг, овал, ,треугольник, картинки с распорядком дня, модели суток.

Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

Ход занятия.

Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки и улыбнитесь друг другу. Отлично!

У меня в руках сердечко (мягкая игрушка)

- Как вы, думаете какое оно? (мягкое, красное, доброе).

Упражнение «Назови соседа ласково»

(Дети по кругу передают мягкую игрушку «Сердечко» и называют соседа ласковым именем.)

-Давайте будем передавать по кругу сердечко и называть себя ласково. Хорошо? Держите сердечко нежно, постараемся передать с ним своё тепло, частичку своей души. Начнём с меня. ( Меня зовут Ларочка! и т.д.). Вот вернулась «сердечко» ко мне. Вы почувствовали, сколько тепла и ласки мы передали друг другу? Давайте оставим его на нашем занятии.

  • Ребята, мы с вами целый год ходили в садик, многому научились, подросли, возмужали. Скоро наступит лето, мы перейдем в старшую группу. Хотите? (да)

Сейчас мы узнаем, готовы ли вы к переходу в старшую группу. Тогда давайте поиграем в игру «Рассуждай-ка», «Умей-ка», «Отвечай-ка».

Чтобы выполнить нам задания и перейти в старшую группу, нужно показать какие мы дружные, добрые, проявить смекалку и сообразительность.

(Дети достают шары из Лототрона с номерами задания)

Лото Задания №1 Игра «времена года»

(Дети показывают цветные карточки, соответствующие определенному времени год - белого, зеленого, красного, желтого цвета).

Я раскрываю почки в зеленые листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движением полна. Зовут меня -(Весна!)

Я, соткана из зноя, несу тепло с собою.

Я реки согреваю, Купайтесь! - приглашаю

И любите за это вы все меня. (Я - лето!)

Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

Несу я урожай, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но, не касаясь сосен и елочек. ( Я - осень!)

  • Сколько времен года? (4)
  • Назовите их по порядку? Молодцы! Выполнили первое задание.

(Лото дети вытягивают шар с заданием №2)

Лото Задание №2

«Ромашковое поле» (Карточки с цифрами от 1 до 5, ромашки с разным количеством лепестков от 1 до 5)

-Мы попали с вами на ромашковое поле. Как здесь красиво. Посмотрите внимательно все ли ромашки одинаковые? Чем они отличаются? (разным количеством лепестков.)

Я вам раздам карточки с цифрами, а вы найдите ту ромашку, у которой количество лепестков соответствует вашей цифре, и положите карточку с цифрой в середину ромашки. (Дети выполняют задания)

-И с этим заданием справились! Молодцы!

Лото Задание №3

Д\и «Отгадай сказку» (Слайды)

  • А сейчас, мы проверим, как вы знаете сказки. Я буду называть вам отдельные слова, а вы должны догадаться, какая это сказка. Готовы?
  1. Тыква, карета, туфелька, принц, бал («Золушка»);

Б) Дед, сани, рыба, лиса, волк, прорубь («Лисичка-сестричка и серый волк»);

  1. Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф, волк («Три поросенка»);

Г) Болото, стрела, царевич («Царевна-лягушка»);

Д) Избушка, коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»);

Е) Зайчик, лиса, выгнала, петушок («Заюшкина избушка»).

  • Молодцы, хорошо знаете сказки.

Игра с мячом «Какое что бывает».

  • Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы, возвращая его, говорите, что бывает таким. Будьте внимательны.

Зелёным - огурец, листья, краска...

Широким - река, дорога, лента.

Вкусным - варенье, торт, сок.

Воздушным - шар, транспорт, поцелуй...

Высоким - дом, башня, температура.

Круглым - солнце, апельсин, мяч.

Пластмассовым - кубик, ведро, совок.

Злым- карлик, собака, волк.

Веселым - настроение, ребенок, клоун.

Добрым - сердце, друг, день.

Мягким - подушка, ковер, игрушка.

Сладким - чай, сон, торт.

Лото Задание №4

«Рассели предметы по домикам»

(Три дома с изображением с обозначением букв:-с, з,- ш-).

C:\Users\E019~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image4.jpeg

Предметные картинки:

-Заяц, зебра, змея, замок -Собака, свинья, сова, слон -Шапка, шуба, шкаф, шарф

-Ребята разложите предметы по домикам. В первом домике «живут» предмету начинаясь со звука з-, во втором со звука с-, а в третьем со звука ш-.

Какие картинки с предметами у вас оказались в первом доме? Во 2? И в3? Скажите, какой предмет в первом доме лишний? (замок). Во втором? (сова). В третьем? (шкаф)

Молодцы! И с этим заданием справились.

Лото .Задание №5

Игра «Всезнайка» (Слайд с изображением геометрических фигур)

C:\Users\E019~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image5.jpeg

-Посмотрите и назовите ребята, что здесь изображено (геометрические фигуры)

  • Какие фигуры здесь изображены ? (Желтый круг, коричневый квадрат, серый овал, темно-серый большой треугольник, оранжевый маленький треугольник.) Сколько их? (5)

-Назовите фигуры без углов (круг, овал)

-сколько геометрических фигур имеют углы? (квадрат, и два треугольника) -Каких фигур больше с углами или без углов? (С углами больше их три: квадрат, и два треугольника, а без углов два - овал и круг)

  • Давайте представим, на каких животных, какая геометрическая фигура может быть похожа. (Дети угадывают животных и объясняют, почему та или иная фигура похожа на этого животного.)

Модель - квадрат (медведь), модель - овал (заяц), модель - большой треугольник (волк), модель - маленький треугольник (лиса). Ребята давайте вспомним, в какой сказке встречается волк, лиса и медведь, заяц. (Сказка «Колобок»)

-Молодцы ребята, вы справилась с заданием.

Лото Задание №6 Игра «Сутки»

(картинки с распорядком дня дети выставляют под моделями суток)

Утром солнышко встаёт,

Спать ребятам не даёт!

-Ну-ка, детки, подымайтесь,

Заряжайтесь, умывайтесь, Аккуратно одевайтесь


И за завтрак принимайтесь.

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Всех обедать приглашают.

Дальше, дальше день бежит,

Нам пословица гласит:

-Долог день до вечера, когда делать нечего.

Ну, а вечером, ребята,

Всё окутает прохлада,

Солнцу отдых тоже нужен А ребятам - вкусный ужин.

Ночью на небе - луна,

Очень строгая она:

Наблюдает - все ли Улеглись в постели?

Закрывайте глазки,

Пусть вам снятся сказки.

Закрывайте очи Всем - спокойной ночи!

От утра и до утра Сутки знает детвора.

  • Молодцы, все справились с таким трудным заданием. Вы очень многое знаете, мы убедились сегодня в этом. Все задания вы выполнили и можете смело шагать в старшую группу!

Ребята, а вам понравилось наше занятие?

Если понравилось - возьмите себе солнышко. А если кому то не понравилось

  • возьмите тучку.

Приложение 5

Примеры игровых упражнений и


Комплекс упражнений формирования у детей представления о времени в старшей группе (образец).

Тема: «Время и его измерения: год, сезоны»

Цель. Уточнить представление о такой величине, как время; познакомить с единицами его измерения.

Содержание.

Упражнение 1

Цель. С помощью загадок уточнить представления об основных признаках времен года. Критерий подбора загадок: явная сезонность события или предмета.

Способ выполнения. Практическое выполнение задания.

  1. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)
  2. Что выше леса? (Солнце, небо, тучи.)
  3. Мостится мост без досок, без топора, без клина. (Лед.)
  4. Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
  5. Маленький, удаленький сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. (Гриб.)
  6. Зимой на ветках яблоки - скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки. Ведь это... снегири.
  7. Стоят в поле сестрички - желтый глазок, белые реснички. (Ромашки.)
  8. С неба - звездой, в ладошку - водой. (Снежинка.)
  9. Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град.)
  10. В сенокос - горька, а в мороз - сладка. Что за ягода? (Рябина.)
  11. Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки.)
  12. Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило. (Дождь.)
  13. Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Вишня.)
  14. Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)
  15. Один льет, другой пьет, третий зеленеет и растет. (Дождь, земля, трава.)
  16. Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (Колокольчики.)
  17. Стоят в поле сестрицы: платья белы, шапочки зелены. (Березы.)

«Что нам осень принесла»

Цель: закреплять с детьми признаки осени и ее дары; развивать память, мышление, речь.

Материал: разноцветные листочки, овощи, фрукты, картина «Осень».

Ход игры

Воспитатель выставляет перед детьми картину «Осень», просит назвать время года, вспомнить, какие дары принесла осень людям. Для подсказки на столе разложены овощи, фрукты, разноцветные листочки.

«Зимние развлечения».

Цель: закреплять знания детей о зимних развлечениях; развивать речь, внимание; воспитывать любовь к разным временам года.

Материал: сюжетные картинки на тему «Зимние развлечения».

Ход игры:

Дети рассматривают сюжетные картинки и рассказывают: в какие игры дети любят играть зимой.

«Весна».

Цель: закреплять с детьми признаки весны; учить подбирать прилагательные к существительным; развивать речь, память, мышление.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает детям по очереди мяч.

Воспитатель. Весна какая? Весной трава какая? Весной солнышко какое?

Ребенок отвечает на вопросы и бросает мяч воспитателю.

«Времена года».

Цель: учить детей называть времени года по их признаками, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание.

Материал: большие картины с временами года и маленькие карточки с временами года для всех детей.

Ход игры

На стульях перед детьми стоят картины с временами года. На коврике лежат карточки. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять одну карточку и подойти к картине с соответствующим временем года. Далее необходимо назвать свое время года, объяснить, почему ребенок подошел к той или иной картине.

«Когда это бывает?»

Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Ход игры

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

«Отгадать по описанию».

Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Ход игры

Воспитатель описывает время года, а дети его отгадывают.

Воспитатель. В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

«День-ночь».

Цель: закреплять знания детей о времени суток, действия людей ночью, днем; развивать внимательность.

Ход игры

Воспитатель называет действия людей днем или ночью. Дети, если это «день», прыгают, кружатся, танцуют, ходят, а если «ночь» - приседают, закрывают глаза, кладут ручки под щечку.

Упражнения, связанные с умением чувствовать время.

Это различные игры на как можно более точное определение временного отрезка. Например, вы просите ребенка замереть или хранить молчание ровно полминуты. Он сам должен определить, когда нужно кончить упражнение. Или, наоборот, даете задание, а по окончании предлагаете ребенку определить, сколько времени ушло на его выполнение.

Во "временные игры" можно играть и на детских праздниках.

Игра «Заколдованный путник».

Играющие, двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит:

Входишь ты в волшебный круг,

Замирает все вокруг!

Три минуты лишь пройдет,

Путник снова отомрет.

«Когда это бывает?»

Первый вариант: взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего, - определить, что делает водящий, и назвать время суток.

Второй вариант: взрослый или ребенок называет какое-нибудь время суток и показывает, что он в это время делает (несколько действий), но одно действие при этом заведомо неправильное. Например: утром встаю с постели, умываюсь, сплю. Задача наблюдателя - отгадать, что делает водящий, и определить, какое действие неправильное.

При знакомстве с временами годы можно употребить модель времен года:

  • каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу - белая, лето красивое - красное и т.д.
  • каждому времени года соответствует свой вид деятельности: зимой дети лепят снежную бабу или играют в снежки, весной вешают скворечники, летом купаются и загорают на солнце и т.п.

«Зима или осень?»

Рассматривая фотографии в журналах, иллюстрации в книгах, задавайте вопросы: "Это весна или осень?", "Бывает так в декабре?", "Скоро ли наступит здесь зима?" и т. д.

«Всего одна минута!»

Предложите детям представить, что может произойти в мире за одну минуту (секунду, час).

Покажите лист цветной бумаги (например, красного или зеленого цвета) и попросите представить, что это дверь в волшебный мир, в котором можно пробыть только одну минуту. По "возвращении" спросите, что ваш "путешественник" успел сделать в том волшебном мире.

«Ростомер»

Старший дошкольник может почувствовать и оценить более длительные промежутки времени. Бумажная лента-ростомер в детской показывает, что за день и за неделю ничего не изменилось. А через месяц? Через три месяца? Можно обрисовать ладошку на бумаге или сделать отпечаток в специальной пластической массе. Какой твоя ладошка станет через полгода? Попробуем сравнить! Можно изготовить "капсулу времени" из какой-нибудь плотно закрывающейся емкости (например, банки с завинчивающейся крышкой). Пусть ребенок заполнит ее предметами, которые важны для него именно сейчас. Спрячьте "капсулу" подальше и договоритесь о дате ее "вскрытия". Завершающей частью работы является серия заданий, в которых необходимо не только понимание, но и использование ребенком сложных речевых конструкций. Это задания типа:

«Вставить в предложение пропущенное слово»:

  • Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали ... дня.
  • Чиполлино полол грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в .

«Закончи предложение»:

  • Перед понедельником идет воскресенье, а после среды .
  • Летом солнце светит ярко, а зимой - ...
  • Если сегодня вторник, то завтра будет ...

И вопросы типа:

  • Что короче: день или неделя?
  • Что длиннее (час или сутки, ночь или сутки)?
  • Какое время года бывает перед осенью?
  • Какой день недели бывает перед средой?
  • Какой наступает после пятницы? и т.д.

Для того чтобы дети лучше запомнили временные отрезки, следует использовать на занятиях и в совместной деятельности в математической зоне загадки, пословицы, стихи, рассматривание репродукций картин великих художников, чтение художественных произведений, слушание музыки. Например, прочитав стихотворение о Мухе-чистюхе Я. Бжехва:

Жила-была Муха-Чистюха.

Все время купалась Муха.

Купалась она в воскресенье В отличном клубничном варенье.

В понедельник - в вишневой наливке.

Во вторник - в томатной подливке.

В среду - в лимонном желе.

В четверг - в киселе и смоле.

В пятницу - в простокваше, в компоте и в манной каше...

В субботу, помывшись в чернилах, сказала:

- Я больше не в силах! Ужасно-жужжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!

Детям можно задать следующие вопросы:

  • В какой день Муха купалась в клубничном варенье?
  • Как называется день, который следует за воскресеньем?
  • Что сделала Муха в этот день?
  • Что она делала на следующий день?
  • Как он называется?
  • После того как Муха искупалась в томатной подливке, где она купалась на следующий день?
  • Почему этот день называется “среда”?
  • Как называются четвертый и пятый дни недели?
  • Назвать все дни недели по порядку, начиная с понедельника; с воскресенья.
  • Какие дни мы называем выходными? Почему?

Игра «ДА - НЕТ»

Суть игры сводится к разгадыванию некой тайны, заданной ведущим. Для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить "Да", "Нет", "И да, и нет" (если это касается только части содержания), "Это несущественно" (когда запрашивается информация не существенная для решения загадки), "Нет информации" (если в содержании сказки об этом речь не идет).

«Угадай время года или загаданный месяц».

Цель: Закрепить понятие «между», «за», «перед», «предыдущий», «последующий».

Учить детей последовательно и в разброс называть времена года и месяцы. Ход игры:

Ведущий вкладывает (последовательно или вразброс) в демонстрационную ленту картинки с изображением времен года, проявленных в различных ситуациях (в жизни людей, растений, животных и т. д.) или со схематично обозначенными месяцами года (цифрами, буквами, картинками и др.). Загадывает одну из карточек и предлагает играющим детям отгадать загаданную, задавая вопросы ведущему по усвоенному алгоритму.

Например, выставлены картинки:

Ранняя зима, разгар лета, поздняя осень, середина зимы, золотая осень, начало лета, ранняя весна, весна в цвету, конец зимы.

  • Это картинка с изображением золотой осени? - Нет.
  • Эта картинка находится между картинками, изображающими раннюю зиму и золотую осень? - Да.
  • Это картинка с изображением поздней осени? - Нет.
  • Это последующая картинка? (Середина зимы) - Нет.
  • Эта картинка находится перед картинкой с изображением разгара лета? -

Да.

  • Это картинка, изображающая раннюю зиму! - Да!

«Коробочки времени».

Цель: Учить детей устанавливать время (часть суток, времена года), в котором происходят события.

Ход игры:

Воспитатель объявляет «коробочки времени» (по частям суток, по временам года). Дети получают картинки с изображением ситуаций из разных литературных произведений и раскладывают их по коробочкам.

Воспитатель дает проблемные ситуации, связанные с тем, что во многих произведениях время происходящего различное. Дети вспоминают временные изменения и выбирают преимущественные.

Например: сказка «Двенадцать месяцев»; преимущественное время - зима и ночь, но там были описаны ситуации смены месяцев.

«Что сначала, что потом».

Цель: Закреплять последовательное называние действий героя по линии развития сюжета.

Ход игры:

Воспитатель предлагает выбрать героя из любой знакомой сказки и, назвав его действия последовательно по линии развития сюжета, дать характеристику.

Например: Коза из сказки «Волк и семеро козлят» была сначала мало изобретательна, потому что предложила по голосу себя узнавать, а потом нашла способ, как спасти своих козлят.

«Угадай время»

Цель: Учить определять картин е части суток, времена года.

Ход игры:

Воспитатель предлагает определить время года и часть суток происходящего на картине. Дети должны назвать его, перечисляя признаки, характерные для данного времени, изображенные на картине.

(Проводится со среднего возраста)

Список литературы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду Кн. Для воспитателя дет.сада-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991г.
  2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение 1989 г.
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А и др. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304с.
  4. Ерофеева Т.И. и другие. Математика дня дошкольников,- М.: Просвещение 1992г.

б.Метлина Л. С. Математика в детском саду, М.: Просвещение 1984. 7Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. - М.: Мозаика-Синтез. 2000.

  1. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1982г.
  2. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М.: Академия, 2000

Интернет-ресурс:

  1. Амихлина Т. В. Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста, как одной из формы мыслительной деятельности. Методическая разработка. 21.03.2012.
  2. Фадеева Н. К. Элементы педагогической системы М. Монтессори» статья от 19.01.2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.

В современном мире человеку любой профессии, любого возраста необходимо уметь чувствовать время и правильно его распределять. Для ребенка дошкольного возраста умение ориентироваться во времени благотв...

Статья "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)"

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы рег...

Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста

Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста...

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...