Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру по теме

Потапова Ирина

В современном мире человеку любой профессии, любого возраста необходимо уметь чувствовать время и правильно его распределять. Для ребенка дошкольного возраста умение ориентироваться во времени благотворно сказывается на развитии его интеллекта, помогает ему познавать мир,  стать более организованным.

Но время очень сложный объект познания. Чтобы научить ребенка осознать течение времени,  уметь определить нужный момент,  надо знакомить его с некоторыми временными категориями, обогащать опыт различения временной длительности и последовательности событий. Формирование временных представлений у ребенка происходит эффективнее, если строится на сенсорной основе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.

В современном мире человеку любой профессии, любого возраста необходимо уметь чувствовать время и правильно его распределять. Для ребенка дошкольного возраста умение ориентироваться во времени благотворно сказывается на развитии его интеллекта, помогает ему познавать мир,  стать более организованным.

Но время очень сложный объект познания. Чтобы научить ребенка осознать течение времени,  уметь определить нужный момент,  надо знакомить его с некоторыми временными категориями, обогащать опыт различения временной длительности и последовательности событий.

Анализ психолого-педагогической литературы таких авторов как Т.Д.Рихтерман, Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова, Р.Л.Непомнящая показал, что тема формирования временных представлений у детей дошкольного возраста рассматривалась в различных аспектах и остается актуальной. Я согласна с авторами, что ориентировка во времени необходима ребенку и является одним из показателей его готовности к школе. Трудности освоения ребенком временных категорий связаны со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.

Формирование временных представлений у ребенка происходит значительно эффективнее, если строится на сенсорной основе.

 

Мы существуем в четырехмерном пространстве, одной из составляющей которого является время.  Время - это очень интересный, но сложный объект познания. Его нельзя увидеть, потрогать, услышать или понюхать, но зато его течение можно почувствовать скоростью, ритмом или природными изменениями.

Люди условно приняли за точку отсчета настоящий момент и разделили время на прошлое - будущее; вчера – завтра. Основой измерения времени исторически был принят период обращения Луны вокруг Земли, обращении Земли  вокруг своей оси и вокруг Солнца. Отсюда появились сутки, год. Обозначили  секунду, минуту, час, неделю, месяц и далее.

Позже, уходя от погрешностей, ученые перешли на более точную десятеричную систему счисления. Эталоном единицы времени в системе единиц стала атомная секунда.

Историками, математиками, физиками, астрономами даются свои понятия и определения времени.

Знания детей о времени в каждой возрастной группе детского сада отличаются по объему, содержанию, степени сложности.

Осмысление временных представлений у ребенка легче происходит при использовании временных моделей, календарей. Но самые яркие эмоции у детей вызывают игрушки, и была придумана идея создания коллективных коллекций, таких «мини – музеев» с их дыханием времени.  Предлагалась тема, например, «Динозавры далекого прошлого». Дети приносили из дома свои игрушки, картинки, книги, энциклопедии, и самостоятельно собирали и оформляли замечательную выставку, в которой создавалась атмосфера далекого прошлого. Рассматривая коллекцию, читая книги, детьми проявлялся максимум активности, и без труда усваивалось понятие далекого прошлого, течения времени и настоящего. Коллекция «История кукол» наглядно показывала, как менялось производство этих игрушек. Рассматривая старинные куклы и современные, сравнивая используемые материалы, изменения стилей, моды и технологии, дети наглядно видели перемены произошедшие во времени.  Собирались также коллекции моделей машин. Но самым, пожалуй, наглядным течением времени была выставка исторических войск.

Используя передовой и личный опыт, все  методы формирования временных представлений и развития чувства времени были обобщены мною и классифицированы по возрастам.

возраст

методы

Вторая младшая группа

Обогащение словаря (вначале пассивного, а потом и активного) словосочетаниями «доброе утро»,  «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи».

 Малыши говорят и показывают на пальцах ответ на пальцах «Сколько тебе лет?».

Знакомство с короткими стихотворениями, в которых используют временные категории.

Упражнения в понимании смысла слов: сейчас, теперь, сначала – потом, рано – поздно (раньше – позже). Стимулирование использования слов в речи для обозначения последовательности действий и поступков. Рассматривание картинок.

 Знакомство с частями суток: день – ночь, утро – вечер (играет, спит, делает зарядку, смотрит вечернюю детскую передачу), учатся отвечать на вопрос «Что делают утром? «Когда это бывает?».

Прослушивание потешек.

Рисуют (примакиванием) на подготовленном фоне звездочки, солнышко.

Средняя группа

Дети понимают и активно используют в собственной речи слова для обозначения последовательности, длительности, скорости протекания событий во времени: до – после, долго (дольше), скоро (скорее), прежде, давно – недавно,  быстро – медленно, часто – редко, сию минуту.

Углубляются и расширяются представления о частях суток. Определение по разнообразной деятельности детей и взрослых, изображенной на картинках.

Наблюдения за явлениями – «показателями» времени (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и т.д.).

Рассматривание признаков на картинках. Классифицирование: «Собери все картинки, на которых нарисован день (утро, вечер)»

Использование моделей, цветовые знаки-символы.

С помощью взрослых происходит обобщение представлений о сутках, что их образует и количество частей.

Знакомство со сменой суток.

Побуждение использовать в активном словаре слов «есть», «было», «будет», соотнося с прошлым, настоящим и будущим.

Соотнесение деятельности с понятиями «сегодня», «вчера», «завтра».

Умение ответить на вопросы о возрасте, отгадывание загадок о временных категориях.

Закрепление в дидактических и подвижных играх. 

Старшая группа

Развитие представлений о длительности, емкости мер времени, текучести, необратимости, о смене, периодичности времени. Знакомство с приборами для измерения времени.

Воспроизведение последовательности суток с любой части. Составление суток с помощью знаков-символов, знание «соседей», определение «Какая сейчас часть суток?», «Какая часть суток была?», «Какая часть суток будет?»

Знакомство с неделей, количеством, последовательностью дней недели. Умение определять прошлый день, сегодняшний, какой будет завтра. Связывание дней недели с конкретной деятельностью (занятиями), порядковым номером.

Использование моделей недели.

Освоение месяцев, их названия, последовательность сезонов и виды деятельности детей и взрослых в то или иное время года.

Называние ребенком числа и месяца рождения.

Знакомство с различными календарями и моделями, их использование.

Знакомство с картинами художников.

Чтение литературы, знакомство с пословицами, поговорками.

Создание в группе выставок – коллекций.

Подготовительная группа

Совершенствование имеющихся представлений о частях суток, днях недели, месяцах, сезонах года и их последовательности.

Употребление слов «полдень - полночь», «на рассвете», «в сумерки».

Развитие представлений о календарном годе.

Использование нескольких видов календарей. Узнавание праздников, исторических дат, понимание необходимости календаря.

Различение понятия «в прошлом году», «в этом году», «в будущем году».

Знакомство с временными интервалами в 1, 3, 5, 10, 15 минут, восприятие их в разных видах деятельности, планирование деятельности во времени, определение объема работы, регулирование темпа, стремление ценить время, не тратить попусту.

Осознание изменений возраста человека на основе старше – моложе (малышка, школьница, девушка, женщина, бабушка), умение определять возраст в будущем, прошлом.

восстановление порядка следования эпизодов рассказа, сказки.

восстановление последовательности преобразования объекта в процессе конструирования.

Умение решать простейшие задачи о времени.

Умение использовать в речи пословицы, поговорки о времени.

Работа по формированию временных представлений у детей сложная и творческая, проводится последовательно во всех возрастах с учетом возрастных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)"

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы рег...

Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста

Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста...

Доклад на тему: «Формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски и технологий работы с песком».

Формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски и технологий работы с песком....

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...