Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Цветкова Ирина Владимировна

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_vremya_.docx216.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта

долгосрочного проекта

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.

с детьми подготовительного возраста группы № 5

                                      C:\Users\TSC\Desktop\обложка.jpg

 

                Подготовила воспитатель группы №5  Цветкова Ирина Владимировна

Тема

Дни идут, минуты тают,
Быстро время пролетает
Год какой сейчас идёт —      
Календарь ответ даёт
Что за месяц на дворе —
Смотрим мы в календаре.
Как-то раз 12 братцев
В календарь смогли собраться.
Каждый месяц — каждый брат —
Встрече с нами очень рад.

Цель, задачи

Цель: Расширять представление о времени у детей дошкольного возраста. Способствовать развитию математических способностей детей.

Задачи:

  • Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратим
  • Формировать умение правильно применять термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, месяц, год.
  • Сформировать представления о последовательности частей суток, дней недели, очередности месяцев, времен года.
  • Формировать умение делать выбор и планировать собственную деятельность.
  • Развивать социально-коммуникативные навыки, желания обсуждать важные события и делиться впечатлениями со взрослыми и сверстниками.
  • .Способствовать развитию познавательных способностей детей: логического и абстрактного мышления, памяти,    восприятия, внимания
  • Развивать познавательный интерес к окружающей действительности.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.
  • Дать представление родителям о содержании работы, приемах и методах формирования у детей временных представлений с целью становления социальной, информационной, коммуникативной и здоровье сберегающей компетентностей.
  • Формировать  устойчивый  познавательный  интерес .
  • Расширять  и углублять знания каждого ребенка; включать детей в активный поиск знаний,
  • 13.Совершенствовать навыки порядкового, прямого и обратного счёта в пределах 10 , объединение  в множества  и исключения из множеств(по 2 признакам)..
  • 14.Способствовать развитию навыков ориентировки на плоскости и в пространстве, используя мерки, планы, карты

Планируемые результаты

  • У детей сформировались представления о последовательности частей суток, дней недели, очередности месяцев, времен года.
  • социально-коммуникативные навыки стали совершеннее. У детей появилось желание обсуждать важные события и делиться впечатлениями со взрослыми и сверстниками.
  • У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  • У детей повышен уровень экологической грамотности, бережного, ответственного, эмоционально-доброжелательного отношения к миру природы, к живым существам.
  • У детей активизирован словарный запас по изучаемой теме.

Срок реализации

 8 месяцев

Продукт
подпроекта

октябрь Изготовление коллажа «Наш день»

ноябрь: Изготовление плаката «Части суток»

декабрь Выставка рисунков «Четыре времени года»

январь Викторина «Первый месяц зимы

февраль коллажей в группе: «Мой любимый месяц в году».

Апрель  Игровой тренинг с детьми «В царстве 12 месяцев».

Май  Игра по станциям «Круглый год»

Итоговое мероприятие

КВЕСТ « Сказка о потерянном времени»

Этапы работы

1 этап.

Погружение в проект

В совместной деятельности

В самостоятельной деятельности

Создание развивающей среды

  • Досуг «Незнайка и машина времени»
  • Беседа - проблемная ситуация о том, как запечатлеть изменения, происходящие в природе в разное время суток и время года.
  • Игровая ситуация: «Когда это я делаю»
  • Рассматривание пейзажных иллюстраций с изображением  частей суток

  • Внесение в развивающие уголки группы материалов по теме «Части суток»:
  • подборка художественной детской литературы, иллюстративного материала, энциклопедий;
  • подготовка игротеки настольно-печатных игр;
  • подборка книг-раскрасок;
  • подборка трафаретов, обводок.

Проекты/перио дреализации

Совместная деятельность педагога и детей

Поддержка индивидуальности ребенка

(индивидуальная работа)

Организация предметно-пространственной развивающей среды

Взаимодействие с родителями

Итоги

реализации

проекта

2 этап. Организация деятельности

Проект № 1

«Золотая осень»

19 сентября   –

23 октября

Словесная игра «Когда это я делаю?»

Задачи: Развивать умение определять время хорошо знакомой и постоянно повторяющейся деятельности.

Рассматривание картины И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Беседы: Игра- беседа -  «Что когда мы делаем?»

 Развивать умение анализировать  деятельность, максимально приближенную к личному опыту каждого ребенка

Д/и «Размести правильно по порядку»

Задачи:

Закреплять представление о последовательности частей суток

 Загадки о частях суток.

Чтение А.Барто «Про Машеньку», «Вовка Добрая душа»

Оформление наглядного пособия «Части суток»,

Дидактический материал «Утро, день, вечер, ночь2

 Д/и «Назови одним словом», «Ассоциации», «Четвёртый лишний».

Карточки-пазлы «Мой день»

Циферблат с изображением частей суток.

Памятка для родителей: «Как правильно организовать день дошкольника»

Изготовление коллажа «Наш день»

Проект № 2

«В мире животных»

24 октября   –

04 декабря

«Игра-путешествие в утро, день, вечер, ночь».

Задачи: Показать разнообразную деятельности, характерную для каждой из частей суток.

.

Словесные игры : «Назови пропущенное слово».

Задачи:  активизировать  словарь детей за счет слов-названий  частей суток.

«Назови соседей».

Цель: формировать у детей представление о  понятии «сутки».

Чтение:

К.Д.»Ушинский «Первые лучи»,

Иллюстрации с видом Земли из космоса в разное время суток».

Глобус

Режиссерская  игра «Космонавты». Набор «Космос»

Папка –передвижка «Формирование временных ориентировок у детей дошкольного возраста».

Ознакомление родителей с организацией дня в детском саду (презентация для родителей) с отправлением в группу в VK.

Изготовление плаката «Части суток»

Проект № 3

«Зимушка – зима»

05 декабря   –

30 декабря

Игра «Отгадай-ка»

Цель: Закрепить название дней недели.

Викторина: «Цветик - семицветик».

Задачи: Закрепление знаний детей о системе цветов с последовательностью их расположения в спектре, и последовательность дней недели.

Дидактическая игра: "Дни недели", «Отгадайка».

Задачи: Формировать понятия "неделя", "дни недели", "вчера", "сегодня", "завтра"; Д/и  «Целый год», «Назови скорей»

Чтение,   разучивание стихотворений о днях недели

Дидактическая игра «Живая неделя»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели.

Лэпбук «Дни недели»,

Д/и «Веселая дорожка»

Педагогическая беседа на тему: «Значение режима дня в жизни дошкольника».

Совместное изготовление игровых пособий и  плакатов «Дни недели»

В альбомах для зарисовок и наблюдений зарисовать

мнемотаблицу о днях недели.

Пополнить картотеку загадок «Дни недели».

3 этап.

Освоение и осуществление инновационной деятельности

Проект № 4

«Магазин»

09 января   –

05 февраля

«Незнайкин календарь» Задачи: Дать знания о начале календарного нового года. Познакомить детей с отрывным календарем .

Д.И «Живая неделя»,

Д/У «Сосчитай сколько листков календаря мы положили на столе»

Задачи: Закрепить название дня и его и его места в неделе.

Чтение С.Маршак  «12 месяцев»,

 Модель  календаря

Игра-интервью «Мой выходной»

Мнемотаблица «Зима»

Создание и ведение линейного календаря

Совместный проект «Наш календарь»

Создание линейного календаря

Викторина «Первый месяц зимы»

Проект № 5 «Семья»

06 февраля –

05 марта

 Беседа «Какой месяц закончился, какой начался?»

«Чья неделька быстрее соберется?»

 Задачи: Закрепить представление детей о порядке следования дней недели.

Д/У « Найди пару», «Найди соседей»

Стихи С.Маршак «Круглый год»

Коллаж «Четыре времени года»

Картотека стихов о месяцах.

Выставка коллажей в группе: «Мой любимый месяц в году».

Выставка рисунков «Четыре времени года»

Проект № 6

«Весенняя капель»

  06 марта –

26марта

  Подарок от  «Старичка-годовичка» Задачи: Познакомить детей с настенным календарем»

Беседа «Когда это бывает?»

Д/И «Времена года»

«Веселая неделя»

Мнемотаблица Весна»

Настенные календари двух видов (перекидной и листовой)

Консультация для родителей на бумажном носителе: «Игры и упражнения для формирования временных понятий»

Создание альбома «Четыре времени года»

Проект № 7

«Мир, в котором мы живём»

27 марта –

07мая

Беседа «Карманный календарик» Задачи: Познакомить детей с новым видом календаря.

Беседа «Когда это бывает»».

Д/и «Веселая неделя», «Забегай-отставай»

Карманные календарики своими руками.

Панно «Цветок-календарь»

Создание «мини-музея времени»

Игровой тренинг с детьми «В царстве 12 месяцев».

Проект № 8

«Разнообразный мир природы»

10 мая –

31 мая

Беседа «Что я знаю о часах». «Какие бывают часы?»

Цель: Познакомить детей с приборами измерения времени.

Д\У «Что мы делаем в разное время?»

Часовой циферблат

Цифры от 1 до 12

Совместный домашний просмотр фильма «Сказка о потерянном времени»

Игра по станциям «Круглый год»

4 этап.

Презентация результатов: Игра по станциям «Круглый год»

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми по образовательным областям на проект

Образовательные области

Содержательная деятельность по образовательным областям

Социально-

коммуникативное

развитие

Коммуникативная деятельность

  • Ситуативный разговор: «Для чего нужен режим дня».
  • Игра «Ассоциации»,
  • «Игра-путешествие в утро, день, вечер, ночь».
  • Ситуативный разговор «Незнайкин календарь»
  • Игра-интервью «Мой выходной»
  • Игровой тренинг с детьми «В царстве 12 месяцев».
  • Игра по станциям «Круглый год»
  • Игровая деятельность
  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в осенний лес»,  «Зимняя прогулка», «В лес за подснежниками»

Трудовая деятельность

  • Труд в цветниках

Познавательное развитие

  •  «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».
  • Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»
  • «Назови соседей».
  • Игра «Вопрос-ответ»
  • Дидактическая игра: "Дни недели"
  • Дидактическая игра «Отгадай-ка»
  • Дидактическая игра «Живая неделя»
  • Д/и «Размести правильно по порядку»
  • Лэпбук «Дни недели»,
  • Д/и «Веселая дорожка»
  • Д/и  «Целый год», «Назови скорей»
  • Дидактическая игра «Живая неделя»
  •  Д/У «Сосчитай сколько листков календаря мы положили на столе»
  •    Викторина «Первый месяц зимы»
  • Д/и «Забегай-отставай»
  • Д\У «Что мы делаем в разное время?»

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Рассматривание иллюстраций с видом Земли из космоса в разное время суток».
  • Рассматривание тематических картинок: «Части суток», 
  • Создание и ведение линейного календаря
  •   Подарок от  «Старичка-годовичка»
  • Наблюдения в «Огороде на окне». Зарисовывание наблюдений.
  • Конструирование. «Карманный календарь» (

Игровая деятельность

Пазлы и разрезные картинки: «Времена года», «Сложи картинку».

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  • Игры-объяснения поговорок и пословиц о частях суток, о временах года: «У зимы брюхо велико», «Зима весну пугает, да сама тает», «Весенний день год кормит», и т.д. Игры-объяснения загадок про времена года.
  • Знакомство с литературными произведениями и беседы по их содержанию
  • Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».
  • Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»
  • Загадки о частях суток.
  • Чтение А.Барто «Про Машеньку», «Вовка Добрая душа»
  • Чтение С.Маршак  «12 месяцев»,

Игровая деятельность

  • Словесная игра «Когда это я делаю?»
  • Д/и «Назови одним словом»,
  • «Игра-путешествие в утро, день, вечер, ночь».

Художественно – эстетическое развитие

Коммуникативная деятельность

  • Знакомство с произведениями живописи Рассматривание картины И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».
  • Выставка коллажей в группе: «Мой любимый месяц в году».

Изобразительная деятельность 

  • Изготовление коллажа «Наш день»
  • Изготовление плаката «Части суток»
  • Выставка рисунков «Четыре времени года»
  • Панно «Цветок-календарь»
  • Музыкальная деятельность
  • Прослушивание музыкальных произведений: П.И.Чайковский «Времена года»

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  • «Чья неделька быстрее соберется?»
  • Пальчиковая гимнастика «Дни Недели»
  • «Подскажите ка нам звери как запомнить дни недели»
  • «Муха-чистюха»
  • «Мы спросили у Емели-назови нам дни недели»

Игровая деятельность

  • Игровой тренинг с детьми «В царстве 12 месяцев».

Взаимодействие
с семьей

Педагогическое просвещение

  • Памятка для родителей: «Как правильно организовать день дошкольника»
  • Папка –передвижка «Формирование временных ориентировок у детей дошкольного возраста
  • Педагогическая беседа на тему: «Значение режима дня в жизни дошкольника».
  • Информационная ширма «Наблюдаем с ребенком: приметы сентября».
  • Консультация для родителей в группе ВК  «Игры и упражнения для формирования временных понятий»

Вовлечение в педагогический процесс

  • Совместное изготовление игровых пособий и  плакатов «Дни недели»
  • Совместный домашний просмотр фильма «Сказка о потерянном времени»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

Методическая разработка по обучению детей родному языку для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе с использованием метода «Синквейн».

Методическая разработка по комплекту «Без инде  хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар» предназначена для родителей, детей, воспитателей, воспитателей по обучению татарскому языку дошкольных образоват...

Методическая разработка «Формирование представлений о правильном питании у детей дошкольного возраста»

Методиеская разработка состоит из двух конспектов о правильном питании...

Методическое пособие "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи), организация работы  с детьми (4 - 5 лет, 5 - 6 лет и 6 - 7 лет), перспективные планы работы для трех возрастных групп, работа с родителями, диа...