Комплексная система интегрированных игр-занятий "Разноцветная карусель" для детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по математике

Иванова Ольга Михайловна

     Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, пении, наблюдении, занятиях со строительными материалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное  учреждение

центр развития ребёнка - детский сад «Аленький цветочек»

Комплексная система

 интегрированных  игр-занятий

для детей младшего дошкольного возраста

«Разноцветная карусель»

                                                            Разработала:

воспитатель

Иванова Ольга Михайловна

г. Пыть-Ях

Пояснительная записка

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир путем, во многом зависит его психическое развитие.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш. А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Н. М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия. В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью (Ананьев Б. Г. Рыбалко Е. Ф.).

Процесс ознакомления ребенка со свойствами происходит постепенно в соответствии с закономерностями детского восприятия: от простых, однородных свойств к сочетанию нескольких, выделение свойства в процессе самостоятельной деятельности ребенка, опосредованные действия через предметы – орудия. Восприятие совершенствуется на протяжении всего младшего возраста. Оно становится  более точным и полным, если участвуют сразу несколько анализаторов, т.е. ребенок не только видит и слышит, но и ощущает эти предметы и действует с ними.

Важным условием, способствующим сенсорному развитию, является руководство сенсорной активностью ребенка. Сенсорное развитие  не будет успешным без специальных воспитательных приемов.

Основной принцип обучения детей младшего дошкольного возраста – это принцип наглядности и повторения, развитие новых способностей на основе уже сформированных.

На первом этапе развития сенсорных способностей дети знакомятся с основными цветами,  формой (круг, квадрат),  с качествами (мягкий – пушистый), со сказками «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», песенками – потешками.

Положительная оценка,  данная педагогом,  предоставит  ребенку возможность гордиться собой и достигнутыми результатами; приведет к тому, что он и в дальнейшем с удовольствием и желанием будет постигать новые знания реализовывать их на практике.

Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, пении, наблюдении, в образовательной деятельности.

Для успешного овладения  сенсорными эталонами, для интеллектуального  развития детей младшего дошкольного возраста мною были разработаны интегрированные игры – занятия под общим названием «Разноцветная карусель».

     Конспекты интегрированных игр - занятий направлены на восприятие окружающего мира. Основу таких игр  составляет развитие сенсорных способностей детей посредством познавательно-игровой деятельности. Реализация игр-занятий позволяет достичь высокого уровня  развития творческих, мыслительных способностей, восприятия, воображения…

Конспекты  интегрированных игр - занятий направлены на развитие творческой личности, основанной на потребности в новых впечатлениях и потребности в самоутверждении, что соответствует приоритетам образовательной политики. Ведущей идеей интегрированных игр - занятий является развитие сенсорных способностей детей в увлекательной и содержательной  форме, а так же формирование механизмов детского изобразительного действия.

Интегрированные игры - занятия соответствуют примерной программе воспитания и обучения «От рождения до школы», способствуют развитию как логического, так и ассоциативного мышления, стимулирует познавательную, речевую и творческую активность детей, совершенствуют представления о значимости своей деятельности.

Реализация игр - занятий требует от педагога высокого уровня ответственности в подготовке к занятиям, способности увлечь и заинтересовать детей, увидеть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Подобные игры - занятия оказывают благоприятное воздействие на эмоциональный фон ребенка, помогают непринужденно усвоить  сенсорные эталоны, воспитывать сенсорную культуру и становятся приоритетным фактором, обеспечивающим всесторонне развитие личности.

     Ранний возраст – «золотая пора» сенсорного воспитания. Процесс ознакомления ребенка со свойствами происходит постепенно в соответствии с закономерностями детского восприятия: от простых, однородных свойств к сочетанию нескольких, выделение свойства в процессе самостоятельной деятельности ребенка, опосредованные действия через предметы – орудия. Восприятие совершенствуется на протяжении всего раннего возраста. Оно становится  более точным и полным, если участвуют сразу несколько анализаторов, т.е. ребенок не только видит и слышит, но и ощущает эти предметы и действует с ними.

     Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, пении, наблюдении, занятиях со строительными материалами.

     Важным условием, способствующим сенсорному развитию, является руководство сенсорной активностью ребенка. Сенсорное развитие  не будет успешным без специальных воспитательных приемов.

Основной принцип обучения детей младшего дошкольного возраста – это принцип наглядности и повторения, развитие новых способностей на основе уже сформированных.

На первом этапе дети знакомятся с основными цветами, формами – круг, квадрат, с качествами: мягкий - пушистый, со сказками «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», песенками – потешками.

Положительная оценка, данная педагогом представит  ребенку возможность гордиться собой и достигнутыми результатами; приведет к тому, что он и в дальнейшем с удовольствием и желанием будет постигать новые знания реализовывать их на практике.

     

«Курочка – хохлатка»

Задачи

  • развивать у детей сенсорные способности,
  • мелкую моторику рук, вызвать познавательный интерес,
  • эмоциональную отзывчивость,
  • активизировать в речи детей название цвета предмета. 

Ход занятия

    Воспитатель держит в руках обруч, имитирующий карусель, встречает детей и приглашает их покататься на карусели:

Разноцветная карусель

Приглашает своих друзей:

«Проходите, же, садитесь

На птичьем дворе очутитесь!»

Предлагает детям взяться за концы ленточек и покружиться, проговаривая слова игры «Карусели»

Еле – еле, еле – еле закружились карусели…

     Воспитатель. «Ребята, а посмотрите, куда нас карусель закружила, занесла… (Обращает внимание детей на домик).  Кто же здесь живет?. Дети осматриваются: на столе стоит домик, из – за домика «выходит курочка и «квохчет»:

Ко-ко-ко-ко-ко, где же вы, мои ребятки?

Ко-ко-ко-ко-ко, желтые цыплятки.

     Воспитатель. Что случилось, курочка – хохлатка?

Курочка (за курочку говорит воспитатель). Мои цыплятки, они такие маленькие, несмышленые, вышли из домика погулять. Я их зову, а они не откликаются. Пропали, заблудились, мои хорошие, мои пушистые, мои желтые крошки.

Воспитатель. Не плачь, курочка – хохлатка мы с ребятками тебе поможем отыскать твоих деток. Ребята, поможем курочке – хохлатке отыскать ее ребяток, желтеньких цыпляток. А как вы думаете,  где могут заблудиться цыплятки? (Ответы детей). А какого цвета маленькие цыплятки? (Желтого). Покажите, какого? Дети из предложенных цветных кружочков выбирают нужный цвет.

Воспитатель. Молодцы, правильно, ребята. А где мы будем их искать? Что любят делать цыплята? (Ответы детей). А еще они любят травку пощипать. Воспитатель предлагает поискать деток – цыпляток в траве. Дети ищут и находят цыплят в траве, за кочкой, у воды… (трава – высокая, цыплят не видно, кочка - большая).

Воспитатель. Молодцы, ребятки, отыскали цыпляток, утешили маму – курицу.

Курица – хохлатка. Спасибо вам, ребятки, за моих маленьких цыпляток.  Давайте поиграем с нами в нашу любимую игру «Курочка – хохлатка».

Вышла курочка – хохлатка,

С нею желтые цыплятки,

Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко!

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Целое корытце.

Там, через дорожку

Тихо дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

 Игрушка – кошка «догоняет цыплят», цыплята «убегают к маме – курочке». (Дети уносят цыплят к курочке – хохлатке и убирают их в карман - домик).

Воспитатель. Какие молодцы цыплятки, убежали от кошки. Скажите, вам, ребята,  понравилось играть с цыплятками? (Ответы детей). Расскажите, какая мама – курица, а какие цыплятки (дети описывают курицу и цыплят, рассказывают о внешних особенностях домашних птиц). Воспитатель уточняет цвет персонажей.

Ребята, а я предлагаю вам еще поиграть. У нас на столе – мозаика. Давайте, выложим из мозаики и курочку, и цыпляток. (Дети соглашаются.  Воспитатель выкладывает маму – курочку, дети ищут из четырех предложенных цветов нужный цвет, находят и вставляют детали в отверстия. Во время игры помогает найти нужный цвет наводящими  вопросами.).

Колобок

Задачи

  • Продолжать учить детей выделять признаки предмета,
  •  закреплять знания о цвете, форме,
  •  воспитывать эмоциональную отзывчивость,

Материал к занятию. Мяч желтого цвета или игрушка колобок.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей прокатиться на карусели:

В карусели дети  сели,

Дружно песенку запели.

Карусели закружились

Все мы  в сказке очутились.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой нарядный у меня сарафан. На сарафане много карманов. Отгадайте, что лежит в моем желтом кармане.

Желтый, круглый пирожок

Под названьем  (колобок).

Если дети затрудняются ответить, то воспитатель дает подсказку:

«Его бабушка месила, в печке пекла, на окошко положила, а он из дома убежал». Дети должны догадаться, что это колобок.

Воспитатель просит детей найти желтый карман, дети находят. Воспитатель  достает картинку «колобок».

- Посмотрите, дети, какой колобок румяный, веселый. А какого он цвета? А на что похож колобок?  Какой он формы? Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы, ребята, все правильно рассказали о колобке.

Колобок. Ребята, пойдемте со мной в лес погулять. Дети соглашаются.

Воспитатель комментирует движение колобка - игрушки: «Покатился колобок по дорожке, а навстречу зайчик бежит (появляется зайчик – игрушка). Увидел колобка и говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!».

Воспитатель. Не ешь его, зайчик. Посмотри, какой колобок красивый, веселый. А еще какой он, ребята? Дети называют. Лучше пойдем с нами гулять по лесу. Зайчик соглашается.

Воспитатель продолжает: и покатился колобок по дорожке. По какой дорожке покатился колобок? Дети отвечают: «По желтой дорожке».

Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу колобку – волк – зубами щелк. Что сказал волк?  

Волк: Колобок, колобок, я тебя съем.

Дети просят волка пожалеть колобка, не есть его. Рассказывают, какой он румяный, веселый, желтый, круглый, мягкий.

Воспитатель. Пойдем, волк, с нами погуляем. И продолжает: И покатился колобок дальше. Катится колобок, катится. Посмотрите, ребята, кто это к нам спешит. Дети отвечают: «Медведь, медвежонок и пр.». Посмотрите, какой медведь большой. Увидел медведь колобка и сказал. Что сказал мишка – медведь?

Медведь: «Колобок. Колобок, я тебя съем». Воспитатель. Не ешь его, медведюшко, пойдем лучше с нами. Послушай, какую песенку дети знают. Дети поют песенку колобка.

Воспитатель.  И покатился колобок дальше. Дети, а вот и лисичка. А какая она красивая: рыжая, пушистая. Какая лисичка? Дети повторяют. А лиса, между тем, приговаривает: «Колобок, колобок, я тебя съем». Дети объясняют, что его есть нельзя, рассказывают все, что знают о колобке. Приглашают лисичку с собой.

Воспитатель продолжает: «Вот и пришли мы на полянку. Посмотрите, что за дом здесь стоит. Ребята, а знаете, кто здесь живет? Здесь живет маленький ежик. Возле домика стоит игрушка – ежик.

Ежик приглашает колобка,  ребят и животных в гости. Спрашивает у ребят, что привело их в лес.

Дети рассказывают свою историю путешествия по лесу. Ежик, выслушав рассказ детей, приглашает к себе в домик всех путешественников. 

Ежик. А знаете, моя ежиха сегодня замесила тесто на пирожки. Давайте попробуем испечь сами колобки. Воспитатель от имени ежика приглашает всех за стол, на котором лежит пластилин на дощечках. Воспитатель объясняет, как правильно раскатывать колобок двумя руками круговыми движениями в ладонях.

Во время самостоятельной продуктивной деятельности воспитатель  помогает детям вопросами, советами.

После лепки колобков дети угощают своих друзей вкусными пирожками..

«На помощь деду вытащить репу».

Задачи

  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  •  воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки;
  • продолжать учить детей сопоставлять предметы по цвету;
  • различать геометрические формы;
  • активизировать словарь детей.

Материал к занятию:

 фигурки персонажей для театра на фланелеграфе, разноцветные бусинки, игрушки – собака, кошка, вязаные мышки, чудо – сарафан, фланелеграф,  картинки с изображением гусей.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей покататься на карусели:

В карусели дети сели,

Дружно песенку запели.

Карусели закружились,

Все мы в сказке очутились.

Воспитатель. Ребята, а знаете, в какую сказку мы с вами попали?  Угадайте:

Бабка – за дедку,

Дедка – за … (репку). Дети отвечают.

Воспитатель приглашает детей в театр посмотреть сказку «Репка».Дети рассаживаются на стульчиках вокруг фланелеграфа. Воспитатель начинает рассказывать сказку:

«Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Стал дед тянуть репку, а вытянуть не может. Стал дед звать бабку. А бабки нет.  Где же бабка? Ребята, смотрите, а бабушка на птичьем дворе плачет. Давайте спросим бабушку, почему она плачет.

Дети спрашивают у бабушки, почему она плачет. Воспитатель от имени бабушки отвечает: «Как же мне не плакать – были у меня два гуся: один серый, другой – белый, да и тех нет – пропали гуси».

Воспитатель. Ребята, а давайте поможем бабушке найти ее гусей. Проводится пальчиковая игра «Гуси». Гуси «находятся» - показывается картинка с изображением гусей.

Воспитатель продолжает сказку. Позвал дед бабку. Бабка – за дедку. Тянут – потянут – вытянуть не могут. Позвала бабка внучку: «Внучка, беги скорее к нам». А внучка не слышит. Она сидит перед рассыпанными бусами и собирает бусинки. Ребята, хотите помочь внучке собрать ее бусинки? Дети соглашаются.

Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где на подносе лежат разноцветные бусинки и шнурочки. Воспитатель предлагает детям собрать на ниточку бусы одного цвета. Выясняет, какого цвета бусинки, кто какие бусы будет собирать. Дети нанизывают бусы на шнуры . Внучка благодарит ребят и «бежит» помогать деду и бабе вытаскивать репку.

Воспитатель продолжает: Внучка «прибежала» и стали все репку тянуть: дедка – за репку, бабка – за дедку, внучка за бабку. Тянут – потянут – вытянуть не могут. Позвала внучка собачку. Ребята, как внучка позвала собачку. Дети отвечают.

Воспитатель. Ребята, а собачка спит. А давайте ее разбудим. Проводится игра «Лохматый пес». Собачка просыпается и дети говорят, что ее зовут репку тянуть. Собачка «убегает». Воспитатель продолжает. Прибежала собачка. И стали опять репку тянуть: дедка – за репку, бабка – дедку, внучка – за бабку. Тянут – потянут – вытянуть не могут.  (Дети помогают рассказывать сказку. Позвала собачка кошку.

Воспитатель. Ребята, а кошка с мышками играет в игру «Кошки – мышки». Посмотрите, сколько мышек. А какие мышки? Дети отвечают: «цветные». А хотите, ребята, поиграть с мышками, спрятать их от кошки? Дети соглашаются. Дети разбирают мышей по цвету, называют цвет мышки. Проводится игра «Кошки – мышки». Как только появляется кошка, дети убирают мышек, каждую  в «свой» домик, т.е соотносят домик и мышку по цвету.

Воспитатель. Молодцы, ребята, спрятали мышек от кошки. Напомните, пожалуйста, кошке, кто ее ждет. Дети говорят, что надо репку тянуть. Кошка спешит на помощь.

Воспитатель продолжает: прибежала кошка. Стали все вместе репку тянуть. Тянут – потянут… вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.  И что, ребята они стали все вместе делать? Дети проговаривают слова сказки вместе с воспитателем. На слова «вытянули репку» воспитатель вытаскивает репку из кармашка на фланелеграфе и выкладывает на тарелку (поднос). Ну вот, ребята, сейчас бабушка приготовит вкусную репку в печи и будут все обедать. А мы с вами попрощаемся с героями сказки и снова сядем в карусели, чтобы отправиться домой. Но на прощание на память о сегодняшней встрече, я приготовила вам сюрприз. Он находится для каждого в отдельном кармане. А карман – у меня на сарафане. Посмотрите, какие геометрические фигуры на сарафане. Отстегните, каждый, один карман и посмотрите, что там находится. Дети достают игрушки – самоделки. Все садятся в карусели и отправляются домой.

«Цветные клубочки».

Задачи

  • Способствовать развитию обследовательских  действий в определении характеристик клубков (цвет, форма, размер, фактура поверхности, твёрдость, мягкость).
  • Создавать условия для сопоставления повторно воспринимаемых качеств предметов (пушистый, гладкий).

       Материал к занятию

1. Клубки (по количеству детей) в разных корзинках (разного цвета, одинакового размера и фактуры; одинакового размера, цвета, фактуры; двух цветов, разные на ощупь: пушистые и гладкие; двух цветов, разного размера, разные по плотности: мягкие и твёрдые; двух цветов, разного размера

2. Макет домика, игрушки, выполненные из разноцветных клубков: кукла, пирамидка, собачка, клубок-прыгун.

3.Две белых салфетки разной фактуры: гладкая и пушистая.
      4.Тканевая дорожка с наклеенными кругами-проекциями двух размеров..
      5.Поднос с бусами, выполненными из клубков разного цвета.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, а хотите прокатиться на веселой карусели?

В карусели дети сели,

Дружно песенку запели.

Карусель остановите,

В сказке новой очутитесь.

В группе на низком столике стоит макет домика с окнами-нишами, в которых расположены игрушки, сделанные из клубков разного цвета и размера. На других столиках стоят корзинки с клубками, прикрытые салфетками. За ширмой или в изолированной зоне подготовлены столы для экспериментальной деятельности.

Педагог с детьми заходит в группу и обращает внимание на дом: «Посмотрите, у нас в комнате появилось что-то интересное».

У нас дом чудесный есть,
        А игрушек в нём не счесть.

Взрослый показывает по одной игрушке детям и расхваливает их.

Вот красивая игрушка.
Это куколка – Катюшка!
Закрывать умеет глазки,
Когда спит в своей коляске.

- А вы умеете закрывать глазки? Покажите. А теперь откройте. Катюша хочет познакомиться с вами. Как тебя зовут? (Педагог от имени куклы знакомится с детьми, обыгрывает куклу.)

Есть игрушка другая –
Пирамидка цветная.
Клубок на клубок
Надет на стерженёк.

Вместе с детьми изображают руками, как собирают пирамидку.         

Ещё собачка Жучка,
У неё хвостик – закорючка.
С детишками играет,
Очень громко лает.

Педагог играет с детьми: «лает», «догоняет».

- Вы уже догадались, из чего сделаны все игрушки в доме? (Из клубков.)

Вот клубок – прыгун забавный,
Посмотрите, какой он славный.
Он не любит тех, кто плачет.
Любит тех, кто быстро скачет.

Взрослый предлагает детям поскакать, попрыгать.

- Вы хотите поиграть с клубками? Давайте посмотрим и поищем их.

В это время помощник незаметно для детей рассыпает по ковру клубки (клубки одного цвета, размера, фактуры). Педагог предлагает взять понравившийся клубок и присесть на ковёр.

- Что вы принесли в руках? Нравятся вам клубки? Я тоже нашла клубок и хочу с ним поиграть.

Взрослый держит клубок в руках, гладит его и приговаривает:

Клубочек – клубок,
Мы погладим твой бок,
Рукой аккуратно
Нам гладить приятно.

- Погладьте свой клубок. Вам приятно гладить? Почему? Какой клубок по форме? (Круглый.)

Ещё клубочек можно покатать,
       Ребятам очень весело играть.

- Покатайте клубок рукой, а затем другой. Чем можно ещё можно покатать клубок? Носиком. Лобиком. Локотком. Другим. Ножкой. Другой. Почему клубок легко катать? (Потому что он круглый по форме, шарообразный.) На что похож по форме клубок? (На мячик, на шар, на яблоко.)

Мы клубочки покатали
       И в корзинку их собрали.

Дети кладут клубки в корзинку.

- Какие по форме клубки мы положили в корзинку? (Круглые по форме, шарообразные.)

Педагог ставит корзинку на полочку или около домика.

- Хотите, я вам покажу другие клубки?

Дети с педагогом подходят к столику, где стоит закрытая салфеткой корзинка. Взрослый снимает салфетку. В корзинке лежат клубки разные по цвету.

- Ах! Какие разноцветные клубки лежат в корзинке! Возьмите клубок. Я хочу похвалиться цветом своего клубка. Мой клубок оранжевого цвета, такого же цвета, как у морковки.  Похвалитесь цветом своего клубка.

Все дети рассказывают о цвете клубков.

Дети переходят к другому столику, где стоят две корзинки с клубками разной фактуры (пушистые и гладкие). Педагог предлагает взять клубки из одной корзинки.

- Потрогайте клубок. Какой он на ощупь? Можно провести им по ручке, можно прикоснуться к щёчке. Вам нравится этот клубок? Почему? Какой он на ощупь? А теперь возьмите из другой корзинки клубок. Потрогайте его. Он тоже на ощупь пушистый? Какой он на ощупь? Возьмите два клубка. Какой клубок больше нравится на ощупь? Клубки на ощупь бывают разные: и пушистые, и гладкие.

- У меня есть салфеточки. Одна на ощупь пушистая, а другая – гладкая. Положите пушистые на ощупь клубки на пушистую салфетку, а гладкие – на гладкую на ощупь салфеточку.

Дети раскладывают клубки на салфетки. Взрослый уточняет, какие на ощупь клубки они раскладывают.

- Нас ждут играть другие клубки.

Дети подходят к столику, где стоят две корзинки с клубками разного размера: маленький – большой и разной твёрдости: мягкий – твёрдый.

- Возьмите клубок.

А теперь клубок возьмём
       И в руках его сожмём.

- Какой у вас клубок по твёрдости? Здесь ещё есть одна корзинка.

Мы другой клубок возьмём
       И опять в руках сожмём.

- А этот клубок какой по твёрдости? Поднимите мягкий клубок вверх, твёрдый клубок спрячьте за спину.

- Возьмите два клубка. Давайте их померим друг с другом. Приложите клубки друг к другу. Какие клубки по размеру? Покажите маленький клубок по размеру, протяните на руке большой клубок по размеру. Я думаю, что из больших и маленьких по размеру клубков может получиться красивая дорожка.

Педагог на полу раскатывает тканевую дорожку с наклеенными кругами разного размера.

- Каждому клубку найдём своё место. На большие по размеру круги мы положим … (большие) клубки, на маленькие по размеру - положим…(маленькие) клубки. Делайте дорожку.

Дети выкладывают клубки на дорожку.

- Какая красивая дорожка получилась из клубков. Интересно, куда она нас приведёт? Пойдёмте аккуратно вдоль дорожки.

Дети с педагогом проходят вдоль дорожки и возвращаются к домику.

Около домика детей ждёт гусеница, сделанная из клубков. Рядом с ней лежит корзинка с бусами.

- Посмотрите, кто нас ждёт! Это – гусеница. Посмотрите, какая она красивая: обратите внимание на то, что она сделана тоже из клубков.

 А ещё сказала гусеница, что принесла для вас подарок.

Взрослый показывает детям бусы, сделанные из клубков.

- Подарит тому, кто расскажет о том, что она не видела. Что вы делали на занятии? Чем вам понравилось заниматься?

Дети рассказывают, что им понравилось делать на занятии. Педагог надевает бусы на шею, предлагает показать их другим детям и рассказать, что они делали с клубками, как с ними играли.

Желтые мышки

Задачи

  • развивать познавательный интерес,
  •  закреплять знания детей о желтом цвете,
  • воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки,
  •  развивать речевую активность.

Материал к занятию.

Мышки желтого цвета, цыплята, солнышко с лучиками, картинка -  курочка, игрушка – серая мышка, «волшебный» сарафан, листы бумаги белого цвета с нарисованным солнышком, краска – гуашь желтого цвета, кисти, стаканы с водой, салфетки., игрушка – солнышко с руками – лучиками.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, а хотите прокатиться на веселой карусели?

В карусели дети сели,

Дружно песенку запели.

Карусель остановите,

В серых мышек превратитесь

Дети кружатся, «превращаются в мышек»- (пищат, ходят на носочках).

Воспитатель. Как много мышек у нас. А где же ваша мама? Обращает внимание детей на стол. На столе стоит фланелеграф, на котором – картинка с изображением курицы, в руках у воспитателя игрушка – серая мышка.

Воспитатель. Ребята, мышка – мама ждет своих мышат, чтобы рассказать им сказку. Присаживайтесь, слушайте сказку.

Жила – была мама – курица и были у нее маленькие цыплятки. Курица была вот такая…(воспитатель показывает картинку с изображением курицы). И были у нее ребятки – цыплятки. Как только солнышко появится, цыплятки тут как тут: по травке бегают, червячков ищут, солнышку радуются, песенку поют:

Солнышко – ведрышко,

Выгляни в оконышко.

Освети, обогрей телят да ягнят,

Еще маленьких цыплят.

Солнышко выглянет, своими желтыми лучиками погладит цыпляток по голове – и всем весело. (Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу солнышко с лучиками).  И так каждый день. И вот стали цыплята как солнышко – желтыми.

Воспитатель спрашивает у детей, какими по цвету стали цыплятки, а какого цвета солнышко. Дети отвечают.

Воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками в игру «Детки».

«Детки»

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
Крепкие, дружные  -
Все такие нужные.


(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)


Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.


(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове «вставать» - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы.)

Воспитатель. Ребята, а давайте нарисуем свое солнышко с лучиками.

 Дети проходят к столам, где лежат листы бумаги с нарисованным солнышком, краска – гуашь желтого цвета, кисти, стаканы с водой, салфетки. Воспитатель напоминает, какого цвета солнышко, какой формы, какие лучики – длинные, короткие. Дети повторяют.

Дети самостоятельно рисуют прямые линии -  лучики.

Воспитатель. Вот какие ребятки молодцы. Как красиво нарисовали. Давайте покажем рисунки маме – мышке. Воспитатель берет мышку и от ее имени рассматривает рисунки.

Воспитатель. Цыплятки стали желтыми, потому что солнышко погладило их по голове. А если солнышко погладит  мышек, какого цвета станут мышки? Дети отвечают, если не смогут, можно помочь наводящими вопросами: какого цвета солнышко, какого цвета цыплята?

Воспитатель берет желтое покрывало и накрывает «норку», в которой находятся мышки, поизносят вместе с детьми слова – заклинания: «Рэкс, фэкс, пэкс», поднимает покрывало, а под ним цветные мышки. Воспитатель  проводит игру «Желтые мышки». Дети бегают по группе, как мышки (на носочках, пищат). Выглядывает солнышко (игрушка с руками – лучиками), гладит по голове  детей – мышек и они «превращаются» в желтых мышат (ищут свою мышку среди разноцветных мышек).

Воспитатель приглашает детей возвратиться в группу.

В карусели дети сели,

Дружно песенку запели.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель. Ребята, сегодня вы побывали в гостях. У кого в гостях вы побывали? Дети  отвечают, воспитатель помогает. А сейчас из кармана своего волшебного сарафана я достану что – то интересное. Посмотрите, это маленькие желтые человечки, которые живут в солнечной стране.




Предварительный просмотр:

C:\Users\home\Desktop\грамота2.jpg

        

C:\Users\home\Desktop\грамота3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план занятий художественно-эстетического курса образовательной системы "Детский сад 2100" для детей младшего дошкольного возраста "Кукла Таня", О.Л.Куревина

Данные занятия могут использоваться как кружковая работа и как дополнительный материал по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста...

Статья на тему "Работа над интервалами в системе развития певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста"

В статье раскрывается значение работы над интервалами в процессе развития певческих навыков, обобщаются методические достижения в этой области музыкального воспитания....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

Авторская разработка для ознакомления детей с малыми формами устного народного творчества.Способствует обогащению словарного запаса детей посредством речевой и двигательной активности.Учит эмоциональн...

Игры с материалами системы «Мате-плюс» Медведи для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Материал системы "Мате: плюс" "Медведи" вызвал интерес у детей моей группы (3-4 года), поэтому я стала разрабатывать дидактические игры с этим материалом....

Комплексно-тематическое конструирование игры с дошкольниками детей младшего дошкольного возраста

Использование LEGO-конструктора является средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности....

Консультация для педагогов: «Логосказки, как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребѐнку узнать мири одарить его воображение».Д. Родари.Хорошая речь – важ...

Конспект комплексного физкультурного занятия с ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста 3 - 4 лет "Мой весёлый звонкий мяч"

Представлен конспект комплексного физкультурного занятия С ФЭМП для малышей-дошколят "Мой весёлый звонкий мяч"На занятии дети знакомятся со свойствами мяча: скачет,катится, летает, с его фор...