Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
консультация по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Горбунова Елена Васильевна

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег, а так же развивается интеллект.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx83.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Теремок» села Погореловка

Корочанского района Белгородской области»

Консультация для воспитателей

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

https://academy-prof.ru/img/news/20170207_fingram2.jpg

        

Подготовила: воспитатель Горбунова Е.В.

2018год

В современных условиях, как было отмечено в «Национальной программе повышения уровня грамотности населения Российской Федерации»,   а именно сложной финансовой системы, ускоренном процессе глобализации, появлении сложных финансовых продуктов и услуг, перед людьми ставятся настолько сложные задачи, что к их решению они не подготовлены.

Финансовая грамотность – это качество, которое появляется у людей с раннего возраста и выражает умение зарабатывать деньги и правильно, грамотно ими распоряжаться. Нынешнее поколение детей являются активными участниками покупок в магазине, с 4-х лет им могут дать возможность иметь свои карманные деньги. И, несмотря на все это, родители жалуются, что их чадо не знают цену деньгам, игрушкам. В связи с этим, возникает необходимость педагогам и родителям объяснить детям ответы на очень важные вопросы: «Что такое деньги?», «Откуда они берутся?», «Как ими грамотно распоряжаться?». В случае если детям не объяснить этого,  у них вскоре появится свое мнение  и ответы на эти вопросы, далеко не всегда правильные. Поэтому развитие элементарных экономических знаний у дошкольников является актуальным вопросом в современных условиях.

Кандидат педагогических наук, доцент А.А.Смоленцев, считает, что у ребенка формируются понятия в первую очередь о семейной экономике, так как именно в семье он впервые шагает в мир экономических отношений, знакомится с трудом, профессиями своих близких, с финансовым состоянием семьи.

У детей старшего дошкольного возраста появляются умения обращаться с деньгами, соотносить доход с ценой на товар, они понимают, что деньги нужны для обмена товарами между людьми. Дошкольник знакомится с экономикой своего города, профессиями, которые связаны с экономикой и бизнесом, с товаром, выпускаемым на предприятиях, у них формируется уважительное отношение к людям, которые честно трудятся и зарабатывают деньги.

Ранее разумное экономическое воспитание  необходимо для правильного миропонимания и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, решаются задачи всестороннего развития личности.

Экономическое развитие заключается не в организации обучения дошкольников экономике, а в насыщении различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Это способствует развитию предпосылок к развитию экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным.

Приобщение дошкольников к экономике – это эффективный способ подготовки детей к жизни, их социальной адаптации в обществе.

Финансовую грамотность у детей до 7 лет можно прививать через основные нравственные понятия: о добре, о зле, о красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Самое главное прививать бережливое отношение к вещам, природным ресурсам, а затем и к деньгам.

Знания о нормах финансового  поведения формируются у детей на основе действий, демонстрируемых взрослыми.

Так как экономической науке характерны сложные категории и понятия, то важно избегать излишней дошкольнику перегрузки. У детей должны быть сформированы знания о профессиях родителей, об их деятельности, каков результат их труда, и почему все люди трудятся. В настоящее время очень много профессий, связанных с работой на компьютере,  и многие дети путают, говоря: «Моя мама работает компьютерщицей», «бумаги складывает» и т.д. Дошкольники должны понимать, что деятельность многих профессий связана с необходимостью использования компьютера.

Старшие дошкольники знакомятся с понятием «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия. Очень важно при взаимодействии педагогов и родителей  формировать уважительное отношение к людям любых профессий.

Зачастую у ребенка формируются противоречивые представления о труде: возвышенные оценки о труде воспитателя не совпадают с получаемыми впечатлениями в семье («Опять на работу!», «Скорей бы отпуск!» и т.д.) Дети очень рано начинают думать о том, что причина посещения детского сада – это работа мамы и редкие выходные – благо. Они не знают о том, что многие мамы просто не могут жить без работы, без общения. Очень важно родителям как можно чаще рассказывать о положительных сторонах своей деятельности, чем они гордятся, радоваться за успехи своих коллег. Следует, конечно же, рассказывать и о негативных сторонах своей профессии, так как у детей должно складываться объективное представление о профессии.

Одним из важных этапов по экономическому развитию у дошкольников является знакомство детей с деньгами. Причем речь идет о деньгах, как о  культурно - экономическом явлении: что такое деньги, какие были первые деньги, что на них изображено, иностранные валюты. Самое главное донести до детей связь таких понятия как «труд» и «деньги», что последнее зарабатывают.

Немало важным для развития экономического мышления является знакомство с понятием «бюджет». Детей следует познакомить так же с составляющими  этого понятия. Этот материал достаточно легко усваивается, когда подготовлены наглядные пособия. Это могут быть карточки с изображением разного вида расходов,  также подойдет аппликация  в виде лестницы или пирамиды с видами расходов – от первостепенных до тех, без которых можно пока обойтись.

Кроме того с дошкольниками можно использовать различные игры, анализировать поступки героев сказок, беседы или квесты.

Дидактические игры: «Дороже - дешевле», «Семейный бюджет», «Числа и монеты», «Купи подарок другу», «Копилка», «Бюджет моей семьи», «Маленькие покупки», «Домино», «Советы покупателю», «Покупка тетушки Совы», «Хватит ли?».

Сюжетно - ролевые игры: «Магазин», «Супермаркет», «Банк», «Кафе», Почта», «Аптека», «Парикмахерская», «Торговый центр» и т.д.

Существует большое разнообразие игр, которые направлены на формирование у детей знаний о финансах и экономике. В процессе игр мы доносим до детей что:

- Деньги зарабатываются, а не возникают сами по себе! Важно объяснить, как люди зарабатывают деньги, и как их заработок зависит от рода их деятельности.

- Сначала зарабатываем, потом тратим. Объясняем, что чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можно купить.

- Цена товара зависит от качества, важности и сложности его производства. Объясняем, что стоимость товара – это количество денег, которые нужно отдать, а товар – это результат труда людей, т.е происходит обмен труда, а деньги лишь посредник.

- Деньги любят счет. Формируем умения быстро и внимательно считать деньги.

- Планирование финансов. Объясняем необходимость вести учет доходов и расходов.

- Деньги – объект чужого интереса. Объясняем правила финансовой безопасности и к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

- Не все покупается. Прививать главные нравственные ценности.

Задачи формирования финансовой грамотности у детей:

- Объяснить простые экономические понятия;

- Формировать бережное отношение к деньгам;

- Формировать умения обращаться с деньгами;

- Развивать интерес к вопросам финансовой грамотности и применению их на практике;

- Повышать обоснованность решений при планировании финансовых бюджетов;

- Формировать уважительное отношение г государственным финансам, налоговому законодательству;

- Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением;

- Учить определять разницу между «хочу» и «надо».

Любой педагогический вопрос может быть решен при взаимодействии детского сада и семьи. Примеры бесед, которые можно провести с родителями:

- Ваш ребенок бережливый?

- Что ваши дети знают о деньгах, различает ли он банкноты?

- Умеют ли ваши дети расплачиваться наличными в магазине?

- Поощряете ли вы своего ребенка деньгами? За что?

- Привлекаете ли вы детей к составлению семейного бюджета?

- Есть ли у вашего ребенка карманные деньги?

Рекомендуемая  литература для экономического развития дошкольников:

  1. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
  2. Бодо Ш. Мани, или Азбука денег, М., Попурри, 2006.
  3. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015.
  4. Думай и богатей! Хилл Н., М., Попурри, 2014.
  5. Деньги в твоей жизни. Светлова М. ИГ «Весь», 2013.
  6. Как научить ребенка обращаться с деньгами, Добрая книга. Годфри Джолайн., 2006.
  7. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. Эггерт Дж. ИГ «Весь», 2013.

Таким образом, экономическое развитие дошкольников помогает активизировать познавательную активность, совершенствовать коммуникативные качества. Дети проявляют интерес к разным профессиям, бережнее относятся к игрушкам, предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач,  улучшаются взаимоотношения между детьми.

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег, а так же развивается интеллект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

Консультация для воспитателей "Формирование наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития".

В мышлении ребенка главенствуют формы, непосредственно связанные с восприятием и деятельностью, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.В среднем дошкольном возрасте у ребенка ведущей формой...

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

формирование основ жизнедечтельности у детей дошкольного возраста в данное время актуально, поэтому каждый педагог  должен уметь объяснить дошкольнику провала безопасности на улице, дома....

Консультация для педагогов "Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста"

Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи ...

Консультация на тему:" Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в игровой форме".

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным....

Доклад для воспитателей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Доклад для воспитателей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне....