Доклад для воспитателей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
материал

Подберезко Татьяна Васильевна

Доклад для воспитателей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_vospitateley.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

СП «Детский сад комбинированного вида «Золушка»
МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»

Доклад на тему:
«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Подготовила: Подберезко Т.В.

пгт. Чамзинка

2022

Так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, то финансовое просвещение детей, начиная с самих ранних лет жизни, является обязательным.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: они сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. И это помогает им открывать хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Им необходимо сформировать элементарные привычки в сфере финансов, чтобы избежать детям, в дальнейшем, ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

В течение дошкольного детства, ребёнок должен усвоить определённый объём знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников. Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть, как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.

Воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подтолкнуть» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов. При этом следует использовать наиболее подходящие для дошкольников виды обучения. Это могут быть разнообразные развивающие игры, постановка детских спектаклей, занятия в кружках по различным тематикам. Очень важна деятельность в коллективе. Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является её наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающие познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребёнка. В связи с этим знания ребёнка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщённые, не связанные между собой.

Своеобразие последовательности и систематичности обучения дошкольников проявляется в малых объёмах содержания, предлагаемого для одновременного усвоения, в частой и многократной повторности содержания при небольшом увеличении объёма и усложнения.

Процесс обучения строится и осуществляется различными методами.

Методы обучения –  это способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит усвоение ребенком необходимого содержания социального опыта. Метод включает в себя, способ деятельности обучающего, который направлен на организацию и руководство деятельностью обучающегося, и способ, вид деятельности обучающегося, стимулированный деятельностью взрослого.

В процессе обучения используются самые разнообразные методы: игровые и словесные. Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

Словесные методы:

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь. Словесные методы использовались в форме бесед, проблемных ситуаций.

Наглядные методы.

Данный метод помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять. Используя в своей работе презентации, иллюстративный материал, дети легче воспринимали информацию, с помощью которой они быстро справились с поставленной задачей.

Метод наблюдения дает возможность оценить деятельность воспитанников в условиях внедрения основ персональной финансовой грамотности в ДОУ.

Один из самых эффективных методов, применяемых для воспитания у детей финансовой грамотности, это игровой метод. Он позволяет детям, в присущей для их возраста деятельности, осваивать азы финансовой грамотности и воплощать их в жизнь.

Формы организации воспитания финансовой грамотности.

В течении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей. Во всех случаях образовательная работа с детьми в повседневной жизни с использованием разных методов тесно связана с основной формой – занятиями.

Одной из форм обучения является дидактическая игра. Она используется прежде всего в повседневной жизни как для закрепления знаний, навыков и умений, так и при освоении нового содержания. Но в ряде случаев, особенно в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста, занятия приобретают форму дидактической игры.

На занятии, как форма работы с детьми, детьми идет усвоение материала, который предоставляет взрослый. Занятие проводится со всеми детьми данной возрастной группы. Занятие проходит под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приёмы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений и навыков. Занятие является основной формой работы по воспитанию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Какие современных технологии можно применять при воспитании у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности?

1. Проектная деятельность. Дети совместно со взрослым или самостоятельно добывать знания экспериментальным, поисковым путем. Дети осваивают новые понятия, представления о личных или семейных финансах.

2. Викторины и конкурсы. Это развлекательный элемент технологий. Которое несет в себе информационно- развлекательное содержание.

3. Моделирование. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

4. Ситуационная задача. Данная технология позволяет решать возникающие проблемы, с учетом конкретных условий и фактический финансовой информации. Обучение на примере разбора конкретной ситуации.

5. Мастерская. Данная технология позволяет получить определенный продукт. Например, «Делаем рекламу».

6. Мини постановка. Данная технология позволяет успешно использовать для закрепления пройденного материала. Участие детей в различных театрализованных постановках, где они закрепляют полученные знания.

7. Беседа обсуждения. Данная технология позволяет через беседу обсуждение закрепить определенную информацию.

8. Проблемные ситуации. Данная технология позволяет, через определенную проблему, найти необходимое решения и применить свои знания, которые ребенок получил раннее.

Воспитывая у детей дошкольного возраста азы финансовой грамотности мы решаем одну из задач, которую перед нами ставит ФГОС ДО: «….формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура личности дошкольника, характеризующаяся наличием представлений об экономических категориях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Дидактические пособия для детей старшей и подготовительной групп.

Методические разработки  для формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Участники проекта: воспитанники подготовительных к школе групп, воспитатели .Целью моих р...

Проект по познавательному развитию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» для детей старших групп

Прект финансовой  и экономической направленности поможет детям сформировать представления об экономических понятиях....

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...