Консультация для воспитателей "Блоки Дьенеша"
консультация по математике

Огурцова Людмила Анатольевна

Консультация для воспитателей по работе с  блоками Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bloki_denesha.docx116.21 КБ
Office presentation icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_bloki_denesha.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа города Волгореченск Костромской области «Детский сад №4 «Крепыш»

блоки дьенеша

  Подготовила и провела  воспитатель:

Огурцова Л. А.

Дата проведения: 09.09.2014 г.

Г. Волгореченск 2014 г.

Цель:

 - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Задачи:

-Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;

    - Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать

      их  отсутствие;

    - Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);

         - Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;

    - Развивать пространственные представления;

Материал:

          -  Блоки Дьенеша

Блоки Дьенеша – Это конструктор, совмещенный с игрой. Придумал их венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтон Дьенеш.

Пособие состоит из 48 логических блоков или геометрических фигур,  различающихся четырьмя свойствами:
1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. Цветом - красные,  желтые, синие;
3. Размером -большие и маленькие;
4. Толщиной -толстые и тонкие.

    В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до семи лет.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств.

С детьми 3-х, 4-х лет: простые игры и упражнения

 Цель:

         - Освоение свойств, слов «такой же»,  «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. «Найди все фигуры, как эта», «Найди все фигуры, как эта по цвету и форме».

Сначала предлагаются самые простые игры. 

1. "Найди все фигуры (блоки), как эта" по цвету (по размеру, форме).

     Усложнение - "Найди не такую фигуру, как эта" по цвету (по форме, размеру). 

Потом по 2м признакам
2.  Найди все  такие фигуры, как эта по цвету и форм  (по форме и размеру, по размеру

      и цвету).

Усложнение
    "Найди не такие фигуры, как эта" по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и

      размеру;  по цвету, размеру и форме).
    "Найди такие же, как эта" по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого

      размера или такие же по размеру, но другого цвета.
Более сложный вариант: найди такие же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета). 

3. "Цепочка"
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.);
в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета). 

4. "Второй ряд" 
      Выложить в ряд 5-6 любых фигур.

      Усложнение

      Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой  

      фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы,

       но   другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету. 

5. "Домино" 
       В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся

       поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии

       фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно

       по-разному. Например:
      а) фигурами другого цвета (формы, размера);
      б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы;
      в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);
      г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме,

          но другими по цвету);
      д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины. 

 6. "Раздели фигуры" 
       Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др. Предложите детям разделить  

       фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры.  

       Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:
     - Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).

      -А у зайки? (Все не красные).

       Попробуйте разделить фигуры по-другому:
       а) чтобы у мишки оказались все круглые;
       б) чтобы зайцу достались все большие;
       в) чтобы зайцу достались все желтые и т.д. Более сложный вариант этой игры:
       Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.
       Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные).
       Только зайке? (Квадратные, не синие).
       Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные).
       А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные). Предлагаются другие

        варианты заданий.
      Разделите фигуры так, чтобы:
      - у мишки оказались все треугольные, а у зайки-все большие;
       - мишке достались все маленькие, а зайке - все прямоугольные;
       - у мишки оказались некруглые, а у зайки-все желтые.

     Наконец, наиболее трудный вариант игры "Раздели фигуры".

     Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино

     оказались все круглые фигуры, у Чебурашки - все желтые, у Незнайки все большие.
    Какие фигуры достались только Буратино? (Круглые, не желтые, маленькие).

    Какие фигуры получил Чебурашка? (Желтые, маленькие, некруглые).

    Скажи, какие фигуры достались только Незнайке? (Большие, не желтые, некруглые).

    Какие фигуры подошли сразу и Буратино и Чебурашке? (Круглые, желтые, маленькие).

    Какие фигуры достались сразу и Буратино и Незнайке? (Круглые, большие, не желтые).  

    Незнайке с Чебурашкой? (Большие, желтые, некруглые).
    Какие фигуры подошли всем трем персонажам? (Круглые, желтые, большие).
    А какие фигуры оказались ничьи? (Большие, некруглые, не желтые).

   Желательно вместе с детьми придумать новые задания, а лучше новые игры. 

Карточки с символами свойств.

Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный. Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр.

Также имеются наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:

Альбом Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
Пособие «Удивляй-ка» (2-3 года)
Альбом к блокам Дьенеша «Лепим нелепицы» (от 4-х лет)
Альбом Блоки Дьенеша «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.
Альбом Блоки Дьенеша "Поиск затонувшего клада"(5-8 лет),
Альбом Блоки Дьенеша "Праздник в стране блоков" (5-8 лет)
Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (4 - 7 лет) 

Вывод: 

Логические игры с Блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных, аналитических способностей детей. Ребенок,  разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает.
Логические блоки Дьенеша вводят такие первичные понятия, как логические действия, кодирование информации, структура и алгоритмы выполнения действий.
Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, сравнение, классификация, обобщение; логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение.

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.
Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки - однородных предметов. С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет)  до начальной (и даже средней) школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Блоки Дьенеша Автор: Огурцова Людмила Анатольевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Крепыш»

Слайд 2

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки» , разработанный венгерским психологом и математиком, профессором, создателем авторской методики «Новая математика» Золтоном Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Слайд 3

Л ог ический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: 1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; 2. цветом - красные, желтые, синие; 3. размером-большие и маленькие; 4. толщиной-толстые и тонкие . В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук).

Слайд 4

Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Слайд 5

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

Слайд 6

Карточки с символами свойств

Слайд 7

Методическое обеспечение

Слайд 8

Формы работы с блоками в детском саду Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Самостоятельная деятельность детей в математическом научающем центре ( развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения ). Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры ).

Слайд 9

ИГРЫ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ 1."Найди все фигуры (блоки), как эта " по цвету (по размеру, форме). Потом по 2м признакам 2 . Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форм (по форме и размеру, по размеру и цвету). Усложнение "Найди не такие фигуры, как эта" по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). "Найди такие же, как эта" по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. Более сложный вариант: найди такие же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

Слайд 10

Выявление и абстрагирование свойств «Найди клад» ; «Угадай-ка» ; «Помоги муравьишкам» ; «Автотрасса» ; «Необычные фигуры» ; «Где чей гараж?» ; «Построим дом» . «Дорожки»; «Домино»; «Найди пару»; «Две дорожки»; «Поймай тройку». Сравнение

Слайд 11

Логические действия и операции «Раздели Блоки-1»; «Раздели Блоки-2»; «Раздели Блоки-3»; «Построим дом»; «Сократи слово»; «Угадай фигуру»; «Загадки без слов»; «Помоги фигурам выбраться из леса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал".

В консультации дается представление родителям: что такое блоки Дьенеша и что развивают у ребенка игры с блоками....

Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.

В консультации подробно раскрыто понятие "дидактическая игра", а также предложена система дидактических игр с блоками Дьенеша....

Консультация для родителей на тему «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления ребенка»

Консультация знакомит родителей с логическими блоками Дьенеша и способами их использования с работе с детьми...

Консультация "Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в играх с детьми"

Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в играх с детьми...

Консультация использования блоков Дьенеша и палочек Кьюзинера

Консультация использования блоков Дьеннеша и палочек Кьюзинера...

Консультация "Игровые технологии Дьенеша"

Подготовка мышления детей к освоению математических знаний. Формирование умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства...