Консультация "Игровые технологии Дьенеша"
консультация (старшая группа) на тему

Селиванова Светлана Алексеевна

Подготовка мышления детей к освоению математических знаний. Формирование умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_it_denesha.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

посредством использования игровых технологий Дьенеша»

Воспитатель Селиванова С.А.

МДОУ «Детский сад №79»

Энгельс, 2018

Пункт 2.6 ФГОС ДО гласит: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере и т.д.).»

Всё это можно развить через игровую технологию логических блоков З.Дьенеша, что в науке называется пропедевтика (предварительный круг знаний о чём-либо).

Цель моей работы: подготовка мышления детей к освоению математических знаний (пропедевтики).

Задачи:

•        развитие логического мышления: представление о множестве, операции над ними (сравнение, разбиение, классификация), представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);

•        формирование умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;

•        развитие творческих способностей: воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

  •  четыре формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
  •  три цвета (красный, синий, желтый);
  •  два размера (большой, маленький);
  •  два вида толщины (толстый, тонкий).

Ни одного блока с одинаковыми параметрами нет.

Логические блоки Дьенеша являются частью развивающей среды группы и находятся в свободном доступе для детей, решая пункт 3.3.4 ФГОС ДО «Развивающая предметно-пространственная среда».

Вариативность среды предполагает наличие разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей.  Периодическая сменяемость игрового материала  стимулируюет игровую, познавательную активность детей.

Свою работу с детьми я начала с простого знакомства с блоками, выкладывала набор, а ребёнок играл с ним (надо же всё потрогать, подержать).

Провожу игру: «Подари мишке, подари зайке».

Например:

  • подари мишке все красные фигуры, а зайке синие
  • подари мишке все большие, а зайке все маленькие фигуры

Использовала следующие упражнения:

  • перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения;
  • все фигурки складываются в «чудесный» мешочек. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые);
  • все фигурки опять же складываются в «чудесный» мешочек. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка;
  • выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине);
  • продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине);
  • выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной;
  • выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).

Использовала альбомы для детей младшего дошкольного возраста: «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Блоки Дьенеша для самых маленьких - 2», «Лепим нелепицы».

Задачи работы с альбомами:

  • Выкладывание картинки на столе по образцу.
  • Выкладывание картинки по памяти.
  • Придумывание своих картинок.

Например, альбом «Лепим нелепицы». Дети знакомятся с жанром небылиц. «Мимо улья проходил косолапый...» дети говорят медведь, а выложить нужно крокодила. Так дети, через весёлые игры, осваивают математические символы.

Детей среднего дошкольного возраста знакомим с символами:

  •  цвет обозначается пятном;
  •  величина - силуэт домика (большой, маленький);
  •  форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный);
  •  толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Много карточек мы сделали сами. В каждой карточке закодирован свой блок с 4-мя параметрами.

Сложность заданий изменяется с учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой - чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами).

Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку, например, проложить дорожки между домиками Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку и т. д.

Уровень познавательных и практических умений к концу младшего дошкольного возраста.

  • Различает и называет цвет (синий, красный, жёлтый); форму (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); размер (большой, маленький); толщину (толстый, тонкий).
  • Активно действует с блоками: сравнивает, группирует, классифицирует.
  • Проявляет настойчивость в достижении результата.
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость.
  • Понимает отрицание свойств.

Старший дошкольный возраст.

Дети оперируют двумя свойствами в игре с обручами. Более сложные игры, когда ребёнок оперирует тремя свойствами (Например, в игре с обручами, кто-то находит все красные блоки, другой все квадратные блоки, третий все большие блоки). Дети чётко должны знать место, которое находится внутри обруча, а вся остальная часть пола находится вне обруча.

Для работы с детьми старшего дошкольного возраста используются следующие альбомы: «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь», «Поиск затонувшего клада».

Использую логические блоки в различных сферах деятельности. В сюжетно-ролевых играх дети обозначают карточками цену товара и расплачиваются блоками (игра «Магазин»).

Использую в подвижных играх. Игра «Кто быстрее».

Дидактическая игра с элементами соревнования «Машины в гараж». Дети делятся на две команды, ставится цель: чья команда поставит быстрее машины в гараж. Идёт работа по трём свойствам: 1-цвет; 2-форма; 3-размер. Дети должны быстро читать символы.

Дидактическая игра «Машины к выезду готовы».

Цель: кто быстрее соберёт свой транспорт. Дети должны быстро прочитать карточки с обозначением символов. Эти игры сделаны с помощью родителей.

Работа с подгруппой, игра «Кто быстрее раскодирует свой блок». Перед каждым ребёнком карточка с символами, ребёнок находит свой блок.

Работа в парах. Дети придумывают свой транспорт и подбирают к нему карточки с символами. Развивается творческое воображение.

Уровень познавательных и практических умений к концу старшего дошкольного возраста

  • Ребёнок обладает элементарными представлениями в области математики: различает цвет, размер, форму, толщину.
  • Решает логические задачи: умеет выявлять свойства блоков, абстрагировать и удерживать в памяти 1, 2, 3 свойства одновременно; обобщать блоки по 1, 2, 3 свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.
  • Владеет логическими операциями: умеет кодировать и декодировать свойства; составляет алгоритм.
  • Ребенок обладает развитым воображением, вниманием, памятью.
  • Различает условную и реальную ситуацию.
  • Усваивает математические символы.
  • Умеет работать в команде: распределять работу, договариваться.

Без помощи родителей к хорошему результату прийти невозможно.

С ними провела мастер-класс, консультации. Родители приобрели блоки для домашнего использования. Родители придумали совместно с детьми различных сказочных персонажей, и придумывали сказки с ними.

Работу с детьми по логическим блоками провожу в основном в утреннее и вечернее время и в образовательной деятельности.

Планы на перспективу:

  • усложнить работу по блокам З.Дьенеша согласно возрасту: внедрить математические примеры;
  • включить сюжетно-ролевые игры, разработанные отечественным педагогом Б.Б.Финкельштейном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша»

Обобщение опыта по развитию логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша....

ООД в старшей группе с использованием инновационных технологий, методик (блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельность; методика Зайцева; занятие – игра; песочный тренажер) «Сказы

ООД в старшей группе   с использованием  инновационных технологий, методик(блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельн...

Конспект НОД для детей первой младшей группы с применением игровой технологии З. Дьенеша и здоровье - сберегающих технологий «Путешествие колобка.

Конспект НОД для детей первой младшей группы с применением игровой технологии З. Дьенеша и здоровье - сберегающих технологий «Путешествие колобка....

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...