Игры с блоками Дьенеша
презентация к уроку по математике (старшая группа)

Хилько Ирина Николаевна

Цель:
1) донести до сознания педагогов необходимость работы с блоками Дьенеша.
2) Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha_master-klass.pptx2.4 МБ
Файл konsultatsiya_igry_s_blokami_denesha.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры с блоками Дьенеша Автор: Хилько И. Н. Воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 «Ягодка» Тутаев 2016

Слайд 2

Цель: 1) донести до сознания педагогов необходимость работы с блоками Дьенеша . 2) Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

Слайд 3

Логические блоки Дьенеша разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для ранней подготовки мышления детей к усвоению математики. 11.09.1916 – 11.01.2014

Слайд 4

В набор входят 48 фигур, которые отличаются по цвету, форме, размеру, толщине. Нет ни одной повторяющейся детали. Каждая имеет свой уникальный набор свойств. С блоками Дьенеша можно выполнять самые различные задачи на классификацию и сортировку, а на плоскости можно складывать силуэты узнаваемых предметов.

Слайд 5

Начинать можно в 2-3 года. Для самых маленьких подойдут элементарные задания на выбор. Выбери все красные блоки Выбери все круглые блоки

Слайд 6

Можно использовать альбомы (для каждого возраста свои). Первый так и называется «Блоки Дьенеша для самых м аленьких»

Слайд 7

«Альбом вместе весело играть». В нем используется два дидактических материала: блоки Дьенеша и палочки Кюизенера

Слайд 8

Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок будет в восторге от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные.

Слайд 10

Я предлагаю вам «оживить картинку» и наложить цветные блоки на цветные изображения.

Слайд 11

Со временем можно усложнять и выбирать по нескольким признакам. Для детей 3-4 лет «игра цепочка», башенки, дорожки

Слайд 12

Дидактическая игра «Угощение для медвежат». Можно представить, что блоки это любимые пирожные и угостить ими гостей.

Слайд 13

В процессе игры дети научатся сравнивать и анализировать, делать выводы, строить фразы со словами такой же, не такой, все, больше, меньше, короче, длиннее.

Слайд 14

На следующем возрастном этапе (4-5 лет) предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены на карточках. Цвет обозначается пятном. Форма геометрической фигурой. Величина силуэтом дома (большой, маленький) Толщина условным изображением фигуры человека

Слайд 15

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Слайд 16

Схемы на составление линейного алгоритма По цвету По форме

Слайд 17

Дидактическая игра «Какой фигуры не хватает?»

Слайд 18

Моделирование из блоков Дьенеша

Слайд 20

Игра «Художники». Детям предлагается написать «картины» по эскизам. Цель игры развивать умение анализировать форму предмета, сравнивать по свойствам, также развивать художественные способности (выбор фона, цвета, композиции). Умение оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании

Слайд 22

На последнем этапе работы (5-7 лет) дидактические игры усложняются. К уже изученным карточкам-свойствам добавляются карточки отрицание свойств (не толстый - тонкий, не красный - синий или желтый, не большой - маленький). Сначала проводятся игры с новыми свойствами отрицания. Далее к изученным играм добавляются новые: игра «Архитекторы» (дети разрабатывают проект детской площадки, выбирая материал в соответствии с заданными правилами).

Слайд 23

«Логический поезд»(использование карточек с числовым соотнесением)

Слайд 24

«Мозаика цифр»(дети расшифровывают карточку и выбирают нужный блок)

Слайд 25

Используется альбом Фенкельштейн Б.Б. «Спасатели приходят на помощь».

Слайд 26

В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим, животным. Стремление прийти на помощь доброта, ум, внимательность к людям — это достоинство человека. И, конечно, спасателю нужна сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные решения. Я предлагаю вам стать «спасателями».

Слайд 27

Задача «спасателей» (т.е. ваша задача) — подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам

Слайд 29

Теперь вам необходимо доставить «ценные грузы» (блоки) из г. Ярославля в г. Курск. В пути с «грузами» происходят изменения. Например, если груз был большой, то может стать маленьким.

Слайд 31

Следующая задача «спасателей» доставить «ценный груз» с продовольствием в один из районов пострадавшего от наводнения. Перед вами карта. Проложите путь своими блоками, избегая «клеток ловушек», следуя указаниям знаков- символов, которые могут запретить проход определённых символов Вы успешно прошли испытания и можете достойно носить звание «Спасатели».

Слайд 32

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности: а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов); б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»); в) в сюжетно-ролевых играх: « Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места). Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).

Слайд 33

Спасибо за внимание!

Слайд 34

Литература. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников . ( Под ред. А.А. Столярова . М., «Просвещение» 1998 г .) «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша . (Под ред. Б.Б. Финкельштейн . Санк -Петербург. ООО «Корвет» 2001 г.) Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. Носова Е.А. 1990 г. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. ( Под ред. Б.Б. Финкельштейн . Санк -Петербург. ООО «Корвет» 2001 г.)



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида №6 «Ягодка»

Мастер-класс для педагогов

Игры с блоками Дьенеша.

подготовила: воспитатель Хилько И. Н.

Тутаев 2016

Мастер-класс для педагогов «Игры с блоками Дьенеша».

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости, любознательности»

В. А. Сухомлинский.    

Цель:

1)Донести до сознания педагогов необходимость работы с блоками Дьенеша,

2)Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

Материал: наборы логических блоков Дьенеша, карточки с обозначениями свойств, карточки с заданиями, таблицы с алгоритмами, альбомы по младшему возрасту, набор игр из серии «Давайте поиграем» («Спасатели приходят на помощь»).

Вступление.

Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «почему», «как», «где» порой ставят в тупик взрослых. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-исследовательский, а главной формой организации является игра. С течением времени изменились сами дошкольники, их возможности и интересы, а значит пришло время менять подходы к обучению детей дошкольного возраста. Возникла необходимость введения в практику современных развивающих дидактических материалов. Сегодня я предлагаю поиграть с логическими блоками Дьенеша.

Слайд 3

Логические блоки Дьенеша разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном  Дьенешем для ранней подготовки мышления детей к усвоению математики.

Слайд 4

В набор входят 48 фигур, которые отличаются по цвету, форме, размеру, толщине. Нет ни одной повторяющейся детали. Каждая имеет свой уникальный набор свойств. Объемный логический материал именуется логическими блоками, а плоскостной – логическими фигурами. С блоками Дьенеша можно выполнять самые различные задачи на классификацию и сортировку, а на плоскости можно складывать силуэты узнаваемых предметов.

Слайд 5

Начинать можно в 2-3 года. Для самых маленьких подойдут элементарные задания на выбор (самые простые: выбери все круглые блоки, выбери все красные блоки).

Во время занятий помогут любимые игрушки. Если вообразить, что блоки Дьенеша – это угощения для кукол, то можно предложить детям раздать различные угощения. Зайки едят только морковки (треугольники), а белки – только орехи (желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим детей выбрать все угощения для зайки и белки.

Слайд 6

Можно использовать альбомы (для каждого возраста свои).
Первый так и называется «Блоки Дьенеша для самых маленьких».

Слайд 7

Для более эффективной работы и простора творческих идей можно использовать два дидактических материала блоки Дьенеша и палочки Кюизенера (альбом «Вместе весело играть»). Большое внимание в альбоме уделяется развитию речи ребенка. С этой целью используется пальчиковая гимнастика, речевые игры, художественное слово. Есть также задания математического характера, творческие и исследовательские. Каждая страница альбома подарит ребенку восторг познания, гордость открытия: - Я сам! Я могу!

Слайд 8, 9, 10

Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок будет в восторге от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные. В зависимости от возможностей ребенка блоки и палочки можно накладывать на изображения на картинках или рядом (более сложный вариант). Я вам предлагаю «оживить» картинку. Наложить цветные блоки на цветное изображение. (выполняют задание).

Содержательное общение взрослых с детьми – основа воспитания и развития малыша.

Слайд 11

Со временем можно усложнять и выбирать по нескольким признакам. Для детей 3-4 лет «игра цепочка», «башенки», «дорожки», «найти пару».

Слайд 12

Дидактическая игра «Угощение для медвежат». Можно представить, что блоки это любимые пирожные и угостить ими гостей. В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата – сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться по двум признакам цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру.

Слайд 13

В процессе игры дети научатся сравнивать и анализировать, делать выводы, строить фразы со словами такой же, не такой, все, больше, меньше, короче, длиннее.

Слайд 14

На следующем возрастном этапе (4-5 лет) предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены на карточках. Так цвет обозначается пятном.

Величина – силуэтом дома (большой маленький).

Форма – соответственно контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный блок).

Толщина – условным изображением человеческой фигуры (толстый тонкий).

Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.

Карточки рассматриваются с детьми, уточняются, какие свойства обозначены на них. Рассмотрим с детьми и сами блоки. Пользуясь карточками, ребята называют «имя» каждого блока, то есть перечисляют его признаки. Например, зеленый, круглый, большой, тонкий блок. Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывают друг другу фигуру, которую необходимо отыскать. Дети могут придумать и нарисовать свою схему, или обозначить свойства фигур словами. В игру включается соревновательный элемент. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибается при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.  

Слайд 15

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Слайд 16

Схемы на составление линейного алгоритма по цвету, по форме.

Слайд 17

Дидактическая игра  «Какой фигуры не хватает?»

Предлагаются также игры «Кто быстрее соберет блоки», «Поручение», «Кто быстрее спрячет», «Садовник».

Слайд 18, 19

Моделирование из блоков Дьенеша. Игра «Восстановление разрушенного замка»

Слайд 20, 21

Игра «Художники».

Цель игры развивать умение анализировать форму предмета, сравнивать по свойствам, также развивать художественные способности (выбор фона, цвета, композиции). Детям предлагается написать картины по эскизам. Одну картину могут писать несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена – выбирается только тонкий блок, если закрашена – толстый. В конце работы дети придумывают название картин. Умение оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании.

Слайд 22

На последнем этапе работы (5-7 лет) дидактические игры усложняются. К уже изученным карточкам-свойствам добавляются карточки отрицание свойств (не толстый - тонкий, не красный - синий или желтый, не большой - маленький). Сначала проводятся игры с новыми свойствами отрицания.
Далее к изученным играм добавляются новые: игра «Архитекторы» (дети разрабатывают проект детской площадки, выбирая материал в соответствии с заданными правилами).

Слайд 23

«Логический поезд» (использование карточек с числовым соотнесением).

Слайд 24

«Мозаика цифр» (дети расшифровывают карточку и выбирают нужный блок).

Слайд 25

Используется альбом Фенкельштейн Б.Б. «Спасатели приходят на помощь». Набор игр «Давайте вместе поиграем» содержит 9 компонентов логических фигур, плоский вариант блоков Дьенеша, 2 комплекта карточек с символами свойств, 1 комплект логических кубиков. В описании раскрыты возможности использования их не только как дополнительного материала к блокам Дьенеша, но и для самостоятельных игр (20 игр), а также показаны возможные пути придумывания игр с детьми. Есть вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.

Мы используем альбом «Спасатели приходят на помощь».

Слайд 26

В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим, животным. Стремление прийти на помощь доброта, ум, внимательность к людям — это достоинство человека. И, конечно, спасателю нужна сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные решения. Я предлагаю вам стать «спасателями».

Слайд 27, 28

Задача «спасателей» (т.е. ваша задача) — подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам

Слайд 29, 30

Теперь вам необходимо доставить «ценные грузы» (блоки) из г. Ярославля в г. Курск. В пути с «грузами» происходят изменения. Например, если груз был большой, то может стать маленьким. Изменение цвета и формы происходит по часовой стрелке (один шаг).

Слайд 31

Следующая задача «спасателей» доставить «ценный груз» с продовольствием в один из районов пострадавшего от наводнения. Перед вами карта. Проложите путь своими блоками, избегая «клеток ловушек», следуя указаниям знаков-символов, которые могут запретить проход определённых символов.

Вы успешно прошли испытания и можете достойно носить звание «Спасатели».

Слайд 32

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в) в сюжетно-ролевых играх: « Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места).
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).

Список литературы.

  • Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А.А. Столярова. М., «Просвещение» 1998 г.)
  • «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.Б. Финкельштейн. Санк-Петербург. ООО «Корвет» 2001 г.)
  • Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. Носова Е.А. 1990 г.
  • Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. ( Под ред. Б.Б. Финкельштейн. Санк-Петербург. ООО «Корвет» 2001 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе" Полет на Луну".

Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие....

Логические игры с блоками Дьенеша.

Для всестороннего развития детей эффективны логические игры с блоками Дьенеша....

Дидактические игры с «Блоками Дьенеша». От простого к сложному.

Использование логических блоков в играх с детьми, помогает воспитателю более эффективно реализовать программу по развитию элементарных математических представлений. С их помощью дети познакомятся с ге...

Игры с блоками "Дьенеша"

Пособие Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщ...

Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"

В памятке для педагогов представлен практический материал по применению  блоков Дьенеша в работе с детьми ....