Конспект нод в старшей группе «Пять ключей».
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Л.В.Ливинец
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе.Тема "5 ключей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_femp_1.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Вольновский детский сад»

Полтавского района Омской области

Конспект непосредственно образовательной деятельность  по  познавательному развитию

(формирование элементарных  математических представлений в старшей группе).

                                    Тема:  «Пять ключей».

                                                                    Воспитатель Ливинец Л.В

                                        Вольное 2018 год.

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: 

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

Физическое развитие

Цель: Закрепление математических знаний, практических умений и навыков посредством игры.

 Задачи:

Образовательные: Способствовать накоплению умений считать до 10, упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10. Закрепить знания о последовательности дней недели, о геометрических фигурах  (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закреплять умение классифицировать предметы по 2-4 свойствам. Совершенствовать умения ориентироваться на листе. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов (глаза).                                                                                      

Развивающие: Развивать внимание, логическое мышление, память и речь.  

Воспитательные: Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Демонстрационный материал: Сундучок, пять ключей, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, ткань голубого цвета, натянутая на обруч (озеро), пять рыбок  с цифрами от 1 до 5,  телефон. ТРИЗ – игра «Волшебный поясок» (геометрические фигуры), мяч, обручи, геометрические фигуры разных размеров и цвета.

Раздаточный материал:  числовые карточки от 1 до10, альбомный лист, простые карандаши по количеству детей.

Используемые технологии: триз,  игровая

Предварительная работа:  дидактические игры,  беседы, речевые игры.

Методические приёмы: Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, конструктивная деятельность, эксперимент.

Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или поболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.

Ход НОД:

Раздаётся стук в дверь

Воспитатель.  Кто бы это мог быть?  ( Входит Айболит)

Айболит. Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?

Дети: (здороваются и называют его)

Айболит: Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель. А что случилось?

Айболит. Представляете, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все звери. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Они закрыли её в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро.

Воспитатель. Как мы можем помочь? Что нужно делать? (ответы детей)

Айболит. Вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть ларец с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут другие больные звери

Воспитатель. Поможем, ребята? (ответы детей)

Воспитатель. Надо отправляться в путь. Но сначала мы проверим, сможете ли вы помочь Айболиту. Я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Части суток». Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.

Игра «День и ночь»

- Спим мы ночью, а зарядку делаем … (утром)

- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)

- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)

- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

- Сколько частей в сутках? (4).

Воспитатель. Назовите их.

Дети (утро, день, вечер, ночь).

 Воспитатель. Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток?

Дети. (Утром.)

Воспитатель. Молодцы! Доктор Айболит, может, и ты хочешь проверить детей? Задай им какой-нибудь вопрос.

Игра  «Назови пропущенное слово» с мячом.

 - Солнышко светит днем, а луна . . .

- Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

- Если вчера была пятница, то сегодня . . .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

 Айболит. Молодцы! Я думаю, что вы справитесь и достанете все ключи. А я пока приготовлю лекарства и микстуры для больных зверей 

Айболит уходит.

Воспитатель. Тогда отправляемся в путь к озеру. Идём по дорожке.  Посмотрите, в озере плавают рыбки. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т.д., нам нужно рыбок расположить по порядку. (Каждый ребёнок раскладывает в обруче рыбок с цифрами от 1 до 5). Найдите рыбку с цифрой 1 и мы посмотрим какое задание приготовила нам эта рыбка.

-  Молодцы! Вот первая рыбка и задание 1.

 ЗАДАНИЕ  1 Игра «Числа, встаньте по порядку»  

Воспитатель раздает детям   числовые карточки

Воспитатель: Вы теперь не дети, а числа. Числа, встаньте по порядку! Правильно построились числа? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого? Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1». Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает: «Я больше тебя на 1»). А что ты скажешь числу 3? и т. д..

Воспитатель. Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Айболит будет доволен. Найдите рыбку с цифрой 2. Молодцы.

Задание 2. ТРИЗ – игра «Волшебный поясок» (Приложение №-1) 

Геометрические фигуры (да-нет-ка)

Дети садятся полукругом

Воспитатель. Если  мы будем внимательны, то у нас всё получится.

Геометрические фигуры расставляем в пояске в кармашках в любом порядке. Задумываем фигуру (пусть это будет круг). Ребенок, предположим, устанавливает метку посередине пояска и задает вопросы:

- Эта фигура находится справа от метки? – Нет.

- Это плоскостная фигура? – Да.

- Это маленькая фигура? – Нет.

- Это круг? – Да

Воспитатель. За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ. А где третья рыбка? (Дети находят рыбку с цифрой 3).

Задание 3. Нам  предлагают  просто отдохнуть.

Нарисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты – молодец!

Воспитатель. Молодцы!  От рыбки получаем ещё один ключ.

ЗАДАНИЕ -4  Игра «Что где находится?»

Это задание на развитие памяти. Детям предлагается внимательно наблюдать и запоминать, где расположены геометрические фигуры. Затем нарисовать на альбомном листе геометрические фигуры.

Воспитатель.

В середине – кружок.

В правом верхнем углу – квадрат.

В левом нижнем углу – шестиугольник.

В правом нижнем углу – треугольник.

В левом верхнем углу – прямоугольник.

Воспитатель. Хорошо. Все правильно сделали?  А теперь обменяйтесь карточками со своим соседом, и  проверьте, правильно ли он выполнил свое задание.

 (Дети проверяют и анализируют задание). Рыбка даёт нам четвёртый ключ. Нам осталось одно задание. Не подведем Айболита.  Посмотрим последнее задание.  Какая цифра? Правильно, 5.

ЗАДАНИЕ 5.  «Игра с тремя обручами»

 Воспитатель: Ребята, нам нужно разложить фигуры  так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные. Внутри зеленого все треугольники, внутри синего - все большие. Все готовы? Тогда, распределитесь по три человека и  начинаем выполнять задание. Будьте внимательны.

Воспитатель. Молодцы! Рыбка даёт нам ещё один ключ. Итак, сколько у нас ключей? (Пять). Пора звонить доктору Айболиту.

Звонят. Заходит Айболит.

Айболит. У вас 5 ключей. Какие вы молодцы. Сейчас вам предстоит подобрать ключ к ларцу, открыть его и достать волшебную воду.

Дети с воспитателем подбирают ключ. Открывают и достают волшебную воду. (Она прозрачная).

Воспитатель. По-моему, это обыкновенная вода.

Айболит. А вот и нет! Смотрите. (Айболит накрывает банку тканью, болтает, получается цветная вода.) Самая настоящая волшебная вода! Спасибо за помощь! Я в вас не ошибся. Молодцы! Ну, а я скорее отправляюсь в Африку лечить зверей. А вам от меня сюрприз в ларце, чтобы вы не болели. До свидания.

Воспитатель и дети находят в ларце витамины.

 Итог. Воспитатель: Кому мы помогали? Как мы это делали? Для чего? Легко ли вам было выполнять задания? Какие трудности вы испытывали? Интересно было? А чем бы вы хотели заняться на следующем занятии?

 

Список используемой литературы :

1 Программа  « От рождения до школы»

2 Журнал « Игра и дети» 2006 №3

Приложение № 1 ТРИЗ – игра «Волшебный поясок»

Состав игры:

 Игровое поле – пояс с десятью кармашками, комплект тематических картинок «Геометрические фигуры», две прищепки, выполняющие функции меток (для сужения поля поиска), фишки.

Подготовка к игре:

Нарезать и разложить картинки по комплектам, на обратной стороне каждой картинки наклеить небольшой квадратик липучки.

Маленький совет. При самостоятельной игре детей в “Волшебный поясок” могут возникать конфликты между ведущим и играющими. Например, дети отгадали задуманное, а ведущий утверждает, что он загадал другой предмет. Как быть? Выход очень прост. Ведущий перед началом игры просит детей закрыть глаза и на обороте задуманной картинки прикрепляет фишку (именно для этого мы наклеиваем на обороте карточек липучки). Когда остальные участники отгадают предмет, они могут в том убедиться, перевернув картинку.

Правила игры:

Ведущий задумывает один из предметов, изображенных на карточке. Другой участник (или участники) должен отгадать задуманный предмет, задавая вопросы, на которые ведущий может отвечать только “Да” или “Нет”. Дополнительно правило: поясок можно делить меткой (прищепкой) на две части, сужая поле поиска и облегчая поиск задуманного предмета. Например, дети могут задать такой вопрос: “Картинка находится слева от метки”?

Волшебный поясок” можно использовать для систематизации знаний в любой области: математике, ознакомлении с окружающим миром, эклоги и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия с применением ИКТ в старшей группе 《Пять ключей》

Образовательная: формировать знания о цифрах от 1 до 5; знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник); умение ориентироваться на листе бумаги; развивать ко...

Конспект НОД в средней группе "Пять ключей"

Итоговое занятие в средней группе...

Конспект по формированию математических представлений «Пять ключей» в старшей группе.

                   ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГБОУ Шко...

НОД по познавательному развитию в старшей группе "Пять ключей"

Итоговое НОД проводится в конце учебного года. Дети закрепляют знания, полученные в течении года по познавательному развитию....

Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей в старшей группе «Пять ключей»

Конспект   открытого занятия по ФЭМП для детей в старшей  группе «Пять ключей»...