Главные вкладки

    Картотека дидактических игр по ФЭМП
    картотека по математике

    Белозерова Александра Васильевна

    Муниципальное бюджетное общеобразоавательное учреждение 

    "Средняя общеобразовательноя школа № 6" дошкольные группы

     

     

     

    Картотека дидактических игр по разделу:

    "Формирование элементарных математических представлений"

     

     

     

     

     

    Воспитатель: 

    Белозерова Александра Васильевна

     

    г. Югорск

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_po_femp.docx29.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека: «Дидактические игры по ФЕМП»

    «Овощной магазин».

    Дидактическая задача: Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.

    Игровая задача: Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.

    Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.

    Ход игры:

    Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.

    Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).

    «Строим дом».

    Дидактическая задача: Развивать представления детей о форме, величине, цвете.

    Игровая задача: Построить домики для собачки и кошки.

    Игровое правило: Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.

    Ход игры:

    Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает помощь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка – из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».

    Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке.

    Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.

    Вариант игры. Можно предложить детям строить домики из кубиков разного цвета: собачке – из красных, кошке – из синих.

    «Разные кружки для зайца и лисы».

    Дидактическая задача: Развивать представления детей о форме, величине, цвете.

    Игровая задача: Отобрать коврики для зайца и лисы.

    Игровое правило: Правильно отобрать коврики и погрузить на машины соответствующих цветов.

    Ход игры:

    Воспитатель приносит два домика и говорит детям, что один домик для лисы, другой - для зайца. Звери делают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики – лиса и заяц любят коврики, похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные ( пластины из строительного набора или листочки цветной бумаги). Дети должны отобрать коврики и погрузить их на машину, для лисы – красные кружки, для зайца – зеленые.

    Вариант игры. Предложить детям отобрать коврики большие и маленькие одного цвета; разных цветов, разных форм одного цвета.

    «Большие и маленькие мячики».

    Дидактическая задача: Учить различать цвет и величину (большой – маленький);развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

    Игровая задача: Подобрать мячики для кукол.

    Игровое правило: Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

    Ход игры:

    Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:

    Прыг да прыг,

    Все прыг да прыг,

    Спать наш мячик

    Не привык.

    Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

    «Разноцветные шарики»

    Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление основных цветов.

    Оборудование: картон белого и серебристого цвета, фломастеры основных цветов, клей – карандаш, шарики из цветного картона, скотч для «ламинирования», картинки сказочных героев, липучки.

    Ход игры: воспитатель просит детей прикрепить шарики по цветам.

    «Веселые карандаши»

    Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности пальцев, мелкую моторику.

    Оборудование: разноцветные карандаши, киндеры, глазки.

    Ход упражнения: Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.

    Непременно каждый пальчик быть послушным научу».

    «Груши и яблоки с пуговицей»

    Цель: упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая груша», учить пристегивать и отстегивать груши, яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», развитие мелкой моторики рук.

    Оборудование: картинки яблок, груш, нитки, пуговицы, картон для макета деревьев, скотч для «ламинирования».

    Ход игры: Поиграем в «Ураган» – дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, воспитатель или ребенок отстегивает от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предлагают ребенку побыть ветром – подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоки.

     «Накорми колобка»

    Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

    Оборудование: невысокие пластиковые баночки с крышками, крупа (фасоль, горох, гречка и другие).

    Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта.

    «Крупинки-придумки!»

    Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).

    Оборудование: различные виды круп (фасоль, рис, пшено и другие).

    Ход игры: Сначала на поднос необходимо насыпать ровным слоем пшено (можно и другую крупу), а затем, используя красную фасоль, (так лучше выделяется контрастный цвет) придумывают и накладывают разные узоры, картинки.

    «Дорисуй картинку с помощью пробок»

    Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук.

    Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы.

    Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.

    Дидактическая игра «Широкое - узкое»

    Цель: формировать представление «широкое - узкое».

    Содержание:

    Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами

    Игра «Построй пирамидку»

    Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости.  Развитие эмоционального настроя.

    Оборудование: Ёмкость с наполнителем, наполнители.

    Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку из наполнителя ёмкости (горох, фасоль)

    Сделать горку, пирамидку.

    Геометрическое лото

    Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

    Оборудование: 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. по 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

    Ход игры:

    Принимают участие 5 детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

    Дидактическая игра «Какие бывают фигуры»

    Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре  уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

    Оборудование: Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный материал: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

    Ход игры:

    Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

    Дидактическая игра «Составь предмет»

    Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

    Оборудование: На столе у воспитателя крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. На полу наборы разных геометрических фигур.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки.

    Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица»

    Дидактическая игра «Узнай и запомни»

    Цель: учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.

    Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат и т. д. ), набор мелких карточек с изображением одной формы для нахождения на больших карточках.

    Ход игры:

     Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую карточку. кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образец.

    По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), затем - по три (9 форм).

    Дидактическая игра «Три медведя»

    Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

    Оборудование: У воспитателя силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

    Ход игры:

    Воспитатель раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и г. д. рассказывает': «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он но размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Воспитатель помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).

    Дидактическая игра «Украсим платок»

    Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

    Оборудование: «платки» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей), набор листьев двух цветов (на каждого ребенка).

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает украсить платки листочками. Спрашивает, как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой платок, а вы - маленькие. Верхний край украсим желтыми листочками, вот так. (Показывает). Положите столько листьев, сколько я. Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными листочками украсим нижний край платка. Возьмем столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать, чтобы их стало поровну?»

    После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны платка листьями разного цвета. Т. е. положить на правую сторону платка столько же листьев, сколько и на левую. (Показывает).

    В заключении дети украшают все стороны платка по-своему и рассказывают об этом.

    Дидактическая игра «Почтовый ящик»

    Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.

    Оборудование: Доски с прорезями для выкладывания форм, одинаковых по цвету, но разных по конфигурации, с изображением мяча, воздушного шара (из двух полуовалов), двухэтажного дома (из двух прямоугольников); фигурки (два полукруга разного цвета, два полуовала одинакового цвета, два прямоугольника).

    Ход игры:

    Перед ребенком кладут доски и фигурки вперемешку. Педагог предлагает малышу составить все картинки, а потом сказать, какое изображение получилось.

    Дидактическая игра «Ищи и находи»

    Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

    Ход игры:

    Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.

    Дидактическая игра «Соберем бусы»

    Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

    Оборудование: На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

    Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.

    Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

    Дидактическая игра «Кому какая форма»

    Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

    Оборудование: Большие мишка и матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.

    Ход игры:

    Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обрести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, все овалы да другой - мишке». Воспитатель наблюдает, как дети выполняют заданием, в случае затруднения, предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

    В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой.

    Игра «Помощница»

    Цель:  Развитие мелкой и общей моторики, координации движений, ловкости.  Прививать трудолюбие.

    Оборудование: Ёмкости с наполнителями, совочки, наполнители.

    Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку переложить содержимое из одной ёмкости

    в другую.

    Игра «Золушка»

    Цель:  Развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости. Знать наполнители ёмкости.  Развитие эмоционального настроя.

    Ход игры:   Воспитатель предлагает ребёнку из одной ёмкости, где находятся разные наполнители переложить их по видам в разные ёмкости.

    Оборудование: Ёмкость с наполнителем, разные наполнители.

    Дидактическая игра «Наш день»

    Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

    Оборудование: Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

    Ход игры:

    Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворениях, Петрушиной:

    Кукла Валя хочет спать.

    Уложу ее в кровать.

    Принесу ей одеяло,

    Чтоб быстрее засыпала

    Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя.

    Дидактическая игра «Доползи до игрушки»

    Цель: учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.

    Оборудование: Разные игрушки.

    Ход игры:

    Педагог сажает детей на стулья в ряд. Напротив, на полу на разном расстоянии от стульев лежат две игрушки. Двое детей ползут к игрушкам по сигналу педагога: один - к ближней, другой - к дальней. Остальные наблюдают. Первый ребенок быстрее заканчивает движение, берет игрушку и поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог обсуждает с детьми, почему один ребенок взял игрушку раньше и подводит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая - близко. Игра повторяется с другой парой,

    2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но игрушки раскладываются в разных направлениях: одна - прямо пред стулом, другая - напротив - по диагонали, третья - слева или справа Педагог, вызывая детей, обращает их внимание на то, где лежат игрушки. Задача каждого ребенка - определить направление, в котором надо ползти.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр по ФЭМП

    Для каждой игры указаны цель, материалы и ход ее проведения.  Файл содержит картотеку дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей дошк...

    Картотека дидактических игр по ФЭМП в ДОУ

    В данной картотеке представлены дидактические игры по ФЭМП на все возрастные группы детского сада...

    картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы

    картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы ДОУ...

    Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей дошкольного возраста

    Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений с описанием дидактических задач, оборудования, хода игры...

    Картотека дидактических игр по ФЭМП

    Дидактические игры, направленные на формированиеэлементарных математических представлений у детейстаршей группы...

    Картотека дидактических игр по ФЭМП

    Методическая разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

    Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной группе

    Дидактическиеигры по ФЭМП в  подготовительной  группе 1. Ориентировка  во времени1.1. Дидактическая игра «Успей вовремя»Цель: Продолжать закреплять понятие времени.Развивать чувств...