Конспект проведения развлечения с математическим содержанием в старшей группе «Поиск подарков».
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Пименова Елена Александровна

Математическое развлечение, с использованием игровых ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_provedeniya.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения развлечения с математическим содержанием в старшей группе «Поиск подарков».

Цель: закрепление элементарных математических представлений у дошкольников в разных игровых ситуациях.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать навыки счета в пределах 5

-  учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предмета (цвета, формы, величины)

- упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначая результаты сравнения словами;

- закрепить умение различать правую и левую руку и сторону

- развивать умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе

-закрепить умение различать, называть и выделять особые признаки геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Развивающие:

- развивать мыслительные процессы: сравнение, анализ, обобщение, абстрагирование;

- развивать внимание.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к математической деятельности;

- воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно

Материал: 

- Демонстрационный: костюм для сказочного героя; мешок внутри которого, коробки, газеты и бумага; воздушный гелевый шарик, на котором привязано письмо; карта; цифры от 1 до 5  расклеенные по группе; конверты с заданиями; аудиозапись игры «мы идем налево…»; сюжетная картинка (на ней изображен гном, который не может попасть домой); геометрические фигуры ( по 4 – треугольника, квадрата; по 5 – зеленых и красных кругов); указка; 5 разноцветных полоски разной длинны и одинаковой ширины; магнитная доска; разрезанные картинки в виде пазл;

- Раздаточный: разноцветные полоски разной длины и одинаковой ширины (по 5); по 5 кругов красного и зеленого цвета; тарелочки на каждого ребенка; медальки и раскраска на каждого ребенка.

Ход:

(после завтрака даю детям установку подойти ко мне)

- Ребята, садитесь на ковер, я хочу вам рассказать одну историю.

(Стук в дверь. С шумом в комнату входит Зузу (сказочный герой) за плечами большой мешок)

З.: здравствуйте, ребята!

Д: здравствуйте!

(достает из кармана бумагу, читает)

З: я правильно пришел, это детский сад? (да)

- Группа «Сказка»? (да)

- Замечательно, долго я к вам шел.

В: а кто вы?

З: разрешите представиться: Я – зузу, надежный и верный помощник Госпожи математики из тридесятого царства.

В: приятно познакомиться. Зачем же ты к нам пожаловал?

З: так я ж говорю, у меня важное поручение от госпожи математики.

В: и какое же?

З: госпожа в течении недели наблюдала за всеми ребятами, как они занимаются математикой. И самых послушных, любознательных, активных, умеющих считать, думать решила наградить. Вот именно поэтому я прибыл к вам. Она передала вам небольшой подарок. (ищет в мешке, выкидывая все из него)

- Сейчас, сейчас, он был где то здесь! (ищет не может найти)

- Не пойму, я же помню, что положил его сюда. (задумался)

- (разъяренно) Ах, этот глупый, неряшливый мальчишка. Я ему доверился, а он….

В: объясни же, что произошло? (удивленно)

З: в нашем царстве живут не только добрые, умные и трудолюбивые гномы, но и ест такие, которые не хотят ничего делать и только то и делают, что вредничают.

- Вот и Ошибка, тоже очень любит вредничать. Я на минуту оставил ему мешок с подарками, как он тут же все забрал у меня. Ух, я ему покажу. Ребята, вы извините меня, я скоро вернусь и верну вам подарок. (быстро убегает)

В: что -то я ничего не поняла. Ребята, а вы что- нибудь поняли? (нет)

- Посмотрите, сегодня день чудес какой - то. И Зузу, и шарики воздушные. (обращаю внимание на воздушные шарики)

- Интересно, откуда он появился? (прилетел)

- Может быть и прилетел. Что это? (письмо)

- Снова нам? Прочитаем? (да)

- Давайте прочитаем.

«Здравствуйте ребятишки! Меня зовут необычно – Ошибка. Я спрятал ваши подарки. Если вы хотите получить подарки, то вам надо их найти. А для того, чтобы вам было легче их найти, я отправляю вам карту, по которой вы должны выполнять задания. Я надеюсь, что вы не сможете выполнить задания и все подарки достанутся мне.»

- Ребята, это же Ошибка, про которого нам говорил Зузу. Так получается ваши подарки действительно украдены?! (давайте отправимся их искать, тут даже есть карта)

- Вы хотите найти свои подарки? (да)

- Тогда давайте выполнять задания. Открывайте карту, давайте рассмотрим ее и решим, куда нам надо идти. (раскрывают карту, рассматривают ее)

- Какая самая первая геометрическая фигура? (круг).

- Правильно, первая геометрическая фигура - круг, значит нам надо найти в группе круг и спешить выполнять задание.  Найдите ее в группе. (ищут круг; подходим к геометрической фигуре. Круг  приклеен на шкафу)

- А вот и первое задание. Слушайте внимательно. Ошибка приготовил для вас вопросы, на которые сам уже ответил, но  допустил ошибку. Я буду задавать вопросы, а вы должны внимательно послушать, исправить ошибку и на них ответить правильно:

1. назовите последовательно все части суток (ошибка ответил: утро- вечер-  день – ночь)

- Где Ошибка ошибся? (в последовательности)

- Правильно, молодцы. Ох уж Ошибка, решил нас запутать. Но ему это не по силам. Слушаем следующий вопрос. (да) (продолжаю задавать вопросы, дети отвечают и исправляют. Пр необходимости вывешиваю наглядный материал)

2. назовите геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, куб, овал  и т.д)

3. назовите геометрические фигуры, у которых нет углов (круг)

4. назовите геометрические фигуры, у которых четыре угла (квадрат, прямоугольник)

- Молодцы, с этим заданием вы справились отлично. Правильно ответили на все вопросы, находили ошибки и исправляли их.  Не смог испугать нас Ошибка своим заданием и запутать.

- Ребята, куда мы идем дальше? Посмотрите на карту, от круга куда идет стрелка? Куда нам двигаться дальше?  (к геометрической фигуре - квадрат).

- Правильно, найдите квадрат.  Сейчас мы посмотрим, какое задание нас ждет дальше. (подходим квадрату. Открываем задание, читаем. Квадрат приклеен на магнитной доске)

- Ребята, для выполнения следующего задания нам нужно сесть за столы. (дети рассаживаются за столы)

- Садимся все красиво, спинки держим ровно, ноги поставили прямо. Слушаем следующее задание. (открываю письмо, читаю задание)

«Ребята, мой друг не может попасть домой. Помоги – те ему».

(на полотне изображен гном, который не может попасть домой, так как лестница построена не правильно: ступеньки расположены в хаотичном порядке.)

- Посмотрите на картинку, и скажите, почему гном не может попасть к себе домой? (лестница кривая, лесенки не по порядку)

- Правильно, Ошибка сам построил лестницу и ошибся. Давайте мы поможем гному. (да, поможем)

- Как мы можем помочь ему попасть домой? (построить лестницу)

- Верно, как нужно правильно построить лестницу? (нужно, что бы ступеньки шли по порядку с самой длинной до самой короткой)

- Конечно, для того, что бы гном смог подняться в свой дом, ему нужно правильно построить лестницу. Ребята, у вас на тарелочках лежат полоски разной длины. Давайте из этих полосочек построим гному лестницу. Начнем строить с самой нижней ступени. Ребята, какая по длине она должна быть? (длинная)

- Правильно, первая ступень должна быть самая длинная. Приступаем. Строим лестницу в порядке убывания длины. С самой длинной до самой короткой. Ребята, всегда выбираем из оставшихся самую длинную ступень.  (дети выстраивают лестницу в порядке возрастания)

- Получилась у вас лесенка? (да)

- Скажите, из скольки ступенек состоит ваша лесенка? (из пяти)

- Как вы догадались? (посчитали)

- Хорошо.  Маша, посчитай пожалуйста из скольки ступенек состоит твоя лесенка? (одна, две, три, четыре, пять – всего пять  ступенек)

- Правильно, лесенка состоит из пяти ступенек. Что можно сказать о длине ступенек? (они разной длины)

- Верно, если бы ступеньки были одинаковые, то лесенка не получилась. Ребята, давайте назовем длину каждой ступеньки. И наконец поможем гному подняться домой. Возьмите с тарелочки по одному гномику. (дети берут гномов).

- Начнем называть ступень с самой длинной и продвигать гнома вверх по лестнице при этом называть каждую ступень. (выполняю показ на демонстрационном материале, дети выполняют на своих местах)

- Давайте все вместе: самая длинная, короче, еще короче, еще короче, самая короткая.  

- Андрей, выйди пожалуйста ко мне и назови последовательно каждую ступеньку в порядке убывания длины. Ребята, а вы внимательно слушайте и проверяйте при необходимости.  (самая длинная, короче, еще короче, еще короче, самая короткая)

- Хорошо, теперь гном сможет добраться до дому. (передвигаем гнома домой)

- Посмотрите, он дома, ваша лестница помогла ему добраться домой. А когда он будет спускаться, как он будет называть ступеньки? Так же, когда поднимался? (нет)

- А как? Помоги мне назвать каждую ступеньку последовательно в порядке возрастная длины. (самая коротка, длиннее, еще длиннее, еще длиннее, самая длинная)

- Верно, молодцы. Давайте поворотим еще раз: самая коротка, длиннее, еще длиннее, еще длиннее, самая длинная

 - Дима, назови последовательно каждую ступеньку в порядке возрастания длины (самая коротка, длиннее, еще длиннее, еще длиннее, самая длинная)

- Хорошо. Знаете и умеете сравнивать полоски по длине, раскладывать их в порядке возрастная и убывания и называть длину каждой ступеньки. Ошибке снова не удалось нас остановить мы справились с заданием.

- Но нам пора двигаться дальше. Вставайте и подходите ко мне. Куда нам двигаться дальше? (дети читают карту)

- Куда идет стрелка от квадрата? (к геометрической фигуре - треугольник).

- Правильно, найдите треугольник. (подходим к треугольнику)

- И здесь нас ждет задание. (открываем конверт, читаем задание)

«Ребята, вы должны быть не только умными, любознательными, проворными, но и должны уметь веселиться. Я оставил вам название танца в надежде, что вы будете ошибаться в определении левой и правой стороны.»

- Ну что ребята, действительно пора отдохнуть. Давайте потанцуем, и покажем Ошибке, что мы знаем где находиться левая и правая сторона. Правда? (да)

- Покажите мне, где находится левая сторона? (показывают)

-  А почему там? (потому что там левая рука)

- Верно, молодцы. А где правая сторона? (показывают)

- А почему она там? (правая рука)

- Ну конечно. Встаем все в три колонны лицом ко мне. Слушаем музыку, смотрим на меня и выполняем движения вместе со мной. Не путая левую и правую руку, что бы Ошибка не радовался, что вы не можете определить, где левая и правая сторона.

Танец «мы пойдем налево…» (дети танцуют)

Мы пойдем налево,

Мы пойдем направо,

Два раза повернемся,

Потянемся, проснемся,

Попрыгаем на месте,

Шагнем вперед все вместе,

Обратно, как пингвины,

Покатимся, проснемся,

И руки, поднимем,

Опустим, поднимем. Да….

И друга обнимем.

- Ну что ребята, молодцы. Так весело и дружно танцевали. Ни разу не спутали левую и правую сторону. Ошибка будет не рад, что вы справились очень хорошо с заданием. Отдохнули? (да) Не устали выполнять задания? (нет)

- Ну тогда двигаемся дальше. Куда нам идти дальше? (читаем карту)

- Куда идет стрелка треугольника? ( к геометрической фигуре - овал)

- Верно, нам нужно найти овал. (дети находят геометрическую фигуру)

- Правильно, вот она скорее идем к ней. (подходят, видят коробку)

- Надеюсь, что, выполнив это задание мы наконец узнаем, где спрятаны ваши подарки. Открываем? (да)

- Хорошо. (открываю коробку. Там лежат конверты, и письмо. Открываем письмо)

- Ребята, снова письмо. Слушайте внимательно.

«Если читаете это письмо, к моему сожалению и вашей радости, вы справились со всеми моими заданиями. Даже мои ошибки не смогли вас запутать. Но, у меня все же осталось еще одно задание. После которого я надеюсь, что ваши подарки останутся у меня. Потому что я наверняка смогу вас запутать при выполнении этого задания. В коробке есть несколько конвертов, в каждом конверте пазлы. Соберите их, а потом ответьте на вопросы»

- Приступим? (да)

- Но сначала вам нужно разделиться на две группы. Девочки и мальчики. (делятся на группы)

- Что бы вам было удобно, присаживайтесь на ковер, так чтобы друг другу не мешали.

(раздаю детям конверты с пазлами. Дети собирают пазлы.)

- Ребята, получилось у вас собрать пазлы? (да)

- Что изображено у вас на картинках? (гномы)

- Молодцы. Ребята, вы справились только с первой частью задания. Собрали пазлы. Ошибка никак не хочет отдавать подарки, потому что сам их очень любит. Осталось еще одно задание.

- Какие геометрические фигуры вы видите на своих картинках? (у нас треугольники, а у нас квадраты)

- Правильно, кроме гномов у нас на картинках изображены геометрические фигуры. Давайте сядем за столы. (дети рассаживаются)

(на магнитной доске расположены в ряд 4 квадрата и 4 треугольника)

- Ребята, как проверить, сколько на доске треугольников и квадратов? (сосчитать)

- Давайте сосчитаем, сколько квадратов и треугольников на доске. Дима, выходи к доске. Помоги посчитать сколько на доске изображено квадратов. Ребята, а вы проверяйте и помогайте Диме. (ребенок выходит к доске. Встает справа от доски и считает слева направо)

(один, два, три, четыре – всего четыре квадрата)

- Ребята, Дима правильно посчитал квадраты? (да)

- Сколько квадратов на доске? ( 4)

-Правильно.  Спасибо, Дима. Садись. Теперь давайте посчитаем сколько на доске треугольников. Соня, выйди к доске и посчитай сколько треугольников изображено на доске. Не забывайте проверять друг друга. (ребенок выходит к доске. Встает справа от доски и считает слева направо) (один, два, три, четыре – всего четыре треугольника)

- Ребята, на доске 4 треугольника? Правильно Соня посчитала? (да)

- Молодец, спасибо, Соня. Присаживайся на место. Ребята, что можно сказать о количестве квадратов и треугольников? (их одинаковое количество, по 4)

- Конечно, треугольников и квадратов равное количество, по четыре. А как можно проверить равенство, не считая геометрические фигуры? (расположить их друг под другом)

- Верно, не обязательно считать. Можно расположить треугольники сверху, а квадраты под треугольники. (вызываю ребенка для помощи)

- Ребята, возьмите с тарелочки круги и расположите их друг за другом: сначала красные, потом зеленые, как попросил Ошибка.

(пока дети раскладывают круги на столе, на магнитную доску располагаю в ряд 5 красных и 5 зеленых кругов)

- Получилось? (да)

- Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать сколько красных и зеленых кругов? (посчитать)

- Посчитайте, и скажите, сколько у вас на столе красных кругов? (один, два, три, четыре, пять – всего пять красных кругов)

- Вика, посчитай и скажи, сколько у тебя красных кругов? (один, два, три, четыре, пять – всего пять красных кругов) (спрашиваю еще двоих детей)

- Хорошо. Посчитайте и скажите, сколько зеленых кругов? (один, два, три, четыре, пять – всего пять зеленых кругов)

- Ира, посчитай и скажи, сколько у тебя на столе зеленых кругов. (один, два, три, четыре, пять – всего пять зеленых кругов)

- Значит, что можно сказать о количестве красных и зеленых кругов? (их поровну, количество одинаковое, по 5)

- Правильно, их по пять. Чем различаются круги? (величиной)

- Да, красные круги больше чем зеленые. Как расположить круги, чтобы было видно их равное количество? (наложить друг на друга, расположить в два ряда, приложить)

- Верно, мы можем их не считать, а использовать способ приложения или наложения. Проверьте равное ли количество кругов любым понравившимся способом. (дети используют метод приложения или наложения)

- Одинаковое количество красных и зеленых кругов? (да)

- По сколько их? (по пять)

- Круги, отличаются по цвету и величине. Но мы посчитали все круги и узнали, что их поровну, по пять. Молодцы, и с этим заданием вы справились. Ошибка думал, что нам не по силам это задание. Он думал, что мы не знаем о том, что число не зависит от цвета, от величины кругов. Он хотел снова нас запутать. Но ему это не удалось.

Отправляемся дальше. Куда нам идти теперь. К какой геометрической фигуре идет стрелка? (к прямоугольнику).

- Правильно, скорее в путь. Мы почти у цели. (ищут прямоугольник, подходят. Находят мешок)

- Ребята, мы его нашли. (находят письмо)

- Ой, не все так просто. Посмотрите, снова письмо с заданием.  Давайте скорее прочитаем. (читают задание)

«Ребята, вы нашли свои подарки. Но вы не сможете взять их так просто. Я приковал ваш мешок с подарками прочной цепью. Цепь отпадет только тогда, когда отгадаете все мои загадки, которые вы видите на цепи. С каждой отгаданной загадкой цепь будет слабеть.»

- Будем отгадывать загадки? (да).

- Тогда садитесь на ковер, и слушайте внимательно.

1. Сколько рогов у коровы? (2).

2. Под крышей четыре ножки, а на крыше – суп да ложки. (стол).

3. Сколько огней у светофора? (3).

4. У него – два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами. (Велосипед).

5. Сколько лап у кошки? (4).

- Ребята, вы справились с заданием. Цепь совсем ослабла, теперь ее можно снять и забрать ваши подарки.

(дети разрывают цепь, забирают мешок, в котором лежат медальки, раскраски и сладкий приз)

 - Посмотрите, снова письмо. Давайте сначала прочитаем его:

«Ребята, пишет вам Королева математики. Я долго наблюдала за вами и решила, что вас надо наградить за то, что вы хорошо занимаетесь математикой. Вы такие любознательные, активные, помогаете друг другу, умеете считать, думать, знаете много геометрических фигур. Оставайтесь всегда такими. Посылаю вам небольшие подарочки»

- Наконец то мы добрались до них. Скорее открывайте, и посмотрим, что там для вас отправила Королева математики. (достают подарки и письмо)

- Что отправила вам Королева? (раскраски, медальки, сладости)

- Теперь вы сможете показать свои медальки родителям и рассказать о сегодняшнем путешествии. Рассказать о том, за что вы их получили.  А расскраски раскрасить, когда будет свободное время или дома.  И всегда вспоминать о сегодняшнем приключении.

-Ребята, какие вы молодцы, что смогли отыскать подарки. Вы не испугались трудностей, были очень дружны и активны. - Что вы расскажете родителям?

- Какое задание было самым трудным для вас? (никакого)

(вбегает Зузу, дети сидят за столами)

З: ребята, я так и не нашел ваши подарки. Оббегал все царство, спросил у всех. Ничего. (огорченно)

Д: мы уже сами все нашли.

В: да, да, Зузу. Мы все смогли отыскать.

З: правда?!(радостно)

В: да, не расстраивайся. Все хорошо.

З: а я говорил Королеве, что именно вы заслуживаете этих подарков. Я не сомневался, что вы не найдете их. Ведь вы такие активные, самостоятельны, добрые, умные. (радостно)

- Ну тогда я пошел дальше. Мне еще надо в один детский сад. До свиданья ребята!

(дети прощаются и продолжают завтракать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Математическое королевство"

С данным конспектом, мною было пройдено Соответствие занимаемой должности воспитателя....

КОНСПЕКТ проведения занятия по математическому развитию в старшей группе

Программное содержание:  Закрепить  навыки счета и отсчета предметов в пределах пяти; упражнять в запоминании одновременно двух чисел; названии предметов и места их расположения; закрепить у...

Конспект проведения развлечения «Урок вежливости» с детьми старшей группы

В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе нравственном воспитание детей с раннего возраста приобретает особую з...

Конспект развлечения с математическим содержанием в старшей группе «Веселая математика»

Конспект развлечения с математическим содержанием в старшей группе «Веселая математика»...

Конспект занятия по развитию математических представлений в старшей группе: «В поисках клада»

Конспект занятия по развитию математических представлений в старшей группе: «В поисках клада»...

Буклеты. Руководство играми математического содержания в старшей группе детского сада.

Ата-аналарға арналған  мектепке дейінгі балалармен математикалық мазмұндағы ойындарды басқару туралы ақпарат.Информация для родителей по руководству играми математического содержания,  с дет...

Сценарий проведения дня здоровья в подготовительной и старшей группах. «Поиски клада»

День здоровья для дошкольников старшей и подготовительной к школе группе. Цель: формировать привычку к ЗОЖ, научить заботиться о своем здоровье. Развивать умение применять полученные знания на практик...