Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста
консультация по математике (младшая группа)

Жернакова Данна Александровна

В современном мире развитие науки и  техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.  Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_formirvanie_elementarnyh_predstavleniy.docx114.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста»

Жернакова Данна Александровна,    

воспитатель МБДОУ Детский сад № 7 «Крылышки,

г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ

Математика - ключевое орудие познания ребенком окружающего мира

П. Вайсингер

Математика возникла в глубокой древности из практических потребностей людей. Математика, как и другие науки, непрерывно развивается, обогащается новыми теориями, перестраивается в ответ на новые  запросы жизни.

В современном мире развитие науки и  техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.  Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период сензитивного развития, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что обучение на занятиях, в повседневной жизни, дидактических играх и упражнениях при условии и наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у детей раннего возраста основных математических представлений и развитие математического мышления – сравнением, анализа, рассуждением, обобщением, умозаключением.

У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения.  В этот период я учу детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. А.В. Запорожец, считал, что процесс умственного развития ребенка связан с развитием его ощущений, восприятий, представлений. Поэтому формирование математических  представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка.

С детьми второго, третьего года жизни в детском саду  не проводятся специальные занятия по развитию математических представлений. Условия, способствующие развитию математических представлений, я создаю в ходе регламентируемых игр-занятий по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию, а также в свободной деятельности в группе,  и во время прогулок на участке детского сада. Прогулки дают богатый материал для развития математических представлений.  Подобные игры-занятия с математическим содержанием провожу индивидуально и с небольшими подгруппами детей: 2 группа раннего возраста – 5 человек, 1 младшая группа – 6 человек. При организации игр-занятий учитываю доступность и привлекательность, строгую дозировку содержания, их игровой характер, использую различные сюрпризные моменты. На первых играх-занятиях учу детей выделять какой-то один сенсорный эталон. Успешности обучающих воздействий способствуют резкие контрасты формы (шар - куб), цвета (красный - желтый), величины (большой - маленький). Для занятий подбираю знакомые игрушки, чтобы детям было знакомо не  только их название, но и возможность использования в играх. В работе с детьми  использую принципы личностно-ориентированного подхода,  подбираю содержание, формы и методы работы с учётом уровня развития ребёнка. В начале обучения предоставляю каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе, постепенно увеличивая его. Положительно оцениваю каждый удавшийся шаг ребенка, попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым содействую развитию его самостоятельности и активности. Демонстрирую дошкольника успехи всех детей в группе и успех каждого ребенка в отдельности, в особенности детей с низким уровнем активности и самостоятельности.  

        Для ознакомления с простейшими знаниями о количестве на начальном этапе привлекаю внимание к группам однородных игрушек, побуждаю рассмотреть их, уточняю название. Например, рассматривая мячи, я задаю вопросы: «Что это?». После этого перехожу к понятию количества, сказав: «Как много у нас мячей!». В следующий раз привлекаю детей к активному участию в создании группы из однородных предметов. Важно, чтобы на первых занятиях группы предметов создавались из однородных игрушек одинаковых по всем признакам: цвета, формы, величины и материала. По мере того как дети овладеют умением образовывать группы однородных предметов, понимать и отвечать на вопрос со значением «Сколько?», ставлю следующие задачи: различать и называть неравные по количеству группы, обозначая их словами: много – один, много – мало. С целью закреплений понятий «один, много, мало», использую народные игрушки (матрешки, неваляшки, деревянные ложки, башенки),  пальчиковые игры, подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций. Обращаю внимание, чтобы дети не только показывали предметы, но и называли их.

Для освоения у детей начальных представлений о величине и форме предметов окружающего мира, обращаю внимание на размер предметов. Например, показываю  большую матрешку и, передав ее в руки ребенка, говорю: «Матрешка большая». После того как ребенок исследовал большую матрешку, я передаю ему маленькую матрешку и комментирую: «Это маленькая». Можно поставить две матрешки на стол и сравнить, а затем попросить ребенка показать, где большая или маленькая матрешка. Для знакомства с формой предметов использую игрушки, имеющие ярко выраженную форму сенсорных эталонов. Чтобы дети научились различать и называть предметы по форме, например, шарик и кубик, учу их сравнивать.  Показываю, что шарик катится с горки, а кубик нет, потому что мешают уголки. Из шариков нельзя построить башенку, прикладываю шарик на шарик, а из кубиков можно.  Прошу ребенка самому попытаться построить башню вначале из шариков, а потом из кубиков. Н всех этапах обучения действиям по обследованию формы использую прием обведения контура предмета пальцем ребенка.  

Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата  вызывает чувство радости. С целью развития представлений о величине и форме предметов с детьми провожу разнообразные манипулятивные действия с предметами: собирание шариков и кубиков, разбирание и собирание игрушек-вкладышей – матрешки, грибочки, бочонки, собирание пирамидки, соотнесение предметов с фигурными отверстиями дидактических столиков, составление разрезных картинок из двух частей, собирание геометрической мозаики и магнитной мозаики. Такие дидактические игры также способствуют развитию мелкой моторики руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса.

Элементарные знания о величине, форме, количестве уточняются, закрепляются и в повседневной жизни детей. Например, во время сборов на прогулку можно спросить, все ли пуговицы застегнуты, сколько петель, сколько пуговиц, какой они формы.

Развитие ориентировок в пространстве является важным условием общего развития ребенка, поэтому в раннем возрасте, у ребенка необходимо накапливать опыт восприятия ближайшего пространственного окружения. Развиваю у детей ориентировку в частях собственного тела, учу показывать на себе где голова, руки, спина и т.д. Сообщаю, что глазами мы смотрим, ушами – слушаем и т.д.  В  старшем возрасте знание пространственного расположения частей тела будет служить ребенку образной моделью системы координат трех основных парных пространственных направлений: вверху - внизу, впереди - сзади, справа - слева. Также обращаю внимание детей на то, что их окружает в детском саду, на участке детского сада. Знакомлю детей, где находится спальная комната (здесь дети спят, отдыхают), игровая (здесь играем и занимаемся), туалетная (умываемся) комнаты, приемная (здесь раздеваемся и одеваемся на прогулку).  Развитию пространственных ориентировок способствуют игры с имитацией различных направлений движения объектов в пространстве. Например, прошу показать, где сидит птичка, куда побежала собачка и т.д.

Организация игровых упражнений на различение количества, величины, формы предметов и развитие пространственных ориентировок создают необходимую основу для успешного формирования познавательных действий и умений на следующих возрастных этапах развития ребенка.

  В работе с родителями, я предлагаю следующие рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста:

1.Создавать условие для полноценного развития ребенка. Это своевременное и последовательное развитие его сенсорики, органов чувств, первых элементарных действий. Общение с ребенком строится через предметы, совместные игры с ними. Знакомя детей с предметами, четко называть основные признаки предметов;

2. Привлекать внимание к количеству предметов в окружающем мире;

            3.  Расширяйте круг предметов, осваиваемых ребенком. Это специальные игрушки, дидактический материал, предметы быта. Не ограничивайте, не прячьте от него все подряд, не отталкивайте: «Не мешай», а предоставляйте ребенку и дайте возможность действовать с ними;

4.  В процессе целенаправленного обучения, учитывать опыт ребенка. Позволяйте ребенку самому учиться и помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо;

5. Предоставлять ребенку возможность выбора предметов, способ действия, его длительности.

6.Использовать произведение устного народного творчества: потешки, стихотворения, сказки, считалки.

Предлагаю родителям специальные игры и занятия, в процессе которых будет развиваться восприятие, память, мышления и ручные умения ребенка. Информацию по развитию элементарных математических представлений у детей раннего возраста поместила в  папки - передвижки «Развивающие игры», «Сенсорное воспитание».

Провожу для родителей консультации по формированию элементарных математических представлений детей раннего возраста, рекомендую соответствующую методическую литературу и статьи из педагогических журналов.

Формирование элементарных математических представлений  у детей в раннем возрасте является важным условием полноценного развития ребенка. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высо...

План - конспект игры на формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста ( первая младшая группа)

План  -  конспект   игры   на формирование   элементарных математическихпредставлений  у  детей  раннего возраста  ( первая млад...

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Предлагаемый материал представляет методическую разработку по развитию математических представлений у детей раннего возраста....

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Формирование первоначальных представлений о множествах, отношениях, геометрических фигурах, пространственных  и временных отношениях -  неотъемлемая часть познания ребёнком окружающего мира,...