Проект «Развития элементарных математических представлений детей 6-7 лет с помощью дидактических игр».
проект по математике (подготовительная группа)

Проект на тему:

«Развития элементарных математических представлений детей 6-7 лет с помощью дидактических игр».

 

 Содержание:

I. Введение

1.     Актуальность проблемы.

2.     Анализ ситуации.

3.     Анализ внешней среды.

4.     Анализ заказа со стороны внешней среды на наши услуги.

5.     Анализ внутренней среды.

6.     Анализ проблем.

7.     Древо проблем.

II. Концептуализация.

III. Целепологание, ожидаемый результат.

IV. Реализация проекта.

1.     Подготовительный этап.

2.     Основной этап.

3.     Мониторинг проекта.

Заключение.

Список литературы.

 

Ведение.

Актуальность проблемы.

     Одним из разделов  «Проблемы  воспитания  и  обучения  в  детском саду» является  умственное  воспитание  ребенка. Оно осуществляется через решение нескольких задач. Одним из путей интеллектуального развития детей в детском саду является формирование элементарных математических представлений. Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта. Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. В разделе «Развитие элементарных математических представлений» к детям седьмого года жизни предъявляются более высокие требования не только и не сколько в овладении количеством и счетом, величиной, формой, ориентировкой в пространстве и во времени, сколько в использовании математических операций с целью умственного развития и формирования воли, воспитания умения сравнивать, обобщать, выделять признаки предметов и явлений. Основной задачей дошкольного образования является развитие индивидуальных способностей детей в целях их более раннего развития индивидуальной творческой деятельности как показателя    интеллектуальной одаренности. Важную роль в развитии познавательных способностей занимает игра. Игровое обучение на занятиях имеет особое значение. В игре можно создать ситуации, при которых на разных этапах занятия ребята могут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать и оценивать друг друга. В процессе общения дети быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют затруднения. Это позволяют практически всем двигаться вперед, подтягивает слабых и не сдерживает сильных по знаниям детей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка и к учению, и к труду, являясь всего немного учением и немного трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает игру лишь забавой и развлечением. Игровые ситуации делают занятия разнообразным, интересным, придают ему эмоциональную окраску. Итак, данная тема является актуальной в решении поставленной задачи развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Анализ ситуации.

     Становление у ребенка образа мира начинается благодаря тем впечатлениям, которые он получает в первые годы жизни. В начале через взрослого и общения с ним, а затем через самостоятельное освоения новых форм деятельности ребенок все больше познает окружающее. Назначение образования - давать каждому то, что нужно именно ему, а не знания вообще. Любой ребенок «заполнен» собственным опытом, который и определяет характер его интеллектуальной активности в тех или иных конкретных ситуациях. Каждый нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному росту за счет максимального обогащения личного опыта. Цель современного личностно – ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания.

Продумывая содержание, формы и методы организации познавательной деятельности дошкольников, каждому педагогу можно найти резерв совершенствования интеллектуального развития детей в конкретной возрастной группе. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

    Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим. Эти слова актуальны и в наши дни. На педагогике лежит ответственность в организации и выборе содержания дошкольного образования, чтобы обеспечить своевременное интеллектуальное развитие ребенка.

Анализ внешней среды.

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1.Увеличивается детская рождаемость.

2. В 2014 году принят  ФГОС ДО.  

1.     Плохое финансирование детских дошкольных учреждений.   

 

Преимущества

Угрозы

1.Меняется демографическая

ситуация в России.

2.Больше внимания со стороны

государства уделяется проблемам дошкольного образования и воспитания.

1.Не все дети имеют одинаковые стартовые возможности при поступлении в школу.

2.Детские сады недостаточно обеспечены методическими пособиями и принадлежностями.

 

Анализ заказа со стороны внешней среды на наши услуги.

Заказчиками наших услуг являются:

- государство;

- администрация муниципалитета;

- администрация ДОУ;

- родители.

    ФГОС ДО и «Программа воспитания и обучения в детском саду», реализуемая в нашем детском саду, нацеливает на формирование основ интеллектуальной культуры личности и тех качеств, которые необходимы ребёнку для успешного вхождения в «большую школьную жизнь», овладения навыками учебной деятельности. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только ко взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать.

     В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка успешным в дальнейшей жизни и ожидает от детского сада работы по всестороннему развитию ребенка.  

Анализ внутренней среды.

  Сильные стороны.

Слабые стороны.

1.Большой педагогический стаж воспитателя.

2. Низкий уровень заболеваемости детей.

3. Родители активно участвуют в жизни группы.

4. Дети с удовольствием участвуют в игровых формах занятий.

1.   Слабая материальная база группы.

2. 30% детей из неполных и малообеспеченных семей.

Преимущества

Ограничения

1.В связи с малой заболеваемостью, дети регулярно посещают детский сад, что дает возможность хорошо развиваться, готовиться к школе.

2. Имею возможность регулярно получать помощь от родителей в плане создания развивающего пространства группы.

3. Дидактические игры позволяют активизировать всех детей.

1.Не все родители имеют возможность приобретать для своих детей современные развивающиеся пособия.

2. В группе нет достаточного материального обеспечения.

 

Для ограничения со стороны внутренней среды необходимо:

1.     Регулярно приобретать методические пособия.

2. Обращаться к спонсорам с просьбой помочь в приобретении необходимого для улучшения предметно-развивающей среды в группе.

3.Разработать систему работы с детьми по проблеме: «Развитие математических представлений детей 6-7 лет с помощью дидактических игр.

4. Воспитателю постоянно саморазвиваться.

        Наш детский сад-учреждение общеразвивающего типа, где реализуется «Программа воспитания и обучения», разработанная М.А. Васильевой и др., в соответствии с которой происходит всестороннее развитие психических и физических качеств ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Сотрудники МБДОУ, дети и родители принимают активное участие во всех внутрисадовых и районных мероприятиях. Наш детский сад начал работать 30 лет назад, в связи с чем у нас много материальных проблем, а серьезного спонсора у нас нет. В методическом кабинете нашего детского сада недостаточно методической литературы. Диагностика знаний детей выпускной группы по формированию элементарных математических представлений, проведения в начале учебного года, выявила, что 10% детей имеют низкий уровень знаний в данной области, и они особо нуждаются в помощи педагога.

Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что, используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить проблемы знаний у детей. Мы играем в разные дидактические игры. Вот, например: «Живые цифры», «Найди себе место», «Лифт», «Найди такую же фигуру», «Игра с палочками», «Куда пойдёшь», «Положи столько же» и др. При помощи этих дидактических игр ребёнок учится считать, находить фигуры, ориентироваться в пространстве, что имеет очень важное значение для развития интеллектуальных способностей ребёнка.

Анализ проблем.

1. Внешние проблемы.

1.1. Плохое финансирование в ДОУ.

2. Внутренние проблемы.

2.1. Слабая материальная база группы.

2.2. Основная масса детей группы – из неполных и малообеспеченных семей

2.3. Недостаточное программно – методической обеспечение.

2.4. Дети выпускной группы отличаются друг от друга по уровню развития в

области «Формирование элементарных математических представлений».

В результате выявленных проблем:

1.  Не все дети имеют возможность посещать детский сад, поэтому не у всех детей одинаковые стартовые возможности подготовки к обучению в школе.

2.  Из-за плохого финансирования ДОУ не имеет возможности оказать материальную помощь в приобретении для группы необходимого технического оборудования (например, магнитофона), наглядно-методических пособий для детей.

3. Родители не всегда имеют возможность приобретать детям развивающие печатные пособия.

4.Дети, имеющие проблемы в знаниях, не усваивают учебный материал наравне с другими детьми и испытывают затруднении в дальнейшем обучении.

 

Древо проблем.

Все проблемы

Самая важная проблема

Проблемы по приоритетам

Кто поможет решить проблему

Сроки решения проблемы

1. Дети выпускной группы отличаются друг от друга по уровню развития в области «формирование математических представлений».

2. У детей выпускной группы недостаточно развиты интеллектуально -познавательные способности.

3. В группе плохое материальное снабжение.

4.Недостаточное программно – методическое снабжение.

У детей выпускной группы недостаточно развиты интеллектуально – познавательные  способности, некоторые из них имеют пробелы в знаниях.

1.1Недостаточное программно – методическое обеспечение.

2.1Пробелы в знаниях некоторых детей мешают их дальнейшему развитию.

2.2Отличие детей выпускной группы по уровню развития задерживает образовательный процесс.

3.1 В группе плохое материальное снабжение.

Администрация МБДОУ, старший воспитатель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь 2018 года

 

Проблемы №3, №4 не могут решены.


    Проблема курсового проекта «Развитие математических представлений детей

6-7 лет с помощью дидактических игр»: использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей 6-7 лет.

Задачи  проекта:

1.     Разработать тематику занятий по «Формированию элементарных

математических представлений» по разделу: Ознакомление с составом чисел

из двух меньших (на числах до 10).

2. Разработать математический досуг для детей «День рождения внучки Почемучки».

3. Разработать план сотрудничества с родителями.

4. Подобрать и изготовить наглядно – дидактический материал по названной

теме.

5. Подобрать занимательный материал для занятий.

Концептуализация (проектная идея):

       Использовать дидактические игры при проведении занятий с детьми, в самостоятельной повседневной деятельности детей. Помочь детям в развитии их познавательных интересов, в интеллектуальном развитии. Занятия по математике проводить в первой половине дня по 20-25 мин, математические игры проводить индивидуально или с подгруппой детей на прогулке и после тихого часа.

Целепологание.

Разработать систему работы с детьми по проблеме использования дидактических игр в развитии элементарных математических представлений при изучении раздела «Ознакомление с составов чисел из двух меньших».  Выявить эффективность применения дидактических игр на формирование интеллектуально – познавательных способностей детей.

Ожидаемый результат:

1. Дети усвоят состав чисел их двух меньших (в пределах 10).

2. На основе занятий у детей продолжает формироваться такие приемы мыслительной деятельности, как умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

3. У детей будут развиваться, вариативность мышления, производительность поведения, самоанализ и самоконтроль.

4. У детей повысится интерес к занимательной математике, умение работы в

коллективе, улучшатся навыки речевого обоснования действий.

Реализация проекта «Развитие элементарных математических представлений детей 6-7 лет».

1 этап. Подготовительный.

Мероприятия:

Подготовить пакет документов по проекту «Развитие элементарных математических представлений детей 6-7 лет».

Срок реализации – декабрь 2018 г.

2 этап. Основной.

Цикл познавательных занятий по разделу «Ознакомление с составом чисел из двух меньших (на числах до 10)».

1. Систематизировать знаний о числе 5 и цифре 5. Формировать представление о составе числа 5 из двух меньших. Учить раскладывать число 5 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число.

Срок реализации – декабрь 2018 г.

2. Систематизировать знания о числе 6 и цифре 6. Сформировать представление о составе числа 6 из двух меньших. Учить раскладывать число 6 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число.

Срок реализации – 13.01.2019 г. 

3. Систематизировать знаний о числе 7 и цифре 7. Формировать представление о составе числа 7 из двух меньших. Учить раскладывать число 7 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число.

Срок реализации – 18.01. 2019 г.

4. Систематизировать знаний о числе 8 и цифре 8. Формировать представление о составе числа 8 из двух меньших. Учить раскладывать число 8 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число.

Срок реализации – 20.01.2019 г.

5. Систематизировать знаний о числе 9 и цифре 9. Формировать представление о составе числа 9 из двух меньших. Учить раскладывать число 9 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число.

Срок реализации – 25.01.2019 г.

6. Закрепление знаний о количественном составе чисел первого десятка из единиц и составе чисел первого десятка из двух меньших.

План сотрудничества с родителями.

1.Консультации для родителей на тему: «Как подготовить ребёнка к школе?».

Срок реализации – январь 2019 г.

2. Материальная помощь со стороны родителей в приобретении настольно-печатных развивающих игр для детей.

Срок реализации – январь 2019 г.

3. Посильная помощь со стороны родителей в изготовлении наглядно-дидактического материала для развития детей.

Срок реализации – январь 2019 г.

·        Провести математический досуг на тему: «День рождения внучки Почемучки».

Срок реализации – 28.01.2019 г.

·        Организация самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде.

Срок реализации – январь 2019 г.

Дидактические игры, которые использую в работе с детьми.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1-    игры с предметами (игрушками, природным материалом);

2-    настольно печатные;

3-    словесные игры.

Назову некоторые игры, которые использую при изучении раздела «Ознакомлении с составом чисел из двух меньших» (на числах до 10).

В играх «Угадай, сколько в другой руке», «Счетное лото» дети овладевают умением раскладывать число на составные части: (4-это 2 и 2, 3 и 1), упражняются в составлении числа из двух меньших. Ребенок, имеющий 4 кубика, 2 оставляет открытыми в одной руке, а 2 других зажимает во второй руке и спрашивает: «Сколько в другой руке?». Получив ответ, ребенок открывает ладонь, и дети убеждаются в правильности или неправильности ответа.

Закрепление представлений о составе из двух меньших чисел можно провести в игре «Что изменилось?». Перед детьми кладется карточка с числом. Вокруг этой карточки раскладываются варианты состава числа. Ведущий убирает один из этих вариантов(после того как дети их хорошо запомнят) ребенок должен назвать вариант из состава числа. Состав числа можно закрепить в игре «Найди свой дом».

В игре «Найди пару» закрепляется порядковый счет до 10, состав чисел. Ребенок должен взять себе в пару того, с которым в общей сложности получится 10, и пробежать с ним в воротца.

Знакомя детей с цифрами, даю такие игры, как: «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. Мы знакомимся с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, в которых упоминаются цифры.

Настольно печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них.

Дети и воспитатель – участники одной игры. Дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения.

На своих занятиях использую задачи – шутки (например, «Сколько лап у двух медвежат?» и др.).

3 этап. Мониторинг проекта.

Диагностику с детьми выпускной группы планирую провести в начале января, для получения исходных данных. Затем повторную диагностику планирую провести в начале февраля, чтобы увидеть, какие изменения произошли в развитии детей в результате проведенной работы. Для проведения диагностики использую методику В. П. Новиковой из  книги «Математика в детском саду. Подготовительная группа», М., Мозаика – синтез, 2001.

Методика №1 – выявление умений счета. Педагог предлагает ребенку посчитать до 20.

Методика №2 – выявление знаний цифр. Педагог предлагает ребенку разложить цифры по порядку от 1 до 20, а затем назвать те числа, которые ему покажут.

Методика №3 – выявление знаний о количественном составе числа из единиц в пределах пяти, умения различать количественный и порядковый счет. Ребенку предлагаются игрушечные модели овощей, нужно сказать, из каких овощей составлена группа, которая по счету картошка, помидор, надо посчитать по порядку.

Методика №4 – выявление умений соотносить количество предметов с цифрой. Педагог просит ребенка отсчитать 10 кружков, а потом обозначить это количество цифрами.

Методика №5 – выявление умений увеличивать и уменьшать число на единицу.

Педагог предлагает ребенку:

1) отсчитать 10 квадратов, а затем уменьшить число на единицу;

2) отсчитать 10 кружков, а потом увеличить число на единицу.

Методика №6 – выявление умений решать задачи на сложение и вычитание.

Педагог предлагает ребенку придумать задачу, «записать» ее с помощью цифр и знаков. После выполнения задания ребенок должен рассказать задачу и объяснить, как он ее решал.

Оценка результатов:

1 балл – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

0,5 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

0 баллов – ребенок не справился с заданием.

Заключение:

Проект разработан с учетом требований «Программы воспитания ребенка – дошкольника»  составленной под руководством М.А. Васильевой и др. Этот проект позволит определить и наметить основные  направления работы по формированию элементарных математических представлений с применением дидактических игр. Данный проект может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений, педагогами, а так же с родителями по работе с детьми в домашних условиях.

Сроки выполнения проекта четыре месяца: декабрь – март.

Проект разработан для работы с детьми 6 – 7 лет.

 

Литература:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А, Гербовой В.В, Комаровой Т.С. Москва. Мозаика – синтез, 2007 г.

2. Формирование элементарных математических представлений в детском саду.

Н.А. Арапова – Пискарева. Москва. Мозайка – синтез. 2006г.

3. Праздник числа В.Волина. Москва. Знание, 1993г.

4. Математическая азбука. В. Житомирский, Л. Шеврин. Москва. Педагогика,

1984г.

5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Г.Е. Сычева. Книголюб, 2003г.

6. Математика в детском саду. В.П.Новикова. Москва. Мозаика – синтез, 2003г.

7. Готовимся к школе. Е.А Нефедова, О.В Узорова. Москва. Аквариум. 1997

8. Подумай и ответь! Т.Г Любимова. Чебоксары. Клио. 2002г.

9. Хочешь быть умным? Решай задачи! Т.Г. Любимова. Клио. 2002г.

10. Раз, два, три, четыре, пять… Н.И. Борзова. Чебоксары. 1991г.

11. Дидактические игры в детском саду. А. Сорокина. Москва. Просвещение, 1982 г.

12. Математика. Подготовка к школе. Р.М. Хамидулина. Москва. Экзамен.  2009 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Развития элементарных математических представлений детей 6-7 лет с помощью дидактических игр».

 Содержание:

I. Введение

  1. Актуальность проблемы.
  2. Анализ ситуации.
  3. Анализ внешней среды.
  4. Анализ заказа со стороны внешней среды на наши услуги.
  5. Анализ внутренней среды.
  6. Анализ проблем.
  7. Древо проблем.

II. Концептуализация.

III. Целепологание, ожидаемый результат.

IV. Реализация проекта.

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап.
  3. Мониторинг проекта.

Заключение.

Список литературы.

Ведение.

Актуальность проблемы.

     Одним из разделов  «Проблемы  воспитания  и  обучения  в  детском саду»

является  умственное  воспитание  ребенка. Оно осуществляется через решение

нескольких задач. Одним из путей интеллектуального развития детей в детском саду является формирование элементарных математических представлений. Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта. Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. В разделе «Развитие элементарных математических представлений» к детям седьмого года жизни предъявляются более высокие требования не только и не сколько в овладении количеством и счетом, величиной, формой, ориентировкой в пространстве и во времени, сколько в использовании математических операций с целью умственного развития и формирования воли, воспитания умения сравнивать, обобщать, выделять признаки предметов и явлений. Основной задачей дошкольного образования является развитие индивидуальных способностей детей в целях их более раннего развития индивидуальной творческой деятельности как показателя    интеллектуальной одаренности. Важную роль в развитии познавательных способностей занимает игра. Игровое обучение на занятиях имеет особое значение. В игре можно создать ситуации, при которых на разных этапах занятия ребята могут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать и оценивать друг друга. В процессе общения дети быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют затруднения. Это позволяют практически всем двигаться вперед, подтягивает слабых и не сдерживает сильных по знаниям детей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка и к учению, и к труду, являясь всего немного учением и немного трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает игру лишь забавой и развлечением. Игровые ситуации делают занятия разнообразным, интересным, придают ему эмоциональную окраску. Итак, данная тема является актуальной в решении поставленной задачи развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Анализ ситуации.

     Становление у ребенка образа мира начинается благодаря тем впечатлениям, которые он получает в первые годы жизни. В начале через взрослого и общения с ним, а затем через самостоятельное освоения новых форм деятельности ребенок все больше познает окружающее. Назначение образования - давать каждому то, что нужно именно ему, а не знания вообще. Любой ребенок «заполнен» собственным опытом, который и определяет характер его интеллектуальной активности в тех или иных конкретных ситуациях. Каждый нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному росту за счет максимального обогащения личного опыта. Цель современного личностно – ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания.

Продумывая содержание, формы и методы организации познавательной деятельности дошкольников, каждому педагогу можно найти резерв совершенствования интеллектуального развития детей в конкретной возрастной группе. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

    Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим. Эти слова актуальны и в наши дни. На педагогике лежит ответственность в

организации и выборе содержания дошкольного образования, чтобы обеспечить своевременное интеллектуальное развитие ребенка.

Анализ внешней среды.

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1.Увеличивается детская рождаемость.

2. В 2014 году принят  ФГОС ДО.  

1.     Плохое финансирование детских дошкольных учреждений.    

Преимущества

Угрозы

1.Меняется демографическая

ситуация в России.

2.Больше внимания со стороны

государства уделяется проблемам дошкольного образования и воспитания.

1.Не все дети имеют одинаковые стартовые возможности при поступлении в школу.

2.Детские сады недостаточно обеспечены методическими пособиями и принадлежностями.

 

Анализ заказа со стороны внешней среды на наши услуги.

Заказчиками наших услуг являются:

- государство;

- администрация муниципалитета;

- администрация ДОУ;

- родители.

    ФГОС ДО и «Программа воспитания и обучения в детском саду», реализуемая в нашем детском саду, нацеливает на формирование основ интеллектуальной культуры личности и тех качеств, которые необходимы ребёнку для успешного вхождения в «большую школьную жизнь», овладения навыками учебной деятельности. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только ко взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать.

     В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка успешным в дальнейшей жизни и ожидает от детского сада работы по всестороннему развитию ребенка.  

Анализ внутренней среды.

  Сильные стороны.

Слабые стороны.

1.Большой педагогический стаж воспитателя.

2. Низкий уровень заболеваемости детей.

3. Родители активно участвуют в жизни группы.

4. Дети с удовольствием участвуют в игровых формах занятий.

1.   Слабая материальная база группы.

2. 30% детей из неполных и малообеспеченных семей.

Преимущества

Ограничения

1.В связи с малой заболеваемостью, дети регулярно посещают детский сад, что дает возможность хорошо развиваться, готовиться к школе.

2. Имею возможность регулярно получать помощь от родителей в плане создания развивающего пространства группы.

3. Дидактические игры позволяют активизировать всех детей.

1.Не все родители имеют возможность приобретать для своих детей современные развивающиеся пособия.

2. В группе нет достаточного материального обеспечения.

 

Для ограничения со стороны внутренней среды необходимо:

  1. Регулярно приобретать методические пособия.

2. Обращаться к спонсорам с просьбой помочь в приобретении необходимого для улучшения предметно-развивающей среды в группе.

3.Разработать систему работы с детьми по проблеме: «Развитие математических представлений детей 6-7 лет с помощью дидактических игр.

     4. Воспитателю постоянно саморазвиваться.

        Наш детский сад-учреждение общеразвивающего типа, где реализуется «Программа воспитания и обучения», разработанная М.А. Васильевой и др., в соответствии с которой происходит всестороннее развитие психических и физических качеств ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Сотрудники МБДОУ, дети и родители принимают активное участие во всех внутрисадовых и районных мероприятиях. Наш детский сад начал работать 30 лет назад, в связи с чем у нас много материальных проблем, а серьезного спонсора у нас нет. В методическом кабинете нашего детского сада недостаточно методической литературы. Диагностика знаний детей выпускной группы по формированию элементарных математических представлений, проведения в начале учебного года, выявила, что 10% детей имеют низкий уровень знаний в данной области, и они особо нуждаются в помощи педагога.

Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что, используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить проблемы знаний у детей. Мы играем в разные дидактические игры. Вот, например: «Живые цифры», «Найди себе место», «Лифт», «Найди такую же фигуру», «Игра с палочками», «Куда пойдёшь», «Положи столько же» и др. При помощи этих дидактических игр ребёнок учится считать, находить фигуры, ориентироваться в пространстве, что имеет очень важное значение для развития интеллектуальных способностей ребёнка.

Анализ проблем.

1. Внешние проблемы.

1.1. Плохое финансирование в ДОУ.

2. Внутренние проблемы.

2.1. Слабая материальная база группы.

2.2. Основная масса детей группы – из неполных и малообеспеченных семей

2.3. Недостаточное программно – методической обеспечение.

2.4. Дети выпускной группы отличаются друг от друга по уровню развития в

области «Формирование элементарных математических представлений».

В результате выявленных проблем:

1.  Не все дети имеют возможность посещать детский сад, поэтому не у всех детей одинаковые стартовые возможности подготовки к обучению в школе.

2.  Из-за плохого финансирования ДОУ не имеет возможности оказать материальную помощь в приобретении для группы необходимого технического оборудования (например, магнитофона), наглядно-методических пособий для детей.

3. Родители не всегда имеют возможность приобретать детям развивающие печатные пособия.

4.Дети, имеющие проблемы в знаниях, не усваивают учебный материал наравне с другими детьми и испытывают затруднении в дальнейшем обучении.

Древо проблем.

Все проблемы

Самая важная проблема

Проблемы по приоритетам

Кто поможет решить проблему

Сроки решения проблемы

1. Дети выпускной группы отличаются друг от друга по уровню развития в области «формирование математических представлений».

2. У детей выпускной группы недостаточно развиты интеллектуально -познавательные способности.

3. В группе плохое материальное снабжение.

4.Недостаточное программно – методическое снабжение.

У детей выпускной группы недостаточно развиты интеллектуально – познавательные  способности, некоторые из них имеют пробелы в знаниях.

1.1Недостаточное программно – методическое обеспечение.

2.1Пробелы в знаниях некоторых детей мешают их дальнейшему развитию.

2.2Отличие детей выпускной группы по уровню развития задерживает образовательный процесс.

3.1 В группе плохое материальное снабжение.

Администрация МБДОУ, старший воспитатель.

Декабрь 2018 года

Проблемы №3, №4 не могут решены.

    Проблема курсового проекта «Развитие математических представлений детей

6-7 лет с помощью дидактических игр»: использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей 6-7 лет.

Задачи  проекта:

  1. Разработать тематику занятий по «Формированию элементарных

математических представлений» по разделу: Ознакомление с составом чисел

из двух меньших (на числах до 10).

2. Разработать математический досуг для детей «День рождения внучки Почемучки».

3. Разработать план сотрудничества с родителями.

4. Подобрать и изготовить наглядно – дидактический материал по названной

теме.

5. Подобрать занимательный материал для занятий.

Концептуализация (проектная идея):

       Использовать дидактические игры при проведении занятий с детьми, в самостоятельной повседневной деятельности детей. Помочь детям в развитии их познавательных интересов, в интеллектуальном развитии. Занятия по математике проводить в первой половине дня по 20-25 мин, математические игры проводить индивидуально или с подгруппой детей на прогулке и после тихого часа.

Целепологание.

Разработать систему работы с детьми по проблеме использования дидактических игр в развитии элементарных математических представлений при изучении раздела «Ознакомление с составов чисел из двух меньших».  Выявить эффективность применения дидактических игр на формирование интеллектуально – познавательных способностей детей.

Ожидаемый результат:

1. Дети усвоят состав чисел их двух меньших (в пределах 10).

2. На основе занятий у детей продолжает формироваться такие приемы мыслительной деятельности, как умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

3. У детей будут развиваться, вариативность мышления, производительность поведения, самоанализ и самоконтроль.

4. У детей повысится интерес к занимательной математике, умение работы в

коллективе, улучшатся навыки речевого обоснования действий.

Реализация проекта «Развитие элементарных математических представлений детей 6-7 лет».

1 этап. Подготовительный.

Мероприятия:

Подготовить пакет документов по проекту «Развитие элементарных математических представлений детей 6-7 лет».

Срок реализации – декабрь 2018 г.

2 этап. Основной.

Цикл познавательных занятий по разделу «Ознакомление с составом чисел из двух меньших (на числах до 10)».

1. Систематизировать знаний о числе 5 и цифре 5. Формировать представление о составе числа 5 из двух меньших. Учить раскладывать число 5 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число.

Срок реализации – декабрь 2018 г.

2. Систематизировать знания о числе 6 и цифре 6. Сформировать представление о составе числа 6 из двух меньших. Учить раскладывать число 6 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число.

Срок реализации – 13.01.2019 г.  

3. Систематизировать знаний о числе 7 и цифре 7. Формировать представление о составе числа 7 из двух меньших. Учить раскладывать число 7 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число.

Срок реализации – 18.01. 2019 г.

4. Систематизировать знаний о числе 8 и цифре 8. Формировать представление о составе числа 8 из двух меньших. Учить раскладывать число 8 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число.

Срок реализации – 20.01.2019 г.

5. Систематизировать знаний о числе 9 и цифре 9. Формировать представление о составе числа 9 из двух меньших. Учить раскладывать число 9 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число.

Срок реализации – 25.01.2019 г.

6. Закрепление знаний о количественном составе чисел первого десятка из единиц и составе чисел первого десятка из двух меньших.

План сотрудничества с родителями.

1.Консультации для родителей на тему: «Как подготовить ребёнка к школе?».

Срок реализации – январь 2019 г.

2. Материальная помощь со стороны родителей в приобретении настольно-печатных развивающих игр для детей.

Срок реализации – январь 2019 г.

3. Посильная помощь со стороны родителей в изготовлении наглядно-дидактического материала для развития детей.

Срок реализации – январь 2019 г.

  • Провести математический досуг на тему: «День рождения внучки Почемучки».

Срок реализации – 28.01.2019 г.

  • Организация самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде.

Срок реализации – январь 2019 г.

Дидактические игры, которые использую в работе с детьми.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  1. игры с предметами (игрушками, природным материалом);
  2. настольно печатные;
  3. словесные игры.

Назову некоторые игры, которые использую при изучении раздела «Ознакомлении с составом чисел из двух меньших» (на числах до 10).

В играх «Угадай, сколько в другой руке», «Счетное лото» дети овладевают умением раскладывать число на составные части: (4-это 2 и 2, 3 и 1), упражняются в составлении числа из двух меньших. Ребенок, имеющий 4 кубика, 2 оставляет открытыми в одной руке, а 2 других зажимает во второй руке и спрашивает: «Сколько в другой руке?». Получив ответ, ребенок открывает ладонь, и дети убеждаются в правильности или неправильности ответа.

Закрепление представлений о составе из двух меньших чисел можно провести в игре «Что изменилось?». Перед детьми кладется карточка с числом. Вокруг этой карточки раскладываются варианты состава числа. Ведущий убирает один из этих вариантов(после того как дети их хорошо запомнят) ребенок должен назвать вариант из состава числа. Состав числа можно закрепить в игре «Найди свой дом».

В игре «Найди пару» закрепляется порядковый счет до 10, состав чисел. Ребенок должен взять себе в пару того, с которым в общей сложности получится 10, и пробежать с ним в воротца.

Знакомя детей с цифрами, даю такие игры, как: «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. Мы знакомимся с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, в которых упоминаются цифры.

Настольно печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них.

Дети и воспитатель – участники одной игры. Дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения.

На своих занятиях использую задачи – шутки (например, «Сколько лап у двух медвежат?» и др.).

 

3 этап. Мониторинг проекта.

Диагностику с детьми выпускной группы планирую провести в начале января, для получения исходных данных. Затем повторную диагностику планирую провести в начале февраля, чтобы увидеть, какие изменения произошли в развитии детей в результате проведенной работы. Для проведения диагностики использую методику В. П. Новиковой из  книги «Математика в детском саду. Подготовительная группа», М., Мозаика – синтез, 2001.

Методика №1 – выявление умений счета. Педагог предлагает ребенку посчитать до 20.

Методика №2 – выявление знаний цифр. Педагог предлагает ребенку разложить цифры по порядку от 1 до 20, а затем назвать те числа, которые ему покажут.

Методика №3 – выявление знаний о количественном составе числа из единиц в пределах пяти, умения различать количественный и порядковый счет. Ребенку предлагаются игрушечные модели овощей, нужно сказать, из каких овощей составлена группа, которая по счету картошка, помидор, надо посчитать по порядку.

Методика №4 – выявление умений соотносить количество предметов с цифрой. Педагог просит ребенка отсчитать 10 кружков, а потом обозначить это количество цифрами.

Методика №5 – выявление умений увеличивать и уменьшать число на единицу.

Педагог предлагает ребенку:

1) отсчитать 10 квадратов, а затем уменьшить число на единицу;

2) отсчитать 10 кружков, а потом увеличить число на единицу.

Методика №6 – выявление умений решать задачи на сложение и вычитание.

Педагог предлагает ребенку придумать задачу, «записать» ее с помощью цифр и знаков. После выполнения задания ребенок должен рассказать задачу и объяснить, как он ее решал.

Оценка результатов:

1 балл – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

0,5 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

0 баллов – ребенок не справился с заданием.

Заключение:

      Проект разработан с учетом требований «Программы воспитания ребенка

– дошкольника»  составленной под руководством М.А. Васильевой и др. Этот проект позволит определить и наметить основные  направления работы по формированию элементарных математических представлений с применением дидактических игр. Данный проект может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений, педагогами, а так же с родителями по работе с детьми в домашних условиях.

Сроки выполнения проекта четыре месяца: декабрь – март.

Проект разработан для работы с детьми 6 – 7 лет. 

Литература:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А, Гербовой В.В, Комаровой Т.С. Москва. Мозаика – синтез, 2007 г.

2. Формирование элементарных математических представлений в детском саду.

Н.А. Арапова – Пискарева. Москва. Мозайка – синтез. 2006г.

3. Праздник числа В.Волина. Москва. Знание, 1993г.

4. Математическая азбука. В. Житомирский, Л. Шеврин. Москва. Педагогика,

1984г.

5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Г.Е. Сычева. Книголюб, 2003г.

6. Математика в детском саду. В.П.Новикова. Москва. Мозаика – синтез, 2003г.

7. Готовимся к школе. Е.А Нефедова, О.В Узорова. Москва. Аквариум. 1997

8. Подумай и ответь! Т.Г Любимова. Чебоксары. Клио. 2002г.

9. Хочешь быть умным? Решай задачи! Т.Г. Любимова. Клио. 2002г.

10. Раз, два, три, четыре, пять… Н.И. Борзова. Чебоксары. 1991г.

11. Дидактические игры в детском саду. А. Сорокина. Москва. Просвещение, 1982 г.

12. Математика. Подготовка к школе. Р.М. Хамидулина. Москва. Экзамен.  2009 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в процессе развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в п...

Дидактические игры для развития элементарных математических представлений детей 4-5 лет с элементами сказок

Представлена картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений с элементами сказок детей 4-5 лет....

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей двух лет.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка.Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В игре ребёнок ...

Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Эти дидактические игры любой родитель с...

Технологическая карта образовательной деятельности Развитие элементарных математических представлений с элементами моделирования. «Фиксику нужна помощь» подготовительная к школе группа

Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.Продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.Совершенство...