Открытое занятие " Путешествие на планету Формадос в царство Математики"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Рылькова Татьяна Анатольевна

Итоговое занятие по математике будет интересно восптитателям  подготовительнрой группы. В нем предложены задания на развитие логического мышления, сообразительности, внимания; задания на знания о геометрических фигурах, на прямой и обратный счет, а также задачи  на сложение и вычитание и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие в подготовительной группе

« Путешествие на планету Формадос  в царство Математики»

Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.

Задачи

Образовательные:

- Обогащать и систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений.

- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

- Продолжать формировать временные представления 

- Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

- Совершенствовать умение находить место числа в ряду.

- Закреплять навыки прямого и обратного счёта в пределах 10.

- Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;

- Продолжать учить решать простые арифметические задачи, составлять решение из цифр и знаков.

- Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.

Развивающие:

- Развивать мышление, внимание, память, воображение, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу.
- Развивать умение рассматривать схему, узнавать фигуру, делить схему на составные части.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги в клетку.

Развивать навыки самооценки.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе, в парах, индивидуально.

- Воспитывать интерес к математическим занятиям, желание помогать друг другу и совершать добрые поступки.

Демонстрационный материал:

Карточки с цифрами от 1-10, карточки с буквами, карточки с  заданиями, простые карандаши, геометрические фигуры,  магнитная доска, ключ, дидактическая игра «Найди место в ряду», дидактическая игра «Числа-соседи»; дидактическая игра «Что лишнее и почему?» , музыкальное сопровождение.

Раздаточный материал:

Карточки с цифрами от 1-10, простые карандаши, геометрические фигуры,  счетный материал.

Предварительная работа с детьми:

Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия

Методические приёмы:

Игровой: использование сюрпризных моментов.

Наглядный: использование карточек, экран.

Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Ребята заходят в группу.

Приветствие. Коммуникация. Игра на общение.

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

                        Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

                         Нам здороваться не лень:

                         Всем «Привет! » и «Добрый день! »

                         Если каждый улыбнётся —

                         Утро доброе начнётся.

                          — ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня  пришли гости и ваши родители. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.

(На доске  буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10), а с другой – буквы).

 - Ребята , посмотрите на доске карточки с цифрами. Нам нужно построить числовой ряд от 1 до 10. (Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в прямом порядке (от 1 до 10).

- Прочитайте числовой ряд в прямом и обратном порядке. ( Хоровое и индивидуальное проговаривание).

- Теперь перевернем цифры. Что вы видите? Ребята, у нас получилось какое-то слово!  

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
П о м о г и т е !! 

- Ребята , нам нужно кому – то помочь! Но кому?

 Сюрпризный момент.

Неожиданно звенит телефон. Воспитатель берет трубку и разговаривает с жителями планеты Формадос.

-  Ребята, жители планеты Формадос просят нас о помощи .

( Воспитатель показывает картинку, на которой изображен инопланетянин).

Житель планеты Формадос нам принес письмо. Вот оно. Хотите узнать , что там написано?

Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Письмо Царицы Математики планеты  Формадос:

 «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство на планете Формадос забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками! Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей планеты страшно напуганы, некому нам помочь.

Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство на планете в опасности.  Царица Математика».

Хотите помочь жителям планеты Формадос и царице Математики навести порядок в ее царстве - государстве? Не испугаетесь? Не боитесь трудностей? ( Нет)

Прежде чем отправиться на планету и не заблудиться там, сориентируемся во времени. Согласны? Тогда присядем за столы.

- Какое сейчас время года?

- Сколько всего времен года? Назовите их.

- Какие зимние месяцы знаете?

- Какой сейчас месяц?

- Который он по счету из зимних месяцев?

- Сколько дней в неделе? Назовите их.

- Какой сегодня день недели?

- Как вы думаете, ребята, сейчас мы готовы отправиться помогать формадосцам? (Да)

Задание : Соединить точки  с цифрами и определить, на чем мы полетим на планету Формадос.

- На каком транспорте мы могли бы отправиться? Какие виды транспорта вы знаете (ответы детей).

Давайте узнаем, на чем мы отправимся в наше путешествие помогать Царице Математики. (Дети соединяют по точкам картинку ,получается ракета). Воспитатель показывает макет ракеты.  

 

- Итак, закрывайте глаза, отправляется в путешествие на ракете.

Считаем в обратном порядке от 10 до 1.

 - А вот и планета Формадос.  ( Воспитатель показывает картинку  планеты Формадос ).

- Ребята, Царица Математики оставила в конверте задания, которые нам нужно выполнить и помочь навести порядок в ее царстве – государстве , прогнать двоечника с планеты Формадос.

 А вот и первое задание. 

Дидактическая игра  «Назовите соседей числа» 5, 2, 6, 8, 7.

Ребята показывают карточки – цифры с правильными ответами, молча. (У каждого ребенка свой набор цифр.)

Дидактическая игра «Найди место в ряду»

Какое число пропущено в числовом ряду:

3 4 6 7 8

9 8 7 5 4  

10 11 13 14

«Что лишнее и почему?»

  • все цифры и одна буква и наоборот  ( 1 2 4 6 8 А 7;    С Р О 2  Ж  Л )
  • все четырёхугольники и один пятиугольник;
  • все фигуры зеленые, одна красная;

- Молодцы! Правильно справились с заданием.( Ребята складывают карточки)

2 задание  Математическая разминка. «Быстро думай, не гадай, на вопросы отвечай»

Загадали нам загадку,

Сосчитаем по порядку:

2 звезды  и 3 кометы

В космосе гуляют где-то

Кто поможет отгадать, что за цифра это?  (5)

На столе стояло 5 стаканов с молоком, папа один стакан выпил и поставил обратно, сколько стаканов стоит на столе?

Четыре гусенка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей,

Сколько всего в воде малышей?  Шесть.

Семь веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться –

Сколько свинок у корытца?    Пять.

Пять цветочков у Наташи

И еще два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?    Семь.

На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны.

Сколько ворон?(2)

Сколько ушек у 3-х старушек?
Сколько лап у 2-х собак? (8)
Сколько хвостов у 7 коров?

Сколько солнышек на небе ночью? (0)

Сколько глаз у светофора? (3)

Сколько пальцев на одной руке? (5)

Какое число больше 8, но меньше 10? (9).

Посчитайте от 3 до 9.

Посчитайте от 7 до 3.

ФИЗМИНУТКА

Раз, два – стоит ракета. (Поднять руки через стороны вверх, ладони соединить над головой)

Три, четыре – самолёт.  (Руки в стороны, слегка покачать прямыми руками)

Раз, два – хлопок в ладоши. (Хлопаем в ладоши)

А потом на каждый счёт: (Шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре - (Хлопаем в ладоши)

Руки выше, плечи шире, (Руки вверх-вниз)

Раз, два, три, четыре - (Хлопаем в ладоши)

И на месте походили. (Шагаем на месте)

Как пружинки все присели

И на место разом сели.

3 Игровое задание «Задачи головоломки с счетными палочками»

Составить из счетных палочек геометрические фигуры по заданию.

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

2. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб). И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).

3. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

Добавь три палочки, чтобы получилось 2 квадрата.

4. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник). Что нужно сделать, чтобы получилось два квадрата.( добавить одну палочку)

5. Из семи палочек постройте домик с трубой.

Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием.

-Сложите и  уберите счетные палочки .

Задание «Постройте дом  из геометрических фигур» . Работа в парах.

Ребята , двоечник, который ничего не знает, оказался перед домом, в котором была дверь, но он ее не смог открыть, поэтому от злости разрушил дом.

Вам предстоит стать строителями и построить дом из геометрических фигур. Работать вы будете в парах. Приступайте к заданию.

- Из каких геометрических фигур состоит дом?

 Сколько треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов?

На какие группы можно разделить эти геометрические фигуры?

 -Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями.

 Ребята, а это дом непростой. Хотите узнать, что это за дом?

Тогда следующее задание : «Решай – ка». ( У каждого на столе листочек с примерами)

3+2 =5

5+1 =6

4 - 2=2

7- 4= 3

6+1= 7

После выполнения задания , дети проговаривают пример и говорят ответ, воспитатель переворачивает карточку с ответом  и получается слово ШКОЛА.  

- Это дом знаний – ШКОЛА!

- А вы хотите в школу? А зачем ребята туда ходят ?

Но чтобы попасть в школу знаний, нужно выполнить еще одно задание.

Нам нужно найти нужную дверь, за которой спрятан волшебный предмет .

Задание на память и внимание. Запоминайте! Нужно пройти 4 шага влево, 4 шага вниз и 3 шага вправо. Желаю удачи!
- Запомнили, ребята? Давайте повторим. Закройте глаза и представьте путь передвижения.

Перед нами двери дома и дороги. Как обозначены дороги? Дороги все одинаковые по цвету, а двери разные. Синяя точка – это место, где мы сейчас находимся. Проследите глазами путь по стрелкам, вспомнив инструкцию .

- Итак, за какой же дверью находится волшебный предмет? ( За белой). Ну что ж, давайте откроем белую дверь и отыщем волшебный предмет. (Открывают белую дверь в группе, ведущую в раздевалку, находят шкатулку, а там ключ) 

- Почему ключ волшебный? ( Потому что это ключ от школы знаний.)

- Ребята, давайте скажем Царице математики, чтобы она не прогоняла двоечника, а взяла его к себе в школу и научила его уму разуму.

- Обратитесь к инопланетянину с просьбой, составьте предложение, а он передаст обязательно Царице Математики.( Дети составляют предложения).

- Молодцы!

Подвижная игра «Дом друзей»

На горе мы видим дом. (Подняться на носки, руки вверх; по очереди приложить ладони ребром ко лбу; сомкнуть концы пальцев в виде «крыши домика».)
Много зелени кругом. (Волнообразные движения руками перед собой) 
Вот деревья, вот кусты, (Движения руками снизу – вверх.)
Вот душистые цветы. (Раскрыть перед собой сомкнутые ладони в виде «Бутона».) 
Окружает всё забор. (Движения рук вверх-вниз слева - направо и справа – налево.) 
За забором – чистый двор. (Поглаживание ладоней.)
Мы ворота открываем, (Раскрыть сомкнутые ладони в виде «Дверей».)
К дому быстро подбегаем. (Бег на месте.)
В дверь стучимся: тук-тук-тук. (Кулак о кулак.)
Кто-то к нам идёт на стук? (Приложить ладонь к уху, как будто прислушиваетесь.)
В гости мы к друзьям пришли (Ходьба на месте.)
Мы ключи Вам принесли (Вытянуть руки вперёд, как будто что-то несёте.)

- Давайте откроем белую дверь? ( За дверью спрятана цифра 5)

- Ну вот и все, мы выполнили все задания. Молодцы! Мы помогли жителям планеты Формадос и Царице Математики. Спасибо вам, ребята.

- А теперь нам пора возвращаться домой на планету Земля.

Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Дети считают в обратном порядке и возвращаются домой.

 Рефлексия:  

- Ребята, вам понравилось путешествовать?

- Что понравилось больше всего?

- С чем вы легко справились?

-  Что показалось трудным?

- Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось выполнить все задания и оказать  помощь математической стране  и ее жителям на планете Формадос. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного.

Спасибо! Давайте себе похлопаем. Мы молодцы!

Входит воспитатель и говорит: «Вам письмо с посылкой».  

Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный Дом знаний - школу, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок. А двоечник уже исправляется, учит все цифры. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали . Надеюсь, они вам понравятся».

Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Путешествие по планете Земля"

Цель.1.Расширять кругозор и эрудицию детей.2 Развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление.3 Формировать языковые навыки, связную речь, обогащать словарь.4 Воспитывать любовь к родной зем...

Открытое занятие: "Путешествие в подводное царство".

Познакомить детей с разновидностями  морских и пресноводных рыб....

Открытое занятие "Путешествие в царство ЗДОРОВЬЕ"

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Технологическая карта открытого занятия.«Путешествие на планету Математики» 2022г.

технологическая карта открытого занятия " Путешествие на планету Математики"....

Открытое занятие "Путешествие на планету "Земля""

Закрепление представлений детей о характерных признаках весны....

Сценарий открытого занятия "Путешествие по планетам"

Закрепление и обобщение полученных знаний в течение года....

открытое занятие ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТАМ

Пояснительная записка Цель: развитие познавательной активности детей в процессе игровой деятельности.Программное содержание:Образовательные задачи:- расширять кругозор детей;- уточнение знаний де...