План — конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ в средней группе «Ягодка».
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Ямбарцева Оксана Владимировна

Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. 

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, мышления, учит ребенка быть пытливым, любознательным, что очень важно для будущего школьника.

Представляю вашему вниманию конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы с использованием ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ООШ №17

структурное подразделение «детский сад «Центр раннего детства»

г.о. Новокуйбышевск  Самарской обл.

План — конспект

 непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

с использованием технологии ТРИЗ

в средней группе «Ягодка».

Выполнила воспитатель

Ямбарцева О. В.

г. о. Новокуйбышевск

2017г.

План — конспект

 непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ воспитателя Ямбарцевой Оксаны Владимировны.

Тема «Путешествие в сказочное королевство»

Возрастная категория: средняя группа

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,  «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: Формировать у детей первоначальный интерес к познанию.

Задачи:

1)  Развивать представление о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник), логическое мышление, сообразительность. умение ориентироваться на листе бумаги. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей. Активизировать творческое мышление и воображение.  Закрепить знание овощей. («Познавательное развитие»)

2) Учить детей самостоятельно придумывать загадки, находить и разрешать противоречия в предметах и явлениях; упражнять детей в решении проблемных ситуаций. Способствовать формированию мыслительных операций. («Речевое развитие»)

3) Развивать навыки общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; навыки вежливого обращения, доброжелательность, дисциплинированность.(«Социально-коммуникативное развитие»)

4) Развивать общую и мелкую моторику при выполнении упражнений и самостоятельной работе. («Физическое развитие»)

5) Закрепить знание цветов, умение работать в нетрадиционной технике.  (Художественно – эстетическое  развитие)

 

Предварительная работа:  Игры ТРИЗ «Раз, два, три свой вопрос сочини», «Теремок»,  «Домик признаков», решение задач, повторение геометрических фигур,  подготовка материала, рисование солнышка без лучиков.

Методы и приемы:

- практические: Игры «Лодочка»,  «Раз, два, три свой вопрос сочини», «Хорошо - плохо», «Путаница», «Загадки».

- наглядные:  письма с заданиями, дид.пособие «Домик признаков», геометрические фигуры, плакат «Огород».

- словесные: беседа, вопросы, ответы детей.

ТСО: магнитофон, usb накопитель.

Материалы и оборудование:  Большой игрушечный домик с окнами и дверями, кукла принцесса, набор игрушек для игры «Лодочка»,  сундучок, игрушка-заяц, солнышко, обруч, панно «Огород», дид.пособие «Домик признаков», письма, картинка волка, игрушечный заяц.

Раздаточный материал: карточки с нарисованным огородом, игрушки для игры «Лодочка», гуашь, вилки, салфетки, нарисованные детьми солнышки.

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игры «Лодочка», «Раз, два, три свой вопрос сочини» .

Коммуникативная

Беседа, словесные игры, вопросы.

Игровая

Игры Игры «Лодочка»,  «Раз, два, три свой вопрос сочини», «Хорошо - плохо», «Путаница», «Загадки».

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Организационный момент:

В группу к детям приходит гномик.

В: Мы поможем тебе ,Гномик, для этого давайте поиграем в игру  «Раз, два, три свой вопрос сочини….»

Г: Давайте посмотрим, что находится внутри этой шкатулки.

В: Здесь какое-то письмо, давайте прочтем его:

" В одном сказочном королевстве жила-была прекрасная принцесса. Злая колдунья позавидовала ее красоте и доброте и заколдовала ее. Уснула принцесса  крепким сном, и никто не может ее разбудить. Помогите разбудить принцессу." Жители сказочного королевства.

   В.: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу. 

 Гном: Чтобы принцесса проснулась, нужно выполнить сложные задания. Ребята, давайте попробуем расколдовать принцессу! 

В.:  Все задания спрятаны в волшебной шкатулке. Давайте узнаем первое задание. Слушайте загадку.

Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
удирать умеет ловко.

В.: Правильно. 

Д/и "Хорошо - плохо" 

В.: А вот и он! Что вы можете сказать о нем? (он мокрый) Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?

 Обсуждение с детьми противоречий в погоде 

В.: Ребята, скажите, что хорошего в дожде? 
В.: А что в дожде плохого? 
В. Что же поможет нашему зайчонку обсохнуть?  Солнышко мы с вами уже нарисовали, не хватает только лучиков. Давайте дорисуем лучики. Рисовать будем вилками.

В.: Мы помогли зайчику, согрели его лучиками солнышка Нам пора двигаться дальше. А в шкатулке ещё одно задание для вас.

 Вышел дедушка на огород, а там всё заросло травой, не найти на огороде репку. Стал он внимательнее вглядываться…Что это может быть? В верхнем левом углу растет…морковь. Какую геометрическую фигуру она напоминает!   

В: - В левом нижнем углу растет…  Какую геометрическую фигуру он напоминает!

В: - В правом верхнем углу ящик, какие овощи еще там могут лежать? Какую геометрическую фигуру напоминает вам ящик!

В: - А посередине огорода растет...

- В.: Вот мы и помогли деду найти все его овощи на огороде. А вот следующее задание из шкатулке. Нужно помочь игрушкам перебраться на другой берег реки. А переплыть реку мы сможем на этой лодочке (обруч). Управлять лодкой  будет Настя и брать с собой пассажиров, но не больше трёх, и только тех кто скажет: чем они на неё похожи.

В.: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение. 

В.: Что у нас еще осталось в шкатулочке. Здесь еще одна карточка.

Звучит музыка из кинофильма "Красная Шапочка"(Если долго, долго,долго...) Ребята вы слышите кто-то к нам идёт, смотрите да это же девочка из сказки.... (Красная Шапочка). – Здравствуйте, ребята!  Ребята мне очень нужна ваша помощь: Злая колдунья перепутала все в моей сказке, и я теперь не знаю куда мне возвращаться… Ведь сказка это мой дом… Помогите найти ошибки, тогда я смогу вернуться в свою сказку. Слушайте внимательно, и исправляйте. - Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка.  Так вот, позвал ее папа и…Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Наташе и отнеси ей…

 - И пошла Красная Шапочка к бабушке, чтобы отнести пирожки. А дорога пролегла через городской парк

- И встретила она медведя. Набросился волк на пирожки и съел все до одного. А потом побежал к домику моей бабушки. Ой ребята, что же теперь делать, ведь он испугает мою бабушку?

В.: Не расстраивайся, Красная Шапочка, мы с ребятами тебе поможем. Мы спрячем волка в загадку, наши ребята большие мастера придумывать загадки!

Воспитатель вывешивает(рисует мелом на доске) таблицу с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку о волке.  

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить строчки таблицы

Молодцы, вы отлично справились и с этим заданием. Волк спрятан в загадку, а Красная Шапочка может благополучно вернуться в свою сказку.

В.: Вот мы и пришли к заколдованному замку. Посмотрите, кто это смотрит в окно. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней. Принцесса «благодарит» детей за помощь и просит рассказать какое время года сейчас. Дети называют признаки осени и делают для принцессы картину-коллаж об осени после занятия. (коллективная аппликация)

В: Вы ребята просто молодцы, что смогли помочь жителям сказочного королевства. Расскажите нам и принцессе как вам удалось разбудить ее, какие задания вы выполняли, что было трудно, что интересно. В знак благодарности за свое спасение принцесса дарит детям золотые монетки из царской казны.

Просит детей помочь ему открыть шкатулку, которую он нашёл в лесу.

Дети подходят к пособию «домик признаков», Гномик становится в центр. Пока играет музыка, дети бегают вокруг домика, музыка затихает – дети останавливаются каждый около своего окошка с признаком. В соответствии с рисунком на окошке дети задают вопросы «шкатулке».

После игры шкатулка открывается.

Смотрят.

Предложения детей. ( «Победить злую колдунью», «решить задания»)

Соглашаются.

Заяц 

Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь. 

 

Все растет, свежий воздух после дождя

Можно заболеть, промокнуть.

Солнышко.

Дети вилками и гуашью рисуют лучики.

Морковь

Треугольник. Дети прикрепляют маленький треугольник рядом с морковью.

Кабачок.

Овал. Дети прикрепляют маленький овал рядом с кабачком.

Картошка, огурцы, помидоры.

Квадрат

Репка. Ребята выкладывают геометрические фигуры на листочках..

Игра "Лодочка" : Все играющие берут себе по игрушке. Играющие должны сравнить оба предмета(свою и у ведущего), выявить общие признаки и назвать их. Например, и  гитары и  удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого играющий  помещает в "лодочку", и вступает в игру следующий участник игры. 

Хорошее.

Здравствуйте.

Красная Шапочка.

Мама.

К бабушке.

Через лес.

Волка.

Дети придумывают загадку, заполняя таблицу.

После заполнения таблицы читают  загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". (серый но не мышка или злой как Бармалей)

Дети рассказывают.

У детей развита координация движений, внимание, память.

Умеют правильно задавать вопрос, опираясь на картинки признаки.

Умеют слушать, не отвлекают друг друга.

Отвечают на вопросы.

Умеют внимательно слушать задание.

Умеют выделять в объектах

положительные и отрицательные стороны.

Аккуратно работают с гуашью.

Ориентируются на листе бумаги. Знают овощи и геометрические фигуры.

Умеют находить общие признаки и называть их.

Дети соблюдают правила игры.

Дети знают содержание сказки «Красная Шапочка» и могут исправить ошибки.

Умеют подбирать определения, сравнивать, использовать предлоги «как», «но не».

Дети дисциплинированно выполняют игровые действия.

 

Эмоционально-положительный настрой детей.