Картотека дидактических игр по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
картотека по математике (подготовительная группа)

Носачева Наталья Владимировна

Для того, чтобы обучение дошкольников дало положительный результат, необходимо использовать разнообразные методы, включая индивидуальные занятия и закреплять знания в различных видах деятельности.  Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать  новые знания, умения, навыки, развивать способности. Так же следует отметить, что для хорошего уровня развития временных представлений, воспитатели должны уделять внимание временным отношениям и в жизненной ситуации. Можно использовать дидактические игры для самостоятельной деятельности, в группе должен быть календарь-модель, чтобы дети могли увидеть день недели, время года и месяц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Загадки.

  1. Стучит, бренчит, вертится,

Никого не боится.

Считает весь свой век,

А все не человек? (Часы)

  1. На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода. (Часы)

  1. Братьев ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Прощается последний-

Появляется передний. (Дни недели)

4. Есть семь братьев,

Годами равные,

Именами разные. (Дни недели)

  1. Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)

  1. Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)

  1. Под Новый год пришел он в дом
    Таким румяным толстяком,
    Но каждый день терял он вес,
    И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

Вопросы для формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста:

Какой последний месяц в году? (Декабрь.)

Какой праздник в этом месяце отмечают? (Новый год.)

Когда приходит новый год? (января.)

Что будет после 1 января? (2 января, 3 января.)

Что будет, когда закончится январь? (Наступит февраль.) а потом? (Март.)

Сколько всего месяцев в году? (12 месяцев.)

Сколько существует времен года? Назовите их. (4 времени года; осень, зима, весна, лето)

Сколько дней в недели? Назовите их. (7 дней; понедельник,…воскресенье)

Назовите зимние (весенние, осенние, летние) месяцы (декабрь, январь, февраль….)

Сегодня вторник, через 2 дня у моего брата каникулы. В какой день недели начнутся каникулы у брата? (в пятницу)

Сегодня, в воскресенье, как и вчера и позавчера, были морозные дни. Когда началось похолодание? (в пятницу)

Пройдут одна неделя и ещё один день, и наступит праздник. Через сколько дней праздник? (через 8 дней)

Математическая сказка «Год»

Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возрастаВремя и его измерения: год, сезоны, месяцы.

Жили – были в глухой лесной чащобе муж с женой – Годовик с Годовихой. Так их звали – величали. Изба у них большая, деревянная, снаружи украшенная резьбой, а внутри вышитыми занавесками, резинками, да цветными половинками.

Были в этой избе и русская печка – кормилица, и стол, и лавка и детская люлька.

Каждый год Годовиха у них появлялось по сыну. Сыновей было так много, что называли каждого именем Год и чтобы не запутаться прибавляли цифры.

Так появились на свет детишки с чудесными именами Год 2005, Год 2006. Сыновья росли быстро, не по дням, а по часам!

Вот появился как – то у них сын, спеленала его Годовиха и в люльку положила. Стала люльку качать да колыбельную песню напевать.

А сынок вдруг распеленался и на ножки встал, белые зубки показал и весело засмеялся. На другой день по избе бегал, на лавку сам залазил, в оконце посматривал. На третий день совсем подрос. Надела Годовиха ему пальтишко, валенки, шапку: дала в руки волшебный жезл ледяной и отпустила погулять по лесам и полям.

Вот Год все тропинки обегал, по березкам да осинкам жезлом постучал, а когда к реке прибежал и коснулся жезлом воды – река тонким льдом покрылась. Рыбки да раки под ледяной крышей зимовать остались. Махнул Год волшебным жезлом на небо с облаками, полных снежинок – повалил с небес густой снегопад.

Ребятишки обрадовались!! Новый год наступающую зиму зимушку привел!

Стали они на коньках, на лыжах да на санках кататься. Год веселится вместе со всеми. То игру в снежки затеет, то горку ледяную построит.

Так один месяц пролетел. Догадайтесь, как его звали? Правильно! Январь!

На смену ему пришёл Февраль. Год тем временем ещё подрос, окреп. Стал с вьюгами да метелями забавляться.

Годовик – отец смастерил сынишке саночки, легкие, быстрые. Год их за хвост к метели прицепил и давай по полям и лесам кататься. А рядом вьюга да поземка в догонялки с ним играют.

Ну вот поутихли вьюги да метели, небо голубее стало, а снег мягким, липким.

Год снова с ребятишками игры затевает: снеговика вылепит, а на голову вместо шляпы – дырявую корзину, сделает глаза – угольки, нос – морковка. А в руки метлу дадут: пусть дорожки разметает, весне путь расчищает.

Так незаметно месяц Февраль прошел. Март настал. Год ещё подрос. Домой к матушке с батюшкой забегает: оладушек схватит, молока кружку выпьет и опять на улицу.

Уж больно воздух свежий, бодрый. Талым снегом пахнет, всюду бегут ручьи, сугробы темнеют, оседают. У Года дел много! Надо сосульки с крыш сшибать, ручейками дорогу расчищать, песенки капели слушать. За мартом и апрель настал – месяц большой воды.

Год только успевает реки ото льда расчищать. Льдины ломаются, трескаются, плывут вниз по течению. «Ледоход пошёл!» - люди говорят. Им и невдомек, что это Год своим волшебным жезлом ломает.

Совсем он в подростка превратился. Высокий, быстрый. Где ступит, там первые весенние цветочки появляются – первоцветы. Там подснежники зацветают, здесь хохлатки лиловые распушились, тут мать - и – мачеха свои золотые монетки рассыпала. Скоро пригорки и лужайки зеленой травой принакрылись, цветами украсились. Не успел Год оглянуться, а уже месяц май тут как тут. С белой черёмухой, ландышами, с соловьиным пением, с сиренью. Изменился и Год, совсем взрослым парнем стал. Сильный, статный, глаза голубые, как незабудки, белая рубаха крестиком алым вышита. Но и о делах Год не забывает. Крестьянам пахать и сеять помогает рожь, пшеницу да гречиху. В огородах трудиться, дождиком теплым поливает овощи, а будущем урожае заботится.

Пчелок и шмелей посылает сады плодовые опылять, что бы созревали золотые яблочки, румяные груши, спелые сливы, да вишня спелая наливалась соком, смородина да малина с калиной.

В июне Год тоже весь в хлопотах: помогает косарям траву косить. Теперь вы бы его не узнали. Усы золотые, волосы густые.

В августе дел у Года прибавилось. Надо помочь крестьянам урожай собрать и о хлебушке позаботиться. Хлеб ведь всему голова! Так незаметно лето и пролетело, осень пришла. Сентябрь наступил. Голова у Года золотая, как листья на деревьях, а сам он как постарел. Ходит – бродит по лесам с корзинную, грибы собирает и ягоды да матушке носит. А в октябре, когда затянуло небо туманами, посыпались мелкие холодные дожди, Год совсем загрустил. Раз сел на пенек и заплакал.

- О чем плачешь? Спрашивает его медведь, который берлогу себе подыскивал на зиму.

- Как мне не плакать! Постарел я, поседел, косточки от старости ломят. Да и в лесу грустно стало. Ни цветов, ни листьев зеленых.

- Не грусти! На все свое время, - мудрый мишка Год утешает. – Иди – кА ты лучше домой, отец с матерью по тебе соскучились.

- Пойду домой, - сказал Год и побрел к своей избушке. Годовик и Годовиха ласково встретили сына.

- Соскучились мы по тебе. Поживи с нами. Угощайся медом, орехами, ягодами, солеными грибами. Мы все для тебя заготовили, с запасами.

Пожил Год с родителями, а потом и говорит:

- Хорошо у вас, тепло, светло, но пора природу к зиме готовить. Ноябрь месяц уже пришёл.

Сказал так и опять в леса да на озёра ушёл. Годовик ему палочку деревянную дал.

- постарел ты сынок, ссутулился весь. Вот тебе палка, ты на неё опирайся, а то тропинки стали мокрые, скользкие.

Поблагодарил отца Год, взял волшебный жезл в одну руку, а в другую деревянную палочку. Снова стал реки лбом насыпать, с небес снегопады крошить. Так весь декабрь в лесах и пропадал. К концу декабря совсем поседел, ослаб. Сел на пенек и задремал.

Приснилось ему, как он малышом по избе бегал, как в мае красавцем – парнем стал, на свирели играл, соловьиное пение слушал. Как в августе веселился на праздниках яблочного, орехового да медового спасов. Так незаметно, во сне и оказался он навсегда в стране прошедших лет. Страна это большая и множество прошедших лет живет в ней, предаваясь воспоминаниям прекрасного о земной жизни. А у годовиков в это время новый сынок родился. Назвали его родители именем Год, только цифры добавили другие – Год 2010.

И вся наша история снова повторилась: были и весна, и лето, и осень, и зима. Был Год малышом, а потом стал стариком и уступил место новому Году.

- Что в этом такого особенного? Удивитесь вы. За старым годом всегда приходит новый.

И будете правы. На смену старому Году всегда приходит Новый год! С подарками, поздравлениями, нарядными елками, огоньками цветными, с новыми надеждами и мечтами.

Вопросы и задания

1. Что такое год?

2. Сколько вы знаете времен года? Назовите их.

3. Расскажите о зиме, весне, лете, осени.

4. Как вы думаете, почему возраст человека сравнивают с определенным временем года?

5. Каким словом можно заменить слово «сто лет»?

Дидактические игры

«Составь неделю».

Цель: Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.

Задание: Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает детям разложить их по порядку. Первым ставит карточку ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке-цифра 2 и т. д.) Затем дети называют дни недели по порядку. Воспитатель выясняет: «Кто соседи у понедельника?» и т. д. (Дети обосновывают свой ответ)

 

 «Дни недели»

Цель: Закреплять умение назвать последовательно дни недели.

Дети выполняют соответствующие движения.

В понедельник мы стирали,

А во вторник подметали,

В среду мы пекли калач,

Весь четверг играли в мяч,

В пятницу мы чашки мыли

А в субботу торт купили,

И, конечно, в воскресенье

Звали всех на день рожденье,

Пели, прыгали, плясали-

Дни недели посчитали!

«Круглый год» (времена года)

Цель: Закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года.

Задание: Воспитатель выставляет стрелочки на картинки и дает детям задания:

- Назови соседей весны.

- Назови пропущенный месяц: декабрь, февраль.

- Назови соседей зимы.

- Назови зимние месяцы.

- Какой месяц идет после января.

- Назови месяцы по порядку.

«Четыре времени года».

Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Время и его измерения: год, сезоны.

Варианты заданий:

1. Подобрать иллюстрации, устанавливая последовательность времен года.

2. Выбрать иллюстрации одного времени года, символ которого он получил, рассказать о нем.

3. «Когда это бывает?»

Отгадать к какому времени года относится то или иное явление, сопровождая загадками.

4. «Исключить неверное».

Убрать картинку, которая не соответствует заданному времени году.

Преимуществом данной дидактической игры является то, что она может быть использована как в совместной деятельности педагога и ребенка (на занятиях и вне занятий, так и в самостоятельной деятельности)

«Двенадцать месяцев»

Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возрастаВремя и его измерения: год, сезоны.

Задание: Воспитатель раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут кар​точки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, ука​занной на карточке. Они «превратились в двенадцать месяцев». Пе​дагог задает вопросы:

первый месяц, как тебя зовут?

двенадцатый месяц, назови себя.

шестой месяц, а тебя как зовут?

Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повто​ряется.

Усложнение игры.

*​ Январь, придумай загадку о своем месяце.

*​ Октябрь, вспомни пословицу о своем времени года.

*​ Март, ты какой месяц по счету?

*​ Апрель, в каких сказках встречается твой месяц?

"Что было и что будет" (для детей 7 лет).

Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возрастаПрошлое, настоящее, будущее.

Задание: Эта игра знакомит детей с тем, что каждый бытовой предмет - результат деятельности человека, предметы со временем меняются, формирует ретроспективный взгляд на предметы.

В игре 3 "Музея" - прошлого, настоящего и природы. Задача игрока - распределить экспонаты по Музеям. При этом необходимо рассказать о предмете рукотворного мира и найти предшествующий ему предмет из мира прошлого. Потом необходимо найти аналог предмета из мира природы.

«Часы»

Дети образуют круг, их руки опущены. Воспитатель читает

стихотворение:

Тик и так, тик и так.

Нам часы стучат вот так.

Нам часы повесили,

Стало сразу весело.

Как только воспитатель начинает четверостишие, дети сгибают руки в локтях, поднимают их вверх и в ритме стихотворения де лают наклоны туловища и головы вправо и влево. Когда стихотво​рение кончается, дети опускают руки вниз.

Правило. Движения делать точно в ритме стихотворения.

Примечание. Стихотворение читает взрослый, дети не повторя​ют за ним, иначе у них будет нарушаться дыхание.

 

«Я возьму тебя в космический полет»

Цель: Учить ребенка называть разные «кусочки времени» (временные эталоны), ввести в активный словарь детей названия временных эталонов.

Игровое действие: занять места в ракете

Игровое правило: в ракету садится тот, кто назвал «кусочек времени»

Ход игры

Воспитатель: Я возьму тебя в космический полет, если ты назовешь кусочек времени.

Дети (по очереди): Весна. Час. Минута. День. Вечер. Месяц. Неделя. и т.д.

Назови соседей

Цель: формировать осознание последовательности временных отрезков одного звена системы временных эталонов. Закрепить умение определять по моделям временные отрезки, стоящие перед или следующие за называемым. Ввести в активный словарь детей названия времен года (ранняя весна, поздняя осень, середина зимы и т.д.), названия исторических эпох.

Игровое действие: выстроить цепочку из трех карточек.

Игровое правило: первое звено цепочки – то, что было до заданного ведущим, последнее - то, что будет после.

Материал: карточки-символы «кусочков времени».

Ход игры

Ведущий объявляет «кусочек времени», ребенок называет предыдущий и последующий «кусочек», подбирает карточки и выстраивает цепочку.

Например: Соседи утра – цепочка из карточек ночь, утро, полдень.

Соседи ранней весны – цепочка из карточек конец зимы, ранняя весна, середина весны.

Соседи исторического времени «средние века» – цепочка из карточек древний мир, средние века, новое время.

Путаница

Цель: формировать осознание последовательности и однонаправленности временных отрезков одного звена системы временных эталонов. Продолжать вводить в активный словарь детей названия времен года (ранняя весна, поздняя осень, середина зимы и т.д.), названия исторических эпох.

Игровое действие: расставить карточки по порядку

Игровое правило: составлять цепочку карточек в соответствии с последовательностью смены временных отрезков.

Материал: карточки с изображением времен года, частей суток, исторических эпох.

Ход игры

Ведущий расставляет карточки с изображением или схемой единиц временных эталонов (например, времена года), намеренно допуская ошибки. Дети исправляют ошибки, восстанавливая порядок.

Что лишнее

Цель: овладение детьми качественной характеристикой временных эталонов. Умение выделять кусочки времени одного звена системы временных эталонов, обосновывать свой выбор в развернутом самостоятельном высказывании. Побуждение детей к использованию предложений со сложноподчиненной связью.

Игровое действие: ребенок, правильно выполнивший задание, становится ведущим.

Игровое правило: в перечне временных эталонов должен быть только один лишний кусочек времени.

Ход игры

Ведущий называет кусочки времени какого-либо звена системы временных эталонов, включая один кусочек из другого звена. Задача детей найти лишнее.

Например:

Ведущий: ночь, день, апрель, утро, полдень.

Ребенок: апрель, потому что это название месяца, а все остальные «кусочки времени» – названия частей суток.

Волшебное кольцо (Луллия)

Цель: овладение детьми качественной характеристикой временных эталонов. Умение выделять кусочки времени одного звена системы временных эталонов. Побуждение детей к самостоятельным рассуждениям.

Игровое действие: вращение волшебных кругов.

Игровое правило: собирать в сектор изображения единиц времени только одного звена временных эталонов.

Оборудование: кольца Луллия представляют собой следующую конструкцию. Вырежьте из картона три круга диаметрами 90, 60, 30 см. (размеры взяты произвольно). Из прозрачной пленки вырежьте еще три таких же круга. Наложите прозрачный круг на соответствующий круг из картона и прошейте их стежками по радиусам, разделив на семь секторов. Из цветного картона вырежьте угол равный углу сектора. Ширина лучей угла – 1 см. Длина лучей равна радиусу большого круга. Готовые круги оденьте на общую ось в виде пирамиды, сверху разместите угол. Закрепите конструкцию таким образом, чтобы круги и угол вращались вокруг общей оси.

Материал: карточки-символы «кусочков времени»

Ход игры

Воспитатель размещает в ячейки каждого из трех кругов карточки с изображением символов «кусочков времени» и предлагает детям собрать в домик (сектор) единицы времени одного звена временных эталонов.

Например: собери «кусочки» часового времени(час, минута, секунда), календарного времени(сутки, месяц, год) и т.д.

Поезд времени

Цель: учить детей выстраивать линию развития объекта в пределах его жизни и исторического развития, развивать связанную речь: умение называть временной отрезок своего вагончика и обосновывать его местоположение в поезде. активизировать выражения: потом, до, после того как.

Игровое действие: построить поезд времени

Игровое правило: вагончики выстраиваются в соответствии с этапами развития объекта, начиная с его рождения

Материал: ведущий готовит до 12 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды (жизнь человека, состояние природных объектов в разные времена года, историческое развитие объектов рукотворного мира и т.д.).

Ход игры

Карточки раздаются играющим. Дети-вагончики выстраивают поезд времени.

Примечание: игра может идти со всей группой командами. У каждой команды свой набор карточек. Каждая команда старается быстрее построить свой поезд времени и продемонстрировать его противнику.

Раньше - позже

Цель: осознание зависимости между временными эталонами, овладение количественной характеристикой временных эталонов. Упражнение в использовании в речи предлогов «за», «перед», «до». Формирование умения связно рассказывать о развитии предложенной ситуации, используя слова «сначала», «потом», «после того как». Закрепление умения правильно употреблять глаголы прошедшего времени, составлять сложноподчиненные предложения.

Игровое действие: расставить карточки по порядку.

Игровое правило: связно объяснить свое действие.

Материал: карточки-символы «кусочков времени» (части суток, времена года, дни недели), раскадрованные карточки-картинки какого-либо процесса (строительство дома, созревание фруктов и т.п)..

Ход игры

а) Ведущий называет «кусочек времени». Дети выстраивают цепочку по принципу: что было раньше, еще раньше; что будет.

Например:

Ведущий: Зима

Ребенок (выстраивает цепочку зима – осень – лето – весна): Перед зимой была осень, раньше осени – лето, еще раньше – весна.

или:

Ведущий: Зима

Ребенок (выстраивает цепочку зима – весна – лето – осень): После зимы наступает весна, за весной – лето, дальше будет осень.

б) Ведущий называет какую - либо ситуацию, а дети, используя Зеркало Времени, говорят, что было до этого, что будет после.

Например, предложены следующие картинки: фрукты в корзине, люди срывают фрукты с дерева, фрукты созревают на дереве, дерево цветет, на дереве распускаются почки, дерево зимой. Воспитатель выкладывает на стол картинку «фрукты в корзине».

Ребенок (выстраивает цепочку и объясняет свои действия): До того как фрукты оказались в корзине, их сорвали с дерева люди. А до этого фрукты созрели на дереве. Чтобы появились фрукты, дерево должно было зацвести. До того как оно зацвело, на дереве распустились листочки. Зимой дерево стояло голое без листьев.

Определи отношение

Цель: учить количественной характеристике временных эталонов. Учить сравнивать отрезки времени между собой, используя количественные характеристики: больше – меньше, раньше – позже, длиннее – короче.

Игровое действие: передача кубика (хода) следующему игроку после правильного выполнения задания.

Игровое правило: из предложенных карточек-символов «кусочков времени» подобрать символы заданного отрезка времени и его соседей, расставить карточки по порядку.

Материал: карточки-символы «кусочков времени».

Ход игры

Воспитатель задает вопросы, например: Как месяц (зима, утро, минута и т.д.) относится к своим соседям?

Дети (отвечают и выстраивают цепочку): Месяц больше недели, но меньше года (неделя – месяц – год).

Утро позже ночи, но раньше полдня (ночь – утро – полдень)

Минута длиннее секунды, но короче часа (секунда – минута – час)

Больше - меньше по продолжительности

Цель: овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой; формирование восприятия продолжительности отрезков времени; формирование умения выражать мысли краткой пояснительной речью.

Игровое действие: передача кубика (хода) следующему игроку после правильного выполнения задания.

Игровое правило: выбор соответствующего знака между карточками.

Материал: карточки-символы «кусочков времени», карточки-знаки

>, <, =.

Ход игры

Между двумя карточками с символами кусочков времени, предложенными ведущим, дети помещают знак <, >,=.

Например: Неделя < месяц, 7 месяцев < год, 7 суток = неделя и т.д.

Примечание: игру можно проводить в форме эстафеты между двумя командами. В таком случае потребуется 2 комплекта карточек.

Раз, два, три ко мне беги

Цель: овладение знаниями об историческом времени. Учить узнавать историческую эпоху по изображению предметов и сюжетным картинкам. Учить доказательной речи.

Игровое действие: прибежать к ведущему.

Игровое правило: к ведущему подбегают только те дети, у кого есть карточка названной эпохи

Материал: карточки и сюжетные картинки с изображением исторической эпохи

Ход игры

Детям раздаются карточки, соответствующие разным эпохам. Воспитатель приглашает к себе детей, имеющих карточки какой-то одной эпохи.

Например: 1,2,3 – у кого изображение древнего мира ко мне беги.

Историческая мозаика

Цель: закреплять умение находить признаки исторической эпохи. Развивать комбинаторное и пространственное мышление. Совершенствовать умение составлять рассказ по картинке.

Игровое действие: собрать картинку мозаику.

Материал: сюжетные картинки, изображающие разные исторические эпохи.

Ход игры

Ребенку предлагается собрать разрезанную на части сюжетную картинку. Затем, используя метод эмпатии, предложить ему войти в исторический образ и составить рассказ.

Снаряди корабль

Цель: закреплять умение подбирать объекты, относящиеся к заданной исторической эпохе. Учить использовать в речи описания объектов, выделяя существенные признаки. Помочь усвоить значения слов, обозначающих названия предметов снаряжения морских кораблей.

Игровое действие: сгруппировать вокруг корабля карточки, соответствующие заданной эпохе.

Игровые правила: выбрав карточку и объяснив свой выбор ребенок передает свой ход другому игроку.

Материал: большие карточки с изображением кораблей разных эпох (древнегреческие суда, русские ладьи, парусные суда средних веков, пароходы, теплоходы). Маленькие карточки с изображением различного снаряжения (канаты, пушки, пороховые бочки, пушечные ядра, компас, паруса, сундуки и т.д)..

Ход игры

Из набора карточек с различными предметами снаряжения морских кораблей выбрать те, которые подойдут для снаряжения корабля заданной эпохи, объяснить свой выбор.

Рассеянный путешественник

Цель: закреплять знания об историческом развитии человека, о последовательной смене исторических эпох. Развивать связную речь. Побуждать самостоятельно составлять рассказ о путешественнике, который побывал в прошлом. Закреплять умение составлять сложноподчиненные предложения. Закреплять умение согласовывать существительное с прилагательными местоимениями.

Игровое действие: оформление фотоальбома.

Игровое правило: расположить картинки-фотографии в хронологическом порядке.

Материал: сюжетные картинки, отображающие разные исторические эпохи (первобытно-общинный строй, древнее время, средние века, новое время, современность).

Ход игры

Путешественник во времени сделал очень много фотографий. Но он совершенно не знал истории. Расставь в правильном порядке сделанные им фотографии.

Итоговая дидактическая игра «Данетка»

Цель: закрепление знаний о временных эталонах астрономического, доисторического и исторического времени. Осознание зависимости между единицами времени. Овладение качественной и количественной характеристикой временных эталонов.

Игровое действие: задавать вопросы.

Игровое правило: ответ на вопрос должен быть только «да» или «нет».

Ход игры

С помощью наводящих вопросов дети угадывают загаданный «кусочек времени».

Алгоритм угадывания «кусочка времени»

Например, загадан «год».

1-ая группа вопросов:

Это историческое время? – нет

Это доисторическое время? – нет

Это астрономическое время? – да

2-ая группа вопросов:

Это часовое время? – нет

Это суточное время? – нет

Это природное время? – нет

Это календарное время? – да

3-я группа вопросов:

Это меньше месяца? – нет

Это больше месяца? – да

Это больше века? – нет

Это больше месяца, но меньше века? – да

Это год? – да

Примечание: понять алгоритм временной «Данетки» помогут модели времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Система занятий основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала. В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию представлений о времени у старших дошкольников во все...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию временных представлений у детей...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное зна...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже поза...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста....