ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по математике (старшая группа)

Семенова Надежда Валерьевна

В статье рассматриваются особенности формирования представлений о сенсорных эталонах формы у старших дошкольников. Представлено описание сущности сенсорного эталона формы, рассмотрены особенности восприятия формы предметов детьми старшего дошкольного возраста, изучены педагогические условия формирования представлений о форме у дошкольников указанного возраста.

Ключевые слова: сенсорный эталон, форма, старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenova_n.v._formirovanie_predstavleniy_o_forme.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Семенова Надежда Валерьевна

воспитатель

МБДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»

Чебоксарский район

п. Кугеси, Чувашская Республика

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования представлений о сенсорных эталонах формы у старших дошкольников. Представлено описание сущности сенсорного эталона формы, рассмотрены особенности восприятия формы предметов детьми старшего дошкольного возраста, изучены педагогические условия формирования представлений о форме у дошкольников указанного возраста.

Ключевые слова: сенсорный эталон, форма, старший дошкольный возраст.

Сенсорное развитие происходит в дошкольном возрасте интенсивными темпами, что проявляется в постоянном совершенствовании способности ориентироваться во внешних свойствах и отношениях между предметами и явлениями. Ребенок, воспринимая предметы и действуя с ними, начинает точнее оценивать их цвет, форму, величину. Исследование свойств предметов происходит в дошкольном возрасте посредством моделирования, замещения идеальными представлениями – сенсорными эталонами. Свойства воспринимаемого объекта в ходе обследовательской деятельности как бы «переводятся» на понятный ребенку язык, то есть систему сенсорных эталонов.

Одним из свойств предметов окружающей действительности является их форма. Форма предметов обобщенно отражается в геометрических фигурах. Геометрические фигуры выступают как своеобразные эталоны и используются дошкольниками для определения формы предметов и их частей.

Процесс ознакомления детей с сенсорными эталонами на протяжении дошкольного периода происходит следующим образом. Во-первых, воспитанники знакомятся с разными видами эталонных свойств и их вариантами. Например, дети знакомятся с вариациями фигур по соотношению осей и сторон, величине углов и др. после ознакомления с основными геометрическими фигурами. Во-вторых, они знакомятся со связями и отношениями между эталонами, узнавая, что фигуры делятся на округлые и прямолинейные, что одни фигуры могут преобразовываться в другие и т.д.

Рассматривая особенности развития восприятия формы предметов, некоторые зарубежные психологи утверждают, что ребенок до 5-7 лет не замечает форму и при восприятии предмета ориентируется только на цвет. В то же время, отечественные психологи, в частности, A. A. Люблинская выяснила, что даже младшие дошкольники при восприятии знакомого предмета ориентируются на форму [2]. Но ребенок не так скоро начинает выделять и абстрагировать форму. Так, дети младшего дошкольного возраста при восприятии геометрической формы отождествляют ее с предметом (квадрат они называют «окошечком», «кубиком» и т.д.; круг – «мячиком», «колесиком» и т.д.). Дошкольники в возрасте 4-6 лет пытаются разобраться в формах, которые им встречаются, пробуют установить сходство и различие предмета с формой. В этот период на смену опредмечиванию приходит уподобление (квадрат – «как кармашек», «как калитка»; овал – «как огурчик», «как яичко»).

В целях формирования представлений о форме предметов (одинаковая – разная) у детей старшего дошкольного возраста специалисты в условиях дошкольной организации советуют использовать разные дидактические наборы и строительные конструкторы, но игра с песком и снегом дает дополнительные возможности: можно делать одинаковые и разные куличики с использованием формочек; можно делать снежные башенки ведерками, катать одинаковые и разные снежки и т.д., та же работа может проводиться с пластилином. При работе с мозаиками и конструкторами можно искать «такое же» (одинаковые детали), при игре в гости «такие же чашки» и т.д.

А. В. Белошистая напоминает о существовании множества игр типа «Найди пару», где подразумевается поиск одинаковых объектов. Можно использовать и другой вариант этой игры: «Найди такую же фигурку, но синюю», «Найди такую же, но большую». Такие наборы не бывают в готовом виде, их подбирают из любых подходящих пар. Педагогу необходимо следить, чтобы формы были полностью тождественными. Строить такие игры удобно на базе геометрических форм и фигур, т.к. трудно подобрать изображения абсолютно одинаковых по форме, но разных по цвету животных и т.д. [1]

По замечанию В. В. Садовой, ребенка окружают игры из серии «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб» и др.; из серии «Кубики и цвет», «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и др. Имеющиеся в дошкольных организациях дидактические пособия помогают ребенку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся блоки З. П. Дьенеша, счетные палочки Дж. Кюизенера, модели и другие [3].

Таким образом, для формирования представлений о форме у старших дошкольников имеется широкий спектр педагогических условий.

Список литературы

  1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики (курс лекций) / А.В. Белошистая. – Москва: Владос, 2003. – 400 с.
  2. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 410 с.
  3. Садовая, В.В. Преемственность геометрического развития детей предшкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / В.В. Садовая // Вестник ТГГПУ. – 2009. – № 2–3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/preemstvennost-geometricheskogo-razvitiya-detey-predshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОглавлениеВведение ……………………………………………………….……………………….31. Сущность и значение сенсорного воспитания для развития детей дошкольного возраста ………………………………………..………………………..62. Содержание и методика формирова...

Консультация для педагогов «Развитие представлений о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Развитие представлений о сенсорных эталонах в рисовании детей младшего дошкольного возраста»...

Формирование представлений о цвете и форме у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специально организованного обучения

Для полноценного познания окружающего мира ребенка необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы....