Формирование представлений о цвете и форме у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специально организованного обучения
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Дончук Лариса Георгиевна

Для полноценного познания окружающего мира ребенка необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА

 НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «НАДЕЖДА»

по теме: «Формирование представлений о цвете и форме у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специально организованного обучения»

Выполнил(а) :

Дончук Лариса Георгиевна

учитель-дефектолог ГБОУ №11

 С/П «Детский сад «Надежда»

г. Новокуйбышевска

г. Новокуйбышевск, 2018 год

                         

     Для   полноценного   познания   окружающего   мира  ребенку   необходимо достичь  определенного уровня  развития восприятия, научиться обследовать предметы:  рассматривать, ощупывать. Развитие  восприятия  тесно  переплетается с  развитием  других  форм  психической  деятельности, служит базой  для формирования мышления и речи.

     Сенсорное  развитие  детей  с задержкой психического развития имеет свои особенности: они  затрудняются  в обследовании предметов, выделении нужных  свойств, а  главное – в обозначении  этих свойств  словом. Даже  в старшем  дошкольном  возрасте  дети  путают  название  цветов,  геометрических фигур, с  трудом  ориентируются  в пространственных  и временных отношениях, далеко  не  всегда  используют  те возможности  восприятия, которыми обладают.

     Сенсорное  развитие,  с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития  ребенка, с другой  стороны, имеет  самостоятельное  значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов деятельности.

   Установлено, что при задержке психического развития (в дальнейшем ЗПР) представление о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста формируется только в условиях специальной работы. Установлено также, что 40-50% детей, посещающих коррекционное учреждение, не могут самостоятельно различать цвета. Причиной этого является органическое поражение центральной нервной системы, лежащей в основе ЗПР (кроме ЗПР, лежащей вследствие педагогической запущенности).  

     В качестве  особой  задачи выступает  необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение  разбираться в сочетании цветов,  расчленять форму предметов.

     Разработанная нами система коррекционно-педагогических мероприятий

по формированию  представлений  о  цвете и  форме у  дошкольников  с задержкой  психического развития охватывает  все  стороны взаимодействия: учитель-дефектолог, воспитатель, специалисты  ДОУ, родители.

     Таким  образом,     осуществляется  единство,  целостность  и  неразрывность образовательно-воспитательного процесса, что способствует максимальному устранению  нарушений  в  развитии сенсорного воспитания дошкольников с задержкой  психического  развития.

     Например, при изучении лексической темы «Фрукты»:  цель-уточнение и расширение представления детей об отличительных признаках (форма, цвет  фруктов), я  использую  игры и упражнения «Угадай, что я загадала», «Назови  предмет, его  цвет,  форму», «Что  может быть красным, круглым».

     На занятиях решаются и речевые задачи (согласование  прилагательных с                                существительными, пополнение предметного  словаря и словаря признаков)

     Инструктору по физическому воспитанию рекомендуется  с целью  развития  быстроты реакции, развития  концентрации  внимания, ловкости  рук, развития мелкой  моторики, закреплению  цвета и формы предметов, использовать такие  упражнения как: «Будь  внимательным».

     Воспитателям, с целью  реализации  поставленных  задач на данном  этапе, предлагаются  игры «Волшебные  трафареты», « Магазин», «Волшебные  краски» где  осуществляется  совместная  деятельность взрослого  и детей по  закреплению цвета и формы  фруктов.

     С целью  развития  слухового восприятия, активизации словаря  по  теме, музыкальному  руководителю  предлагается  дидактическая  игра  с  музыкальным  сопровождением «Какая, какой, какая?»            

     Родителям  рекомендуется  ознакомиться  с  ширмой  по  теме «Фрукты», в которой  представлены  задания, игры, упражнения  по  данной  теме. Для закрепления  цвета  и  формы  фруктов  предлагается  выполнить  задания  в  альбоме: нарисовать  свой  любимый  фрукт  и  составить  о  нем  рассказ, совместно   с  детьми  изготовить  трафареты  фруктов.

     Работа по формированию  представлений  о цвете и форме состоит из 7 этапов.

     Первый этап можно считать  подготовительным, на этом этапе основной целью является  формирование способности фиксировать внимание на объекте, прослеживать  его  передвижение  в пространстве, выполнять  простейшие предметные действия,  прибегая  к примериванию  и пробам. Ребенок должен научиться устанавливать тождество предметов, выполнять инструкцию: «Дай такую же куклу, кубик и т.д.», подбирать парные картинки и игрушки.

     На втором этапе внимание ребенка привлекается к какому-нибудь конкретному свойству предмета – цвету или форме. Опираясь на восприятие данного свойства,  ребенок  учится  находить  идентичные предметы, соотносить цвет или форму  предмета  с  образцом-эталоном. Основная  инструкция,  которую  я предлагаю  ребенку, - «Дай  такой же предмет», при  этом от него не требую словесного  обозначения  выделенного свойства. В конце я  подвожу итог деятельности ребенка: «Правильно, кубики одинаковые». Постепенно задача усложняется.

     На третьем этапе ребенок выполняет задания на идентификацию предметов с образцом-эталоном, а  педагог  комментирует его  действия. Постоянно  называя  цвет предметов, использую опредмеченные названия геометрических  фигур.     На четвертом этапе изменяется  словесная  инструкция. Если на предыдущих этапах  педагог  показывала предмет и сама называла его цвет или форму, то теперь     перед ребенком ставится задача подобрать предмет определенного цвета или формы. Основной тип инструкции – «Дай красное колечко, покажи синюю  полоску, найди  все  кружочки». Слово способствует актуализации представлений о  цвете и форме. Важно создавать игровую мотивацию деятельности ребенка, поощрять его успехи.  

     Главной задачей следующего, пятого этапа работы является формирование умения словесно обозначать цвет или форму предметов. В этот период важно чтобы весь  прежний  опыт  восприятия  соединился со словом, закрепился  в слове. Для ребенка с  недоразвитием  речи этот  этап является наиболее трудным. Здесь педагог должен проявить терпение и настойчивость. Необходимо подобрать  комплекс  дидактических  игр и упражнений,  продумать  методику занятий по  изобразительной  деятельности, по  ознакомлению  с окружающим.

     Ребенку постоянно оказывается дозированная помощь: можно подсказать начало  слова,  первый  звук,  задать  наводящий  вопрос. Целесообразно изготовить  карточки-эталоны, состоящие из трех квадратов: в первом квадрате  изображается  бесформенное  цветовое  пятно, во втором квадрате – предмет,  цвет  которого  является постоянным его свойством, а третья часть остается  пустой: по заданию  педагога  ребенок выкладывает предметы, подходящие по цвету.

     Закрепление названий цвета и формы должно осуществляться во всех видах деятельности, в том числе  и на  занятиях  по  развитию  речи, где дети будут учиться изменению прилагательных в роде, числе, падеже, согласовывать их с числительными  и  существительными,  сравнивать  предметы  по  цвету  и строить соответствующие предложения.

     На шестом этапе основное  внимание   уделяется формированию умения группировать предметы по какому-либо  сенсорному  признаку. Ребенку нужно предлагать задачи на классификацию  по цвету  или по форме, на исключение лишнего  предмета, на  сравнение двух предметов. Результаты мыслительной деятельности должны  быть  представлены в словесном отчете ребенка о выполненных действиях. Следует  учить  ребенка  выделять  нужное свойство и абстрагироваться от «лишних» признаков.

     На седьмом этапе закрепляется умение ребенка видеть цвет и  форму пред-

метов, передавать их в продуктивной деятельности. На занятиях по развитию

речи становится возможным  составление  описательных  рассказов. Ребенок

достигает умения отгадывать загадки о предметах – узнавать их описанию.

     Расширяется  словарь  признаков,  ребенок самостоятельно называет  основные, промежуточные цвета, их оттенки, форму предметов и их частей.

      Работа по формированию представлений о цвете и форме у дошкольников с задержкой психического развития, проводимая в системе коррекционно-педагогических мероприятий, дает положительные результаты.

     При работе  с  родителями  на разных этапах нами  использовались как  традиционные , так и интерактивные формы  работы:

  • семинары;
  • индивидуальные консультации;
  • подгрупповые консультации, на которых родителям  оказывались методическая помощь в организации индивидуальных домашних занятий;
  • знакомства с основными методами и  приемами по формированию полноценных представлений о свойствах предметов;
  • стенд взаимосвязи  дефектолога с  родителями «Учимся вместе»:
  • совместное выполнение  детьми и родителями заданий в альбоме «Развиваем сенсорное  восприятие».

     Для детей были  приобретены  тетради «Окружающий мир. Природа», «Предметы». Темы  занятий в тетрадях  соответствуют   перспективному  планированию  в  системе коррекционной  работы по данному направлению.

     Таким образом,  результаты  обучения  выявили  положительную  динамику сенсорного развития детей старшего возраста с ЗПР.

Библиография

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей форма, цвет, звук. Ярославль., 2012.
  2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 2002.
  3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 2008.
  4. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль., 2005.
  5. Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.,2003.
  6. Забрамная С.Д., Костенко Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...

Проект "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

Представление результата-продукта: 3 систематизированных комплекса игр, направленных на формирование сенсорного, слухового и мотрно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлена структура работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Тематическое планирование по программе формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В этой программе использованны элементы коррекционной нейропсихологической методики «Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович...

Конспект занятия по развитию пространственных представлений посредством конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Зайчик беленький"

Один из эффективных видов деятельности для дошкольников с ЗПР - консруирование из бумаги. Оно способствует развитию всех психических процессов, получению игрового опыта, обогащению словаря,развитие ме...