Главные вкладки

    Проект "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
    проект (старшая группа) по теме

    Еременко Екатерина Владимировна

    Представление результата-продукта: 3 систематизированных комплекса игр, направленных на формирование сенсорного, слухового и мотрно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ

    на тему: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

    Подготовил: Е.В. Еременко,

     воспитатель МБУ д/с №180 «Чародейка»                                            

     

    Тольятти, 2013 г.

    ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ

    Титульный лист

    Формулирование проблемы

    Миссии проекта

    Цели и задачи проекта

    Требования, предъявляемые к работам по проекту (список всех работ, которые подлежат выполнению)

    Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата-эффекта

    Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата-продукта

    Необходимые ресурсы

    Область рисков и план работы с ними

    Формы отчетности

    ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

     

    1. СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и оттого, что мы заложим в наших детей. С каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания. Ребенок не сразу воспринимает звук, обращенную к нему речь, отвлекается на внешние раздражители. Обращает на себя внимание замедленность слухового восприятия.

    На всех этапах развития ребенка с ЗПР отмечаются колебания слухового внимания и восприятия: трудности включения и концентрирования внимания, устойчивости и распределения его, повышенная отвлекаемость, истощаемость, прерывистость внимания.

    Таким образом, внимание является одним из важнейших психических процессов, без которого невозможно организовать эффективное обучение и воспитание детей с задержкой психического развития. Каковы же педагогические условия формирования внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

    2. ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ.

    • Почему это стало проблемой? Потому что большинство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР не усваивают программу дошкольного учреждения.
    • Почему ее следует решать? Потому что у ребенка с ЗПР возникают трудности в социализации.
    • Когда она становится проблемой? Когда ребенок с ЗПР начинает посещать дошкольное учреждение.
    • Чья это проблема? Педагогов.
    • Касается ли эта проблема других? Родителей и детей.
    • Кажется ли она им проблемой? Да.
    • Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Педагоги.
    • Кто будет сопротивляться решению проблемы? Никто.
    • Что случиться если мы не решим проблему? У детей с ЗПР возникнут трудности в обучении в общеобразовательном учреждении.

    МИССИИ ПРОЕКТА

    Миссия проекта – идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект

    Формулировка миссии должна отвечать на три вопроса:

    1. Для кого мы это делаем?
    2. Что мы делаем?
    3. Как мы делаем это?

    1. Для педагогов и детей.

    2. Разрабатываем педагогические условия для формирования внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР :

    - комплексы дидактических, подвижных игр на развитие видов внимания детей с ЗПР, реализуемые ДОУ и семьей

    - минимизировать предметно-развивающую среду группы.

    3. Анализируем предметно-развивающую среду  и игры на формирование внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    Разрабатываем проект  предметно-развивающей среды, способствующий сосредоточению внимания ребенка  с ЗПР на нужном педагогу объекте.

    Игры распределяем на 3 комплекса:

    - игры для формирования слухового внимания,

    - игры для формирования сенсорного внимания,

    - игры для формирования моторно-двигательного внимания.

    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

    ЦЕЛЬ. Разработать педагогические условия формирования внимания  у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    ЗАДАЧА 1. Разработать проект  предметно-развивающей среды, способствующей сосредоточению внимания детей с ЗПР  на нужном педагогу объекте.

    ЗАДАЧА 2. Разработать комплекс игр, направленные на формирование сенсорного внимания у детей с ЗПР.

    ЗАДАЧА 3. Разработать комплекс игр, направленные на формирование  слухового внимания у детей с ЗПР.

    ЗАДАЧА 4 . Разработать комплекс игр, направленные на формирование моторно-двигательного внимания у детей с ЗПР.

    ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭТАПАМ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ 

    (список всех этапов работы (мероприятий), которые подлежат выполнению и функционал участников проекта на каждом из них)

    Название этапа

    Мероприятия на данном этапе

    Участники проекта на данном этапе,

    их функционал

    Аналитический этап

    1. Психолого-педагогическая диагностика внимания детей старшей группы с ЗПР до организации и проведения комплексов игр.

    Педагог-психолог: проводит психолого-педагогическая диагностика внимания детей старшей группы с ЗПР.

    Воспитатель: осуществляет анализ и отбор игр и иллюстраций, необходимых для разработки комплексов игр, направленных на формирование внимания, и проекта предметно-развивающей среды.

    2.Анализ имеющейся информации о педагогических условиях формирования внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

    3.Определение дидактических и подвижных игр на формирование внимания у детей с ЗПР.

    4.Подбор иллюстраций с  изображением различной организации предметно-развивающей среды.

    Конструктивный этап

    1. Разработка проекта предметно-развивающей среды, способствующей сосредоточению внимания детей с ЗПР  на нужном педагогу объекте.

    Воспитатель: разрабатывает педагогические условия формирования внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    Заместитель заведующего по ВМР: дает экспертную оценку подготовленным комплексам игр, направленных на формирование различных видов внимания, и проекту предметно-развивающей среды.

    2. Разработка комплекса игр №1 , направленного на формирование сенсорного внимания у детей с ЗПР.

    3. Разработка комплекса игр №2, направленного на формирование  слухового внимания у детей с ЗПР.

    4. Разработка комплекса игр №3, направленного на формирование моторно-двигательного внимания у детей с ЗПР.

    Практический этап

    1. Организация предметно-развивающей среды старшей группы с ЗПР согласно разработанному проекту.

    Воспитатель: минимизирует предметно- развивающую среду группы, организует и  проводит комплексы игр №1, 2 и 3 с детьми старшей группы с ЗПР.

    Дети старшей группы с ЗПР: принимают активное участие в играх из разработанных комплексов.

    2. Организация и проведения комплекса игр №1 с детьми старшей группы с ЗПР.

    3. Организация и проведение комплекса игр №2 с детьми старшей группы с ЗПР.

    4. Организация и проведение комплекса игр №3 с детьми старшей группы с ЗПР.

    Презентационный этап

    1. Психолого-педагогическая диагностика внимания детей старшей группы с ЗПР после организации и проведения комплексов игр.

    Педагог-психолог: проводит психолого-педагогическая диагностика внимания детей старшей группы с ЗПР.

    Воспитатель: выступает с докладом о проделанной работе по проекту.

    Зам. заведующего, заведующий и педагогические сотрудники ДОУ: задают вопросы и высказывают свою точку зрения относительно реализуемого проекта.

    2. Выступление на педагогическом совете ДОУ.

    Оценочно-рефлексивный этап

    1.Подготовка отчета (пресс-релиза) по проекту в СМИ.

    Воспитатель: подготавливает отчет и подводит итоги работы по проекту и рассылает пресс-релизы в различные СМИ.

    Представители СМИ: представляют отчет о реализации проекта общественности.

    2. Подведение итогов работы по проекту и определение перспективного плана работы по развитию психических процессов у детей старшей группы с ЗПР.

    КРИТЕРИИ ВЫХОДА И ДЕТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА-ЭФФЕКТА

    (заполняется на каждый результат-эффект)

    Ожидаемый результат-эффект

    Критерии

    Повышение у 80 % детей старшей группы с ЗПР уровня сенсорного внимания.

    Улучшение способности сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов.

    Позитивная динамика роста наблюдательности у детей.

    Увеличение степени концентрации внимания.

    Повышение у 80 % детей старшей группы с ЗПР уровня слухового внимания.

    Повышение уровня продуктивности, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.

    Увеличение объёма внимания.

    Сформированность умения сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов.

    Повышение у 70 % детей старшей группы с ЗПР уровня моторно-двигательного внимания.

    Повышение инертности внимания, выражающейся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

    Увеличение степени концентрации внимания.

    Повышение скорости реакции.

    КРИТЕРИИ ВЫХОДА И ДЕТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА-ПРОДУКТА

    (заполняется на каждый результат-продукт)

    Ожидаемый результат-продукт

    Критерии

    Комплекс игр №1 , направленный на формирование сенсорного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    Систематизация дидактических игр, направленных на формирование сенсорного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    Методическая помощь воспитателю при формировании сенсорного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    К каждой игре прописана цель, оборудование, описание  и инструкция.

    Комплекс игр №2, направленный на формирование  слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    Систематизация дидактических игр, направленных на формирование слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    Методическая помощь воспитателю при формировании слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    К каждой игре прописана цель, оборудование, описание  и инструкция.

    Комплекс игр №3, направленный на формирование моторно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    Систематизация дидактических и подвижных игр, направленных на формирование моторно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    Методическая помощь воспитателю при формировании моторно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    К каждой игре прописана цель, оборудование, описание  и инструкция.

    Проект предметно-развивающей среды, способствующий сосредоточению внимания ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР на нужном педагогу объекте

    Методическая помощь воспитателю в создании педагогических условий формирования внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    В проекте представлены примеры минимизации предметно-развивающей среды для детей старшей группы с ЗПР.

    НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

    Ресурсы

    Содержание

    Человеческий:

    Воспитатель, заведующий ДОУ, зам. заведующего по ВМР, педагог-психолог, дети старшей группы с ЗПР.

    Финансовый:

    Средства для приобретения канцтоваров.

    Средства для приобретение расходных материалов для принтера и ксерокса.

    Средства для приобретения необходимых реквизитов для игр.

    Кадровый:

    Воспитатель, педагог-психолог, заведующий ДОУ, зам. заведующего по ВМР.

    Материальный:

    Медиа-оборудование: проектор, ноутбук, экран для демонстрации компьютерных презентаций.

    Компьютер, принтер, ксерокс.

    Канцтовары.

    Реквизиты для дидактических и подвижных игр из разработанных комплексов.

    Информационный:

    1. www.nsportal.ru

    2. www.rudocs.exdat.com

    3. www.uchmet.ru

    4. www.ipk74.ru 

    Программно-методический:

    1. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа.

    2. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа.

    3. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой : диагностический журнал. Старшая группа.

    ОБЛАСТЬ РИСКОВ И ПЛАН РАБОТЫ С НИМИ

                     (опишите возможные допущения и риски, которые могут повлиять на процесс реализации проекта

    и/или на результат, и которые требует решения и действий со стороны проектной команды)

    Риски, способные повлиять на проект

    Выход

    1. Повышенный уровень заболеваемости детей старшей группы с ЗПР во время организации и проведения мероприятий по проекту.

    1. Снижение показателей результат-эффекта до 40-50%у детей старшей группы с ЗПР.

    2. Работа с родителями (родители организуют и проводят игры из комплексов в домашних условиях).

    3. Индивидуальные работа воспитателя с переболевшими детьми по организации игр из комплекса, которые ребенок пропустил.

    2. Отсутствие финансирования для реализации проекта.

    1. Поиск фонда или спонсора для финансовой поддержки проекта.

    ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

    Форма отчетности

    1.

    Комплекс игр №1 , направленный на формирование сенсорного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    2.

    Комплекс игр №2, направленный на формирование  слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    3.

    Комплекс игр №3, направленный на формирование моторно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    4.

    Проект предметно-развивающей среды, способствующий сосредоточению внимания ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР на нужном педагогу объекте

    5.

    Результаты диагностики внимания детей старшей группы с ЗПР до и после организации и проведения комплексов игр.

    Комплекс игр № 1

    «Игры, направленные на развитие сенсорного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

    1.1 Найди два одинаковых предмета

    Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

    Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

    Описание. Ребенку предлагаются:

    а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

    б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

    в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

    Инструкция:

    а) Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе.

    б) Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания.

      

    Описание: Описание: E:\Мои документы\4 ДОКУМЕНТАЦИЯ\Дидактическо-методические наработки\раскраски\687.gif  Описание: Описание: E:\Мои документы\4 ДОКУМЕНТАЦИЯ\Дидактическо-методические наработки\раскраски\687.gifОписание: Описание: E:\Мои документы\4 ДОКУМЕНТАЦИЯ\Дидактическо-методические наработки\раскраски\687.gifОписание: Описание: E:\Мои документы\4 ДОКУМЕНТАЦИЯ\Дидактическо-методические наработки\раскраски\687.gif

    1.2 Выкладывание из палочек.

    Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

    Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

    Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек

    а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку;

    б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек;

    в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек;

    г) 4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек

    Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе.

    1.3 Исключение лишнего.

    Цель: развитие мышления и объема внимания.

    Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

    Описание. Ребенку предлагается найти

    из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличный от других, и объяснить свой выбор.

    Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».

    1.4 Найди отличия

    Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

    Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

    Описание. Ребенку предлагаются:

    а) серия картинок

    по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

    б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

    Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

    1.5 Выкладывание узора из мозаики.

    Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

    Оборудование: мозаика, образец.

    Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

    Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

    1.6 Чей это дом?

    Цель: развитие наблюдательности.

    Оборудование: рисунок с изображением домов и людей.

    Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением домов и людей, спешащих в разные стороны. Необходимо, внимательно посмотрев на рисунок, найти хозяина каждого дома.

    Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена деревня. Найди хозяина каждого дома. Объясни свой выбор».

    1.7 Нанизывание бусинок.

    Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

    Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания – крупный бисер.

    Описание. Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы.

    Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

    Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.

    1.8 Назови животных.

    Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

    Оборудование: рисунок с изображением замаскированных животных.

    Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных животных, среди которых ему надо отыскать диких животных.

    Инструкция: «Посмотри, на этой картинке животные спрятались от тебя. Начинай искать диких животных».

    1.9 Скопируй.

    Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики.

    Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку; образец для рисования; остро отточенные карандаши.

    Описание. Ребенку предлагается сделать две картинки одинаковыми 

    Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру. Будь внимателен!».

    Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.

    1.10 Витрина магазина.

    Цель: развитие объема внимания и наблюдательности.

    Оборудование: рисунок с изображением витрины магазина.

    Описание: Ребенку необходимо найти (не считая) коробку с наибольшим количеством конфет и объяснить свой выбор.

    Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена витрина магазина, в которой выставлены только что поступившие конфеты. Они выложены в прозрачные коробки разной величины. Мама сказала своему сыну выбрать любую коробку. Мальчик захотел ту коробку, где больше конфет. Ты должен помочь мальчику найти коробку, где содержится наибольшее количество конфет. Объясни свой выбор.

    Какими способами можно проверить правильность выбора? (Можно сосчитать.)

    Посмотри еще раз внимательно на рисунок, подумай и скажи, почему же на первый взгляд кажется, что в коробках разное количество конфет. Приступай к работе».

    1.11 Кого испугался охотник?

    Цель: развитие объема и устойчивости внимания.

    Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника.

    Описание. Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.

    Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу? Покажи и объясни: – почему?».

    1.12 Танграм.

    Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу.

    Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов.

    Описание. Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур.

    Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру».

    Примечание. Несмотря на инструкцию, некоторые дети пытаются выкладывать части на образец. Необходимо остановить ребенка и попросить выложить фигуру рядом с образцом. Образцы фигур-силуэтов получаются путем разрезания квадрата 7х7 см определенным образом.

    При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

    1.13 Найди тень

    Цель: развитие наблюдательности.

    Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.

    Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением предмета с тенью.

    Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. Что на нем нарисовано. Найди где, чья тень? Соедини тень с картинкой.»

    1.14 Сравни, назови, сосчитай.

    Цель: развитие наблюдательности.

    Оборудование: рисунок — рыбы в аквариуме.

    Описание. Ребенку предлагают рисунок, на котором изображен аквариум с рыбками. Необходимо найти двух одинаковых рыбок.

    Инструкция: «Посмотри на эту картинку внимательно. На ней изображен аквариум с рыбками, две из которых одинаковые. Найди их, покажи и дай объяснение».

    1.15 Строители.

    Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

    Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых – образец, а три остальные отличаются от образца не достающими деталями; простой карандаш.

    Описание. Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок — образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.

    Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо до- рисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».

    1.16 Найди дорожку.

    Цель: развитие произвольного внимания.

    Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

    Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

    Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Рыбаку пройти по этому лабиринту и поймать рыбку. Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропускал петель».

    1.17 Воспроизведение геометрических фигур.

    Цель: развитие произвольного внимания, объема внимания, памяти, мышления.

    Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца.

    Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

    Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрически фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

    1.18 Кто внимательнее?

    Цель: развитие объема внимания, наблюдательности.

    Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд.

    Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов.

    Инструкция: « Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой вы бор. Начинай играть».

    1.19 Назови предмет.

    Цель: развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание.

    Оборудование: рисунки с замаскированным изображением предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей).

    Описание. Ребенку предлагают рисунок с замаскированным изображением предметов. Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности.

    Инструкция: « Посмотри внимательно на этот необычный рисунок. На нем изображены замаскированные предметы. Необходимо увидеть и показать каждый предмет в отдельности. Приступай к выполнению задания».

    Примечание. На первом этапе работы целесообразно предложить ребенку водить по контуру каждого предмета указкой. В дальнейшем, когда ребенок освоит задание с указкой, можно предложить ему следить за контуром предмета взглядом.

    Комплекс игр № 2

    «Игры, направленные на развитие слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

    2.1 Что слышно?

    Цель: развитие слухового внимания.

    Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

    Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

    Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1—2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в по рядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков

    Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.

    2.2 Слушай звуки!

    Цель: развитие произвольного внимания.

    Оборудование: фортепьяно или аудиозапись.

    Описание. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками: низкий звук – становится в позу плакучей ивы (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук – становится в позу тополя (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

    Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки!» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание) Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу «плакучей ивы» (показ с комментариями). давайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны! Начина ем играть».

    Примечание. Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп.

    2.3 Узнай по голосу

    Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.

    Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.

    Описание. Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.

    Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а водящий — игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру».

    2.4 Будь внимателен!

    Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции.

    Оборудование: магнитофонная или грамзапись. Прокофьева «Марш».

    Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: зайчики – прыгать; лошадки – ударять копытом об пол; раки – пятиться; птицы – бегать, раскинув руки; аист – стоять на одной ноге.

    Инструкция: «Сейчас мы поиграем. В этой игре нужно быть внимательным. Встаньте по кругу друг за другом. Слушайте внимательно мои слова – команды. Когда я скажу «зайчики», все должны прыгать по кругу, как зайчики. Когда я скажу «лошадки», все должны показать, как лошадки ударяют копытом. Когда я скажу «раки», все должны показать, как раки пятятся назад. Когда я скажу «птицы», играющие должны превратиться в птиц и бегать по кругу, раскинув руки в стороны, как крылья. Когда я скажу «аист» – все мигом должны превратиться в аистов и стоять на одной ноге. Ну а когда я скажу «дети» – все должны стать детьми. Начинаем играть».

    2.5 Четыре стихии

    Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

    Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: земля – руки вниз, вода – вытянуть руки вперед, воздух – поднять руки вверх, огонь – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

    Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода»— вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим».

    2.6 Испорченный телефон

    Цель: развитие слухового внимания.

    Описание. Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего игрока), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, испортил телефон. Провинившийся, занимает место последнего игрока.

    Инструкция: «Сейчас мы поиграем в « Испорченный телефон». Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, передает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: Какое ты услышал слово? Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок напутал — испортил телефона. Провинившийся игрок занимает место последнего. Давайте поиграем».

    2.7 Кто знает, пусть дальше считает.

    Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.

    Оборудование: мяч.

    Описание. В соответствии с командами взрослого ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10.

    Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в игру «Кто знает, пусть дальше считает». Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы, кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10.Например, я скажу «пять» и брошу мяч Лене. Как надо считать?

    Лена: «Шесть, семь, восемь, девять, десять» Правильно. Начинаем играть.

    Примечание. Усложненным вариантом может быть такой. Воспитатель предупреждает: «Дети, будьте внимательны! Я могу взять мяч раньше, чем вы досчитаете до 10, и брошу его следующему ребенку со словами: «Считай дальше». Вы должны запомнить, на каком числе остановился ваш товарищ, и продолжить счет. Например, я говорю: Четыре — и кидаю мяч Вове. Он считает до 8, я забираю у него мяч и бросаю Вите со словами: «Считай дальше!» Витя продолжает: девять, десять».

    Как вариант может быть игра «До и после». Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «До пяти». Ребенок должен назвать числа, которые идут до пяти. Если воспитатель скажет: «После пяти», дети должны назвать: шесть, семь, восемь, девять, десять.

    Игра проходит в быстром темпе.

    2.8 Слушай хлопки

    Цель: развитие произвольного внимания.

    Описание. Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок – принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – возобновить ходьбу.

    Инструкция: Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай хлопки!». Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды. Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (показ позы). Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (показ). Когда я хлопну в ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу. Начинаем игру.

    Комплекс игр № 3

    «Игры, направленные на развитие моторно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

    3.1 Кто летает?

    Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

    Оборудование: список названий предметов.

    Описание. Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.

    Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» – и показывайте, как она это делает, – разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает? молчите и не поднимайте руки».

    Примечание.  Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, собака, вертолет, ковер...

    Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

    3.2 По новым местам.

    Цель: формирование моторно-двигательного внимания, развитие скорости движений.

    Оборудование: заранее обозначенные кружки для каждого ребенка.

    Описание. Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок, свое место — разбегается «по новым местам», оказываясь в новом кружке.

    Инструкция: « Сейчас мы поиграем в игру «По новым местам». Каждый из вас должен встать в кружок-домик. Когда я скажу: «На прогулку!», все за мной друг за другом начнут гулять. Но когда я скажу: «По новым местам!», все должны найти себе новый кружок-домик. Кто займет новый домик последним — считается проигравшим. Начинаем игру».

    Примечание. Ходить «на прогулку» можно под музыкальное сопровождение или песню.

    3.3 Совушка-сова.

    Цель: формирование внимания, воспитание выдержки.

    Оборудование: заранее обозначенный круг-гнездо , шапочка или маска совы.

    Описание. В соответствии с командами взрослого дети должны или двигаться, или замирать. Игрока, не выполнившего вовремя команды, удаляют из игры (сова забирает в гнездо).

    Инструкция: « Сейчас мы поиграем в интересную игру. Кого мы выберем совушкой-совой, тот будет жить в «гнезде» – в кругу. Остальные будут называться жучками, лягушками, ба бочками и летать или прыгать, как они. По моему сигналу «Ночь наступает!» все останавливаются и замирают. В это время сова вылетает на охоту. Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в «гнездо». Когда вы услышите сигнал «день!», то снова начинайте двигаться. В этой игре есть правила, которые необходимо соблюдать:

    1) совушка не имеет права долго наблюдать за одним и тем же игроком;

    2) вырываться от совушки нельзя;

    З) если совушка не замечает пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «день!», то она улетает в гнездо без добычи».

    Примечание. Роль «совушки»в начале игры может взять на себя взрослый, для повышения интереса к игре можно использовать маску и костюм совы.

    3.4 Кого назвали, тот и лови!

    Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

    Оборудование: большой мяч.

    Описание. Каждый ребенок, свободно передвигаясь по площадке - и услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвать при этом имя кого-нибудь из играющих.

    Инструкция: «Мы поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать, ходить по площадке.

    Как только я подброшу мяч вверх и назову имя кого-нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее дол жен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назван при этом имя другого игрока. Так игра продолжается - долгое время. Начинаем играть».

    3.5 Воробьи и вороны.

    Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

    Оборудование: кубики, мячи (вдвое меньше, чем участников игры).

    Описание.

    а) Играющие делятся на две команды. Каждый ребенок по указанию взрослого выполняет различные движения на месте (присесть, руки вверх, в стороны, руки прижать к груди...). В зависимости от команды взрослого – вороны или воробьи – все игроки устремляются к соответствующим предметам (кубикам, мячам). Предметы достаются внимательным и быстрым. По окончании 2-З таких игр подсчитываются очки и объявляется команда победительница

    б) На команды дети не делятся, каждый играет сам за себя. Ребенок, оставшийся без предмета, выбывает из игры.

    Инструкция: «Хотите узнать, кто из вас ловкий и внимательный? Тогда поиграем в одну игру, которая называется «Воробьи и вороны».

    а) Сейчас мы разделимся на две команды и каждый из вас запомнит, в какую команду он попал. Справа от вас разложены кубики (вороны), слева — маленькие мячи (воробьи). По моему указанию вы будете выполнять различные движения на месте (присесть, руки в стороны, вверх и т.п.). Когда услышите слово «во-ро-ны», то на слог «ны» вы все должны успеть схватить по кубику, а при произнесении мною последнего слога слова «во-ро-бьи» все вы должны будете бежать к мячам, стараясь схватить по одному предмету. По окончании нескольких таких игр подсчитаем выигрышные очки за каждый. предмет и объявим команду-победительницу.

    б) Встаньте в колонну по одному. Справа от вас разложены кубики (вороны), слева — маленькие мячи (воробьи). По моей команде вы будете выполнять различные движения на месте (присесть, руки в стороны, вверх и т.п.). Когда я произнесу последний слог слова «во-ро-ны», каждый из вас должен успеть схватить кубик, а при произнесении последнего слога слова «воробьи» каждый из вас должен схватить мяч. Кому предмет не достался — выходит из игры. Начинаем играть».

    Примечание. Для игры можно использовать мешочки с песком, погремушки, флажки и т.п.

    3.6 Море волнуется.

    Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

    Оборудование: на полу заранее нарисованы круги по количеству играющих.

    Описание. Следуя командам водящего, дети, держась за руки, ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, становится водящим.

    Инструкция: « Хотите поиграть в интересную игру? Я буду водящим. Каждый из вас займет круг и будет внимательно слушать меня. Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым игрокам я дам команду: «Море волнуется!» Все, кому я дам такую команду, выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной вдоль оставшихся детей. Как только я дам команду: «Море спокойно!», вы должны бежать и занимать какой-либо круг. Я тоже постараюсь занять один из кругов. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и игра повторяется. Вы готовы поиграть?..»

    Примечание. Круги для игры в группе можно вырезать из войлока. Если игра проводится на воздухе, то круги можно нарисовать мелом на асфальте.

    3.7 Съедобное-несъедобное.

    Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.

    Оборудование: мяч, мел.

    Описание. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

    Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

    Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Для воспитателей работающий с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

    Методическая разработка «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр»

    Представлен опыт работы учителя -дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по формированию логического мышления посредством дидавтических игр....

    Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети ...

    Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...

    Формирование представлений о цвете и форме у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специально организованного обучения

    Для полноценного познания окружающего мира ребенка необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы....

    Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...