Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша) в подготовительной к школе группе. «Проделки Бабы-Яги»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Трушлякова Елена Александровна

Цель - формировать умение решать логические задачи на развитие по свойствам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 137»

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

(с использованием блоков Дьенеша)

в подготовительной к школе группе.

«Проделки Бабы-Яги»

                                                                                       

                                                                                                                                                  Воспитатель

первой квалификационной категории

Трушлякова Елена Александровна

                                           

                                           

Нижегородская область

г. Дзержинск

Этапы ОС

Содержание этапов

  1. Целеполагание

Форма образовательной ситуации

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная область

Познавательное развитие

Вид детской деятельности

Предметная деятельность

Тема

«Проделки Бабы-Яги»

Цель

Формировать умения решать логические задачи на развития по свойствам

Задачи

  1. упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания. Уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему. Закреплять навыки порядкового счета и вычислительной деятельности.
  2. развивать пространственные воображения, умение синтезировать и комбинировать; развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память; развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию на слух.
  3. воспитывать инициативу, настойчивость в достижение цели, самостоятельность, уважение друг к другу, желание помогать товарищам; поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.

  1. Предварительная работа

Дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек

  1. Дидактическое оборудование

Демонстрационный: блоки Дьенеша, нарисованные закодированные замки, изображение волшебной двери, блоки с буквами слова «Молодцы», сундук

Раздаточный материал: набор блоков Дьенеша (на каждого ребенка), кодовые карточки, разноцветные обручи, карточки: «Каталог недвижимости» и бланки заказов к игре «Строим дом», коврики на каждого ребенка

  1. Обогащение словарного запаса детей

Бланки, каталог: для игры «Строим дом»

  1. Методы и приёмы

Сюрпризный момент, игровые приемы (задания от Бабы-Яги: игра «Волшебная дверь», «Собери бусы», «Камни для Василисы», «Строим дом», «Подбери ключ к замку»), действия с блоками, вопросы поискового характера, работа со схемой, поощрение, напоминание, анализ результатов, художественное слово, самостоятельное выполнение детьми работы

  1. Способы организации детей

Подгрупповая, индивидуальная

7.Мотивационно-ориентировочная часть

Перед занятием ставим стулья полукругом, дети находятся на ковре с воспитателем.

Воспитатель: Дети, нам в детский сад, на нашу группу прислали волшебный сундучок. Но только я не могу его открыть, так как он закрыт на замки. А как их открыть я не знаю. Я думаю, что это опять проделки Бабы Яги.

Баба Яга: - Кто это меня вспомнил?

Воспитатель: Баба Яга это ты закрыла сундучок?

Баба Яга: Ну я, а дальше что?

Воспитатель: Баба Яга открой, пожалуйста.

Баба Яга: Открою, если вы справитесь с заданием. Но они очень трудные. Я сундук закрыла на пять замков и вам нужно заработать пять ключей.

Воспитатель: Ну что ребята справимся?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте скажем наши волшебные слова.

Психогимнастика. (Дети говорят с воспитателем)

У нас все получится,

У нас все в порядке.

Настроение, каково – Во! (Дети выставляют большой палец)

У всех без исключения – Да!

И вы такого мнения – Да!

Ну, вы ребята молодцы!

8.Организация детской деятельности

Воспитатель: Все, Баба Яга, мы готовы.

Баба Яга: Ой, готовы, я сейчас посмотрю. Вот первое задание. Чтобы заработать первый ключ надо пройти через волшебную дверь.

Игра «Волшебная дверь»

Воспитатель: Проходя через волшебную дверь свойства блока, изменяются, может измениться одно свойство, но может и сразу несколько. Нужно определить, какие именно свойства блоков изменились при проходе через волшебную дверь.

Дети: Сначала был квадрат, тонкий, красный, маленький. А стал квадрат толстый, синий, большой. Поменялся размер, цвет и толщина. А форма осталась такой же. (перед детьми лежит блок, а за дверью другой блок. Дети определяют, что поменялось)

Баба Яга: Так правильно.

Дети: Сначала было два круга больших, тонких, красных, а стало четыре треугольника маленьких толстых синих. Поменялись фигуры их цвет, толщина, размер и количество и т. д.

Баба Яга: Ну, хорошо справились.

Воспитатель: Раз мы справились, ты должна нам отдать заработанный ключ.

Баба Яга: Да, придется отдать вам первый ключ.

Воспитатель: Сколько еще ключей нам надо заработать? (Спрашивает у детей).

Дети: Четыре.

Баба Яга: Вот вам следующее задание. Я рассыпала все бусы Василисы, а вы их соберите. Только правильно. Я проверю.

Проводится игра «Собери бусы»

Воспитатель: Ребята, вот вам карточки со схемами и карточки, на которых вы будете выкладывать бусины. Закрашенный кружок показывает вам место бусины на ниточке. Бусины нужно выкладывать слева направо. (Дети выполняют)

Воспитатель: Паша, какая бусина у тебя на первом месте?

Паша: прямоугольник толстый, маленький, красный.

Воспитатель: Денис, а какая бусина у тебя на третьем месте? И т. д.

Денис: на третьем месте круг большой, тонкий, синий.

Воспитатель: Ну что, Баба Яга, справились мы с этим заданием?

Баба Яга: Да, придется вам отдать еще один ключ.

Воспитатель: Ребята сколько у нас ключей?

Дети: Два.

Воспитатель: Сколь еще нам надо ключей?

Дети: Три.

Баба Яга: А вот вам и следующее задание. Надо навести порядок в волшебных камнях Василисы. Разложить их по коробкам. Но смотрите ничего не напутайте.

Воспитатель: Дети, а что бы ручки нас слушались, давайте сделаем гимнастику для рук.

Гимнастика для рук «Метель».

Зиму всю мели метели

клены, липы посидели (вращение кистями рук, ладошки смотрят друг на друга, соединить все пальчики, начиная с мизинчика).

А весной повеселели (пальчики соединены между собой, выгнуть как будто надули шар).

Зацвели, зазеленели (запястья соединены, пальцы растопырены -деревья, кусты)

Птицы с юга прилетели (кисти рук перекрещены, и движения как будто летят птицы)

Ветки лапками согрели (погладить правой рукой - левую руку, затем левой рукой – правую руку).

Игра «Камни Василисы»

Воспитатель: Возьмите карточки схемы. Будьте внимательны. Оля, Паша, Денис, вам надо разложить блоки в два обруча по двум признакам. А Дима и Соня разложат блоки в три обруча по трем признакам. (Дети выполняют задания).

Воспитатель: Оля, расскажи, как ты разложила блоки.

Оля: В зеленом обруче все желтые блоки, а в синем все круги. В пересечении желтые круги, так как они относятся и к желтым и к кругам.

Воспитатель: Молодец Оля, правильно разложила.

Воспитатель: Дима, расскажи, а как ты разложил.

Дима: В синем обруче все квадраты, в зеленом все толстые блоки. А в красном все большие. В пересечении синего и зеленого - толстые квадраты, так как они относятся и к толстым, и к квадратам. В пересечении зеленого и красного - все толстые и большие, так как они относятся и к толстым, и к большим. А в пересечении синего и красного - квадраты большие, так как они относятся и к квадратам, и большим. В общем пересечении - квадраты большие, толстые, так как они относятся и к толстым, и к квадратам, и к большим. (Дети по очереди рассказывают, как они выполнили задания).

Воспитатель: Баба Яга, дети и с этим заданием справились.

Баба Яга: Да. Я вручаю вам еще один ключ.

Воспитатель: Дети, давайте посчитаем, сколько ключей мы с вами заработали.

Дети: Три.

Воспитатель: А сколько еще осталось?

Дети: Два.

Баба Яга: Ну, сейчас вам надо будет очень постараться, чтобы заработать следующий ключ. Вы должны будете выполнить очередное задание.

Воспитатель: Ребята, чтобы мы с ним справились, чтобы наши глазки все видели хорошо, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Воспитатель: Перед началом упражнения

Прими исходное положение:

Прямо встань, расслабь все тело

И вперед смотри уверенно и смело.

Все тело неподвижное у нас

Движенья будут исключительно для глаз.

Гимнастика для глаз «Маляры»

Нет забавнее игры:

Наши глазки – маляры.

Мы заборы красим,

Вверх – вниз – раз

Вверх – вниз – два (и так до четырех раз)

Влево – вправо – раз

Влево – вправо – два (и так до четырех раз)

Наши глазки молодцы,

работают в согласии.

Воспитатель: Баба Яга, мы готовы к выполнению задания.

Баба яга: Я хочу, чтобы вы стали строителями и построили мне чудо город. Для этого получите «Бланки заказов», «Каталог недвижимости».

Игра «Строим дом».

Воспитатель: Баба Яга, смотри, какой чудо город построили дети. Мы заработали ключ?

Баба Яга: Да, город замечательный никто даже не ошибся. Вот досада! Придется отдать вам ключ.

Воспитатель: Дети, сколько у нас уже ключей?

Дети: Четыре.

Воспитатель: А еще, сколько нам надо заработать?

Дети: Один.

Баба Яга: Попробуете заработать. Я спрятала буквы под блоками, если вы их найдете, и составите из них слово, то я отдам вам пятый ключ.

Воспитатель: Мы с этим заданием справимся. Правда, ребята.

Дети: Да.

Баба Яга: Буква спряталась под большим, тонким, красным кругом (буква М).

Круг желтый, маленький, толстый (буква Д).

Треугольник синий, большой, тонкий (буква Ы).

Прямоугольник синий, маленький, тонкий (буква О).

Прямоугольник красный, большой, тонкий (буква Ц).

Квадрат желтый, маленький, тонкий (буква Л).

Треугольник синий, большой, толстый (буква О).

(Дети выкладывают слово и читают его).

Баба Яга: Ну, признаюсь, вы и правда молодцы, со всеми заданиями справились. И заработали последний ключ. Но сможете ли вы найти, какой из этих ключей, к какому замку подойдет?

Игра подбери ключ к Замку.

Воспитатель: Ребята выберите себе каждый, к какому замку вы будите подбирать ключ. На замках коды:

1 код - треугольник, красный, маленький тонкий.

2 код – круг, не красный, не синий, не тонкий, большой.

3 код – не круг, не треугольник, не квадрат, не толстый, не маленький, синий.

4 код – прямоугольник, не красный и не синий, не толстый, не большой.

5 код – не квадрат, не треугольник, не прямоугольник, красный, не тонкий, не большой.

Воспитатель: Вот мы и открыли все замки. Давайте посмотрим, что в волшебном сундуке.

(Открывают сундук, а там ………………….).

Баба Яга: опять вы справились со всеми заданиями, но ничего, в следующий раз я придумаю для вас очень трудные задания. Ждите, а я пошла к себе думать. (Прощается и уходит).

9.Рефлексивно-оценочная часть

Воспитатель: Ребята у нас с вами все получилось. Мы хорошо справились со всеми заданиями. Какие задания вам показались самыми интересными (ответы детей).

Воспитатель: Давайте вытянем руки перед собой и соединим их в центре круга. Тихо так постоим и попытаемся почувствовать себя теплыми солнечными лучиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша.

Занятие 1.Программное содержание.- Формирование умения различать предметы по форме и называть их: круг, квадрат, кирпичик.- Совершенствование предметных действий.Дидактический наглядный материал.Чудес...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием «ТРИЗ» технологии в подготовительной группе «Домовенок - Кузя»

Цель: закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.Задачи:Образовательные: совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших ...