Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе Тема: «Путешествие по солнечной системе»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Буюкли Наталья Владимировна

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры.

Задачи:

- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, закрепить состав чисел, понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа и умение ориентироваться на плоскости. Формировать навык полных ответов на вопросы.

- Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, развивать смекалку, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук.

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и     выполнять её.

Предварительная работа с детьми:

Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия, знакомство с солнечной системой.

Демонстрационный материал: карточки с изображением фигур из счетных палочек, солнечная система, планеты.

Раздаточный материал: математические наборы, схемы с заданиями, карандаши, счетные палочки, мяч.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе

Тема: «Путешествие по солнечной системе»

Буюкли Н.В. – воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 62»

 СП «Детский сад № 14»  г. Златоуст.

Май, 2019г.

 

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры.

Задачи:

- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, закрепить состав чисел, понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа и умение ориентироваться на плоскости. Формировать навык полных ответов на вопросы.

- Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, развивать смекалку, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук.

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и     выполнять её.

Предварительная работа с детьми:

Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия, знакомство с солнечной системой.

Демонстрационный материал: карточки с изображением фигур из счетных палочек, солнечная система, планеты.

Раздаточный материал: математические наборы, схемы с заданиями, карандаши, счетные палочки, мяч.

Ход занятия:

 - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их своими улыбками.

Дети занимаются самостоятельной деятельностью (играют в мяч).

 Звучит космическая музыка. (музыку включает помощник воспитателя) Педагог обращает внимание детей на эти таинственные звуки, если дети не заметили, то помогает им обратить внимание, на музыкальную колонку, и найти инопланетянина, который находится возле калонки. (Звук убавляется и выключается, когда найдут инопланетянина)

- На что похожи эти звуки? (ответы детей).

- Как вы думаете, а почему звучит эта музыка? (ответы детей).

- На что она похожа? (ответы детей)

- Что же это может значить? (ответы детей)

- Наверное к нам космический гость пожаловал?

- Давайте его поищем! правда я не знаю, как он даже выглядит.  Если кто найдёт, будьте с ним приветливы и не напугайте его.

Дети находят грустного инопланетянина. Если не нашли воспитатель помогает наводящими вопросами в поисках гостя.

- Давайте с ним поздороваемся, (дети приветствуют гостя).

- Посмотрите какой он грустный, давайте пожалеем его, и узнаем, что случилось?

(Дети успокаивают гостя, говорят ему ласковые слова.)

- Ребята, он говорит, что его зовут Марсик. был сильный межгалактический ветер и теперь он впервые оказался на нашей планете, и чтобы ему дальше путешествовать в космосе нужна карта НАШЕЙ системы.

- Как помочь нашему гостью? (предположения детей: доставить его на планету, построить ракету, составить карту нашей солнечной системы) 

- Итак, нам надо составить карту солнечной системы и починить космический корабль

        - С чего же нам начать? (ответы детей. Отправиться в космос и составить карту).

- Как оправиться в космос? (ответы детей).

-А на чём, сейчас узнаем. проходим за столы.

Перед вами листок бумаги, на котором цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем, на чем мы отправиться в космос.   (Листок с изображением ракеты)

-  Что у нас получилось? (ответ детей: Ракета) 

- Кто управляет ракетой? (космонавт)  

- А танком? (танкист)

- А самолетом? (пилот)

- Так кем мы будем, когда полетим на ракете? (космонавтом)

- И так, берем Марсика надеваем скафандры, пристегнули ремни (педагог все движения показывает – дети повторяют сидя.)

-Начинаем обратный отсчет: На старт, внимание, зажигание (все вместе).10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0

- Пока мы летим, давайте вспомним.

- Как называются окна в ракете или самолёте? (иллюминаторы)

- Посмотрите в иллюминаторы… (все движения имитируются).

- Как называется наша звёздная система? (ответы детей).

- Почему она так называется? (ответы детей).

- Сколько планет вращается вокруг солнца? (ответы детей).

- А что такое солнце? (ответы детей).

- Итак, кто может сказать нашему гостю, что такое солнечная система? (ответы детей)

-Солнечная система- это все, планеты, которые движутся вокруг солнца.

-  Вот основа на которой мы будем составлять карту солнечной системы.

Дети рассматривают на магнитной доске ватман синего цвета на нем нарисованы орбиты, всех планет и солнце. Воспитатель разворачивает доску с изображением.

- Как вы думаете, что это изображено? педагог показывает указкой орбиты (предположение детей)

- Это, ребята орбиты..

- Как вы думаете, что такое орбита? (предположения детей)

- Итак орбиты, это путь планет, по которому они движутся во круг солнца. И наша задача сейчас каждую планету разместить на карте на своей орбите.

- Внимание, посмотрите в иллюминаторы (из рук делается маленькое окно, дети как будто смотрят в иллюминатор)

- Вы видите планеты солнечной системы? (Да)

- Давайте по порядку посчитаем их от самой ближней к солнцу (считалочка про планеты: раз –Меркурий, два – Венера, три – Земля, четыре – Марс, пять – Юпитер, шесть – Сатурн, а еще – Уран, Нептун и конечно же Плутон, наше Солнце - чемпион) во время считалочки педагог передвигает планеты на макете.

- Сколько всего планет в нашей солнечной системе?

- Давайте вспомним в каком порядке располагаются планете около солнца. (первая планета- Меркурий, вторая – Венера…)

- Давайте посчитаем от самой дальней. (вы считаете и называете: 9,8,7,6,5,4,3,2,1, а я буду выставлять на магнитной доске планеты, которые будем крепить на карту.

- Какую планету мы разместим на карте ближе всего к солнцу? (Дети: Меркурий) воспитатель крепит планету на карту. (показывает образец создания карты)

- Эта планета находится ближе всего к Солнцу. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, как в печке, а на другой очень холодно, как в лютый морозна.

Пока мы летим до следующей планеты мы поиграем свами с мячом…

- Вставайте все в круг.

Игра с мячом «Подумай и ответь»

-  Я буду бросать мяч и задавать вопрос вы, бросая, мне мяч обратно, будете называть ответ.  

- Какого числа отмечают день космонавтики? (12 апреля)

- Какие животные первые полетели в космос? (Белка и Стрелка)

- Как звали первого космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин)

- На каком космическом корабле летал Гагарин? (Восток – 1)

- Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр)

- Какие планеты вы знаете? (Юпитер, Сатурн, Венера, Марс, Уран, Меркурий, Земля, Нептун)

- Какие бывают планеты? (Гиганты, карлики)

- Как называется первая планета? (Меркурий)

- Мы подлетаем к следующей планете, как она называется? (Дети: Венера)

- Какая она по порядку? (вторая)

- На какую по счёту орбиту на карте мы крепим Венеру? (Дети: 2) Венеру мы прикрепим на 2 орбиту

- Матвей найди Венеру и прикрепи её на нужную орбиту.

- Что вы знаете о Венере?

- Вторая планета от Солнца Венера. Только дышать на Венере невозможно, да и на её поверхности очень-очень жарко. Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий.

- Матвей правильно прикрепил на карету Венеру?

- Очень хорошо, вот и третья планета, кто ее назовет? (Дети: Земля).

Правильно эта планета Земля. Эта голубая планета, третья по счету от Солнца – наш общий дом. Здесь мы живём, животные, люди, рыбы, птицы – все под одной крышей. Здесь мы строим наш мир, отсюда мы наблюдаем за другими планетами и звёздами.

- Степа найди нашу планету и прикрепи на третью орбиту от солнца. (Размещаем землю на своей орбите).

- Вам нравится жить на нашей планете? (Ответы детей)

- Почему хорошо? (Ответы детей)

- Может быть кому-то плохо на нашей планете? (Ответы детей)

- Кому? (Ответы детей)

- Почему им плохо? (Ответы детей)

 Давайте сыграем в игру: хорошо-плохо. (на двух столах лежат наборы карточек, дети разбиваются на две команды: мальчики, девочки. Детям предлагается разобрать карточки на плохо и хорошо. После того, как дети разобрали карточки, они должны рассказать Марсику, что хорошо, а что плохо и почему. Во время игры дети стоят.

- Полетели дальше.

- На какую планету мы летим дальше? (Марс)

- Какая она по счёту? (4)

- Как называются люди, которые летают в космос? Ульяна скажи полный ответ. (люди, которые летают в космос называются космонавтами.)

- Как вы думаете, что должны знать и уметь космонавты?

- Космонавты, должны много знать! Потому что космонавты могут отремонтировать космический корабль прямо в космосе, любой прибор, который вдруг выйдет из строя, исследуют разные планеты, проводят различные опыты с растениями, животными, и много другое…

- Сейчас мы проверим ваши знания в математике! Садитесь за наши космические столы.

- У каждого из вас свой набор цифр. Разложите цифры по прядку перед собой, мальчики от меньшего к большему, а девочки наоборот, от большего числа к меньшему. Я задаю вопрос, вы молча поднимаете нужную карточку

- Покажите число больше 5 на 1

- Это число меньше 9 на 1

- Какое число стоит между цифрами 6 и 8

- Покажите соседей числа 3

- Какое число стоит перед 9

- Какое число стоит между цифрами 3 и 5

- Вот и четвертая планета, кто скажет, как она называется? (Дети: Марс)

Прикрепляем Марс на свою орбиту. (Ребенок крепит планету на свою орбиту.)

- Кто может рассказать о марсе?

Марс, это красная маленькая планета, четвертая по счету. Марсик говорит, что его назвали в честь этой планеты. На ней очень мало кислорода, почти нет. Также почти нет воды, хотя учёные её все время ищут, ведь когда-то её, возможно, было на Марсе очень много. Тогда много-много лет назад на планете могли быть реки, моря и океаны, но потом что-то случилось, и вода исчезла. Эту тайну ещё предстоит разгадать.

- Какая следующая планета, как она называется? (Дети: Юпитер)

-Правильно, а какая она по счету? (Дети: пятая) 

- Внимание! Смотрим в иллюминаторы! Какая огромная планета!

Самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его и называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок.

- Влада, на какую орбиту ты прикрепишь юпитер? (Пятую)

- Пока наша ракета мчится дальше Марсик тоже приготовил для вас задание! Перед вами листы, на них поставлена точка от нее и начинаем рисовать:

1 клетка вправо; 1 – вверх; 3 – вправо; 1 – вниз; 1 – вправо; 1 – вниз; 1 – влево; 1 – вниз; 1 – влево; 1 – вниз; 3 вправо; 1 – вниз; 2 – влево; 2 – вниз; 1 – вправо; 2 – вниз; 1 – вправо; 1 – вниз; 3 – влево; 2 – вверх; 1 – влево; 2 – вниз; 3 – влево; 1 – вверх; 1 – вправо; 2 – вверх; 1 – вправо; 2 – вверх; 2 – влево; 1 – вверх; 3 – вправо; 1 – вверх; 1 – влево; 1 – вверх; 1 – влево; 1 – вверх.

- Как вы думаете кто это получился? (Марсик), это вам на память.

- А вот и наша шестая планета. Это очень красивая и необычная планета. Кто ее назовет? (Дети: Сатурн) 

- Крепим Сатурн на свою орбиту.

- А чем отличается она от других планет? (Дети: Кольцами)

- А как вы думаете, из чего состоят эти кольца? (Дети: камни, пыль)

-Правильно, выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи-тысячи мелких камней, осколков астероидов и пыли. Крепим на орбиту планету Сатурн.

Звучит тревожная музыка.

- Ой, что это?( Предположения детей).

- Мы так давно с вами в пути, что в нашей ракете возникли неполадки. Сломался пульт управления, и как настоящим космонавтам нужно устранить неполадки самостоятельно.  

Д/ИГРА «Состав числа»

У нас есть красный и синий пульт, девочки работают с красным, мальчики с синим. На пульте число.

- Вам нужно взять детали и правильно расположить их в пустых ячейках, чтобы получилось число 8 и 9. (на столе в виде кнопок карточки с цифрами)

Дети выполняют задание, если возникают трудности воспитатель помогает.

- Итак, теперь девочки проверяют работу мальчиков, а мальчики, как справились с заданием девочки (взаимопроверка)

- Отлично справились и с этим заданием. и отправляемся К за следующей планете.

Звучит тревожная музыка.

- У нас ещё неполадки.

- Посмотрите, на столе лежат зашифрованное задание, (листок лежит в перевёрнутом виде на столе.) давайте попробуем его разгадать. (рисунок, где синий кружок, знак больше и цифра 5. Дети пытаются справиться сами, если не получается воспитатель помогает, ему подсказывает инопланетянин. Второй шифр дети отгадывают сами, зеленый круг, знак меньше и цифра 5)  

Зеленым цветом обведите числа меньше 5, а числа больше 5 – синим.

В – какие числа обвели зеленым Илья?

Д - 2, 1, 3, 4, 0.

- кто согласен?

В – Какие числа обвел Миша синим?

Д – 6, 9, 10, 7, 8.

какие числа обвела Ульяна?

У кого так – похлопайте в ладоши!

- Пока мы устраняли неполадки подлетели к следующей планете. Какая она по счёту?

(Если дети затрудняются хором порядковым счётом считаем планеты, имеющиеся по карте 1,2,3,4,5,6)

- Дети (седьмая)

- Седьмая по счету планета какая? (Дети: Уран)

Уран, это самая таинственная планета, которая по непонятным причинам лежит на боку, слегка головой в низ и вращается совсем не так, как другие планеты. Если другие планеты Солнечной системы можно сравнить с вращающимися волчками, то Уран похож на катящийся шар. Представляете? Уран похож на круглый с ровной поверхностью мячик.

        - Давайте поместим Уран на свое место в солнечной системе. (Дети приклеивают планету).        - Сколько планет мы прикрепили на карту? (Дети: 7).

        - Всего в солнечной системе сколько планет? (Дети:9).

        - А сколько еще не хватает планет, на нашей карте (Дети: 2).

- Как узнали? (потому что 9 – это 7 и 2)

- К какой по счёту планете мы прилетели? (Дети:8).

Вот и восьмая планета.

- Как она называется? (Дети: Нептун)

- Это ледяная очень холодная планета, холоднее чем на северном полюсе.

- А как вы думаете почему на Нептуне очень холодно? (Дети: находится очень далеко от Солнца)

- Правильно, потому, что она расположена далеко от солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На ней дуют сильнейшие ветра и поэтому погода на ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем ледяная, так, что все на ней, даже газ превращается в лёд.

- Давайте пока не замерзли быстро приклеим ее на карту.

- Ребята, а ведь есть еще одна маленькая планета.

-  Давайте вспомним, как называется эта планета? (Дети: Плутон.)

- Какая она по счёту? (9)

- После какой планеты ей поставим на карту? (Нептуна)

- Так как называют маленькие планеты? (Карлики)

А огромные планеты? (Гиганты).

- Какие гиганты в нашей солнечной системе? (Дети дают полные ответы)

- Давайте проверим работу наших пультов, которые мы починили

- Я возьму молоточек, космический уменьшитель (три разных звука) а вам надо сосчитать, сколько раз услышите звук вы выкладываете такую цифру у себя на столе. Педагог ударяет молоточком, издаются еще два звука при этом дети в зависимости сколько звуков услышали и по очереди выкладывают цифры у себя на столе: 3 5 4 1

- Проверяем, (воспитатель берет пульт управления и не называет цифры и выставляет на магнитной доске, а дети глазками проверяют, свой код.

- Марсик сейчас проверит- у кого правильно, того он похвалит!

- Молодцы! Кто выполнил без ошибки. Давайте похлопаем себе!

- Вот Марсик, мы составили карту солнечной системы именно так расположены планеты.  

- Ну что? Возвращаемся домой? Начинаем отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск.

- Снимаем скафандры, отстегиваем ремни.

- Вот мы и вернулись на нашу любимую планету, как она называется? (Дети Земля)

 Мне очень понравилось, как вы сегодня помогали.  не побоялись трудностей чтобы помочь, теперь уже нашему гостю, который стал другом. Ведь мы должны помогать друг другу.

- Теперь Марсик сможет вернуться домой. Посмотрите, что это с ним? Воспитатель незаметно меняет инопланетянина на веселого. (Дети: он улыбается).

- Что мы с вами сделали? (полные ответы детей)

- Карту чего мы составили? (полные ответы детей)

 - А что на ней изображено? (Дети: планеты)

- Сколько всего планет? (ответы детей)

- Какая планета 1 по счёту? (ответы детей)

- Какая третья? (ответы детей)

- Какая стоит между Меркурием и Землей? (ответы детей)

- Какая самая большая? (ответы детей)

- Самая маленькая? (ответы детей)

- Правильно, ребята. Теперь он может не только вернуться домой, но и путешествовать по солнечной системе.

-  Давайте поможем нашему гостю отправиться на своем космическом корабле в космос, на чем мы его можем отправить? (Ответы детей)

У меня есть гелиевый воздушный шарик, может с помощью такого шара отправить Марсика в космос?

- Давайте ЭТО проверим, когда пойдём на прогулку.

- Может мы сможем ему сделаем подарок?

-  Что мы можем ему подарить? (Ответы детей)

- Хорошо, давайте в группе нарисуем рисунки о нашей планете и пусть наш гость расскажет у себя дома о нас, нашей природе, какие мы дружные….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну «Органы чувств»».

Программное содержание:Обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов чувств с помощью опытов;Формировать умение объяснять полученные данные, развивать разговорную речь, используя качествен...

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками».

-Закрепить  представления о весне и ее приметах;-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;-совершенствовать навыки составления описательного рассказ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по островам знаний»

Цель: Выявление знаний, умений, навыков воспитанников подготовительной к школе группы за пройденный период учебного года.Задачи:1.Обучающие задачи: Закрепить счет до 10; упражнять в количественно...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе Тема «Путешествие в прошлое или 7 чудес света»

Конспект  итогового интегрированного занятия в подготовительной группе.  Тема «Путешествие в прошлое или 7 чудес света» Цель:  Выявить уровень знаний детей, их...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по островам знаний»

Вид: образовательная деятельностьТип образовательной деятельности: интегрированный.Возраст детей: 6-7 летПриоритетная образовательная область: познавательное развитиеФорма проведен...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по островам знаний»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.Тема: «Путешествие по островам знаний»...