Дидактические игры с кругами Луллия. Математика для дошкольников
статья по математике

Луконина Елена Александровна

Математика для дошкольников довольно непростая наука, которая может вызвать трудности во время школьного обучения. Ведь далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя занимательные упражнения, дидактические игры, задачи, интересные и яркие пособия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:


Дидактические игры с кругами Луллия.

Математика для дошкольников

Слайд 2-Математика для дошкольников довольно непростая наука, которая может вызвать трудности во время школьного обучения. Ведь далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя занимательные упражнения, дидактические игры, задачи, интересные и яркие пособия.

Слайд 3-В XIII веке французский философ Раймонд Луллий создал бумажную машину виде бумажных кругов, построенных по троичной логике – кольца Луллия. Впоследствии авторы технологии ТРИЗ признали их очень эффективным.

Слайд4-Простота конструкции позволяет изготовить их своими руками и использовать в детском саду, как в организованной, так и самостоятельной образовательной деятельности детей. В дошкольном учреждении целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. К кругам на общий стержень добавляется стрелка, которая показывает соединение секторов.

Круги Луллия могут использоваться в работе с дошкольниками не только как метод развития воображения, но и в качестве приспособления для репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.

 Слайд5- Круги Луллия позволяют решать задачи по формированию элементарных математических представлений у дошкольников:

- составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание наглядной основе;

- закреплять состав числа из двух меньших чисел;

-называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;

-  распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения;

- развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.

Слайд6 - ИГРЫ С «КРУГАМИ ЛУЛЛИЯ» МОЖНО УСЛОВНО
РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ТИПА

ПОДБОР ПАРЫ - уточнение имеющихся знаний в определенных областях

С ЭЛЕМЕНТАМИ СЛУЧАЙНОСТИ В УСТАНОВКЕ КОЛЕЦ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

К данному пособию разработала дидактические игры:

«Сочиняем задачи»,

«Кто соседи?»,

«Продолжи цепочку»,

«Подбери цифру»,

«Найди фигуры»;

«Из чего состоит число» и др.

Слайд 7 -Дидактическая игра «Сочиняем задачи»

Цель: закрепить умение составлять и решать арифметические задачи.

Ход игры: На нижнее кольцо раскложить предметные картинки, на среднее – цифры 1 или 2 со знаком на сложение или на вычитание, на верхнее – цифры от 1 до 9. Кольца раскрутить и с помощью стрелки определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показала: шарики, +1, 6. Дети составляют задачу на сложение о шариках. «У Маши было 6 шариков. Папа купил ещё один. Сколько шариков стало у Маши?»

Слайд 8-Дидактическая игра «Найди фигуры»

Цель: развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определять из каких фигур состоит предмет.

Ход игры: На нижнее кольцо разложим изображения, состоящие их геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираем изображение, затем совмещаем с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых оно состоит.

Слайд 9- Дидактическая игра «Подбери цифру»

Цель: закрепить умения соотносить цифру и количество предметов.

Ход игры: Используем два кольца: большое и среднее. На среднее кольцо раскладываем цифры, на нижнее – картинки с предметами. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаю детям рассмотреть цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку на нижнем круге, количество предметов на которой соответствует этой цифре.

Слайд  10- Дидактическая игра «Продолжи цепочку»

Цель: развивать логическое мышление.

Ход игры: На нижнее кольцо разложить карточки с цепочкой из геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбрать карточку и продолжаем цепочку, поворачивая средний и верхний круг

Слайд  11-Дидактическая игра "Кто соседи"

Цель:   называть последующее и предыдущее число.

Слайд 12- Дидактическая игра «Угадайка»
Цель. Закреплять признаки предметов, пользоваться полученной информацией, опираясь на опыт. Развивать воображение,  фантазию  

1 круг - изображения каких – либо рукотворных объектов

2 круг- признак

3 круг – значение признака

Реальные задания: выбери объект (платье), подбери признак (материал), и найди значение признака(ткань).

 

Слайд 13 - Дидактическая игра «Наоборот»
 Цель. Определить пару, закрепить знание антонимов, развивать речевые навыки, логическое мышление.

Слайд 14-Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель. Определить время суток, знакомить с часами, развивать речевые навыки, логическое мышление

Слайд 15-Дидактическая игра «Времена года»
Цель. Закрепить знание времени года, развивать речевые навыки, логическое

Мышление

Так же для развития мышления,  элементарной логики, умения пользоваться имеющейся информацией, предлагаю  дидактическую игру  «Эрудит»

На малом круге – изображения объектов окружающего мира (веточка вишни, портфель, автомобиль и т.д.), на среднем круге – эталоны геометрических форм (треугольник, овал, круг и т. д.), на большом круге – цифры.

Реальные задания: выбери объект (веточка вишни), подбери геометрическую форму (круг), которой он соответствует, и количество рассматриваемых объектов (две вишни).

Задания на развитие воображения: на веточке - вишни треугольной формы в количестве 8 штук. Практическая значимость: такие плоды удобно укладывать в ящик, треугольник к треугольнику дает прямоугольник, что экономит площадь для укладки урожая.

 

Фантастическое задание: наугад выбери по одному показателю с каждого круга и объясни практическую значимость данного объекта. Под стрелкой оказались следующие сектора: стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет. Обсуждается ситуация: на космическом корабле остро необходим стеклянный стул малинового цвета, потому что … (ответы детей: потому что он напоминает вкусную малину, потому что это теплый цвет, потому что это любимый цвет  дочери, потому что он легкий, а малиновый ,чтобы его сразу можно было увидеть: ведь стеклянный стул будет просто прозрачным и невидимым и т.д.).

Слайд 16- Круги Луллия позволили мне, создавая непринуждённую и увлекательную атмосферу, сделать образовательную деятельность увлекательной и эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Календарь" (круги Луллия)

Дидактическая игра "Календарь" (круги Луллия)  состоит из 4 кругов разного диаметраЦель игры: Формировать представление о временах года и умение сопоставлять изображения (картинки, символы, пента...

Дидактические игры с кругами Луллия

Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги. Начать использовать их в работе с детьми лучше с 4-го года жизни. В этом возрасте целесообразнее брать 2 круга с 4-мя с...

Дидактические игры с кругами Луллия.

Кольлца Луллия – это многофункциональная игра. Игра дает возможность обогатить условия для интеллектуального развития и познавательных интересов детей (предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для испол...

Мастер – класс Тема: «Дидактически игры с кругами Луллия. Математика для дошкольников»

Мастер – классТема:«Дидактически игры с кругами Луллия.Математика для дошкольников»...

Мои авторские разработки. Дидактическая игра "Противоположности" (Круги Луллия)

Для совнршенствования речевой активности дошкольников, развития речевого творчества и создания  мотивации общения детей с взрослыми и со сверстниками мною был использован игровой метод - технолог...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КРУГАМИ ЛУЛЛИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КРУГАМИ ЛУЛЛИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ...

Дидактическая игра на развитие эмоционального интеллекта у дошкольников "Круг эмоций"

Данная игра предназначена для детей 4- 7 лет и педагогам для индивидуальных и коллективных работ с детьми. Играя, дети познакомятся с миром эмоций научатся определять и распознавать эмоциональное сост...