Выступление на МО «Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр и упражнений»
методическая разработка

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_ped._idey.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Татьяна Викторовна Достовалова МКДОУ «п.Горный»

воспитатель первой квалификационной категории

«Формирование элементарных математических представлений с помощью

дидактических игр и упражнений»

  От того, как мы реализуем ФГОС ДО, зависит и будущее дошкольного образования. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии  с ФГОС постоянно заставляет нас, задавать себе вопросы: а правильно ли организована НОД, совместная деятельность с детьми, учтены ли все требования и принципы. Но, мы знаем, что непонятное нужно и можно понять, а непознанное - познать! Одной из наиболее важных задач педагога, является применение эффективных форм, способов и средств, для полноценного развития дошкольника.

  Математика обладает уникальным развивающим эффектом «Математика – царица всех наук!»

                                                                           

                                                                             «Кто с детских лет занимается математикой,

                                                                              тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

                                                                                 свою волю, воспитывает настойчивость и упрямство

                                                                              в достижении цели».

                                                                                                                                        « А.Маркушевич»

  Усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринуждённо, для детей, как требует ФГОС, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребёнку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. В настоящее время в практике работы по ФЭМП широко использую дидактические игры и упражнения. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребёнком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

  Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр и упражнений для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

  Все дидактические игры я разделила на несколько групп:

1.Игры с цифрами

2.Игры на ориентировки в пространстве

3.Игры с геометрическими фигурами

4.Игры на логическое мышление

5.Игры на ориентировку во времени.

   Для достижения поставленной цели определила задачи:

-расширять представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;

-формировать навыки счёта, вычисления, измерения, классификации, сравнения, обобщения;

-овладение математической терминологией.

  Образовательно-воспитательный процесс по ФЭМП я выстраиваю  с учётом следующих принципов:

  1. Доступность – соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность – на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
  3. Целостность – формирование у дошкольников целостного представления о математике.
  4. Научность.
  5. Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  6. Преемственность – обучение продолжается в начальной школе.

  Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие методы и приёмы:

- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);

- сравнение;

- метод моделирования и конструирования;

- решение логических задач;

- экспериментирование и опыты;

- воссоздание и преобразование;

- сюжетно – ролевая игра;

- игра – драматизация;

- информационно-коммуникативные технологии;

- здоровье-сберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой).

   В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов,

образовательную деятельность с детьми я провожу в различных формах:

- организованно – образовательная деятельность (викторина, КВН, тематический досуг);

      - обучение в повседневных бытовых ситуациях;

      - беседы;

      - самостоятельная деятельность в развивающей среде;

      - индивидуально – творческая деятельность.

   Для успешного обучения ребёнка основам математики необходимо создать условия – и в первую очередь, предметно-развивающую среду. Среда должна быть:

  1. Содержательно – насыщенной.
  2. Трансформируемой (изменялась).
  3. Вариативной  (наличие различных пространств для игры).
  4. Доступной.
  5. Безопасной (соответствие всех элементов требования по обеспечению надёжности и безопасности их использования).

  С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр. Подобрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи – шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

  Для определения эффективности своей работы я провожу диагностику формирования элементарных математических представлений с помощью дидактических игр и упражнений у детей дошкольного возраста. Проведённая диагностика показывает, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, что требует ФГОС, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

  Благодаря использованию дидактических игр и упражнений, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

  Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

  В заключении можно сделать следующие выводы: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребёнок, которому интересно узнавать что – то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнавать ещё больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Литература

  1. Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». Издание второе, исправленное и дополненное. Издательство Мазаика-Синтез Москва, 2010.
  2. Новикова В.П. «Математика в детском саду». Мазаика-Синтез, 2015.
  3. Михайлова З.А. «Математика от 3 до 7». Издательство: Детство-Пресс, 2009.
  4. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». Просвещение, 1990.
  5. Колесникова Е.В. «Математические ступеньки». Издательство: Сфера, 2016.
  6. Интернет-ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр.

Наиболее эффективным инструментом развития у ребёнка элементарных  математических представлений является использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребёнка понимать некоторые ...

Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр в старшей группе

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в учебном  и воспитательном процессе дошкольников с нарушением зрения. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоя...

«Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти...

Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр

Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных математических представлений я выстраиваю с учётом следующих принципов:1 Доступность- соотнесение содержания, характера и объёма учеб...

Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр

Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных математических представлений я выстраиваю с учётом следующих принципов:1 Доступность- соотнесение содержания, характера и объёма учеб...