План по самообразованию на учебный год. ТЕМА: «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников»
материал по математике (средняя группа)

Летуновская Светлана Валерьевна

 

План по самообразованию на учебный год.

ТЕМА: «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников»

Подготовила воспитатель: Летуновская С.В.

Тема самообразования:

 «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников»

 Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.

Задачи:

1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить) ;

3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Сентябрь.  Подбор литературы по теме самообразования Работа с документацией. Изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании», других нормативных документов Работа с личной библиотекой, интернетом. Знакомство и анализ документации. Изучение теории по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Планирование работы с детьми на новый учебный год. Знакомство с литературой по данной тематике создания перспективного плана работы.

 

Октябрь.  Продолжила изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей дошкольного возраста. Знакомство с литературой. Работа над развивающей математической средой группы. Оформление уголка группы «Умники и умнички».

 

Ноябрь. Разработка картотек игр по математическому развитию. Подбор материала.

 

Декабрь. Январь. Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми. - Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек) - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)

 

Февраль.  Подбор материала. Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару)

 

Март. Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

 

Апрель. Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с счетными палочками, настольно-печатные игры)

 

Май. Отчет по плану самообразования. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

-Рекомендации для родителей «Математика – это интересно»

Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

-Проведение родительского собрания по теме «Математика в гостях у семьи»

-Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

- Индивидуальные беседы и консультации

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Н А. Арапова - Пискарева « Формирование элементарных математических представлений в детском саду 2-7 лет», Москва: Мозаика- Синтез , 2009г;

2. И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, Мозаика- Синтез,2016г;

3. З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.

4. Щедровицкий Г.П. «Методические замечания к педагогическим исследованиям игры».// Психология и педагогика игры дошкольников. Под. Ред. Запорожца – М.: 2003 - - Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. «Играя, учимся математике». – М.:2005. - Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». – М.: 2000. - Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике».

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Консультация для родителей

«Дома играем- математику изучаем»

Цель: показать родителям, как на основе игр закрепить знания, умения, навыки по математике, играя дома с ребенком.

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – величайшая часть их общей подготовке ребѐнка к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, воспитывается привычка к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия.

 Работа ведется по нескольким разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени». Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться правильными грамматическими оборотами речи. Играя, ребенок приобретает новые знания, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

Закреплением пройденного материала происходит в совместной и самостоятельной деятельности, но, как показала практика, этого недостаточно, необходимо родителям принимать активное участие, в изучении математики играя всей семьей. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, проведенные вместе приятные минуты помогут Вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Приходя вечером домой, вы часто слышите от своих детей просьбу «Поиграй со мной», но у родителей много домашних дел, например, приготовить ужин.

Так давайте приготовим его, играя с ребенком!

1. Моторика - «Золушка»

Попросить ребенка перебрать в отдельные емкости горох и фасоль для второго блюда.

2. Форма - «Испечем печенье»

Пока мама замешивает тесто, ребенок на столе где рассыпана мука, пальчиком рисует формы будущего печенья: круглые, овальные, квадратные, треугольные, прямоугольные – закрепляя тем самым геометрические фигуры.

3. Количество и счет - «Накроем на стол»

Предложить ребенку посчитать, сколько человек будут ужинать и в соответствии с этим поставить соответствующее количество предметов (чашки, вилки, тарелки, блюдца, ложечки). При этом, закрепляя умение считать и согласовывать существительные с числительными.

 

Упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет

Упражнение 1

 Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат).

Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги) ".

Упражнение 2

Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру)".

Упражнение 3

Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга) ".

Упражнение 4

Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники).

Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку "Дидактический набор". Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3). Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)".

Упражнение 5

 Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)".

Упражнение 6

Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.

Задание: "Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный - их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата - разбираются все варианты.)". Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. "Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)".

Математические игры "Количество и счет"

Дидактические игры для детей старшей и подготовительной к школе группы групп:

«Найди слонёнка»

 Цель: закрепление названий порядковых числительных, умения задавать вопросы с целью отгадывания места нахождения предмета (игрушки). Повторение названий животных жарких стран.

Ход: перед детьми выставляются стаканы с изображением цифр (1-5, 1-10) и предлагается найти под ними спрятанного слоненка, употребляя порядковые числительные.

«Помоги Мишутке»

Цель: закрепление знаний о цифрах, умение отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение знаний о происхождении данного природного материала.

Ход: внимание детей обращается на карточки с изображением цифр и предлагается положить на них нужное количество предметов.

 

Приложение 2

Примеры математических игр

Отгадай число

(для старших дошкольников)

Цель. Закрепить умения детей сравнивать числа.

Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т. д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.

Обе игры просты по содержанию и поставленной задаче; ее участники должны произвести арифметические действия или назвать требуемое число на основе знания последовательности и отношении между числами. Занимательность, интерес обеспечивают игровые действия (бросание мяча), игровая постановка цели, правила, приемы стимулирования умственной активности.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: "Найди недостающую фигуру", "Чем отличаются?", "Мельница", "Лиса и гуси", "По четыре" и др. Игры - "Выращивание дерева", "Чудо-мешочек", "Вычислительная машина" - предполагают строгую логику действий.

Только одно свойство

(для старших дошкольников)

Материалом для игры являются геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) четырех цветов и двух размеров. Для игры необходимо изготовить специальный набор геометрических фигур. В него входят четыре фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) четырех цветов, например красного, синего, желтого и белого, маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных, цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших.

Цель. Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать ее.

Ход игры. У двоих играющих детей по полному набору фигур.

Один кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от нее только одним признаком. Так, если первый положил на стол желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более чем одним признаком. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур. (Возможны варианты.)

Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и. воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.

К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, занимательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях.

Числовой ряд

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель. Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры. Играют двое детей, сидят за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз все карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13).

Некоторые, из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше - правее. Если же он возьмет повторно карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

Можно условно выделить еще 2 большие группы игр и упражнений. К первой относятся все математические задачи, игры на, смекалку.

Назови число

Цель. Упражнять детей в умении производить устные вычисления.

Ход игры. Взрослый или старший ребенок говорит: "Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5".

В этой несложной задаче на смекалку задуманное число может быть любым, но для решения ее нужно уметь устно вычислять.

Решение задач второй группы не требует специальной математической подготовки, необходимы лишь находчивость и сообразительность.

Сколько взять конфет?

(Игра рекомендуется для индивидуальной работы с детьми, успешно овладевшими знаниями программного материала элементарной математики)

Цель. Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.

Ход игры. Предлагается условие задачи: "В бумажном кульке лежат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы 2 конфеты одного сорта?" (Не менее 3.) Задача решается путем логического размышления.

Так же решается задача о яблоках: "В вазе лежало три яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?" К ответу решающий задачу приходит вследствие размышления, соотнесения условий с результатом. Одна девочка взяла яблоко вместе с вазой.


 

Приложение 3

Составление фигур из треугольников и квадратов

Пример

Цель. Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Материал: У детей на столах счетные палочки, доска, мел на данном и следующем занятиях.

Ход работы. 1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке. Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте".

После того как большинство детей выполнят задание, воспитатель просит их рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по-разному. Способы выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т.д.), а в объяснении решения задачи пользоваться также выражением "пристроил к одному треугольнику другой, используя лишь 2 палочки".

 Составить 2 равных квадрата из 7 палочек (воспитатель предварительно уточняет, какую геометрическую фигуру можно составить из 4 палочек). Дает задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить на столе 2 равных квадрата.

После выполнения задания рассматривают разные способы пристроения к одному квадрату другого, воспитатель зарисовывает их на доске.

Вопросы для анализа: "Как составил 2 равных квадрата из 7 палочек? Что сделал сначала, что потом? Из скольких палочек составил 1 квадрат? Из скольких палочек пристроил к нему второй квадрат? Сколько потребовалось палочек для составления 2 равных квадратов?"

 

 

Приложение 4

Математические загадки

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)

Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)

Пять братцев в одном домике живут. (Варежка.)

Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух.)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы.)

Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз.)

Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели.)

В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.)

братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)

Кто в году 4 раза переодевается? (Земля.)

Много рук, а нога одна. (Дерево.)

Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики. (Пальцы в перчатке.)

Чтоб не мерзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица.)

Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)

 

Приложение 5

Задачи-шутки для детей 5-7 лет

1.Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)

.Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)

.Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6.)

.На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее? (Переложить крайнюю.)

.Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.)

.Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км.)

.Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет, стоять на 2 ногах? (2 кг.)

.У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)

.Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)

.Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.)

.Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни.)

.На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4.)

.Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой; "У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра". (7.)

.У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца.)

.Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит.)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на учебный год.

ТЕМА: «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников»

Подготовила воспитатель: Летуновская С.В.

Тема самообразования:

 «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников»

 Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.

Задачи:

1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить) ;

3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Сентябрь.  Подбор литературы по теме самообразования Работа с документацией. Изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании», других нормативных документов Работа с личной библиотекой, интернетом. Знакомство и анализ документации. Изучение теории по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Планирование работы с детьми на новый учебный год. Знакомство с литературой по данной тематике создания перспективного плана работы.

Октябрь.  Продолжила изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей дошкольного возраста. Знакомство с литературой. Работа над развивающей математической средой группы. Оформление уголка группы «Умники и умнички».

Ноябрь. Разработка картотек игр по математическому развитию. Подбор материала.

Декабрь. Январь. Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми. - Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек) - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)

Февраль.  Подбор материала. Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару)

Март. Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

Апрель. Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с счетными палочками, настольно-печатные игры)

Май. Отчет по плану самообразования. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

-Рекомендации для родителей «Математика – это интересно»

Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

-Проведение родительского собрания по теме «Математика в гостях у семьи»

-Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

- Индивидуальные беседы и консультации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Н А. Арапова - Пискарева « Формирование элементарных математических представлений в детском саду 2-7 лет», Москва: Мозаика- Синтез , 2009г;

2. И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, Мозаика- Синтез,2016г;

3. З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.

4. Щедровицкий Г.П. «Методические замечания к педагогическим исследованиям игры».// Психология и педагогика игры дошкольников. Под. Ред. Запорожца – М.: 2003 - - Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. «Играя, учимся математике». – М.:2005. - Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». – М.: 2000. - Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Консультация для родителей

«Дома играем- математику изучаем»

Цель: показать родителям, как на основе игр закрепить знания, умения, навыки по математике, играя дома с ребенком.

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – величайшая часть их общей подготовке ребѐнка к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, воспитывается привычка к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия.

 Работа ведется по нескольким разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени». Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться правильными грамматическими оборотами речи. Играя, ребенок приобретает новые знания, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

Закреплением пройденного материала происходит в совместной и самостоятельной деятельности, но, как показала практика, этого недостаточно, необходимо родителям принимать активное участие, в изучении математики играя всей семьей. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, проведенные вместе приятные минуты помогут Вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Приходя вечером домой, вы часто слышите от своих детей просьбу «Поиграй со мной», но у родителей много домашних дел, например, приготовить ужин.

Так давайте приготовим его, играя с ребенком!

1. Моторика - «Золушка» 

Попросить ребенка перебрать в отдельные емкости горох и фасоль для второго блюда.

2. Форма - «Испечем печенье»

Пока мама замешивает тесто, ребенок на столе где рассыпана мука, пальчиком рисует формы будущего печенья: круглые, овальные, квадратные, треугольные, прямоугольные – закрепляя тем самым геометрические фигуры.

3. Количество и счет - «Накроем на стол»

Предложить ребенку посчитать, сколько человек будут ужинать и в соответствии с этим поставить соответствующее количество предметов (чашки, вилки, тарелки, блюдца, ложечки). При этом, закрепляя умение считать и согласовывать существительные с числительными.

 

Упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет

Упражнение 1

 Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат).

Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги) ".

Упражнение 2

Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру)".

Упражнение 3

Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга) ".

Упражнение 4

Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники).

Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку "Дидактический набор". Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3). Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)".

Упражнение 5

 Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)".

Упражнение 6

Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.

Задание: "Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный - их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата - разбираются все варианты.)". Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. "Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)".

Математические игры "Количество и счет"

Дидактические игры для детей старшей и подготовительной к школе группы групп:

«Найди слонёнка»

 Цель: закрепление названий порядковых числительных, умения задавать вопросы с целью отгадывания места нахождения предмета (игрушки). Повторение названий животных жарких стран.

Ход: перед детьми выставляются стаканы с изображением цифр (1-5, 1-10) и предлагается найти под ними спрятанного слоненка, употребляя порядковые числительные.

«Помоги Мишутке»

Цель: закрепление знаний о цифрах, умение отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение знаний о происхождении данного природного материала.

Ход: внимание детей обращается на карточки с изображением цифр и предлагается положить на них нужное количество предметов.

Приложение 2

Примеры математических игр

Отгадай число

(для старших дошкольников)

Цель. Закрепить умения детей сравнивать числа.

Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т. д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.

Обе игры просты по содержанию и поставленной задаче; ее участники должны произвести арифметические действия или назвать требуемое число на основе знания последовательности и отношении между числами. Занимательность, интерес обеспечивают игровые действия (бросание мяча), игровая постановка цели, правила, приемы стимулирования умственной активности.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: "Найди недостающую фигуру", "Чем отличаются?", "Мельница", "Лиса и гуси", "По четыре" и др. Игры - "Выращивание дерева", "Чудо-мешочек", "Вычислительная машина" - предполагают строгую логику действий.

Только одно свойство

(для старших дошкольников)

Материалом для игры являются геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) четырех цветов и двух размеров. Для игры необходимо изготовить специальный набор геометрических фигур. В него входят четыре фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) четырех цветов, например красного, синего, желтого и белого, маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных, цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших.

Цель. Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать ее.

Ход игры. У двоих играющих детей по полному набору фигур.

Один кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от нее только одним признаком. Так, если первый положил на стол желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более чем одним признаком. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур. (Возможны варианты.)

Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и. воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.

К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, занимательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях.

Числовой ряд

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель. Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры. Играют двое детей, сидят за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз все карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13).

Некоторые, из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше - правее. Если же он возьмет повторно карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

Можно условно выделить еще 2 большие группы игр и упражнений. К первой относятся все математические задачи, игры на, смекалку.

Назови число

Цель. Упражнять детей в умении производить устные вычисления.

Ход игры. Взрослый или старший ребенок говорит: "Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5".

В этой несложной задаче на смекалку задуманное число может быть любым, но для решения ее нужно уметь устно вычислять.

Решение задач второй группы не требует специальной математической подготовки, необходимы лишь находчивость и сообразительность.

Сколько взять конфет?

(Игра рекомендуется для индивидуальной работы с детьми, успешно овладевшими знаниями программного материала элементарной математики)

Цель. Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.

Ход игры. Предлагается условие задачи: "В бумажном кульке лежат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы 2 конфеты одного сорта?" (Не менее 3.) Задача решается путем логического размышления.

Так же решается задача о яблоках: "В вазе лежало три яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?" К ответу решающий задачу приходит вследствие размышления, соотнесения условий с результатом. Одна девочка взяла яблоко вместе с вазой.


Приложение 3

Составление фигур из треугольников и квадратов

Пример

Цель. Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Материал: У детей на столах счетные палочки, доска, мел на данном и следующем занятиях.

Ход работы. 1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке. Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте".

После того как большинство детей выполнят задание, воспитатель просит их рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по-разному. Способы выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т.д.), а в объяснении решения задачи пользоваться также выражением "пристроил к одному треугольнику другой, используя лишь 2 палочки".

 Составить 2 равных квадрата из 7 палочек (воспитатель предварительно уточняет, какую геометрическую фигуру можно составить из 4 палочек). Дает задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить на столе 2 равных квадрата.

После выполнения задания рассматривают разные способы пристроения к одному квадрату другого, воспитатель зарисовывает их на доске.

Вопросы для анализа: "Как составил 2 равных квадрата из 7 палочек? Что сделал сначала, что потом? Из скольких палочек составил 1 квадрат? Из скольких палочек пристроил к нему второй квадрат? Сколько потребовалось палочек для составления 2 равных квадратов?"

Приложение 4

Математические загадки

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)

Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)

Пять братцев в одном домике живут. (Варежка.)

Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух.)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы.)

Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз.)

Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели.)

В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.)

братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)

Кто в году 4 раза переодевается? (Земля.)

Много рук, а нога одна. (Дерево.)

Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики. (Пальцы в перчатке.)

Чтоб не мерзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица.)

Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)

Приложение 5

Задачи-шутки для детей 5-7 лет

1.Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)

.Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)

.Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6.)

.На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее? (Переложить крайнюю.)

.Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.)

.Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км.)

.Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет, стоять на 2 ногах? (2 кг.)

.У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)

.Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)

.Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.)

.Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни.)

.На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4.)

.Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой; "У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра". (7.)

.У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца.)

.Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья тема: "ВЛИЯНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Статья посвящена проблеме влияния занимательного математического материала на развитие познавательной активности дошкольников. Рассмотрены принципы, содержание, методика организации занятий, способств...

Самообразование «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников»

Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...

Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста....

Отчет по самообразованию. Влияние занимательного математического материала на развитие познавательных способостей у детей старшего дошкольного возраста

Влияние занимательного математического материала на развитие познавательных способостей у детей старшего дошкольного возраста...

план по самообразованию на тему: " Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников".

план работы с детьми дошкольного возраста по развитию порзнавательной активности  через занимательный математический материал....