Главные вкладки

    Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.
    статья по математике

    Бардина Мария

    Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые методы. При их использовании ребенок обогащает свои умения и навыки, для решения задачи ребенок может провести опыт, общаться со взрослым и сверстниками по поводу развития ситуации, устраняет сам ошибки и противоречия, проявляет радость и огорчение и другие интеллектуальные эмоции.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx16.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

       Игровой метод (способ достижения цели игровыми средствами) – игровая форма взаимодействия педагога с детьми. Игровые методы могут применяться в комплексе с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными. В игровом методе реализуются познавательные задачи в процессе обыгрывания, разыгрывания, фантазирования, игры (театрализованной, ролевой, развивающей).

      Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые методы. При их использовании ребенок обогащает свои умения и навыки, для решения задачи ребенок может провести опыт, общаться со взрослым и сверстниками по поводу развития ситуации, устраняет сам ошибки и противоречия, проявляет радость и огорчение и другие интеллектуальные эмоции. Логико-математические игры очень интересны тем детям, которые имеют опыт самостоятельного познания.

      Проблемно- игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. При использовании таких методов взрослый должен исключить демонстрацию и подробное объяснение. Ребенок должен самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимого умения – осваивать его здесь же, в рамках текущей ситуации. Взрослый может только частично делать подсказки, вступать в диалог по поводу развития ситуации, давать оценку пройденного этапа деятельности. А вот что должен сделать взрослый, так это обеспечить активность ребенка в деятельности через яркую, доступную мотивацию; участие ребенка в выполнении интересных действий; выражение сущности этих действий в речи; использование экспериментирование, решение творческих задач (сравнивание, измерение, классификация и др).

       Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей реализуются с использованием разнообразных средств: логические и математические игры; проблемные ситуации, задачи, вопросы; творческие ситуации, задачи, вопросы; логико-математические сюжетные игры; экспериментирование и исследовательская деятельность. Цель этих методов – развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей. Проблемно-игровые методы реализуются при условии: последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач; обеспечения детской активности в поиске решения; стимулирование детской самодеятельности.

    Средства реализации проблемно-игровых методов логико-математического развития:

    Логические и математические игры направлены на плоскостное и объемное моделирование, комбинирование (цвет, форма, размер), составление целого из частей

    Проблемные ситуации, задачи, вопросы направлены на овладение исследовательскими действиями, умение формулировать собственные мысли о способах поиска и результате. Проблемные вопросы заставляют детей задуматься, установить связи объектов по форме, соотношению частей, расположенных в пространстве, количественному значению и т.д.

    Логико-математические сюжетные игры направлены на игровую деятельность, насыщение проблемными ситуациями, творческие задачи. Требование к данным играм является их развивающее воздействие.

    Экспериментирование и исследовательская деятельность направлена на интеллектуально-творческую деятельность и включает поисковую активность, анализ получаемых результатов, их оценку и прогнозирование развития ситуации

    Творческие ситуации, задачи, вопросы направлены предъявление дошкольникам творческих задач, ставя перед ними творческие вопросы после того, как необходимые для решения представления будут сформированы.

    Логико-математические сюжетные игры

      Для логико-математических сюжетных игр характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования. Требование к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением). Например, во время постройки «дома», ребенок, делая очередной ход, ориентируется на связи между предметами, нарисованными на «кирпичиках». Это могут быть связи сходства или отличия по окраске, форме, назначению, принадлежности. Соблюдение этажности предусматривает установление количественных отношений (математических связей). Для сюжетной логико-математической игры характерны: наличие завязки сюжета, действующих лиц и следование сюжетной линии; наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей; выделение существенных и несущественных свойств; овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения и группировки, операциями классификации и сериации;

    Игровая мотивация и направленность действий, их результативность; наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи; возможность повторения логико-математической игры, усложнения содержания включенных в игру интеллектуальных задач; общая направленность на развитие инициативы детей.

      Этапы организации и проведения сюжетных логико-математических игр:

      Первый этап. В предметно-игровой обстановке, соответствующей сюжету предстоящей игры, воспитатель сообщает участникам (детям) завязку.

      Второй этап. Происходит развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. Они: осваивают, преобразуют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел; овладевают системой познавательных действий (способов познания), обследуют, сравнивают, группируют и классифицируют, уравнивают; обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими замещениями.

      Третий этап. Подводятся итоги, которые обычно представлены: анализом жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры; акцентированием внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры; установлением сходства сюжета игры и известного литературного произведения; созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-математической игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»

    «Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»...

    Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»

    Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»...

    Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста.

    В статье описываются этапы формирования навыков моделирования у детей дошкольного возраста. Представлены виды моделей, использующихся в дошкольном образовании. Приводятся примеры из практики МДОУ №21 ...

    Проблемно - игровые методы логико-математического развития дошкольников

    Игровые методы являются сегодня наиболее популярными и преимущественными. Кроме того, они могут применяться в комплексе с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными....

    Презентация: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.

    Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.Цель: развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей в логико-математическом развитии дошколь...

    Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование кинезиологических методов в физическом развитие дошкольников»

    Актуальность темы:  проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике дошкольного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализац...

    Проблемно-игровые методы логико-математического развития. Метод: исследовательская деятельность и экспериментирование.

    О проблемно-игровых методах логико-математического развития детей дошкольного возраста с использованием разнообразных средств.          ...