Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе по сюжету русской народной сказки "Колобок".
методическая разработка по математике (средняя группа)

Одинцова Ольга Викторовна

Цель: развивать математические и сенсорные  представления ( количественный счет, геометрические фигуры, величина)  с использованием блоков Дьенеша.

Задачи:

Социально-коммуникативное  развитие:

создать положительный настрой, формировать у детей элементарные представления о доброте, взаимопомощи и дружбе.

Познавательное развитие:

закреплять знания детей о числах и цифрах от 1 до 5; узнавать предмет по его силуэту; анализировать и вычленять, что (кто) лишнее в группе предметов, учить находить нарушенную закономерность; закреплять умение различать и правильно называть  геометрические формы : круг, квадрат, треугольник ,прямоугольник, узнавать данные фигуры в блоках Дьенеша, несмотря на различие в цвете и величине; развивать слуховое внимание, мелкую моторику, зрительную память и логическое мышление.

Речевое развитие:

 стимулировать речевое развитие, закреплять умение согласовывать прилагательные и существительные в роде и падеже.

Физическое развитие:

развивать мелкую и общую моторику.

Оснащение:

1.Колобок квадратной и круглой формы.

2.Набор цифр.

3.Силуэты животных: волка, лисы, зайца, медведя, лошадки.

4.Муз.запись песни колобка.

5.Картина с пятью видами грибов: подосиновик, белый, мухомор, опята, лисичка.

6. Блоки  Дьенеша, схемы к ним.

7.Счетный материал  и математические карточки на каждого ребенка.

Предварительная работа:

-Повторение сказки «Колобок».

-Игровые упражнения с блоками Дьенеша.

-Работа со счетным материалом на математических карточках.

Ход НОД:

Вступление:

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром я встретила одного сказочного героя. Он сказал, что очень хочет с вами встретиться и рассказать очень интересную историю. А вы хотели бы с ним встретиться?(Да)

А вот и он…

(Выставляю на стол колобок квадратной формы).

Здравствуйте, дети я –колобок! (Дети удивляются, смеются, высказывают свои впечатления)

Что-то не так? Почему вы смеетесь? (Колобок такой не бывает. Он в сказке круглый, катится.)

(Из-за квадратного колобка появляется колобок круглой формы)- (Он от бабушки и дедушки укатился)

Все ясно, он решил над нами пошутить!

Колобок, ребята, очень веселый, любит шутки, он любит загадывать загадки и отгадывать их.(А мы любим разгадывать загадки).

Сегодня он расскажет вам свою сказку, но будьте внимательны, так как колобок может ошибаться, а вам нужно исправить его ошибки. Готовы? (Да. Мы готовы).

Основной этап.

1 задание «Угадай по силуэту».

Попробуйте догадаться, каких зверей я вам сейчас покажу. (Показываю черный силуэт зверей):

-волк;

-лиса;

-заяц;

-лошадка;

-медведь.

(Дети узнают и называют :это волк, лиса, заяц, лошадка, медведь.)

Но в сказке колобок встречался не со всеми этими животными. Кто лишний? (Колобок не встречал в сказке лошадку. Она здесь лишняя.)

Правильно.

Вспомните кого повстречал колобок в лесу первым. (Колобок встретил первым зайчика). А заяц ему говорит: «Колобок, колобок, если ты не выполнишь мое задание, то я тебя съем.»

Давайте поможем колобку!

2 задание «Работа со счетным материалом на индивидуальных математических полосках».

Детям дается задание: положить на верхнюю полоску карточки 5 морковок, а на нижнюю-на 1 меньше. Сколько морковок положим на нижнюю полоску? Покажи цифру. Что надо сделать, чтобы стало поровну?

Спасибо ,ребята! Покатился колобок дальше.

Загадка-шутка.

А кого дальше встретил колобок? Показываем картинку льва.(Дети смеются).Это шутит колобок, конечно он встретил волка. Волк тоже загадал загадку колобку.

3 задание «Исправь ошибку».

Найди, что здесь неправильно.(Нарушена последовательность, исправляем-елка, гриб, цветок, елка, гриб, цветок, елка, гриб, солнышко.)

Молодцы! Помогли колобку справиться с заданием волка.

«Отгадай, кого встретил колобок после волка?»
Катится колобок дальше и видит…Кто-то худенький, низенький, беленький, шустрый. Колобок , дети, говорит, что это медведь.(Дети смеются, спорят с колобком, высказывают свои мнения).

Наших ребят, колобок не проведешь, ведь он знают, что медведь:

-не худенький, а (толстый, жирный)

-не низенький, а (высокий)

-не шустрый, а (неуклюжий, медлительный)

-не беленький, а (бурый).

Пока мишка придумывает задание, мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

   Мишка шел ,шел шел

   Белый гриб нашел.

   Раз грибок, два грибок,

   Три грибок,

   Положи в кузовок.

(Декламируя стихотворение, дети вместе с воспитателем имитируют движения медведя: идут, нагибаются, кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

4 задание-игра «Пятый лишний».

Медведь предлагает поиграть в игру «Пятый лишний». Выставляю плакат.

Какие грибы вы видите?(Подосиновик, белый, мухомор, опята, лисичка).

А теперь нужно назвать, какой гриб «лишний»? и объяснить свое решение.(Я считаю, что «лишний» здесь мухомор, потому что все грибы съедобные, а он-нет. А я думаю, что «лишние» опята, потому что их 3, а всех остальных по одному. Молодцы! Оба ответа верные.

В русской народной сказке лиса съедает колобка, а вот у нашей сказки счастливый конец! Но лиса-то хитрая и тоже придумала нам задание. Справимся?

5 задание «Бусы для лисы».

Посмотрите, какой-то мешочек лежит. Давайте посмотрим ,что в нем находится? Ребята, что это? (Блоки, фигуры).Давайте  сделаем для лисы красивые бусы, а взамен попросим отпустить колобка.

С помощью блоков Дьенеша сделаем бусы для лисы. Колобок благодарит нас и прощается с нами!

(Включаю  запись с песней колобка!)Дети подпевают!

«Я колобок, колобок!

По амбару метен,

 По сусекам скребен,

На сметане мешен.

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

И от тебя ,лиса, не хитро уйти!»

Заключительный этап.

Рефлексия: Ребята, какие вы молодцы! Никакого зверя не испугались, справились со всеми заданиями! Давайте с помощью геометрических фигур на фланелеграфе покажем последовательность всех, кого встретил колобок .Молодцы! И с этим заданием вы справились! Колобок очень рад, что мы попали в его сказку. А вам понравилось наше путешествие?(Ответы детей)/

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kolobok.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развивать математические и сенсорные  представления ( количественный счет, геометрические фигуры, величина)  с использованием блоков Дьенеша.

Задачи: 

Социально-коммуникативное  развитие:

создать положительный настрой, формировать у детей элементарные представления о доброте, взаимопомощи и дружбе.

Познавательное развитие:

закреплять знания детей о числах и цифрах от 1 до 5; узнавать предмет по его силуэту; анализировать и вычленять, что (кто) лишнее в группе предметов, учить находить нарушенную закономерность; закреплять умение различать и правильно называть  геометрические формы : круг, квадрат, треугольник ,прямоугольник, узнавать данные фигуры в блоках Дьенеша, несмотря на различие в цвете и величине; развивать слуховое внимание, мелкую моторику, зрительную память и логическое мышление.

Речевое развитие:

 стимулировать речевое развитие, закреплять умение согласовывать прилагательные и существительные в роде и падеже.

Физическое развитие:

развивать мелкую и общую моторику.

Оснащение:

1.Колобок квадратной и круглой формы.

2.Набор цифр.

3.Силуэты животных: волка, лисы, зайца, медведя, лошадки.

4.Муз.запись песни колобка.

5.Картина с пятью видами грибов: подосиновик, белый, мухомор, опята, лисичка.

6. Блоки  Дьенеша, схемы к ним.

7.Счетный материал  и математические карточки на каждого ребенка.

Предварительная работа:

-Повторение сказки «Колобок».

-Игровые упражнения с блоками Дьенеша.

-Работа со счетным материалом на математических карточках.

Ход НОД:

Вступление:

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром я встретила одного сказочного героя. Он сказал, что очень хочет с вами встретиться и рассказать очень интересную историю. А вы хотели бы с ним встретиться?(Да)

А вот и он…

(Выставляю на стол колобок квадратной формы).

Здравствуйте, дети я –колобок! (Дети удивляются, смеются, высказывают свои впечатления)

Что-то не так? Почему вы смеетесь? (Колобок такой не бывает. Он в сказке круглый, катится.)

(Из-за квадратного колобка появляется колобок круглой формы)- (Он от бабушки и дедушки укатился)

Все ясно, он решил над нами пошутить!

Колобок, ребята, очень веселый, любит шутки, он любит загадывать загадки и отгадывать их.(А мы любим разгадывать загадки).

Сегодня он расскажет вам свою сказку, но будьте внимательны, так как колобок может ошибаться, а вам нужно исправить его ошибки. Готовы? (Да. Мы готовы).

Основной этап.

1 задание «Угадай по силуэту».

Попробуйте догадаться, каких зверей я вам сейчас покажу. (Показываю черный силуэт зверей):

-волк;

-лиса;

-заяц;

-лошадка;

-медведь.

(Дети узнают и называют :это волк, лиса, заяц, лошадка, медведь.)

Но в сказке колобок встречался не со всеми этими животными. Кто лишний? (Колобок не встречал в сказке лошадку. Она здесь лишняя.)

Правильно.

Вспомните кого повстречал колобок в лесу первым. (Колобок встретил первым зайчика). А заяц ему говорит: «Колобок, колобок, если ты не выполнишь мое задание, то я тебя съем.»

Давайте поможем колобку!

2 задание «Работа со счетным материалом на индивидуальных математических полосках».

Детям дается задание: положить на верхнюю полоску карточки 5 морковок, а на нижнюю-на 1 меньше. Сколько морковок положим на нижнюю полоску? Покажи цифру. Что надо сделать, чтобы стало поровну?

Спасибо ,ребята! Покатился колобок дальше.

Загадка-шутка.

А кого дальше встретил колобок? Показываем картинку льва.(Дети смеются).Это шутит колобок, конечно он встретил волка. Волк тоже загадал загадку колобку.

3 задание «Исправь ошибку».

Найди, что здесь неправильно.(Нарушена последовательность, исправляем-елка, гриб, цветок, елка, гриб, цветок, елка, гриб, солнышко.)

Молодцы! Помогли колобку справиться с заданием волка.

«Отгадай, кого встретил колобок после волка?»
Катится колобок дальше и видит…Кто-то худенький, низенький, беленький, шустрый. Колобок , дети, говорит, что это медведь.(Дети смеются, спорят с колобком, высказывают свои мнения).

Наших ребят, колобок не проведешь, ведь он знают, что медведь:

-не худенький, а (толстый, жирный)

-не низенький, а (высокий)

-не шустрый, а (неуклюжий, медлительный)

-не беленький, а (бурый).

Пока мишка придумывает задание, мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

   Мишка шел ,шел шел

   Белый гриб нашел.

   Раз грибок, два грибок,

   Три грибок,

   Положи в кузовок.

(Декламируя стихотворение, дети вместе с воспитателем имитируют движения медведя: идут, нагибаются, кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

4 задание-игра «Пятый лишний».

Медведь предлагает поиграть в игру «Пятый лишний». Выставляю плакат.

Какие грибы вы видите?(Подосиновик, белый, мухомор, опята, лисичка).

А теперь нужно назвать, какой гриб «лишний»? и объяснить свое решение.(Я считаю, что «лишний» здесь мухомор, потому что все грибы съедобные, а он-нет. А я думаю, что «лишние» опята, потому что их 3, а всех остальных по одному. Молодцы! Оба ответа верные.

В русской народной сказке лиса съедает колобка, а вот у нашей сказки счастливый конец! Но лиса-то хитрая и тоже придумала нам задание. Справимся?

5 задание «Бусы для лисы».

Посмотрите, какой-то мешочек лежит. Давайте посмотрим ,что в нем находится? Ребята, что это? (Блоки, фигуры).Давайте  сделаем для лисы красивые бусы, а взамен попросим отпустить колобка.

С помощью блоков Дьенеша сделаем бусы для лисы. Колобок благодарит нас и прощается с нами!

(Включаю  запись с песней колобка!)Дети подпевают!

«Я колобок, колобок!

По амбару метен,

 По сусекам скребен,

На сметане мешен.

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

И от тебя ,лиса, не хитро уйти!»

Заключительный этап.

Рефлексия: Ребята, какие вы молодцы! Никакого зверя не испугались, справились со всеми заданиями! Давайте с помощью геометрических фигур на фланелеграфе покажем последовательность всех, кого встретил колобок .Молодцы! И с этим заданием вы справились! Колобок очень рад, что мы попали в его сказку. А вам понравилось наше путешествие?(Ответы детей)/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию  с использованием логических  блоков Дьенеша в средней группе....

Конспект по познавательному развитию(ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.

Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками , упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме, размеру....

Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша (подготовительная группа)

Закреплять знания детей о свойствах предмета с помощью логических блоков Дьенеша....

ОД по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера по сказке «Курочка Ряба»

Цель: Закреплять навыки в работе с логическими блоками, упражнять в  умении классифицировать блоки по трем признакам: цвет, форма, размер.Задачи:- Развивать любознательность и познавательную акти...

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе. «Поможем Доктору Айболиту»

Задачи:Образовательные:- закреплять знания о цифрах от 1 до 4, умение считать в пределах 4;- закреплять знания о геометрических фигурах;- продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;Разв...

Конспект по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.

Конспект по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.Тема: «Поможем Доктору Айболиту»Цель: Закреплять навыки детей в работе с логичес...

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием технологий блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

                          Тема: “Космическое путешествие».Цель:1. Воспитывать доброжелательные отношения к ближнему....